Проектная деятельность как средство формирования УУД в системе УМК «Школа России»,
проект по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Проектная деятельность- неотъемлемая и важная часть образовательного процесса. Именно элементы проектной деятельности педагоги часто включают в свои уроки, когда учат детей планировать и действовать по составленному ими же плану.
Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся. Включая младших школьников в проект можно сформировать следующие умения:
- Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
- Выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности.
- Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Чучунова И.Н.,
учитель начальных классов,
МБОУ Лесоперевалочная СОШ-1,
с.Бельтирское, Аскизский район, Республика Хакасия
Проектная деятельность как средство формирования УУД в системе УМК «Школа России»,
Чтобы правило понять,
Никогда не забывать,
Его надо изучать,
В виде сказки представлять.
Проектная деятельность- неотъемлемая и важная часть образовательного процесса. Именно элементы проектной деятельности педагоги часто включают в свои уроки, когда учат детей планировать и действовать по составленному ими же плану.
Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся. Включая младших школьников в проект можно сформировать следующие умения:
- Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
- Выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности.
- Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
Темы различных проектов актуальны всегда. А младшему школьнику – это вдвойне интереснее, т.к. он делает только первые шаги в познании окружающего мира, учится искать нужную информацию в огромном современном информационном поле- интернет-ресурсах, энциклопедиях, справочниках, научно-познавательной и художественной литературе.
Хочется остановиться на конкретном примере исследовательского проекта «Правила русского языка в авторских и народных сказках» (программа школа России). На уроках литературного чтения и русского языка мы знакомимся со многими сказками. И они помогают нам изучать определенные правила на уроках «Русского языка» Канакиной В.П., Горецкого В.Г. с 1 по 4 класс. Актуальность данного исследовательского проекта состоит в том, что модель применения авторских и народных сказок в процессе изучения правил данного учебного предмета наиболее плодотворна. Цель исследования: исследовать правила грамматики в учебнике «Русский язык» Канакиной В.П., Горецкого В.Г. с помощью народных и авторских сказок. Гипотеза проекта состоит в том, чтобы убедиться в познавательном потенциале сказок для лучшего усвоения изученных правил русского языка младшими школьниками.
При изучении русского языка дети обращали внимание на то, что в данном учебном предмете встречается немало разных авторских и народных сказок. На данный момент стоит острая проблема среди учеников - это снижение грамотности, орфографической зоркости, неумение правильно излагать свои мысли в письменной и устной речи. И наши сказки помогут нам решить эту проблему. В учебнике «Русский язык» Канакиной В.П., Горецкого В.Г. 1 класса встречаются авторские сказки А.С.Пушкина, Д.Мамина-Сибиряка, К.Чуковского, В.Катаева, Г.Х.Андерсена, А.Толстого, Л.Яхнина. Итак, началось исследование в 1 классе с упражнения 4 учебника. Как видим это русская народная сказка «Колобок». Она помогает детям при прохождении темы «Письменная и устная речь». Здесь они выясняют, к какой речи относится запись «разговора» сказочных персонажей: к устной или письменной речи? Также название сказки «Колобок» пишется с заглавной буквы, так как это имя собственное. Слово «колобок» является словарным словом. Нужно его запомнить! В упражнении 7 мы видим русскую народную сказку «Репку». После списывания первых двух предложений, ученики разыгравают сценку по данной сказке. На страницах русского языка мы видим сказку «Дюймовочка» Х.К.Андерсена, а также русскую народную сказку «Лисичка со скалочкой». В названиях сказок есть общее правило – буквосочетание чк. Правило звучит так: чк, чн пиши без мягкого знака. Это слова Дюймовочка, лисичка, скалочка.
Исследование продолжилось во 2 и 3 классах с помощью авторских сказок А.С. Пушкина, Д. Мамина-Сибиряка, В. Катаева и др. авторов . В упражнении 5 (2 класс) и упражнении 4 (3 класс) «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина раскрывает тему «Устная и письменная речь». В упражнении 145 в «Сказке о царе Салтане» нужно вставить пропущенные окончания, а в упражнении 271 подобрать слова-синонимы. Выписать слова с разделительным твердым знаком. В учебнике в «Сказке про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д.Мамина-Сибиряка необходимо выписать глаголы, выделить в них приставки. А в сказке «Цветик-семицветик» В.Катаева нужно выписать имена прилагательные.
В учебнике «Русский язык» Канакиной В.П., Горецкого В.Г. в 4 классе встречаются авторские сказки А.С.Пушкина, К.Чуковского, Б.Заходера, П.Ершова, Э.Шима, С.Аксакова, М.Горького, Я.Козловского, И.Токмаковой, А.Линдгрен, Ш.Перро. На страницах данного учебника мы встречаемся с такими русскими народными сказками, как «У страха глаза велики», «Колобок». «Заюшкина избушка», «Каша из топора», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль». А какие же готовые продукты проекта подготовили дети?
Готовые продукты проекта с 1 по 4 класс:
- Нарисовали рисунки к сказкам по изученным правилам;
- приготовили инсценирование русской народной сказки «Репка», «Красная Шапочка» Ш.Перро после выполненных упражнений;
- составили коллаж «В гостях у сказки»;
- сочинили сказку по правилам русского языка;
- сделали книжку-малышку со своей сказкой;
- составили сборник сказок;
- книжные закладки по правилам русского языка;
- стендовая работа ««Правила русского языка в авторских и народных сказках»;
- познакомились с презентацией проекта « Правила русского языка в авторских и народных сказках».
Работая над проектом, я и мои ученики совершили увлекательное путешествие в мир авторских и народных сказок на уроках русского языка. Мы убедились, что с помощью сказок правила русского языка легче усваиваются. Сказки учат нас добру, взаимовыручке, отзывчивости. Как писал великий поэт А.С.Пушкин: «Сказка –ложь, да в ней намек, добрым молодцам- урок!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования УУД в школе первой ступени в рамках ФГОС.
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совмес...

Мастер-класс по теме «Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

Проектно - исследовательская деятельность как средство формирования УУД у учащихся начальной школы. Опыт работы.
Предлагаемый доклад показывает возможности проектно-исследовательской работы в начальной школе на примере отдельной гимназии. Исходя из понятий "проектная деятельность" и "учебный проек...
Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности
Данный материал поможет учителям осознать важность формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности....

Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности
Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность обуслов...

Методическая система работы: «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования функциональной грамотности в начальной школе»
Сущность методической системы формирование функциональной грамотности учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности в соответствие с требованиями ФГОС НОО....

Проектная деятельность, как средство формирования УУД в начальной школе
Цель работы над проектами в начальной школе. Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся, формирование навыков постоянного самостоятельного обновления знаний, поиска требуемой и...