Технологическая карта урока русского языка 4 класс "3-склонение имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Светлана Яковлевна Пахомова

Технологическая карта урока русского языка   4 класс "3-склонение имен существительных" Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3-sklonenie_imen_sushchestvitelnyh.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Русский язык 4 класс

УМК

Школа России

Учитель

Пахомова С.Я.

Тема урока

3-склонение имен существительных.

Цель урока

Познакомить с признаками имен существительных 3-го склонения.

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Создать условия для «открытия» учащимися понятия третьего склонения имён существительных. Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.

Развивать орфографическую зоркость словесно-логическое мышление, речь учащихся, интерес к предмету, умение анализировать свою деятельность.

Воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.

Воспитывать уважение к родному языку

Планируемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Знание признаков существительного; умение определять склонение имён существительных, умение применять полученные знания. умение определять тип склонения имён сущ.

Познавательные:

развитие внимания, мышление, зрительной памяти; уметь проводить сравнение ,обобщение, анализ и синтез.

Коммуникативные:

формировать умение работать в группе, развивать умение высказывать свои мысли.

Регулятивные:

Учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике, формировать умения действовать по алгоритму;

Осознание учащимися ценности изучаемого способа определения  склонения существительного; осознание практической важности определения морфологических признаков части речи; ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока - готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка.

Оборудование урока:

Презентация

Организационная структура урока

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг. момент

Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку

На уроке я сижу, не кричу и не стучу. Руку тихо поднимаю, если спросят, отвечаю.

Приветствие учителя. Подготовка к уроку

Мотивация к учебной деятельности

Организация мотивирования  к учебной деятельности на уроке

Ребята, наш сегодняшний урок мы начинаем с высказывания:

“Не ошибается только тот, кто ничего не делает”.

- Как вы понимаете эти слова? (Если ты делаешь что-то, ты можешь и ошибаться. А если вообще ничего не делать, то конечно ошибок и не будет.)

- А как вы думаете, может быть, действительно ничего не делать? (Нет, делать обязательно нужно, иначе ничего нового не узнать и ничему новому не научиться.)

- Спасибо, ребята, я с вами согласна. Давайте приступим к нашему уроку. Пожелайте друг другу удачи! (Удачи!)

Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями, открывателями. Успехов вам и удач!

Включение в учебную деятельность  

Проявляют эмоциональную отзывчивость
на слова учителя

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Интеллектуальная разминка. Блиц-опрос

- Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

- Имя существительное изменяется по … и …

- Сколько падежей в русском языке?

- Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?

- Определите падеж существительного у дороги

- Назовите предлоги Д.п.

- На какие вопросы отвечает Т.п.?

- Каким членом предложения являются существительные

Ответы на вопросы по изученному ранее материалу

Выполнение освоенных ранее учебных действий.

Самостоятельное выполнение задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке (пробное действие).

Постановка учебной задачи

Организация деятельности учащихся по выявлению причин затруднения (называются конкретные знания, умения, которых недостает для ответа на поставленный вопрос или выполнения задания); определение на этой основе цели урока (целью всегда является устранение возникшего затруднения) и формулирование (или уточнение) темы урока          

Для того чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку.

        Улица, дерево, дочь, лагерь, помощь,  деревня, тетрадь,

капуста, помидор, малина, соль, блюдце.

 

Выпишите из данной группы слов те, которые относятся к 1 склонению в   первый столбик, те, которые относятся ко 2 склонению во второй столбик.

Выявление места и причины затруднения в индивидуальном выполнении пробного учебного действия

Формулирование цели и (или уточнение) темы урока  

(Проверка по эталону) 

Освоение нового учебного материала

Создание в ходе обсуждения с учениками плана достижения цели, разработка алгоритмов, схем, инструкций, использование которых поможет решить учебную задачу    

Что вы заметили? (остались слова)

 Почему так вышло? (они не относятся ни к 1, ни ко 2 склонению)

 Сделайте вывод: что это за существительные? (это существительные 3   склонения).

Итак, какую тему мы сегодня будем изучать на уроке?

- Какую же цель вы поставите перед собой на этот урок? (ответы детей).

- Будем учиться определять

-Что мы должны знать в конце урока?

- Как определить 3 склонение существительных.

Участие в планировании учебной деятельности, разработке алгоритмов, схем, инструкций, использование которых поможет решить учебную задачу    

   

3 склонение имён существительных.

- Будем учиться определять склонение у имён существительных.

Закрепление учебного материала

Организация деятельности обучающихся по выполнению типовых заданий с проговариванием алгоритма решения (фронтальная, групповая работа); самостоятельному выполнению задания (индивидуальная работа) и осуществлению самопроверки (сравнение с образцом); выполнению заданий на использование новых знаний и умений в системе изученных ранее знаний и умений  

  1. Работа с учебником. С.97, упр 60

Прочитайте, попробуйте объяснить, какие существительные относятся к 3 склонению. Как определили? Ж.р. с нулевым окончанием, с твёрдой и мягкой основой.

  1. Работа с правилом с.98
  2. Работа в паре     Составление алгоритма.

Если сущ стоит в косвенной форме, то как определить склонение? Давайте на доске составим алгоритм ( план, по которому будем определять склонение)

– Пользуясь алгоритмом, определите склонение имен существительных. Объясните друг другу, как вы действуете.

1 вариант

приближался к деревне (1 скл.)
освещался солнцем (2 скл.)
в снежную пыль (3 скл.)

2 вариант

скакал на лошади (3 скл.)
раздавался в тишине (1 скл.)
сверкает солнце (2 скл.)

Проверка (Оценивание на полях)  

  1. Определение склонений имён существительных

Самостоятельная работа в тетрадях

Запишите предложения. Определите склонение имён существительных

И днем (____), и ночью (____) кот (____)ученый все ходит по цепи (____)  кругом.

На сосне (____) веселый дятел(____) белке (____) домик (____)конопатил.

2.  Дифференцированная самостоятельная работа с проверкой.

-Возьмите  карточки, прочитайте сначала задание, а потом выберете ту, с заданием которой вы справитесь лучше всех). 

Задание №1

 Определи тип склонения существительных. Стрелками укажи правильный ответ.

Земля                                                                  1склонение                        

Лень                                                            

Дуб                                                                       2склонение

Мышь                                                              

                                                                              3склонение

   (Проверка по эталону. Оценивание)

                                                                 

Вывод:

Задание №2

Определи тип склонения по его признакам.

М.р., нулевое окончание; ср.р., -о,-е- ____скл.

Ж.р., нулевое окончание с ь знаком на конце ________скл.

Ж.р., м.р.,-а,-я - _______скл.

Выполнение типовых заданий

с проговариванием алгоритма выполнения действий (индивидуально, в паре, в группе).

Самостоятельное выполнение задания (индивидуально) и осуществление самопроверки (сравнение с образцом).

Выполнение заданий на использование новых знаний и умений в системе изученных ранее знаний и умений

 

Работают в паре, составляют алгоритм

Чтение вслух

 

(из конверта составляют алгоритм по этапам)

 

Записывают  в тетрадях.

Проверка по эталону. (Оценивание на полях)

                                                 

Рефлексия учебной деятельности

Организация деятельности обучающихся по соотнесению целей и результатов учебной деятельности; определению целей дальнейшей деятельности и заданий для самоподготовки      

- Вспомните ту цель, которую вы поставили вначале урока?

-Как вы думаете, совместными усилиями мы достигли цели? 

Как выдумаете, зачем нужно уметь определять склонение имён существительных?

Чтобы правильно писать окончания у имён существительных

Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится существительное?

. С каким настроением заканчиваем урок? Кому было все понятно и интересно работать на уроке, выберите ладошку зеленого цвета. Кто испытывал трудности и кому нужно немного доработать выберите Ошибка! Ошибка связи. желтого цвета. Кто хочет показать их? Прокомментируйте.

Соотнесение цели учебной деятельности и ее результатов, фиксирование степени их соответствия.

Осуществление самооценки

(Выслушиваются предположения детей).

(алгоритм)

Информация о домашнем задании

Предложение разноуровневых заданий

Кто уверен в своих знаниях, я им предлагаю из орфографического словаря  записать по 5 существительных   1, 2, 3 склонения.

2. Кто ещё испытывает трудности, тому предлагаю выполнить задание в упражнении 64 –определить склонение у имён существительных.

Мне было приятно с вами работать на уроке, всем большое спасибо.

Осуществление выбора задания для самоподготовки