Презентация и конспект к уроку русского языка в 3 классе на тему: Дательный падеж имён существительных
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (3 класс)

Название презентации: Дательный падеж имён существительных. Презентация составлена для проведения урока русского языка в 3 классе. Количество слайдов:23 слайда с вопросами и заданиями. Методика обучения по УМК "Школа России". Автор: Яговдикова Евгения Николаевна

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Правила 1. Не выкрикивать. 2. Не перебивать друг друга. 3. Мы слышим друг друга. 4. Учимся работать сообща.

Слайд 3

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Слайд 4

Правило письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит».

Слайд 5

Перв ое ф е враля Кла сс ная р а бота Грамоте учи ться – всегда пригоди тся.

Слайд 6

Словарная работа До пятн . цы, у м . дведя, в . круг тр . мвая, из комн . ты, от с . м . лёта, ок . л . кр . вати.

Слайд 7

Прочитайте словосочетания, задайте вопросы ску ча л (?) по маме приш е л (?) к бабушке обрад о вался (?) подарку. - Чем они похожи?

Слайд 8

Тема урока: Дательный падеж

Слайд 9

Название дательного падежа заимствовано из старославянского языка, куда оно в свою очередь попало как дословный перевод с греческого: dotike по-гречески «дательный». Достаточно ясно прослеживается его связь с глаголом «дать, давать». Основное значение дательного падежа — название адресата, имени того, кому дают (подарок брату, привет другу). Существительные в этом падеже отвечают на вопросы кому? чему?

Слайд 10

З а п о л н и м т а б л и ц у Знаю Хочу узнать Узнал название падежа слово помощник вопросы падежа предлоги как определить падеж имен существительных Член предложения

Слайд 11

Алгоритм 1. Определить словосочетание, в которое входит это слово. 2. Поставить вопрос к этому слову от главного слова. 3. Проверить, какой именно это падежный вопрос. Гулял по парку, обратился к другу, подарил маме.

Слайд 13

Физкультминутка Наклоните голову к левому плечу. Наклоните голову к правому плечу. Повернитесь к соседу справа, к соседу слева. Повернитесь к учителю. Погладьте себя по голове. Улыбнитесь одноклассникам, учителю .

Слайд 15

Работа по учебнику стр. 46,упр.83 - Прочитайте . Назовите басни.

Слайд 16

Из слов составьте предложения. Лиса, ползти, к полынье, принялась, по льду, осторожно У Серой Шейки, замерло, сердце Лиса, подобраться, к воде, могла, не

Слайд 17

Серая Шейка Лиса принялась осторожно ползти по льду к полынье . У Серой Шейки замерло сердце. Лиса не могла подобраться к воде. Лиса приходила к полынье и уточке каждый день .

Слайд 18

З а п о л н и м т а б л и ц у Знаю Хочу узнать Узнал название падежа слово помощник вопросы падежа предлоги как определить падеж имен существительных член предложения К ПО По вопросу и предлогу второстепенный

Слайд 19

1 уровень О пределите падеж имён существительных. От дуба, по тропинке, до дороги, по небу, из дома, вокруг леса, к бабушке, у окна. 2 уровень Из данных слов составьте словосочетания с существительными в дательном падеже Подарить, дед, шарф; _____________________________________________ дать, товарищ, книга; _____________________________________________ расчесать, сестра, волосы; _________________________________________ смастерить, птицы, скворечник;____________________________________ ________________________________________________________________ Самостоятельная работа

Слайд 20

Домашнее задание . Стр. 47 выучить правило, упр. 85

Слайд 22

Используйте предлоги: к, по Составьте и запишите словосочетания с существительными в дательном падеже . ползти, земля ехать, шоссе подойти, машина бежать, речка

Слайд 23

Проверка Ползти по земле, ехать по шоссе, подойти к машине, бежать к речке.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка, 3 класс, авторы учебника В. П. Канакина, В. Г. Горецкий (УМК «Школа России»)

Тема: Дательный падеж имён существительных

Цель: ознакомить учащихся с особенностями дательного падежа; учить распознавать имя существительное в дательном падеже по признакам данной падежной формы – по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении; закреплять умение объяснять написание изученных орфограмм; развивать логическое мышление, наблюдательность; воспитывать аккуратность.

Оборудование:

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Я желаю вам прекрасного настроения и бережного отношения друг к другу.

- Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила. Давайте вспомним, какими правилами мы будем пользоваться на уроке: (Слайд 2)

1. Не выкрикивать.

2. Не перебивать друг друга.

3. Мы слышим друг друга.

4. Учимся работать сообща.

II. Актуализация опорных знаний.

-Прочитайте пословицу.

–Как вы её понимаете?

Грамоте учиться – всегда пригодится. (Слайд 3)

( В старину человека, умеющего читать и писать, называли грамотным. Если в старину его так называли, значит, нас с вами можно назвать грамотными людьми.)

-Давайте проверим, насколько вы грамотные.

- Ребята, сегодня в ходе работы вы сами попытаетесь определить тему урока. Но для лучшего восприятия нового мы повторим материал прошлых уроков.

1. Работа в парах

- Ребята, обратите внимание на карточки под номерами, которые лежат у вас на столах. (На партах разложены карточки с вопросами– по одной на парту). Сейчас, работая в паре, вы отвечаете на вопросы, написанные на ваших карточках.

№ #1063;то такое имя существительное?

№ 2. Что такое склонение имен существительных?

№ 3. Сколько падежей в русском языке?

№ #1053;азовите падежи, существующие в русском языке.

№ #1053;а какие вопросы отвечают существительные в именительном падеже.

№#1050;аким членом предложения является существительное в именительном падеже.

№ 7. С какими предлогами употребляются существительные в именительном падеже?)

№ 8. На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

№. #1057; какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже?

2. Работа в тетрадях

- Откроем тетради, запишем число, классная работа. И пословицу, прозвучавшую в начале урока. Грамоте учиться – всегда пригодится. (Слайд 5)

3. Словарная работа

На доске:

До пятн . цы, у м. дведя, в . круг тр . мвая, из комн . ты, от с . м . лёта, ок . л . кр . вати.

(Самостоятельная работа. Потом один ученик у доски. Проверка, оценка своей работы: (Слайд 6)

! – я записал слова без единой ошибки;

+ - я допустил 1-2 ошибки;

- - я допустил более 2 ошибок, но у меня всегда есть шанс изменить на +.)

- Что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные в родительном падеже, предлоги)

- Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже.

-Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги)

- Почему к некоторым словам задавали вопрос: кого?, а к некоторым словам вопрос: чего? (Одушевлённые, неодушевлённые имена существительные)

- Сколько всего предлогов? (10)

III. Постановка учебной задачи

-Спасибо. Молодцы. Сегодня мы продолжим знакомство с падежами.

Прочитайте словосочетания, задайте вопросы к существительным. (Слайд 7)

скучал (?) по маме

пришел (?) к бабушке

обрадовался (?) подарку.

Чем они похожи?.

Запишите данные словосочетания с вопросами.

- А кто помнит, к какому падежу принадлежат данные вопросы? Какой падеж следует за родительным падежом?

-Как вы считаете какова тема нашего урока? «Дательный падеж».

Сегодня мы лучше познакомимся с дательным падежом, научимся находить в тексте существительные, стоящие в дательном падеже.

Из истории

Название дательного падежа заимствовано из старославянского языка, куда оно в свою очередь попало как дословный перевод с греческого: dotike по-гречески «дательный». Достаточно ясно прослеживается его связь с глаголом «дать, давать». Основное значение дательного падежа — название адресата, имени того, кому дают (подарок брату, привет другу). Существительные в этом падеже отвечают на вопросы кому? чему?

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. (Отвечает на вопросы: кому? чему?)

- Чтобы вы хотели узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в Д. п.)

- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Находить в предложении имена существительные в Д. п., быстро определять падеж имён существительных. Научиться грамотно употреблять в речи слова с именами существительными в Д. п.)

Заполнение таблицы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Название падежа

Предлоги

Вспомогательное слово

Как определить падеж имён существительных

Вопросы падежа

Каким членом предложения бывает

На доске появляются цели урока. (Слайд 8)

- Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

#1047;апись под диктовку

- Запишите словосочетания.

Гулял по парку, обратился к другу, подарил маме.

- Разберём словосочетания и определим падеж имён существительных.

- Работать будем по алгоритму. Давайте его вспомним. (Слайд 13)

1. Определить словосочетание, в которое входит это слово.

2. Поставить вопрос к этому слову от главного слова.

3. Проверить, какой именно это падежный вопрос.

(Гулял по парку – главное слово гулял, гулял (по чему?) по парку (Д. п.); обратился к другу – главное слово обратился, обратился (к кому?) к другу (Д. п.); подарил маме - подарил – главное слово, подарил (кому?) маме (Д. п.)

- Какие предлоги употребляются с именами существительными в Д. п.? (К, по)

- Сделайте вывод, с какими предлогами употребляются имена существительные в Д. п.?

Возврат к целям.

-Давайте вспомним, какие цели ставили в начале урока? (Узнать какие предлоги употребляются с существительными в Д. п.)

- Достигли мы этой цели?

(Как подведение итога, читаю стихотворение.) (Слайд 16)

Я называюсь дательным.

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я смогу сказать.

С предлогом К и ПО дружу,

Но и один гулять хожу.

3. Физкультминутка (Слайд 9)

Наклоните голову к левому плечу.

Наклоните голову к правому плечу.

Повернитесь к соседу справа, к соседу слева.

Повернитесь к учителю.

Погладьте себя по голове.

Улыбнитесь одноклассникам, учителю.

- Кто сможет назвать имена существительные из физкультминутки, стоящие в Д.п.?

- Что помогло вам определить эти существительные?

4. Работа по учебнику

- Выполним упр. 73 на странице 46.

- Прочитайте задание. (Прочитайте. Назовите басни)

1. «Ворона и Лисица» 2. «Ворона и Лисица» 3. «Слон и Моська» 4. «Стрекоза и Муравей»

- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? («Стрекоза и Муравей»)

- Чему учит нас эта басня?

- Прочитайте задание к упражнению, которое необходимо выполнить устно.

- Найдите в предложениях имена существительные в Д. п.

- Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?; предлоги к, по)

- Поставьте к ним вопрос от выделенных слов. Над именем существительным в Д. п. укажите падеж)

(Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.)

- Назовите орфограммы.

- Объясните, какие буквы вставили и почему?

Возврат к целям.

- Какие еще цели сегодня на уроке вы для себя ставили? (Находить в предложении имена существительные в Д.п., быстро определять падеж имён существительных.)

- Как вы считаете, достигли этой цели?

V. Закрепление изученного материала

Работа в группах

На экране слайд с группами слов. (Слайд 10)

Лиса, ползти, к полынье, принялась, по льду, осторожно

У Серой Шейки, замерло, сердце

Лиса, подобраться, к воде, могла, не

Задание: из слов составьте предложения.

- Сколько групп слов перед вами?

- Сколько должно получиться предложений?

Проверка. (Слайд 11)

- Перечитайте все предложения. Что заметили? (Получился текст)

- Из какого произведения этот отрывок?

Запись последнего предложения и составленного.

Лиса не могла добраться к воде.

- Найдите в предложении имена существительные. Определите падеж. Выполните разбор предложения по членам. Сделайте вывод.

- Припомните этот эпизод и продолжите текст предложением, используя существительные в Д. п. Прочитайте еще раз последнее предложение. Оно подскажет вам, о чём будет следующее предложение.

(Лиса приходила к полынье и уточке каждый день.)

Проверка работ.

Возврат к целям.

- Какую ещё цель вы сегодня ставили? (Научиться грамотно употреблять в речи слова с именами существительными в Д. п.)

VI. Рефлексия

- Закройте глаза. Вспомните урок с самого начала.

- Удалось ли нам достигнуть сегодня решения всех задач на уроке?

- Оцените теперь в тетрадях свои достижения (Слайд 12)

! – всё получилось, я молодец!

? – не до конца освоил тему, сомневаюсь, что всё выполнял правильно.

Заполнение таблицы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Название падежа

Предлоги

К,по

Вспомогательное слово

Каким членом предложения бывает

Второстепенным

Вопросы падежа

Как определить падеж имён сущ-х

По вопросу, по предлогу

VII. Итог урока (Слайд 13)

1. Работа с пословицей, которая была озвучена вначале урока: Грамоте учиться – вперёд пригодится.

-Определить падеж имени сущ-го. (грамоте-Д.п.)

2. Самостоятельная работа

- Проверим, как вы усвоили тему «Дательный падеж имени существительного», а для этого проведем разноуровневую самостоятельную работу. 1 уровень – легкий, 2 уровень сложный. Каждый для себя выбирает уровень самостоятельно.

Самостоятельная работа

1 уровень

Определите падеж имён существительных.

От дуба, по тропинке, до дороги, по небу, из дома, вокруг леса, к бабушке, у окна.

2 уровень

Из данных слов составьте словосочетания с существительными в дательном падеже

Подарить, дед, шарф; _____________________________________________

дать, товарищ, книга; _____________________________________________

расчесать, сестра, волосы; _________________________________________

смастерить, птицы, скворечник;____________________________________

________________________________________________________________

Ф. И.______________________________________________________________

__________________________________________________________________

- Закончите предложения:

  • Сегодня на уроке я узнал, открыл для себя …
  • Я научился, смог …
  • Я могу похвалить себя и своих одноклассников за …

VIII. Выставление отметок. Домашнее задание

- Выполнить упражнение 85 на странице 47

Приложение

Самостоятельная работа

1 уровень

Определите падеж имён существительных.

От дуба, по тропинке, до дороги, по небу, из дома, вокруг леса, к бабушке, у окна.

2 уровень

Из данных слов составьте словосочетания с существительными в дательном падеже

Подарить, дед, шарф; _____________________________________________

дать, товарищ, книга; _____________________________________________

расчесать, сестра, волосы; _________________________________________

смастерить, птицы, скворечник;____________________________________

________________________________________________________________

Ф. И.______________________________________________________________

Работа в группах

Задание: из слов составьте предложения.

Лиса, ползти, к полынье, принялась, по льду, осторожно

У Серой Шейки, замерло, сердце

Лиса, подобраться, к воде, могла, не

Слова помощники: каждый, день, лиса, полынья , уточка.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

__________________________________________________________________

Работа в группах

Задание: из слов составьте предложения.

Лиса, ползти, к полынье, принялась, по льду, осторожно

У Серой Шейки, замерло, сердце

Лиса, подобраться, к воде, могла, не

Слова помощники: каждый, день, лиса, полынья , уточка.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

№ #1063;то такое имя существительное?

№ 2. Что такое склонение имен существительных?

№ 3. Сколько падежей в русском языке?

№ #1053;азовите падежи, существующие в русском языке.

№ #1053;а какие вопросы отвечают существительные в именительном падеже?

№#1050;аким членом предложения является существительное в именительном падеже?

№ 7. С какими предлогами употребляются существительные в именительном падеже?

№ 8. На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

№. #1057; какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Дательный падеж имён существительных".

Данная презентация содержит цели урока, задания с проверкой, физминутки, итог урока....

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему" Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже". Школа России

Познакомить с правилом написания окончаний имён существительных в дательном падеже, научить правильно писать безударные окончания существительных в дательном падеже, определять склонение существительн...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Творительный падеж имён существительных.

Цель: способствовать формированию представлений  об особенностях  имени существительного            в форме творительного  падежа и развитию умения оп...

Технологическая карта русский язык 4 класс по теме «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже» »

 Ход урока.Содержание урока ( этапы)Деятельность учителяДеятельность ученикаУУД Организационный момент.-Мы сюда пришли учиться,Не лениться, а трудиться!Работаем старательно, слушаем в...

Русский язык 3 класс Школа России "Предложный падеж имён существительных"

На уроке создаются условия по формированию умений распознавать предложный падеж по вопросу....