Конспект урока по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном" (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Шалагина Юлия Александровна

Цели деятельности учителя: обобщение полученных знаний об имени прилагательном; совершенствование умения находить в тексте имя прилагательное;

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать как определить часть речи- имя прилагательное;

- уметь определять число имени прилагательного; употреблять имя прилагательное в речи;

Личностные: проводить самоанализ и самоконтроль, осознавать роль наречия в устной и письменной речи; формировать личностный смысл учения; развивать интерес и любовь к языку.

Тип урока: общеметодологической направленности.

Оборудование:УМК «Школа России», учебник Русский язык: 2кл.: Учебник: В 2 ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, -М.: Просвещение \ Учебник  2 часть, презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 19.04.2021                                                                                           ФИО учителя: Лапаева Е.М.

Школа: Увельская СОШ №2                                                                                         ФИ студента: Шалагина Ю.А., 46 гр.

Класс: 2«А»                                                                                                    ФИО методиста: Кошкарова Л.С

Кабинет: 32

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном»

Цели деятельности учителя: обобщение полученных знаний об имени прилагательном; совершенствование умения находить в тексте имя прилагательное;

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать как определить часть речи- имя прилагательное;

- уметь определять число имени прилагательного; употреблять имя прилагательное в речи;

Личностные: проводить самоанализ и самоконтроль, осознавать роль наречия в устной и письменной речи; формировать личностный смысл учения; развивать интерес и любовь к языку.

Тип урока: общеметодологической направленности.

Оборудование:УМК «Школа России», учебник Русский язык: 2кл.: Учебник: В 2 ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, -М.: Просвещение \ Учебник  2 часть; учебная презентация, раздаточный материал.

Челябинск, 2021 г.


 Этапы.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя.

Деятельность уч-ся

УУД

  1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод: слово учителя

1 мин

- Добрый день! - тебе сказали.

- Добрый день! - ответил ты,

Нас две ниточки связали.

Теплоты и доброты.

Улыбнитесь друг другу. Ребята, желаю вам успехов и удач на уроке.

Приветствие учителя.

Настрой на работу.

Л: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод:
беседа

Практич.: минутка чистописания

Практический:работа в рабочей тетради.

Наглядный: презентация

Словесный: наводящие вопросы

- В некотором царстве, в тридевятом государстве, которое зовется Русский язык, есть город Морфология.

- В этом городе живет много жителей. Некоторых из жителей мы с вами уже знаем.

- Назовите части речи, с которыми вы уже знакомы.

(имя существительное, имя прилагательное, глагол )

- Определите тему нашего урока по стихотворению:

Я имя ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Его называют ещё ...

Слушают, воспринимают информацию.

Отвечают на вопросы учителя.

 

Слушают учителя.

- Имя прилагательное.

III. Постановка учебной задачи

Словесный метод: слово учителя

Словесный метод: уч. беседа

3 мин

Определение темы и цели.

- Сформулируйте тему урока.

- Какую цель мы поставим?

- Молодцы!

- Для достижения цели, что нам нужно?

План.

1. Вспомним, что мы знаем о имени прилагательном.

2. Выполним несколько упражнений на закрепление.

3. Выясним, где есть трудности по данной теме.

4. Отработаем на упражнениях, в которых возникают трудности.

5. Подведём итоги урока.

- Я буду рада вашей активной работе на уроке и вашим правильным ответам.

Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном».

Цель: повторить и обобщить всё, что знаем об имени прилагательном.

- Составить план.

Составляют план урока.

К: Построение речевого высказывания.

П: постановка и формулирование темы и цели урока.

IV. Включение в систему знаний

Словесный метод: уч.  беседа

Практический метод: уч. задание

Словесный метод: уч. беседа

Наглядный метод: уч. презентация

Словесный метод: уч. беседа

Практический метод: уч. задание

12 мин

Фронтальная форма работы.

Ребята, расскажите, что вы знаете об имени прилагательном.

- Что такое имя прилагательное? (Имя прилагательное – это часть речи.)

- Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

(Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? и обозначает признак предмета.)

Открываем тетради. Записываем число и классная работа.

Откройте учебник на стр. 99 и найдите задание 2. Посмотрите на слова и прочитайте их. 

Выплыло, весеннее, небо, на, солнышко, солнечные, осветили, поляну, лучи, лесную, около, маленькая, появилась, пня, проталинка.

На какие группы можно разделить эти слова? (Существительные; глаголы; прилагательные и предлоги)

Объясните, по каким признакам можно узнать среди этих слов существительные? (Отвечают на вопрос Что? Небо, солнышко, поляну, лучи, пня, проталинка)

Объясните, по каким признакам можно узнать среди этих слов глаголы.

(Они отвечают на вопросы: Что сделали? Осветили;  Что сделала? Появилась;  Что сделало? Выплыло)

Объясните, по каким признакам можно узнать среди этих слов прилагательные.

(Они отвечают на вопросы: Какое? Весеннее; Какие?Солнечные; Какую? Лесную;Какая? Маленькая )

Устно составьте предложение из данных слов. (2- 3 предложения) Запишем одно предложение в тетрадь( 1 ученик записывает у доски) Укажите число над именем прилагательным.

- С какой частью речи имена прилагательные тесно связаны? (с именем существительным)

Верно. Посмотрите на слайд. К какой части речи относятся эти слова?

Солнце, котенок, ручьи.

Подберите к этим существительным имена прилагательные. (яркое солнце, маленький котенок, быстрые ручьи)

Запишите получившиеся словосочетания в тетрадь. Начинаем писать с кр. строки, с большой буквы.

Поставьте вопрос от имен существительных к именам прилагательным. Проверяем (по поднятой руке)

Верно!

Посмотрите на словосочетания:

Красивый цветок; большой дом; солнечный день

-Как изменяются имена прилагательные? (по числам)

-Как определяли число имён прилагательных? ( по вопросам )

Поставьте прилагательные в множественное число:

(красивые)… цветы; (большие)… дома; (солнечные) …дни

(спрашивать по поднятой руке) Молодцы!

Отвечают на вопросы учителя

Записывают число.

Делят слова на группы.

Выделяют признаки частей речи.

Отвечают на вопросы учителя.

Составляют предложения.

 Выполняют задание.

Выделяют связь между частями речи

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание.

К: Построение речевого высказывания.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

Пр: выделение признаков частей речи.

К: Построение речевого высказывания.

П: синтез как составление целого из частей.

Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

П: установление связей.

К: Построение речевого высказывания.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

Динамическая пауза

1 мин

Видеоматериал

Выполняют движения

Л: формирование установки на здоровый образ жизни.

V.Самостоятель-ная работа с самопроверкой

Словесный метод: уч. беседа

Практический работа в группах

Словесный метод: слово учителя

Наглядный метод: раздаточный материал

Практический метод: уч. задание

Словесный метод: уч. беседа

Наглядный метод: уч. презентация

Практический метод: уч. задание

10 мин

Ребята, скажите, что такое синонимы?

(Синонимы- это слова близкие по смыслу, отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному.)

А что такое антонимы?

(Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.)

Эти знания помогут вам выполнить задание 4.

Какое из данных имен прилагательных имеет:

  1. Синоним со значением «морозный»;
  2. Антоним со значением «жаркий»?

Снежный, холодный, зимний.

Верно, вы правильно выполнили задание.

Работа в группах.
Сейчас я раздам вам карточки, ваша задача подобрать антонимы и записать их в карточке.

1 ряд

далёкий - _______________,

высокий - _______________,

широкий - _______________.

2 ряд

грязный - _______________,

дорогой - _______________,

полезный - ______________.

3 ряд

храбрый - _______________,

ленивый - _______________,

молчаливый - ____________.

На выполнение задания я даю вам 2 минуты.

Ваше время вышло, передаем карточки с последних парт на первые.

- Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы?

(Чтобы разнообразить нашу речь, сделать богаче, красивее.)

Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.

Вы часто встречаете синонимы и антонимы в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях.

Чтобы в этом убедиться выполним задание:

Посмотрите на слайд, внимательно прочитайте пословицы. Выберите подходящее слово и вставьте в предложение.

Маленький мир лучше  …  драки.

Горькая правда лучше  …  лжи.

Лучше враг умный, чем друг …  .

Слова для справок: большой, огромный, сладкий, вкусный, глупый, красивый.

(большой; сладкой; глупый)

Молодцы, вы правильно выполнили задание!

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют задание учителя.

Слушают установку учителя.

Выполняют задание в карточках.

Отвечают на вопросы.

Слушают установку учителя.

Выполняют задание учителя

 

К: Построение речевого высказывания.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

Р: принимать установку учителя.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

К: Построение речевого высказывания.

Р: принимать установку учителя.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров;

Р: действие с учетом выделенных ориентиров;

VI. Рефлексия деятельности

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: уч. презентация

3 мин

- Вспомним, какая была тема урока?

-Какую цель мы ставили?

-Достигли ли мы ее?

-Каким для вас было общение на уроке? Выберите ответ.

На доске: деловым, игровым, интересным, полезным, бесполезным, поучительным, познавательным.

Обобщают изученное.

Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном».

Цель: повторить и обобщить всё, что знаем об имени прилагательном.

Подводить итог урока.

Р: осуществлять итоговый контроль

Посмотрите на слайд. Вы видите начало фраз. Продолжите фразу:

Я считаю, что на уроке я работал(а) … (как?)

Мне было понятно/не понятно … (что?)

Ребята, а кто по вашему мнению на уроке работал активно?

Спасибо за урок.

Оценивают отношение к уроку, к своей работе на уроке.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 2

Я имя ищу необычное, звучное, Особое, сильное, самое лучшее, Короткое, длинное, красное, синее, Неброское, яркое, очень красивое, Оно уменьшительное или ласкательное, Его называют ещё ...

Слайд 3

Тема: « Обобщение знаний об имени прилагательном».

Слайд 4

Цель: повторить и обобщить всё, что знаем об имени прилагательном .

Слайд 5

Солнце, котенок, ручьи.

Слайд 6

Красивый цветок; большой дом; солнечный день

Слайд 7

Синонимы- это слова близкие по смыслу, отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи

Слайд 8

Маленький мир лучше … драки. Горькая правда лучше … лжи. Лучше враг умный, чем друг … . Слова для справок: большой , огромный, сладкий, вкусный , глупый, красивый.

Слайд 9

Рефлексия Я считаю, что на уроке я работал(а) … (как?) Мне было понятно/не понятно … (что?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока открытия новых знаний по окружающему миру в 3 классе. УМК "Перспектива", автор А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая

 Урок окружающего мира по теме "Чудо под ногами" разработан на основе рабочей программы из раздела "Мир как дом". Цель  и задачи данного урока состоят в том, чтобы способствовать углу...

Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном" ("Школа России" 2 кл. 2 ч.)

Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном" ("Школа России" 2 кл. 2 ч.)...

Конспект урока "Единственное и множественное число имен существительных" (2 класс, УМК "Школа России")

Предмет: русский языкКласс: 2-АТема урока: “Единственное и множественное число имен существительных”Цели урока: формировать умение изменять имена существительные по числам, определять числ...

Конспект урока. Тема: "Обобщение знаний об имени прилагательном" 3 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языку на тему: "Обобщение знаний об имени прилагательном" 3 класс...