Урок русского языка "Спряжение глагола"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Предмет: русский язык

Класс: 4 «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»

Тема урока: «Обобщение и повторение знаний о спряжении глаголов»

Форма урока: урок-рефлексия

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 4 «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»

Тема урока: «Обобщение и повторение знаний о спряжении глаголов»

Форма урока: урок-рефлексия

Методы и приемы обучения: частично-поисковый, репродуктивный; беседа, фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа.

Используемые технологии: технология деятельностного метода обучения.

Цель:

- создать условия для повторения и обобщения знаний  о спряжении глаголов.

Задачи:

Обучающие:

- повторить способ написания безударных личных окончаний глаголов;  

- закрепить знания о глаголе.

Развивающие:

- развивать познавательную активность, самооценку, интерес к предмету; умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитывающие:

- воспитывать коммуникативную культуру учащихся при работе в парах;

- воспитывать волевые качества;

Планируемые результаты:

        Предметные: уметь определять грамматические признаки глаголов, уметь определять спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.

        Личностные: уметь проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

        Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять контроль под

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Положительный настрой

-  Ребята, сегодня на уроке у нас гости, давайте поприветствуем их.

-А теперь представьте, что у вас на ладошке сидит солнечный зайчик, улыбнитесь ему и подарите тихонько кому-нибудь из класса вашего зайчика. Я рада видеть ваши улыбки! Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир.

- Свою работу вы будете в листе самоконтроля. Посмотрите, он находится на листе зеленого цвета. Итак, начинаем урок русского языка.

Приветствуют учителя, друг друга.

Писатель К.Г.Паустовский как-то сказал:

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

- Чем же интересен русский язык? Какое богатство в нем скрыто? (В русском языке много интересных выражений, слов, множество секретов и тайн)

Каждый урок мы с вами в этом убеждаемся, что не урок, то тайна, новый секрет. Вот и сегодня на уроке мы будем открывать новые тайны русского языка.

- Перед вами пословица. Прочтите про себя пословицу «Сначала думай, а потом говори» (на слайде)

- Объясните ее смысл.

-Спишите пословицу в тетрадь красивым, каллиграфическим почерком.

-Прочтите пословицу еще раз.

 -В этой пословице есть необыкновенная часть речи. Это Настоящий богач среди частей речи, имеет лицо, время. Хороший работник, всегда при деле, не любит бездействовать. По частоте употребления занимает второе место после существительного. Обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека.

Про себя говорит:                  

Что без меня предметы?                  

Лишь названья.                  

А я приду – все в действие придет.                  

Самолет летит.                  

Реки текут.                   

Люди строят зданья                  

Цветут сады,                          

И хлеб в полях растет.

 - О какой части речи пойдет разговор на уроке?

 Давайте вспомним о глаголе все, что знаем.

- читают и объясняют смысл пословицы

О глаголе

А для этого составим портрет глагола. Работать будем в парах. Возьмите листы белого цвета. Заполните таблицу.

- Давайте проверим, как вы выполнили работу.

 

Я-

глагол

часть

речи

обозначаю

действие предмета

отвечаю на вопросы

что делает? что делают? что делал? что делать? и т.д.

имею

начальную (неопределенную форму)

в предложении

чаще всего бываю сказуемым

имею грамматические признаки

  1. время
  2. число
  3. лицо
  4. род (в прошедшем времени)
  5. вид
  6. спряжение

- Проверим нашу работу. Оцените вашу работу в листе самоконтроля. За каждый правильный ответ – один балл. Максимальное кол- во 10 баллов.

- Какой теме были посвящены наши последние уроки русского языка?

-Сегодня в центре нашего внимания будет глагол, а именно его грамматический признак – спряжение. Мы будем обобщать полученные знания о спряжении глагола.

 - А что такое спряжение глагола? (Изменение глаголов по лицам и числам)

-В каком времени могут спрягаться глаголы?

-Как называют окончания глаголов 1 и 2 спряжения? (личные)

-Какие бывают окончания у глаголов? (ударные и безударные)

-Какие окончания требуют проверки? (безударные)

-Что можете сказать про ударные окончания? (Они не требуют проверки, т.к. в сильной позиции невозможно допустить ошибку)

-Для определения спряжения глаголов существует известный вам алгоритм. Давайте восстановим его.

А работать будем в группах.

-Ответственные в группах подойдите и получите задания

 

У детей карточка, они заполняют ее, работая в парах.

Учащиеся отвечают на вопрос.

После ответа открывается очередная строка таблицы.

Спряжению глаголов.

Обобщить все полученные знания о спряжении

Чтобы не допускать ошибки в правописание окончаний у глаголов

-когда безударное окончание у глагола

- спряжение глагола

-  зная алгоритм определения спряжения, мы можем выполнять различные задания

-Нам нужно как можно больше собрать данных о спряжении, а именно накопить факты, наблюдения, доказательства

Алгоритм определения спряжения глагола

Первый этап

Поставь ударение, если окончание ударное, то вспоминаем окончания глаголов 1и 2 спряжения:

Запомни:     

окончания  -ут (-ют)                     окончания  - ат (-ят)                               

 указывают на то, что перед тобой глагол ________спряжения                       _______ спряжения

Если окончание безударное, то переходи ко второму этапу.      

Второй этап 

Поставь глагол в ________________форму.

Определи суффикс, который стоит перед суффиксом –ть.    

Запомни, что если перед –ть стоит суффикс - а-, -у-, -я-, -е-, -о-, -и-

то перед тобой глагол

   ________спряжения              __________ спряжения

Зная спряжение глагола, ты правильно напишешь его личное окончание!

У глаголов существуют такие личные окончания:

Число

Лицо

I спряжение

II спряжение

Единственное

1

2

3

у (ю)

ет

у (ю)

ишь

Множественное

1

2

3

ем

ут (ют)

ите

ат (ят)

Запомни глаголы-исключения!!!

К I спряжению относятся глаголы:

Брить, ____________________________________________

 

Ко II спряжению относятся глаголы: гнать, дышать, держать, зависеть, слышать, видеть и обидеть, а еще терпеть, вертеть, ______________    и     ____________

-Проверим алгоритм.

-Оцените себе в листах самооценки.  За правильно выполненную работу 3 балла, 1 ошибка – 2 балла,

2 ошибки -1 балл

Молодцы! Вы замечательно справились с заданием. Предлагаю вам выполнить еще одно

Перед вами на голубых листах  находится текст. Прочитаем задание. Нужно выписать в тетрадь глаголы, вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глаголов. Работать будем у доски. Не забываем проговаривать алгоритм определения спряжения

Тихо в лесу. Перелета..т с дерева на дерево пугливый рябчик. Смело беж..т волк по знакомому следу. Хорошо зна..ет он дорогу в свое логово. Сид..т на голом суку головастый совёнок. Серый часовой вид..т жизнь зимнего леса, слыш..т малейший шорох и хруст.

- Работают у доски по одному предложению.

Оценим себя в листах самоконтроля .  

За правильно выполненную работу 3 балла, 1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки -1 балл

Ученики поочередно выходят к доске и работают с проговариванием с полным рассуждением

Образец устного рассуждения приводит ученик:

  1. Личный глагол  перелета(е)т.
  2. Ставлю ударение в слове: перелета(е)т.
  3. Окончание безударное.
  4. Ставлю глагол в начальную форму: (что делать?) перелетать (Несов. вид)
  5. Начальная форма заканчивается на –еть, это не глагол-исключение.

Вывод: глагол I спряжения, в окончании пишу -ет 

Оцените свою работу в листах контроля

-Ребята, а сейчас вам предстоит поработать самостоятельно. Возьмите карточку желтого цвета. Распределите по группам глаголы, вставьте букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов, укажите спряжение.

Проверка

На какие группы вы будете распределять глаголы?

Рису..те, свет..т, дыш..шь, думаете, любят, летает, колют, гонишь, бреешь, стелет, пилят, смотрят

-Проверим. Какие глаголы вы отнесли к 1 спряжению? Ко 2 спряжению?

-Встретились ли вам глаголы исключения?

-Оцените себя в листе самоконтроля.  За правильно выполненную работу 3 балла, 1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки -1 балл

Нужно посмотреть на начальную форму глагола. Если оканчивается на – ить, то глагол 2 спряжения

Нет, так как встретились глаголы исключения.

Физминутка.  Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь, приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, поскачите-ка вприсядку, глубоко теперь вздохните, сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите.

- Какая часть речи вас побуждала к действию?

- Все эти глаголы в повелительном наклонении, о котором вы узнаете в старших классах.

Выполняют упражнения.

А сейчас поработаем с фразеологизмами.

 -Ребята, а что такое фразеологизмы?

-Для чего они нужны в нашей речи?

 Откройте учебник на странице 71, упр. 375. Прочитайте задание.

Итак, первый ряд выписывает фразеологизмы к глаголу бездельничать, второй – замолкнуть, третий – запомнить.

 (* у доски –Инюшкина Ю., Ключагин Е, Пяткин Д)

Напоминаю, что глаголы в фразеологизмах  ставим в 3 л. мн.ч., определяем спряжение.

1.Бездельничать Валяют дурака, пальцем не пошевелят, считают ворон, ловят мух, плюют в потолок.

2.Замолкнуть Прикусят язык, повесят на рот замок, наберут в рот воды.

3. Запомнить Возьмут на заметку, намотают на ус, зарубят себе на носу, завяжут узелок.

Проверка. Оцените себя в листах самооценки. За правильно выполненную работу 3 балла, 1 ошибка – 2балла, 2 ошибки -1 балл

Самооценка в листах 

- Ребята, мы достаточно поработали над нашей темой нашего урока. И  я предлагаю вам выполнить небольшой тест и проверить, как вы усвоили правило определения спряжения глаголов?

1.  Укажите  глагол 2 спряжения

А. чистит

Б. шагать          

В. Думать

 2. Укажите  глагол 1 спряжения

А. задержать

Б. гнать  

В. Искать

 3. Укажите  глагол 2 спряжения

 А. стрелять

Б. кричишь            

В.стелить

4. Укажите  глагол 1 спряжения

А. перевозить

Б. готовить            

В. цветет

Выполните самопроверку.

Оцените себя в листах самоконтроля. За каждый правильный ответ 1 балл

Мы ответили на вопрос, как определить спряжение глаголов, закрепили правило правописания безударных личных окончаний глаголов.

- Посчитайте, какое количество баллов вы набрали сегодня за урок.

Посмотрите на лесенку успеха. От ……. Баллов до …… баллов отметка

Поставьте себя на  ступеньку, в зависимости от количества баллов.

Домашнее задание на следующий урок:

Карточки зелѐного цвета – повышенный уровень

Выяснить значение фразеологизмов, определить значение глаголов. Ваньку валять____, витать____ в облаках ,выбить ______из колеи, делать____ из мухи слона, затянуть __ пояс, каши не сваришь____, мозолить глаза.

 карточки жѐлтого цвета – средний уровень выполнить упр.№1 (2,3) стр.72

красный - базовый уровень

Вставь окончания, укажи спряжения. Мы уч…м, вы груз…те, они ход…т, ты слома…шь, они чист…т, ты жале…шь, мы се…м, вы слыш…те, они вид…т, он гон…т, он завис…т, мы зева…м, они кол…т, мы замороз…м, он сине…т, они готов…т.

-Конечно, тайны языка

Не все узнали мы пока…

И постигли не все богатства и волшебство русского языка, но ведь это не последний наш урок, а значит все еще впереди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умений учащихся употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Задачи урокаДидактические:закрепить знания детей о глаголе, как о части реч...

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о глаголах-синонимах, глаголах-антонимах.Задачи урокаДидактические:Научить употреблять в речи...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.Цели деятельности учителя: развитие умения находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу и ...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и упот...