Конспект урока "Падежные окончания имен существительных третьего склонения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тип урока: открытие новых знаний

Формы и методы: работа в паре, работа в группе, фронтальная работа, частично - поисковый метод.

Планируемые результаты:

Цель.

Образовательная.

Ознакомление со способами проверки безударных окончаний имён существительных 3 склонения в единственном числе.

Развивающая.

Способствовать развитию орфографической зоркости, речи обучающихся, пополнению словарного запаса детей.

Воспитательная. 

Воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, взаимопомощи.

Личностные УУД

  • Формирование учебно-познавательного интереса
  • Формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД

  • Формирование умения принимать и выполнять учебную задачу
  • Формирование  умения самостоятельно ставить новые учебные задачи
  • Формирование умения самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности
  • Формирование умения оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки

Познавательные УУД

  • Формирование умения выделять существительные 3 склонения
  • Формирование умения писать падежные окончания, определять падеж существительных 3 склонения
  • Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать.

Коммуникативные УУД

  • Формирование умения формулировать собственное мнение  и позицию
  • Формирование умения работать в диалог

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема. Падежные окончания имен существительных третьего склонения.

Тип урока: открытие новых знаний

Формы и методы: работа в паре, работа в группе, фронтальная работа, частично - поисковый метод.

Планируемые результаты:

Цель.

Образовательная.

Ознакомление со способами проверки безударных окончаний имён существительных 3 склонения в единственном числе.

Развивающая.

Способствовать развитию орфографической зоркости, речи  обучающихся, пополнению словарного запаса детей.

Воспитательная.  

Воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, взаимопомощи.

Личностные УУД

  • Формирование учебно-познавательного интереса
  • Формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД

  • Формирование умения принимать и выполнять учебную задачу
  • Формирование  умения самостоятельно ставить новые учебные задачи
  • Формирование умения самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности
  • Формирование умения оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки

Познавательные УУД

  • Формирование умения выделять существительные 3 склонения
  • Формирование умения писать падежные окончания, определять падеж существительных 3 склонения
  • Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать.

Коммуникативные УУД

  • Формирование умения формулировать собственное мнение  и позицию
  • Формирование умения работать в диалог

Материально-техническое обеспечение урока

Учебник Русский язык: учебник для 3 класса начальной школы/ А. В. Полякова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2013

Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Часть 2 (к учебнику Поляковой). ФГОС/ Н.А.Песняева, С.В.Анащенкова  – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015

          раздаточный материал:

  • карточки для индивидуальной, парной и групповой работы,
  • презентация к уроку Microsoft PowerPoint
  • компьютер,
  • мультимедийный проектор

Ход урока

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Позитивный настрой на работу.

- Ребята, к нам на урок пришли гости. Не зря говорят: «Гость не долго гостит, да много видит». Предлагаю сегодня поработать так, чтобы у наших гостей осталось о  нас только хорошее впечатление. Удачи вам на уроке.

2.Актуализация  знаний.

а) Минутка чистописания. Словарная работа.

- Сейчас одновременно у нас будет и словарная работа, и чистописание. Вспомним правописание словарных слов, но записывать будем только гласные буквы. Буквы пишем каллиграфически правильно.

Улица, дирижёр, автограф, чёрный, абрикос.

Взаимопроверка по образцу. (У-и-а, и-и-ё, а-о-а, ё-ы, а-и-о.)

- Подчеркните зелёным цветом три самые красивые буквы.

б) Работа в парах.

(На столах карточки)

Прочитайте предложения и выпишите в тетрадь слова по указанным признакам.

1.Непроизносимый согласный в корне слова.

С безоблачного неба сияло яркое солнце.

2. Парный согласный в конце слова.

Широко раскинулась бескрайняя степь.

3.Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением.

На проталинах пустила стрелки  первая трава.

4. Ь - показатель мягкости.

Осенью на поле собрали крупную морковь.

5. Подлежащее.

Тонкая осинка дрожит на ветру.

6. Дополнение.

Густой туман окутал город.

Проверка с объяснением

в) Определение склонения имён существительных.

На доске  запись: Солнце, степь, трава, морковь, осинка, город.

- В чём сходство данных слов? (Имена существительные в И.п.).

- Какое задание можно предложить с записанными словами?

  1. Найти лишнее слово (Осинка - начинается на гласный звук, 3 слога, туман – не вызывает  трудности при написании)
  2. Разделить на группы (По роду, по склонению, по количеству слогов).
  3. Определить склонение существительных.
  4. Составить предложения с данными словами.

- Предлагаю самостоятельно определить склонение записанных существительных. Вспомните, как определяем склонение имени существительного. (Проверка)

3.Выявление места и причины затруднения.

- Назовите слова, в которых мы можем  грамотно написать  падежные окончания? ( Солнце, травка, осинка, город)

- Почему именно эти слова  вы выбрали?

(Это существительные 1-го и 2-го склонения.)

- При ответе на вопрос вы не назвали слова морковь и степь. Почему?

(Это существительное 3 склонения)

- Кто догадался и может озвучить тему сегодняшнего урока?

(Падежные окончания имён существительных 3 склонения)

- Как вы думаете, ребята, что нового об именах существительных мы сегодня узнаем?

(Познакомимся с падежными окончаниями существительных 3 склонения.)

- С какой целью мы будем это делать? Для чего это нам нужно?

(Чтобы грамотно писать.)

(На доске  появляются вопросы:

1).Какие падежные окончания у существительных 3 склонения?

2).Как не допустить ошибки в безударных падежных окончаниях у существительных 3 склонения?

 

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Что нужно сделать для решения поставленных задач?  Как узнать, какие падежные окончания имеют имена существительные 3-го склонения?

(Необходимо просклонять их.)

- Предлагаю выполнить следующее задание.

Работать будем в группах. (На столах карточки)

     1. Просклоняйте слова морковь и  степь.

(                ?)

морковь

степь

(                ?)

морков

степ

(                ?)

морков

степ

(                ?)

морков

степ

(                ?)

морков

степ

(                ?)

морков

степ

  1. Найдите особенности падежных окончаний имён существительных 3-го склонения.
  2. Вспомните два способа определения безударного окончания существительных.
  3. Дайте ответ, как  поступить, если возникали трудности в написании безударных окончаний существительных 3склонения?

Отчёт групп.

1.Имена существительные 3 склонения в Р. П., Д. п., П. п. имеют окончание и.

2.При написании безударных падежных окончаний существительных  определяем склонение и падеж  или используем слово – подсказку с ударным падежным окончанием. Подсказка -  слово степь.

   

Работа с правилом с.99

- Задайте вопросы одноклассникам для закрепления правила.

(Ответы обучающихся)

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Фронтальная работа в печатной тетради  (с.44№51)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа с разноуровневыми заданиями. 

(Каждый ребёнок выбирает задание по своим силам)

1 уровень

Учебник с.100 № 213.

Эталон для самопроверки.

  Случай из жизни (Р.п.);  остановился  в тени (П.п.);  крошки  на скатерти (П.п.);  добавил соль (В.п.); ехал по степи (Д.п.);  шёл по площади (Д.п.).

2 уровень

    Выпиши имена существительные 3 склонения, вставляя нужное окончание, определи падеж.

    На куртк…, от старост…, для мебел…, к вишн…, о грубост…, с крыш…, в фонтан…, из шерст…, в театр…, к сирен…, к ноч…, в рощ…, с ветк…, в тетрад…, на неб…, о плесен….

Эталон для самопроверки.

От старости (Р.п.), для мебели (Р.п.),о грубости (П.п.), из шерсти (Р.п.), к сирени (Д.п.), к ночи (Д.п.), в тетради (П.п.), о плесени (П.п.).

3 уровень

    От данных слов образуйте однокоренные существительные 3 склонения. Запишите их в 2 столбика: одушевлённые – в П.п., а неодушевлённые в Р.п.

     Постелька, морковка, мышка, ночка, лошадка, дочка, кисточка, мама.

Эталон для самопроверки.

Р.п  (                ?)

П.п. (                ?)

постели

о мыши

моркови

о лошади

ночи

о дочери

кисти

о матери

Домашнее задание.

Правило с. 99,

БУ – с.100 №214 (учебник);

ПУ – составить 3 предложения с однородными существительными 3 склонения в Р.п., Д.п., П.п.

Итог урока. Рефлексия

- Какое новое знание вы приобрели на сегодняшнем уроке, чему учились?

(Учились грамотно писать безударные падежные окончания существительных 3-го склонения, определяя склонение и падеж или используя опорное слово.)

- Где  можно использовать новые знания?

Выберите для себя утверждение:

Я понял и могу объяснить однокласснику.

Я понял.

Мне ещё нужна помощь

Приложение

Карточка 1.

Прочитайте предложения и выпишите в тетрадь слова по указанным признакам.

1.Непроизносимый согласный в корне слова.

С безоблачного неба сияло яркое солнце.

2. Парный согласный в конце слова.

Широко раскинулась бескрайняя степь.

3.Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением.

На проталинах пустила стрелки  первая трава.

4. Ь - показатель мягкости.

Осенью на поле собрали крупную морковь.

5. Подлежащее.

Тонкая осинка дрожит на ветру.

6. Дополнение.

Густой туман окутал город.

Карточка 2.

1. Просклоняйте слова морковь и  степь.

(                ?)

морковь

степь

(                ?)

морков

степ

(                ?)

морков

степ

(                ?)

морков

степ

(                ?)

морков

степ

(                ?)

морков

степ

2.Найдите особенности падежных окончаний имён существительных 3-го склонения.

3.Вспомните два способа определения безударного окончания существительных.

4.Дайте ответ, как  поступить, если возникали трудности в написании безударных окончаний существительных 3склонения?

Карточка 3.

2 уровень

  Выпиши имена существительные 3 склонения, вставляя нужное окончание, определи падеж.

    На куртк…, от старост…, для мебел…, к вишн…, о грубост…, с крыш…, в фонтан…, из шерст…, в театр…, к сирен…, к ноч…, в рощ…, с ветк…, в тетрад…, на неб…, о плесен….

3 уровень

От данных слов образуйте однокоренные существительные 3 склонения. Запишите их в 2 столбика: одушевлённые – в Р.п., а неодушевлённые в П.п.

     Постелька, морковка, мышка, ночка, лошадка, дочка, кисточка, мама.

Карточка 4.

Эталоны для самопроверки.

 

1 уровень

Случай из жизни (Р.п.);  остановился  в тени (П.п.);  крошки  на скатерти (П.п.);  добавил соль (В.п.); ехал по степи (Д.п.);  шёл по площади (Д.п.).

2 уровень

От старости (Р.п.), для мебели (Р.п.),о грубости (П.п.), из шерсти (Р.п.), к сирени (Д.п.), к ночи (Д.п.), в тетради (П.п.), о плесени (П.п.).

3 уровень

Р.п  (                ?)

П.п. (                ?)

постели

о мыши

моркови

о лошади

ночи

о дочери

кисти

о матери


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений"

Конспект урока по русскому языку для 4 класса по УМК "Школа России". Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех  склонений". Цели:1) Отработка навыков правописания бе...

Конспект урока русского языка УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ, 4 класс

Конспекты уроков: Упражение в распознавании имен существительных 3 склонения, всех типов склонения, именительный, винительный, родительный падежи.Канакина....

Конспект урока "Безударные окончания имен существительных 3 склонения" в 3 классе

Конспект урока "Безударные окончания имен существительных 3 склонения" в 3 классе.Тип урока - рефлексияЦель урока -  закрепить полученные знания о правописании безударных окончаний...

Технологическая карта урока русского языка 4 класс "Падежные окончания имен существительных третьего склонения"

Технологическая карта урока русского языка   4 класс "Падежные окончания  имен существительных третьего склонения"...