Связь подлежащего и сказуемого
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Султанова Гульнара Мансуровна

Цель урока:

1.Учить грамматически правильно связывать сказуемое с подлежащим и грамотно оформлять эту связь при письме.

2.Развивать у обучающихся способность к рефлексии: учебного действия контроля и оценки.

3.Воспитывать интерес  к учению, развивать способности работать в коллективе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта.

Предмет:  русский язык

Учитель: Султанова Гульнара Мансуровна

Дата проведения:  14.02.23 г.

Тема урока: Связь подлежащего и сказуемого.

Цель урока:

1.Учить грамматически правильно связывать сказуемое с подлежащим и грамотно оформлять эту связь при письме.

2.Развивать у обучающихся способность к рефлексии: учебного действия контроля и оценки.

3.Воспитывать интерес  к учению, развивать способности работать в коллективе.

Задачи урока :

1.Создать условия для расширения и углубления представления обучающихся о взаимосвязи подлежащего со сказуемым по смыслу и форме.

2.Отработать определённую последовательность действий в связи подлежащего со сказуемым по смыслу и форме.

3.Формировать познавательные мотивы учения.

3.Развивать умение использовать в работе ранее полученные знания, обобщать и делать выводы по наблюдениям.

4.Формировать умение работать в коллективе.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: мультипрое

1.Карточки для индивидуальной и парной работы.

2.Мультимедийное сопровождение, презентация.

Планируемые результаты:

Личностные:

-Становление интереса к изучению русского языка, уважения к  нему. Осознание важности правильного построения предложений для выражения и понимания мыслей. Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.

Регулятивные:

-Понимать, принимать, ставить и сохранять учебную задачу.

-Выполнять учебные действия в речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий.

-Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности  и после её завершения.

-Оценивать свои действия и полученный результат; сравнивать свою оценку и оценку учителя; адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные:

-Читать и понимать учебный текст, находить в нём определённые сведения, уточнять сделанные выводы, использовать информацию для решения практических задач.

-Понимать информацию, представленную в схематичном виде, интерпретировать её, переводить в словесную форму.

-Осуществлять действия анализа, синтеза, сравнения; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы, обобщения; подводить факты языка под понятия.

Коммуникативные:

-Участвовать в коллективной поисковой деятельности, соблюдать правила общения, речевого этикета.

-Высказывать по обсуждаемым вопросам свою точку зрения, слушать мнения других, стараться понимать их.

-Соблюдать нормы литературного языка, выяснять или уточнять их с помощью словаря.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивация  к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу  и пожелайте друг другу успеха.

 Закрыли глазки и дали себе установку на работу. («У меня всё получится, я всё смогу, всё сумею»)

-Садитесь.

-Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

Ребята, у нас минутка чистописания. Ваша задача соблюдать размер, высоту элементов букв,наклон.

Запишем  у ул ум уч  Без ученья нет уменья.Ребята,как понимаете смысл пословицы?( Мы всегда должны чему-то учиться, чтобы что-то уметь.)

Положите ручки.

-Перед вами лежат листы достижений. Вы будете оценивать свои действия в течение всего урока по заданиям знаками «+, -, -»

Приветствуют учителя, друг друга.

Настраиваются на работу.

Работают в тетрадях.

Знакомятся с оценочными листами.

Записывают дату, классная работа.

2.Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений.

1.Повторение понятия «Предложение»

 

4.  Опыт по построению предложения из слов  «мальчик» и «катались»

Слайд 3

1.На  доске записаны предложения. Прочитайте, перепишите, вставьте пропущенные буквы. (СЛАЙД 2):

К доске выходят двое учеников, есть желающие?

          Наступила х...лодная з...ма.

Кружились сн...жинки.    

На какую орфограмму пропущены буквы? (правописание безударных гласных.)

Оцените своё умение применять  знания в решении орфографических задач в задании №1 на листе достижений.

Какие главные члены предложения знаете? Что обозначает подлежащее? Какими частями речи выражается?

Что обозначает сказуемое? Какими частями речи выражается?

Найдите главные члены предложения. Подчеркните их.

- Оцените свои умения  находить подлежащее и сказуемое  на листе достижений в задании №2.

А теперь, ребята, прочитайте эти слова. Составьте предложения с ними, не изменяя слова.   катались, мальчик.

- ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Смогли составить предложение? Почему не получается?

Какое слово может быть  подлежащим?  Какой частью речи выражено? Назовите сказуемое. Есть ли связь между подлежащим и сказуемым?      

2 уч. у доски

Отвечают на вопросы

Читают запись на слайде, переписывают, вставляют пропущ.буквы.

Повторяют, уточняют и систематизируют пройденное о гл. членах предложения.

2.Устанавливают невозможность построить предложение.

Сталкиваются с проблемой.

III.Формулиров ка темы и постановка цели и задач урока.

( 2мин)

Слайд 3.

Назовите тему нашего   урока.

 Связь подлежащего  и сказуемого.

Изучая нашу тему, какие цели поставим?

1.Узнать,  как связаны между собой подлежащее и сказуемое.

2.Научиться правильно связывать слова в предложении.

3. Научиться верно записывать окончания глаголов.

Определяют тему урока.

Ставят учебные задачи.

Динамич. пауза (физминутка) 1мин.

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

Слайд 4-5

V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1.Составление алгоритма.

Слайд6.

Вернемся к нашим словам: катались, мальчик

Составьте с этими словами предложения по схеме:

Кто? Что делает?

Кто? Что делал?

Работайте в парах.

Мальчик катается.  Мальчик катался.

Подчеркните грамм. основы.

Назовите подлежащее и сказуемое.

Какими частями речи они выражены?

 Назовите формы существительного( ед.ч.м.р.)

Назовите формы глагола. (Формы глагола катается (ед.ч., наст.вр) катался(ед.ч. пр.вр.)) .

Сравните формы существительного и глагола. Совпадают ли их формы. От чего зависит форма глагола? (от формы сущ-го)

В какой форме должно стоять сказуемое?

Вывод: Сказуемое  должно стоять в той же форме, что и подлежащее, выраженное именем существительным.

Какие действия нужно выполнить, чтобы правильно связать подлежащее и сказуемое в предложении?

Составим план          

1.Найти подлежащее и сказуемое.

2.Определить число, род подлежащего.

3.Поставить в ту же форму сказуемое.

4.Написать нужное окончание.

Оцените свои умения составлять план определения   связи подлежащего и сказуемого   на листе достижений в    задании 3.

Определяют формы главных членов предложения, сопоставляют и делают вывод.

Работа в парах

Вычленяют главное

Составляют алгоритм

V.Этап включения изученного в систему знаний.
( мин)

А сейчас откройте учебник  31-ую страницу.  упр.71.

Задание: 1.Найти  в этих предложениях подлежащее и сказуемое. Над подлежащим и сказуемым написать род, число, и время у глагола.

Вижу в упр-ии  3 предложения. 1-й ряд выполняет 1 предложение. 2-й ряд –второе. 3ряд-третье.

Проверяем 1 предл. Какую букву поставили в окончании глагола? Согласуется сказуемое с подлежащим? Как согласуется? Во 2 предложении согласуется с подлежащее с подлежащим? Как ? И 3 прел.

Как согласовалось сказуемое с подлежащим?(В роде и числе у глаголов прош.вр.)

Оцените свои умения определять форму имени существительного и глагола   на листе достижений в   задании 4.

 

Определяют формы сущ и глагола.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  1. Самостоятельная работа (Карточка).

А теперь выполним сам.работу. Задания даны на карточке, которые  лежат у вас на столе.

 В конце урока я соберу карточки и и листы достижений для оценки ваших знаний и умений.

Укажи над подлежащим число и род. Правильно согласуй подлежащее со сказуемым.

Вставить окончания глаголов.

Трясина засосал_.           Успех обрадовал_.

Болото засосал_.             Удача обрадовал_.

2.Дифференцированное задание.

В тексте найди две формы одного имени существительного. Подчеркни ту из них, которая вступает в роли подлежащего; потом в этом же предложении подчеркни и сказуемое. Реши орфографические задачи, устно доказывая выбор букв.

     Молоденьк.. дере.це возле дома папа пос.дил в день р.ждения Ванюши. Весной дере.це п.крылось маленькими клейкими листочками.

Оцените свои умения согласовывать подлежащее со сказуемым по форме на листе достижений в задании 5.

Закрепляют знания о согласовании имен существительных и глаголов в числе и лице, или в числе и роде для прошедшего времени.

Самопроверка.

Осваивают практическое применение новых знаний.

2. Дифференциация задания:

- сильные ученики- самостоятельно,

- не уверенные в своих силах- с памяткой

1.Найти подлежащее и сказуемое.

2.Определить число, род подлежащего.

3.Поставить в ту же форму сказуемое.

4.Написать нужное окончание.

VII.Домашнее задание
( 1мин)

Задания выполняете   на выбор.

1.Упр. 70.

2.Задание на карточке. Спишите. Правильно определите окончания у глаголов? (Нужно найти подлежащее и сказуемое, определить число и род слова-подлежащего, поставить в ту же форму слово-сказуемое и записать нужное окончание.)

Высокие сосны развесила свои вершины. Зелёные ёлочки выгибало свои колючие веточки. Красуются кудрявая берёзка с листочками. Дрожат серая осина. Коренастый дуб раскинули вырезные листья.

– Подчеркните в каждом предложении главные члены.

Знакомятся с д/з

VIII.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Слайд 7

Подходит к концу наш урок. В начале урока мы ставили цели.

-Мы выяснили  , как связано сказуемое с  подлежащим? (Да, пункт на слайде «улетает»)

-Научились правильно связывать  главные  члены предложения и верно записывать окончания глаголов.(Да, пункт на слайде «улетает».)

- Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

Кому легко было работать на уроке, поднимите  синий смайлик.

Кому было трудновато, поднимите красный смайлик.

На следующих уроках вы продолжите эту тему и закрепите ее.

Все у вас получится!

Слайд  «Молодцы!»

Высказывают сое мнение.

Оценивают учебные действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подлежащее и сказуемое.

Урок -закрепление в форме соревнования.Дети в ходе урока набирают за правильные ответы листья,а в конце нужно украсить посох Осени.На этом уроке ребята показывают свои умения, навыки составлять предло...

Методическая разработка урока русского языка по теме"Однородные подлежащие и сказуемые"

С помощью современных технологий создаются условия для развития умения находить в тексте предложения с однородными подлежащими и сказуемыми....

Презентация к уроку русского языка по теме:"Однородные подлежащие и сказуемые"

Презентация содержит вывод по теме урока , физминутку , схемы предложений....

Урок русского языка по теме "Подлежащее и сказуемое".

Цели: Формировать умение находить в предложении главные члены. Развивать речь, мышление, память, орфографическую зоркость. Воспитывать чувство любви к родной природе. Оборудование: интерактивная...

Тема: «Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Связь слов в предложении».

Урок русского языка во втором классе.Цели урока: 1).Развивать умение распознавать предложение, оформлять его на письме, находить главные члены предложения.2) Формировать навык грамотного письма.3) Фор...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и форме"

Разработка урока с презентацией составлена на основе учебника "Русский язык",  3 класс, М.С. Соловейчик УМК "Гармония....

Урок русского языка УМК "Гармония" на тему: Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме.

Урок составлен в соответствии с ФГОС для 3 класса по программе "Гармония"...