Конспект урока "Падежные окончания имен существительных третьего склонения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тип урока: открытие новых знаний
Формы и методы: работа в паре, работа в группе, фронтальная работа, частично - поисковый метод.
Планируемые результаты:
Цель.
Образовательная.
Ознакомление со способами проверки безударных окончаний имён существительных 3 склонения в единственном числе.
Развивающая.
Способствовать развитию орфографической зоркости, речи обучающихся, пополнению словарного запаса детей.
Воспитательная.
Воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, взаимопомощи.
Личностные УУД
- Формирование учебно-познавательного интереса
- Формирование осознания смысла своих учебных действий
Регулятивные УУД
- Формирование умения принимать и выполнять учебную задачу
- Формирование умения самостоятельно ставить новые учебные задачи
- Формирование умения самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности
- Формирование умения оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки
Познавательные УУД
- Формирование умения выделять существительные 3 склонения
- Формирование умения писать падежные окончания, определять падеж существительных 3 склонения
- Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать.
Коммуникативные УУД
- Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию
- Формирование умения работать в диалог
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема. Падежные окончания имен существительных третьего склонения.
Тип урока: открытие новых знаний
Формы и методы: работа в паре, работа в группе, фронтальная работа, частично - поисковый метод.
Планируемые результаты:
Цель.
Образовательная.
Ознакомление со способами проверки безударных окончаний имён существительных 3 склонения в единственном числе.
Развивающая.
Способствовать развитию орфографической зоркости, речи обучающихся, пополнению словарного запаса детей.
Воспитательная.
Воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, взаимопомощи.
Личностные УУД
- Формирование учебно-познавательного интереса
- Формирование осознания смысла своих учебных действий
Регулятивные УУД
- Формирование умения принимать и выполнять учебную задачу
- Формирование умения самостоятельно ставить новые учебные задачи
- Формирование умения самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности
- Формирование умения оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки
Познавательные УУД
- Формирование умения выделять существительные 3 склонения
- Формирование умения писать падежные окончания, определять падеж существительных 3 склонения
- Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать.
Коммуникативные УУД
- Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию
- Формирование умения работать в диалог
Материально-техническое обеспечение урока
Учебник Русский язык: учебник для 3 класса начальной школы/ А. В. Полякова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2013
Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Часть 2 (к учебнику Поляковой). ФГОС/ Н.А.Песняева, С.В.Анащенкова – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015
раздаточный материал:
- карточки для индивидуальной, парной и групповой работы,
- презентация к уроку Microsoft PowerPoint
- компьютер,
- мультимедийный проектор
Ход урока
1.Мотивирование к учебной деятельности.
Позитивный настрой на работу.
- Ребята, к нам на урок пришли гости. Не зря говорят: «Гость не долго гостит, да много видит». Предлагаю сегодня поработать так, чтобы у наших гостей осталось о нас только хорошее впечатление. Удачи вам на уроке.
2.Актуализация знаний.
а) Минутка чистописания. Словарная работа.
- Сейчас одновременно у нас будет и словарная работа, и чистописание. Вспомним правописание словарных слов, но записывать будем только гласные буквы. Буквы пишем каллиграфически правильно.
Улица, дирижёр, автограф, чёрный, абрикос.
Взаимопроверка по образцу. (У-и-а, и-и-ё, а-о-а, ё-ы, а-и-о.)
- Подчеркните зелёным цветом три самые красивые буквы.
б) Работа в парах.
(На столах карточки)
Прочитайте предложения и выпишите в тетрадь слова по указанным признакам.
1.Непроизносимый согласный в корне слова.
С безоблачного неба сияло яркое солнце.
2. Парный согласный в конце слова.
Широко раскинулась бескрайняя степь.
3.Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением.
На проталинах пустила стрелки первая трава.
4. Ь - показатель мягкости.
Осенью на поле собрали крупную морковь.
5. Подлежащее.
Тонкая осинка дрожит на ветру.
6. Дополнение.
Густой туман окутал город.
Проверка с объяснением
в) Определение склонения имён существительных.
На доске запись: Солнце, степь, трава, морковь, осинка, город.
- В чём сходство данных слов? (Имена существительные в И.п.).
- Какое задание можно предложить с записанными словами?
- Найти лишнее слово (Осинка - начинается на гласный звук, 3 слога, туман – не вызывает трудности при написании)
- Разделить на группы (По роду, по склонению, по количеству слогов).
- Определить склонение существительных.
- Составить предложения с данными словами.
- Предлагаю самостоятельно определить склонение записанных существительных. Вспомните, как определяем склонение имени существительного. (Проверка)
3.Выявление места и причины затруднения.
- Назовите слова, в которых мы можем грамотно написать падежные окончания? ( Солнце, травка, осинка, город)
- Почему именно эти слова вы выбрали?
(Это существительные 1-го и 2-го склонения.)
- При ответе на вопрос вы не назвали слова морковь и степь. Почему?
(Это существительное 3 склонения)
- Кто догадался и может озвучить тему сегодняшнего урока?
(Падежные окончания имён существительных 3 склонения)
- Как вы думаете, ребята, что нового об именах существительных мы сегодня узнаем?
(Познакомимся с падежными окончаниями существительных 3 склонения.)
- С какой целью мы будем это делать? Для чего это нам нужно?
(Чтобы грамотно писать.)
(На доске появляются вопросы:
1).Какие падежные окончания у существительных 3 склонения?
2).Как не допустить ошибки в безударных падежных окончаниях у существительных 3 склонения?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Что нужно сделать для решения поставленных задач? Как узнать, какие падежные окончания имеют имена существительные 3-го склонения?
(Необходимо просклонять их.)
- Предлагаю выполнить следующее задание.
Работать будем в группах. (На столах карточки)
1. Просклоняйте слова морковь и степь.
( ?) | морковь | степь | |
( ?) | морков | степ | |
( ?) | морков | степ | |
( ?) | морков | степ | |
( ?) | морков | степ | |
( ?) | морков | степ |
- Найдите особенности падежных окончаний имён существительных 3-го склонения.
- Вспомните два способа определения безударного окончания существительных.
- Дайте ответ, как поступить, если возникали трудности в написании безударных окончаний существительных 3склонения?
Отчёт групп.
1.Имена существительные 3 склонения в Р. П., Д. п., П. п. имеют окончание и.
2.При написании безударных падежных окончаний существительных определяем склонение и падеж или используем слово – подсказку с ударным падежным окончанием. Подсказка - слово степь.
Работа с правилом с.99
- Задайте вопросы одноклассникам для закрепления правила.
(Ответы обучающихся)
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Фронтальная работа в печатной тетради (с.44№51)
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа с разноуровневыми заданиями.
(Каждый ребёнок выбирает задание по своим силам)
1 уровень
Учебник с.100 № 213.
Эталон для самопроверки.
Случай из жизни (Р.п.); остановился в тени (П.п.); крошки на скатерти (П.п.); добавил соль (В.п.); ехал по степи (Д.п.); шёл по площади (Д.п.).
2 уровень
Выпиши имена существительные 3 склонения, вставляя нужное окончание, определи падеж.
На куртк…, от старост…, для мебел…, к вишн…, о грубост…, с крыш…, в фонтан…, из шерст…, в театр…, к сирен…, к ноч…, в рощ…, с ветк…, в тетрад…, на неб…, о плесен….
Эталон для самопроверки.
От старости (Р.п.), для мебели (Р.п.),о грубости (П.п.), из шерсти (Р.п.), к сирени (Д.п.), к ночи (Д.п.), в тетради (П.п.), о плесени (П.п.).
3 уровень
От данных слов образуйте однокоренные существительные 3 склонения. Запишите их в 2 столбика: одушевлённые – в П.п., а неодушевлённые в Р.п.
Постелька, морковка, мышка, ночка, лошадка, дочка, кисточка, мама.
Эталон для самопроверки.
Р.п ( ?) | П.п. ( ?) |
постели | о мыши |
моркови | о лошади |
ночи | о дочери |
кисти | о матери |
Домашнее задание.
Правило с. 99,
БУ – с.100 №214 (учебник);
ПУ – составить 3 предложения с однородными существительными 3 склонения в Р.п., Д.п., П.п.
Итог урока. Рефлексия
- Какое новое знание вы приобрели на сегодняшнем уроке, чему учились?
(Учились грамотно писать безударные падежные окончания существительных 3-го склонения, определяя склонение и падеж или используя опорное слово.)
- Где можно использовать новые знания?
Выберите для себя утверждение:
Я понял и могу объяснить однокласснику.
Я понял.
Мне ещё нужна помощь
Приложение
Карточка 1.
Прочитайте предложения и выпишите в тетрадь слова по указанным признакам.
1.Непроизносимый согласный в корне слова.
С безоблачного неба сияло яркое солнце.
2. Парный согласный в конце слова.
Широко раскинулась бескрайняя степь.
3.Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением.
На проталинах пустила стрелки первая трава.
4. Ь - показатель мягкости.
Осенью на поле собрали крупную морковь.
5. Подлежащее.
Тонкая осинка дрожит на ветру.
6. Дополнение.
Густой туман окутал город.
Карточка 2.
1. Просклоняйте слова морковь и степь.
( ?) | морковь | степь | |
( ?) | морков | степ | |
( ?) | морков | степ | |
( ?) | морков | степ | |
( ?) | морков | степ | |
( ?) | морков | степ |
2.Найдите особенности падежных окончаний имён существительных 3-го склонения.
3.Вспомните два способа определения безударного окончания существительных.
4.Дайте ответ, как поступить, если возникали трудности в написании безударных окончаний существительных 3склонения?
Карточка 3.
2 уровень
Выпиши имена существительные 3 склонения, вставляя нужное окончание, определи падеж.
На куртк…, от старост…, для мебел…, к вишн…, о грубост…, с крыш…, в фонтан…, из шерст…, в театр…, к сирен…, к ноч…, в рощ…, с ветк…, в тетрад…, на неб…, о плесен….
3 уровень
От данных слов образуйте однокоренные существительные 3 склонения. Запишите их в 2 столбика: одушевлённые – в Р.п., а неодушевлённые в П.п.
Постелька, морковка, мышка, ночка, лошадка, дочка, кисточка, мама.
Карточка 4.
Эталоны для самопроверки.
1 уровень
Случай из жизни (Р.п.); остановился в тени (П.п.); крошки на скатерти (П.п.); добавил соль (В.п.); ехал по степи (Д.п.); шёл по площади (Д.п.).
2 уровень
От старости (Р.п.), для мебели (Р.п.),о грубости (П.п.), из шерсти (Р.п.), к сирени (Д.п.), к ночи (Д.п.), в тетради (П.п.), о плесени (П.п.).
3 уровень
Р.п ( ?) | П.п. ( ?) |
постели | о мыши |
моркови | о лошади |
ночи | о дочери |
кисти | о матери |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений"
Конспект урока по русскому языку для 4 класса по УМК "Школа России". Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений". Цели:1) Отработка навыков правописания бе...

Конспект урока русского языка УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ, 4 класс
Конспекты уроков: Упражение в распознавании имен существительных 3 склонения, всех типов склонения, именительный, винительный, родительный падежи.Канакина....

Конспект урока "Безударные окончания имен существительных 3 склонения" в 3 классе
Конспект урока "Безударные окончания имен существительных 3 склонения" в 3 классе.Тип урока - рефлексияЦель урока - закрепить полученные знания о правописании безударных окончаний...

Конспект урока по русскому языку на тему "Безударные падежные окончания имен существительных III склонения в единственном числе" 3 класс ПНШ
Конспект урока по русскому языку 3 класс ПНШ...

Технологическая карта урока русского языка 4 класс "Падежные окончания имен существительных третьего склонения"
Технологическая карта урока русского языка 4 класс "Падежные окончания имен существительных третьего склонения"...

Конспект урока :"УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ"
Открытый урок в 4 классе....
