Презентация и конспект к уроку русского языка в 3 классе на тему: Дательный падеж имён существительных
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (3 класс)
Название презентации: Дательный падеж имён существительных. Презентация составлена для проведения урока русского языка в 3 классе. Количество слайдов:23 слайда с вопросами и заданиями. Методика обучения по УМК "Школа России". Автор: Яговдикова Евгения Николаевна
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.23 МБ | |
| 274.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила 1. Не выкрикивать. 2. Не перебивать друг друга. 3. Мы слышим друг друга. 4. Учимся работать сообща.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Правило письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит».
Перв ое ф е враля Кла сс ная р а бота Грамоте учи ться – всегда пригоди тся.
Словарная работа До пятн . цы, у м . дведя, в . круг тр . мвая, из комн . ты, от с . м . лёта, ок . л . кр . вати.
Прочитайте словосочетания, задайте вопросы ску ча л (?) по маме приш е л (?) к бабушке обрад о вался (?) подарку. - Чем они похожи?
Тема урока: Дательный падеж
Название дательного падежа заимствовано из старославянского языка, куда оно в свою очередь попало как дословный перевод с греческого: dotike по-гречески «дательный». Достаточно ясно прослеживается его связь с глаголом «дать, давать». Основное значение дательного падежа — название адресата, имени того, кому дают (подарок брату, привет другу). Существительные в этом падеже отвечают на вопросы кому? чему?
З а п о л н и м т а б л и ц у Знаю Хочу узнать Узнал название падежа слово помощник вопросы падежа предлоги как определить падеж имен существительных Член предложения
Алгоритм 1. Определить словосочетание, в которое входит это слово. 2. Поставить вопрос к этому слову от главного слова. 3. Проверить, какой именно это падежный вопрос. Гулял по парку, обратился к другу, подарил маме.
Физкультминутка Наклоните голову к левому плечу. Наклоните голову к правому плечу. Повернитесь к соседу справа, к соседу слева. Повернитесь к учителю. Погладьте себя по голове. Улыбнитесь одноклассникам, учителю .
Работа по учебнику стр. 46,упр.83 - Прочитайте . Назовите басни.
Из слов составьте предложения. Лиса, ползти, к полынье, принялась, по льду, осторожно У Серой Шейки, замерло, сердце Лиса, подобраться, к воде, могла, не
Серая Шейка Лиса принялась осторожно ползти по льду к полынье . У Серой Шейки замерло сердце. Лиса не могла подобраться к воде. Лиса приходила к полынье и уточке каждый день .
З а п о л н и м т а б л и ц у Знаю Хочу узнать Узнал название падежа слово помощник вопросы падежа предлоги как определить падеж имен существительных член предложения К ПО По вопросу и предлогу второстепенный
1 уровень О пределите падеж имён существительных. От дуба, по тропинке, до дороги, по небу, из дома, вокруг леса, к бабушке, у окна. 2 уровень Из данных слов составьте словосочетания с существительными в дательном падеже Подарить, дед, шарф; _____________________________________________ дать, товарищ, книга; _____________________________________________ расчесать, сестра, волосы; _________________________________________ смастерить, птицы, скворечник;____________________________________ ________________________________________________________________ Самостоятельная работа
Домашнее задание . Стр. 47 выучить правило, упр. 85
Используйте предлоги: к, по Составьте и запишите словосочетания с существительными в дательном падеже . ползти, земля ехать, шоссе подойти, машина бежать, речка
Проверка Ползти по земле, ехать по шоссе, подойти к машине, бежать к речке.
Предварительный просмотр:
Урок русского языка, 3 класс, авторы учебника В. П. Канакина, В. Г. Горецкий (УМК «Школа России»)
Тема: Дательный падеж имён существительных
Цель: ознакомить учащихся с особенностями дательного падежа; учить распознавать имя существительное в дательном падеже по признакам данной падежной формы – по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении; закреплять умение объяснять написание изученных орфограмм; развивать логическое мышление, наблюдательность; воспитывать аккуратность.
Оборудование:
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Я желаю вам прекрасного настроения и бережного отношения друг к другу.
- Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила. Давайте вспомним, какими правилами мы будем пользоваться на уроке: (Слайд 2)
1. Не выкрикивать.
2. Не перебивать друг друга.
3. Мы слышим друг друга.
4. Учимся работать сообща.
II. Актуализация опорных знаний.
-Прочитайте пословицу.
–Как вы её понимаете?
Грамоте учиться – всегда пригодится. (Слайд 3)
( В старину человека, умеющего читать и писать, называли грамотным. Если в старину его так называли, значит, нас с вами можно назвать грамотными людьми.)
-Давайте проверим, насколько вы грамотные.
- Ребята, сегодня в ходе работы вы сами попытаетесь определить тему урока. Но для лучшего восприятия нового мы повторим материал прошлых уроков.
1. Работа в парах
- Ребята, обратите внимание на карточки под номерами, которые лежат у вас на столах. (На партах разложены карточки с вопросами– по одной на парту). Сейчас, работая в паре, вы отвечаете на вопросы, написанные на ваших карточках.
№ #1063;то такое имя существительное?
№ 2. Что такое склонение имен существительных?
№ 3. Сколько падежей в русском языке?
№ #1053;азовите падежи, существующие в русском языке.
№ #1053;а какие вопросы отвечают существительные в именительном падеже.
№#1050;аким членом предложения является существительное в именительном падеже.
№ 7. С какими предлогами употребляются существительные в именительном падеже?)
№ 8. На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?
№. #1057; какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже?
2. Работа в тетрадях
- Откроем тетради, запишем число, классная работа. И пословицу, прозвучавшую в начале урока. Грамоте учиться – всегда пригодится. (Слайд 5)
3. Словарная работа
На доске:
До пятн . цы, у м. дведя, в . круг тр . мвая, из комн . ты, от с . м . лёта, ок . л . кр . вати.
(Самостоятельная работа. Потом один ученик у доски. Проверка, оценка своей работы: (Слайд 6)
! – я записал слова без единой ошибки;
+ - я допустил 1-2 ошибки;
- - я допустил более 2 ошибок, но у меня всегда есть шанс изменить – на +.)
- Что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные в родительном падеже, предлоги)
- Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже.
-Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги)
- Почему к некоторым словам задавали вопрос: кого?, а к некоторым словам вопрос: чего? (Одушевлённые, неодушевлённые имена существительные)
- Сколько всего предлогов? (10)
III. Постановка учебной задачи
-Спасибо. Молодцы. Сегодня мы продолжим знакомство с падежами.
Прочитайте словосочетания, задайте вопросы к существительным. (Слайд 7)
скучал (?) по маме
пришел (?) к бабушке
обрадовался (?) подарку.
Чем они похожи?.
Запишите данные словосочетания с вопросами.
- А кто помнит, к какому падежу принадлежат данные вопросы? Какой падеж следует за родительным падежом?
-Как вы считаете какова тема нашего урока? «Дательный падеж».
Сегодня мы лучше познакомимся с дательным падежом, научимся находить в тексте существительные, стоящие в дательном падеже.
Из истории
Название дательного падежа заимствовано из старославянского языка, куда оно в свою очередь попало как дословный перевод с греческого: dotike по-гречески «дательный». Достаточно ясно прослеживается его связь с глаголом «дать, давать». Основное значение дательного падежа — название адресата, имени того, кому дают (подарок брату, привет другу). Существительные в этом падеже отвечают на вопросы кому? чему?
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. (Отвечает на вопросы: кому? чему?)
- Чтобы вы хотели узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в Д. п.)
- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Находить в предложении имена существительные в Д. п., быстро определять падеж имён существительных. Научиться грамотно употреблять в речи слова с именами существительными в Д. п.)
Заполнение таблицы:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Название падежа | Предлоги | |
Вспомогательное слово | Как определить падеж имён существительных | |
Вопросы падежа | Каким членом предложения бывает |
На доске появляются цели урока. (Слайд 8)
- Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
#1047;апись под диктовку
- Запишите словосочетания.
Гулял по парку, обратился к другу, подарил маме.
- Разберём словосочетания и определим падеж имён существительных.
- Работать будем по алгоритму. Давайте его вспомним. (Слайд 13)
1. Определить словосочетание, в которое входит это слово.
2. Поставить вопрос к этому слову от главного слова.
3. Проверить, какой именно это падежный вопрос.
(Гулял по парку – главное слово гулял, гулял (по чему?) по парку (Д. п.); обратился к другу – главное слово обратился, обратился (к кому?) к другу (Д. п.); подарил маме - подарил – главное слово, подарил (кому?) маме (Д. п.)
- Какие предлоги употребляются с именами существительными в Д. п.? (К, по)
- Сделайте вывод, с какими предлогами употребляются имена существительные в Д. п.?
Возврат к целям.
-Давайте вспомним, какие цели ставили в начале урока? (Узнать какие предлоги употребляются с существительными в Д. п.)
- Достигли мы этой цели?
(Как подведение итога, читаю стихотворение.) (Слайд 16)
Я называюсь дательным.
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я смогу сказать.
С предлогом К и ПО дружу,
Но и один гулять хожу.
3. Физкультминутка (Слайд 9)
Наклоните голову к левому плечу.
Наклоните голову к правому плечу.
Повернитесь к соседу справа, к соседу слева.
Повернитесь к учителю.
Погладьте себя по голове.
Улыбнитесь одноклассникам, учителю.
- Кто сможет назвать имена существительные из физкультминутки, стоящие в Д.п.?
- Что помогло вам определить эти существительные?
4. Работа по учебнику
- Выполним упр. 73 на странице 46.
- Прочитайте задание. (Прочитайте. Назовите басни)
1. «Ворона и Лисица» 2. «Ворона и Лисица» 3. «Слон и Моська» 4. «Стрекоза и Муравей»
- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? («Стрекоза и Муравей»)
- Чему учит нас эта басня?
- Прочитайте задание к упражнению, которое необходимо выполнить устно.
- Найдите в предложениях имена существительные в Д. п.
- Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?; предлоги к, по)
- Поставьте к ним вопрос от выделенных слов. Над именем существительным в Д. п. укажите падеж)
(Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.)
- Назовите орфограммы.
- Объясните, какие буквы вставили и почему?
Возврат к целям.
- Какие еще цели сегодня на уроке вы для себя ставили? (Находить в предложении имена существительные в Д.п., быстро определять падеж имён существительных.)
- Как вы считаете, достигли этой цели?
V. Закрепление изученного материала
Работа в группах
На экране слайд с группами слов. (Слайд 10)
Лиса, ползти, к полынье, принялась, по льду, осторожно
У Серой Шейки, замерло, сердце
Лиса, подобраться, к воде, могла, не
Задание: из слов составьте предложения.
- Сколько групп слов перед вами?
- Сколько должно получиться предложений?
Проверка. (Слайд 11)
- Перечитайте все предложения. Что заметили? (Получился текст)
- Из какого произведения этот отрывок?
Запись последнего предложения и составленного.
Лиса не могла добраться к воде.
- Найдите в предложении имена существительные. Определите падеж. Выполните разбор предложения по членам. Сделайте вывод.
- Припомните этот эпизод и продолжите текст предложением, используя существительные в Д. п. Прочитайте еще раз последнее предложение. Оно подскажет вам, о чём будет следующее предложение.
(Лиса приходила к полынье и уточке каждый день.)
Проверка работ.
Возврат к целям.
- Какую ещё цель вы сегодня ставили? (Научиться грамотно употреблять в речи слова с именами существительными в Д. п.)
VI. Рефлексия
- Закройте глаза. Вспомните урок с самого начала.
- Удалось ли нам достигнуть сегодня решения всех задач на уроке?
- Оцените теперь в тетрадях свои достижения (Слайд 12)
! – всё получилось, я молодец!
? – не до конца освоил тему, сомневаюсь, что всё выполнял правильно.
Заполнение таблицы:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Название падежа | Предлоги | К,по |
Вспомогательное слово | Каким членом предложения бывает | Второстепенным |
Вопросы падежа | Как определить падеж имён сущ-х | По вопросу, по предлогу |
VII. Итог урока (Слайд 13)
1. Работа с пословицей, которая была озвучена вначале урока: Грамоте учиться – вперёд пригодится.
-Определить падеж имени сущ-го. (грамоте-Д.п.)
2. Самостоятельная работа
- Проверим, как вы усвоили тему «Дательный падеж имени существительного», а для этого проведем разноуровневую самостоятельную работу. 1 уровень – легкий, 2 уровень сложный. Каждый для себя выбирает уровень самостоятельно.
Самостоятельная работа
1 уровень Определите падеж имён существительных. От дуба, по тропинке, до дороги, по небу, из дома, вокруг леса, к бабушке, у окна. 2 уровень Из данных слов составьте словосочетания с существительными в дательном падеже Подарить, дед, шарф; _____________________________________________ дать, товарищ, книга; _____________________________________________ расчесать, сестра, волосы; _________________________________________ смастерить, птицы, скворечник;____________________________________ ________________________________________________________________ |
Ф. И.______________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Закончите предложения:
- Сегодня на уроке я узнал, открыл для себя …
- Я научился, смог …
- Я могу похвалить себя и своих одноклассников за …
VIII. Выставление отметок. Домашнее задание
- Выполнить упражнение 85 на странице 47
Приложение
Самостоятельная работа
1 уровень Определите падеж имён существительных. От дуба, по тропинке, до дороги, по небу, из дома, вокруг леса, к бабушке, у окна. 2 уровень Из данных слов составьте словосочетания с существительными в дательном падеже Подарить, дед, шарф; _____________________________________________ дать, товарищ, книга; _____________________________________________ расчесать, сестра, волосы; _________________________________________ смастерить, птицы, скворечник;____________________________________ ________________________________________________________________ |
Ф. И.______________________________________________________________
Работа в группах
Задание: из слов составьте предложения.
Лиса, ползти, к полынье, принялась, по льду, осторожно
У Серой Шейки, замерло, сердце
Лиса, подобраться, к воде, могла, не
Слова помощники: каждый, день, лиса, полынья , уточка.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
__________________________________________________________________
Работа в группах
Задание: из слов составьте предложения.
Лиса, ползти, к полынье, принялась, по льду, осторожно
У Серой Шейки, замерло, сердце
Лиса, подобраться, к воде, могла, не
Слова помощники: каждый, день, лиса, полынья , уточка.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
№ #1063;то такое имя существительное? |
№ 2. Что такое склонение имен существительных? |
№ 3. Сколько падежей в русском языке? |
№ #1053;азовите падежи, существующие в русском языке. |
№ #1053;а какие вопросы отвечают существительные в именительном падеже?
|
№#1050;аким членом предложения является существительное в именительном падеже? |
№ 7. С какими предлогами употребляются существительные в именительном падеже? |
№ 8. На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?
|
№. #1057; какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».
Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Дательный падеж имён существительных".
Данная презентация содержит цели урока, задания с проверкой, физминутки, итог урока....

Технологическая карта по русскому языку 3 класс по теме: " Родительный падеж имён существительных"
УМК " Школа России"...

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему" Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже". Школа России
Познакомить с правилом написания окончаний имён существительных в дательном падеже, научить правильно писать безударные окончания существительных в дательном падеже, определять склонение существительн...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Творительный падеж имён существительных.
Цель: способствовать формированию представлений об особенностях имени существительного в форме творительного падежа и развитию умения оп...

Технологическая карта русский язык 4 класс по теме «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже» »
Ход урока.Содержание урока ( этапы)Деятельность учителяДеятельность ученикаУУД Организационный момент.-Мы сюда пришли учиться,Не лениться, а трудиться!Работаем старательно, слушаем в...
Русский язык 3 класс Школа России "Предложный падеж имён существительных"
На уроке создаются условия по формированию умений распознавать предложный падеж по вопросу....