Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Орг. момент | Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку На уроке я сижу, не кричу и не стучу. Руку тихо поднимаю, если спросят, отвечаю. | Приветствие учителя. Подготовка к уроку |
Мотивация к учебной деятельности | Организация мотивирования к учебной деятельности на уроке Ребята, наш сегодняшний урок мы начинаем с высказывания: “Не ошибается только тот, кто ничего не делает”. - Как вы понимаете эти слова? (Если ты делаешь что-то, ты можешь и ошибаться. А если вообще ничего не делать, то конечно ошибок и не будет.) - А как вы думаете, может быть, действительно ничего не делать? (Нет, делать обязательно нужно, иначе ничего нового не узнать и ничему новому не научиться.) - Спасибо, ребята, я с вами согласна. Давайте приступим к нашему уроку. Пожелайте друг другу удачи! (Удачи!) Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями, открывателями. Успехов вам и удач!
| Включение в учебную деятельность Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
|
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Интеллектуальная разминка. Блиц-опрос - Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? - Имя существительное изменяется по … и … - Сколько падежей в русском языке? - Какой падеж никогда не употребляется с предлогами? - Определите падеж существительного у дороги - Назовите предлоги Д.п. - На какие вопросы отвечает Т.п.? - Каким членом предложения являются существительные
| Ответы на вопросы по изученному ранее материалу Выполнение освоенных ранее учебных действий. Самостоятельное выполнение задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке (пробное действие).
|
Постановка учебной задачи
| Организация деятельности учащихся по выявлению причин затруднения (называются конкретные знания, умения, которых недостает для ответа на поставленный вопрос или выполнения задания); определение на этой основе цели урока (целью всегда является устранение возникшего затруднения) и формулирование (или уточнение) темы урока Для того чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку. Улица, дерево, дочь, лагерь, помощь, деревня, тетрадь, капуста, помидор, малина, соль, блюдце. Выпишите из данной группы слов те, которые относятся к 1 склонению в первый столбик, те, которые относятся ко 2 склонению во второй столбик.
| Выявление места и причины затруднения в индивидуальном выполнении пробного учебного действия Формулирование цели и (или уточнение) темы урока
(Проверка по эталону)
|
Освоение нового учебного материала
| Создание в ходе обсуждения с учениками плана достижения цели, разработка алгоритмов, схем, инструкций, использование которых поможет решить учебную задачу
Что вы заметили? (остались слова) Почему так вышло? (они не относятся ни к 1, ни ко 2 склонению) Сделайте вывод: что это за существительные? (это существительные 3 склонения). Итак, какую тему мы сегодня будем изучать на уроке? - Какую же цель вы поставите перед собой на этот урок? (ответы детей). - Будем учиться определять -Что мы должны знать в конце урока? - Как определить 3 склонение существительных. | Участие в планировании учебной деятельности, разработке алгоритмов, схем, инструкций, использование которых поможет решить учебную задачу
3 склонение имён существительных. - Будем учиться определять склонение у имён существительных.
|
Закрепление учебного материала
| Организация деятельности обучающихся по выполнению типовых заданий с проговариванием алгоритма решения (фронтальная, групповая работа); самостоятельному выполнению задания (индивидуальная работа) и осуществлению самопроверки (сравнение с образцом); выполнению заданий на использование новых знаний и умений в системе изученных ранее знаний и умений - Работа с учебником. С.97, упр 60
Прочитайте, попробуйте объяснить, какие существительные относятся к 3 склонению. Как определили? Ж.р. с нулевым окончанием, с твёрдой и мягкой основой. - Работа с правилом с.98
- Работа в паре Составление алгоритма.
Если сущ стоит в косвенной форме, то как определить склонение? Давайте на доске составим алгоритм ( план, по которому будем определять склонение) – Пользуясь алгоритмом, определите склонение имен существительных. Объясните друг другу, как вы действуете. 1 вариант приближался к деревне (1 скл.) освещался солнцем (2 скл.) в снежную пыль (3 скл.)
| 2 вариант скакал на лошади (3 скл.) раздавался в тишине (1 скл.) сверкает солнце (2 скл.)
|
Проверка (Оценивание на полях) - Определение склонений имён существительных
Самостоятельная работа в тетрадях Запишите предложения. Определите склонение имён существительных И днем (____), и ночью (____) кот (____)ученый все ходит по цепи (____) кругом. На сосне (____) веселый дятел(____) белке (____) домик (____)конопатил.
2. Дифференцированная самостоятельная работа с проверкой. -Возьмите карточки, прочитайте сначала задание, а потом выберете ту, с заданием которой вы справитесь лучше всех). Задание №1 Определи тип склонения существительных. Стрелками укажи правильный ответ.
Земля 1склонение Лень Дуб 2склонение Мышь 3склонение (Проверка по эталону. Оценивание) Вывод: Задание №2 Определи тип склонения по его признакам.
М.р., нулевое окончание; ср.р., -о,-е- ____скл. Ж.р., нулевое окончание с ь знаком на конце ________скл. Ж.р., м.р.,-а,-я - _______скл. | Выполнение типовых заданий с проговариванием алгоритма выполнения действий (индивидуально, в паре, в группе). Самостоятельное выполнение задания (индивидуально) и осуществление самопроверки (сравнение с образцом). Выполнение заданий на использование новых знаний и умений в системе изученных ранее знаний и умений
Работают в паре, составляют алгоритм
Чтение вслух
(из конверта составляют алгоритм по этапам)
Записывают в тетрадях. Проверка по эталону. (Оценивание на полях) |
Рефлексия учебной деятельности
| Организация деятельности обучающихся по соотнесению целей и результатов учебной деятельности; определению целей дальнейшей деятельности и заданий для самоподготовки
- Вспомните ту цель, которую вы поставили вначале урока? -Как вы думаете, совместными усилиями мы достигли цели? Как выдумаете, зачем нужно уметь определять склонение имён существительных? Чтобы правильно писать окончания у имён существительных Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится существительное?
. С каким настроением заканчиваем урок? Кому было все понятно и интересно работать на уроке, выберите ладошку зеленого цвета. Кто испытывал трудности и кому нужно немного доработать выберите Ошибка! Ошибка связи. желтого цвета. Кто хочет показать их? Прокомментируйте. | Соотнесение цели учебной деятельности и ее результатов, фиксирование степени их соответствия. Осуществление самооценки
(Выслушиваются предположения детей). (алгоритм)
|
Информация о домашнем задании | Предложение разноуровневых заданий Кто уверен в своих знаниях, я им предлагаю из орфографического словаря записать по 5 существительных 1, 2, 3 склонения. 2. Кто ещё испытывает трудности, тому предлагаю выполнить задание в упражнении 64 –определить склонение у имён существительных. Мне было приятно с вами работать на уроке, всем большое спасибо. | Осуществление выбора задания для самоподготовки |