Связь подлежащего и сказуемого
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цель урока:
1.Учить грамматически правильно связывать сказуемое с подлежащим и грамотно оформлять эту связь при письме.
2.Развивать у обучающихся способность к рефлексии: учебного действия контроля и оценки.
3.Воспитывать интерес к учению, развивать способности работать в коллективе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта.
Предмет: русский язык
Учитель: Султанова Гульнара Мансуровна
Дата проведения: 14.02.23 г.
Тема урока: Связь подлежащего и сказуемого.
Цель урока:
1.Учить грамматически правильно связывать сказуемое с подлежащим и грамотно оформлять эту связь при письме.
2.Развивать у обучающихся способность к рефлексии: учебного действия контроля и оценки.
3.Воспитывать интерес к учению, развивать способности работать в коллективе.
Задачи урока :
1.Создать условия для расширения и углубления представления обучающихся о взаимосвязи подлежащего со сказуемым по смыслу и форме.
2.Отработать определённую последовательность действий в связи подлежащего со сказуемым по смыслу и форме.
3.Формировать познавательные мотивы учения.
3.Развивать умение использовать в работе ранее полученные знания, обобщать и делать выводы по наблюдениям.
4.Формировать умение работать в коллективе.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: мультипрое
1.Карточки для индивидуальной и парной работы.
2.Мультимедийное сопровождение, презентация.
Планируемые результаты:
Личностные:
-Становление интереса к изучению русского языка, уважения к нему. Осознание важности правильного построения предложений для выражения и понимания мыслей. Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.
Регулятивные:
-Понимать, принимать, ставить и сохранять учебную задачу.
-Выполнять учебные действия в речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий.
-Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после её завершения.
-Оценивать свои действия и полученный результат; сравнивать свою оценку и оценку учителя; адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные:
-Читать и понимать учебный текст, находить в нём определённые сведения, уточнять сделанные выводы, использовать информацию для решения практических задач.
-Понимать информацию, представленную в схематичном виде, интерпретировать её, переводить в словесную форму.
-Осуществлять действия анализа, синтеза, сравнения; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы, обобщения; подводить факты языка под понятия.
Коммуникативные:
-Участвовать в коллективной поисковой деятельности, соблюдать правила общения, речевого этикета.
-Высказывать по обсуждаемым вопросам свою точку зрения, слушать мнения других, стараться понимать их.
-Соблюдать нормы литературного языка, выяснять или уточнять их с помощью словаря.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Мотивация к учебной деятельности. | - Здравствуйте, ребята. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу и пожелайте друг другу успеха. Закрыли глазки и дали себе установку на работу. («У меня всё получится, я всё смогу, всё сумею») -Садитесь. -Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». Ребята, у нас минутка чистописания. Ваша задача соблюдать размер, высоту элементов букв,наклон. Запишем у ул ум уч Без ученья нет уменья.Ребята,как понимаете смысл пословицы?( Мы всегда должны чему-то учиться, чтобы что-то уметь.) Положите ручки. -Перед вами лежат листы достижений. Вы будете оценивать свои действия в течение всего урока по заданиям знаками «+, -, -» | Приветствуют учителя, друг друга. Настраиваются на работу. Работают в тетрадях. Знакомятся с оценочными листами. Записывают дату, классная работа. |
2.Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений. 1.Повторение понятия «Предложение»
4. Опыт по построению предложения из слов «мальчик» и «катались» Слайд 3 | 1.На доске записаны предложения. Прочитайте, перепишите, вставьте пропущенные буквы. (СЛАЙД 2): К доске выходят двое учеников, есть желающие? Наступила х...лодная з...ма. Кружились сн...жинки. На какую орфограмму пропущены буквы? (правописание безударных гласных.) Оцените своё умение применять знания в решении орфографических задач в задании №1 на листе достижений. Какие главные члены предложения знаете? Что обозначает подлежащее? Какими частями речи выражается? Что обозначает сказуемое? Какими частями речи выражается? Найдите главные члены предложения. Подчеркните их. - Оцените свои умения находить подлежащее и сказуемое на листе достижений в задании №2. А теперь, ребята, прочитайте эти слова. Составьте предложения с ними, не изменяя слова. катались, мальчик. - ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Смогли составить предложение? Почему не получается? Какое слово может быть подлежащим? Какой частью речи выражено? Назовите сказуемое. Есть ли связь между подлежащим и сказуемым? | 2 уч. у доски Отвечают на вопросы Читают запись на слайде, переписывают, вставляют пропущ.буквы. Повторяют, уточняют и систематизируют пройденное о гл. членах предложения. 2.Устанавливают невозможность построить предложение. Сталкиваются с проблемой. |
III.Формулиров ка темы и постановка цели и задач урока. Слайд 3. | Назовите тему нашего урока. Связь подлежащего и сказуемого. Изучая нашу тему, какие цели поставим? 1.Узнать, как связаны между собой подлежащее и сказуемое. 2.Научиться правильно связывать слова в предложении. 3. Научиться верно записывать окончания глаголов. | Определяют тему урока. Ставят учебные задачи. |
Динамич. пауза (физминутка) 1мин. | ||
IV.Построение проекта выхода из затруднения. Слайд 4-5 V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 1.Составление алгоритма. Слайд6. | Вернемся к нашим словам: катались, мальчик Составьте с этими словами предложения по схеме: Кто? Что делает? Кто? Что делал? Работайте в парах. Мальчик катается. Мальчик катался. Подчеркните грамм. основы. Назовите подлежащее и сказуемое. Какими частями речи они выражены? Назовите формы существительного( ед.ч.м.р.) Назовите формы глагола. (Формы глагола катается (ед.ч., наст.вр) катался(ед.ч. пр.вр.)) . Сравните формы существительного и глагола. Совпадают ли их формы. От чего зависит форма глагола? (от формы сущ-го) В какой форме должно стоять сказуемое? Вывод: Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, выраженное именем существительным. Какие действия нужно выполнить, чтобы правильно связать подлежащее и сказуемое в предложении? Составим план 1.Найти подлежащее и сказуемое. 2.Определить число, род подлежащего. 3.Поставить в ту же форму сказуемое. 4.Написать нужное окончание. Оцените свои умения составлять план определения связи подлежащего и сказуемого на листе достижений в задании 3. | Определяют формы главных членов предложения, сопоставляют и делают вывод. Работа в парах Вычленяют главное Составляют алгоритм |
V.Этап включения изученного в систему знаний. | А сейчас откройте учебник 31-ую страницу. упр.71. Задание: 1.Найти в этих предложениях подлежащее и сказуемое. Над подлежащим и сказуемым написать род, число, и время у глагола. Вижу в упр-ии 3 предложения. 1-й ряд выполняет 1 предложение. 2-й ряд –второе. 3ряд-третье. Проверяем 1 предл. Какую букву поставили в окончании глагола? Согласуется сказуемое с подлежащим? Как согласуется? Во 2 предложении согласуется с подлежащее с подлежащим? Как ? И 3 прел. Как согласовалось сказуемое с подлежащим?(В роде и числе у глаголов прош.вр.) Оцените свои умения определять форму имени существительного и глагола на листе достижений в задании 4. |
Определяют формы сущ и глагола. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
А теперь выполним сам.работу. Задания даны на карточке, которые лежат у вас на столе. В конце урока я соберу карточки и и листы достижений для оценки ваших знаний и умений. Укажи над подлежащим число и род. Правильно согласуй подлежащее со сказуемым. Вставить окончания глаголов. Трясина засосал_. Успех обрадовал_. Болото засосал_. Удача обрадовал_. 2.Дифференцированное задание. В тексте найди две формы одного имени существительного. Подчеркни ту из них, которая вступает в роли подлежащего; потом в этом же предложении подчеркни и сказуемое. Реши орфографические задачи, устно доказывая выбор букв. Молоденьк.. дере.це возле дома папа пос.дил в день р.ждения Ванюши. Весной дере.це п.крылось маленькими клейкими листочками. Оцените свои умения согласовывать подлежащее со сказуемым по форме на листе достижений в задании 5. | Закрепляют знания о согласовании имен существительных и глаголов в числе и лице, или в числе и роде для прошедшего времени. Самопроверка. Осваивают практическое применение новых знаний. 2. Дифференциация задания: - сильные ученики- самостоятельно, - не уверенные в своих силах- с памяткой 1.Найти подлежащее и сказуемое. 2.Определить число, род подлежащего. 3.Поставить в ту же форму сказуемое. 4.Написать нужное окончание. |
VII.Домашнее задание | Задания выполняете на выбор. 1.Упр. 70. 2.Задание на карточке. Спишите. Правильно определите окончания у глаголов? (Нужно найти подлежащее и сказуемое, определить число и род слова-подлежащего, поставить в ту же форму слово-сказуемое и записать нужное окончание.) Высокие сосны развесила свои вершины. Зелёные ёлочки выгибало свои колючие веточки. Красуются кудрявая берёзка с листочками. Дрожат серая осина. Коренастый дуб раскинули вырезные листья. – Подчеркните в каждом предложении главные члены. | Знакомятся с д/з |
VIII.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Слайд 7 | Подходит к концу наш урок. В начале урока мы ставили цели. -Мы выяснили , как связано сказуемое с подлежащим? (Да, пункт на слайде «улетает») -Научились правильно связывать главные члены предложения и верно записывать окончания глаголов.(Да, пункт на слайде «улетает».) - Пригодятся ли вам эти знания в жизни? Кому легко было работать на уроке, поднимите синий смайлик. Кому было трудновато, поднимите красный смайлик. На следующих уроках вы продолжите эту тему и закрепите ее. Все у вас получится! Слайд «Молодцы!» | Высказывают сое мнение. Оценивают учебные действия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подлежащее и сказуемое.
Урок -закрепление в форме соревнования.Дети в ходе урока набирают за правильные ответы листья,а в конце нужно украсить посох Осени.На этом уроке ребята показывают свои умения, навыки составлять предло...

Методическая разработка урока русского языка по теме"Однородные подлежащие и сказуемые"
С помощью современных технологий создаются условия для развития умения находить в тексте предложения с однородными подлежащими и сказуемыми....

Презентация к уроку русского языка по теме:"Однородные подлежащие и сказуемые"
Презентация содержит вывод по теме урока , физминутку , схемы предложений....
Урок русского языка по теме "Подлежащее и сказуемое".
Цели: Формировать умение находить в предложении главные члены. Развивать речь, мышление, память, орфографическую зоркость. Воспитывать чувство любви к родной природе. Оборудование: интерактивная...

Тема: «Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Связь слов в предложении».
Урок русского языка во втором классе.Цели урока: 1).Развивать умение распознавать предложение, оформлять его на письме, находить главные члены предложения.2) Формировать навык грамотного письма.3) Фор...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и форме"
Разработка урока с презентацией составлена на основе учебника "Русский язык", 3 класс, М.С. Соловейчик УМК "Гармония....

Урок русского языка УМК "Гармония" на тему: Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме.
Урок составлен в соответствии с ФГОС для 3 класса по программе "Гармония"...
