Методическая разработка урока русского языка по теме"Однородные подлежащие и сказуемые"
методическая разработка (русский язык, 3 класс) по теме

Каштанова Елена Алексеевна

С помощью современных технологий создаются условия для развития умения находить в тексте предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus._yaz._odnorodnye_podlezhashchie_i_skazuemye.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе «В» по теме «Однородные подлежащие и сказуемые»

Провела учитель первой категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов» г. Саратова Каштанова Елена Алексеевна.

  1. Дидактическое обоснование

Русский язык 3 класс (2 часть), авторы учебника Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. УМК Образовательная система «Школа 2100»

Тема урока: «Однородные подлежащие и сказуемые»

Дата проведения: 16.04.2012

Дидактическая цель: познакомить учащихся с понятиями «однородные подлежащие» и «однородные сказуемые»; научить находить в предложениях однородные подлежащие и сказуемые.

Тип урока: «Открытие новых знаний»

Задачи урока:

- сформулировать понятия «однородные подлежащие» и «однородные сказуемые»;

- научиться находить в предложениях однородные подлежащие и сказуемые и обозначать их графически;

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- воспитание коммуникативной культуры.

Методы обучения: продуктивный

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, парная

Средства обучения: ПК, мультипроектор

2.Технологическая карта занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности (организационный момент)

- Я рада вновь видеть ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.

- А каким бы вы хотели видеть наш урок? С каким настроением вы его начинаете??Просигнальте мне, пожалуйста

- Успехов всем и удачи!

Подготовка класса к работе

Учащиеся поднимают карточку «настроение» в виде личика

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

а )Языковая разминка

1.Работам по карточке в парах

2. Проверка

Карточка

1.Вставить пропущенные буквы

2. Выписать первое предложение, подчеркнуть грамматическую основу предложения, указать части речи, составить схему предложения, дать характеристику предложения.

      Выдался настоящий в..сенний д..нёк. Радовались звери и птицы.

     Ручей поб..жал, зажурч..л. Он крич..л, что зав..сну нужно его благ..д..рить. По д..роге он и сне..  растапливает, д..ревья и травы в..дой поит.

А квеч..ру  ручеёк замолк, зал..денел. Почему? Солнышко за лес зак..тилось.

- Чему радовались звери и птицы?

- Кто же на самом деле весну делает?

б)Работа с учебником

- Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 137

- Кого держит Афанасий?

- Какие все эти щенки?

- Какое отношение имеет рисунок к теме раздела?

Работа в парах. Записать число и вид работы « классная работа»

- Щенков.

- Одной породы, они похожи друг на друга, одинаковые.

Прочитывается учащимися тема раздела и высказываются предположения( В предложениях есть одинаковые члены предложения)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3.Постановка учебной задачи

- Какие же члены предложения могут быть однородными?

- Как их найти в предложении?

- Сегодня нам предстоит ответить на эти вопросы.

Ставят цели, формулируют тему урока и записывают на доске

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели,логические – формулирование проблемы

4.Построение проекта выхода из затруднения

а)Упр. 417 стр. 137

- Прочитайте. Найдите и подчеркните главные члены в предложениях. Поставьте к ним вопросы.

- В каких предложениях, на ваш взгляд, есть однородные члены?

- Прочитайте как объясняется значение слова «однородный» в «Толковом словаре».

- Чем отличаются второе и третье предложения от первого?

- Чем отличается второе предложение от третьего?

- Прочитайте четвертое предложение. Подчеркните главные члены предложения.

- Что изменилось в этом предложении по сравнению с предыдущими?

- Как при чтении произносятся однородные члены предложения?

- Как на письме они разделяются?

- А соединяются?

- Какой вывод мы можем сделать?

б )Упр. 418 с. 138

- Прочитайте. Найдите и подчеркните главные члены в предложениях. Поставьте к ним вопросы.

- Сравните предложения. Чем они отличаются?

- Какой вывод можно сделать?

Самостоятельная работа.

Ученики выдвигают гипотезы.

Работа со словарём.

- С интонацией перечисления.

- Запятой.

Союзом и, интонацией.

Самостоятельная работа.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

;Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Слайды № 3,4

  1.  В предложении может быть несколько подлежащих при одном сказуемом.
  2.  В предложении может быть несколько сказуемых при одном подлежащем
  3.  Такие подлежащие и сказуемые называются однородными
  4.  Однородные подлежащие и сказуемые соединяются при помощи интонации, союзом и или только с помощью интонации перечисления

- Сравним свой вывод с учебником.

- Как на схемах обозначаются однородные подлежащие и сказуемые?

- В круге обозначение.

5.Первычное закрепление. Слайды № 5,6

Слайд № 7

а )Физминутка «Члены предложения, знаки препинания»

б)1.Работа в группах по карточке. Прочитать предложение. Подчеркнуть грамматическую основу. Дать

характеристику предложения. Составить графическую схему предложения и изобразить ее с помощью ребят из своей группы.

2.Проверка.

Выполнение физминутки.

Работа в группах.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;.Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6.Рефлексия деятельности (итог урока)

Слайд № 8

Слайд № 9

а) Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?

- Что нам помогло научиться находить однородные члены предложения?

- Где нам могут пригодиться умения, полученные сегодня на уроке?

- Придумайте предложения к схемам:

--

--

[      и      =].

=

=

[ _         ,      ].

б) – С каким настроением вы заканчиваете урок ?                 - Просигнальте, пожалуйста.

- Благодарю вас за работу на уроке.

- Мы узнали, что в предложении могут быть однородные подлежащие и сказуемые.

- Умение находить главные члены предложения, схемы, рассуждения.

Дети поднимают карточку «настроение» в виде личика.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразования

Дидактический материал

Карточка

1. Вставить пропущенные буквы.

2. В первом предложении подчеркнуть грамматическую основу, составить схему предложения, дать характеристику.

Выдался настоящий в..сенний д..нёк. Радовались звери и птицы.

Ручей поб..жал, зажурч..л. Он крич..л, что за в..сну нужно его благ..д..рить. По д..роге он и сне..  растапливает, д..ревья и травы в..дой поит.

А к веч..ру  ручеёк замолк, заледенел. Почему? Солнышко за лес зак..тилось.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Путевой лист 1

Задания:         1. Прочитать предложение.

                2. Подчеркнуть грамматическую основу.

                3. Дать характеристику предложения.

                4. Составить графическую схему.

                5. Изобразить схему предложения с помощью ребят из группы.

Радовались звери и птицы. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Путевой лист 2

Задания:         1. Прочитать предложение.

                2. Подчеркнуть грамматическую основу.

                3. Дать характеристику предложения.

                4. Составить графическую схему.

                5. Изобразить схему предложения с помощью ребят из группы.

Ручей побежал, зажурчал. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                            Путевой лист 3

Задания:         1. Прочитать предложение.

                2. Подчеркнуть грамматическую основу.

                3. Дать характеристику предложения.

                4. Составить графическую схему.

                5. Изобразить схему предложения с помощью ребят из группы.

А к вечеру ручеёк замолк, заледенел.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы" 2 класс программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Антонимы" , программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина...

методическая разработка урока русского языка по теме: "Склонение имен прилагательных"

урок русского языка в 4 классе. Тема урока: Склонение имен прилагательных. Тип урока: урок усвоения новых знаний...

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»

Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...

Презентация к уроку русского языка по теме:"Однородные подлежащие и сказуемые"

Презентация содержит вывод по теме урока , физминутку , схемы предложений....

Конспект урока русского языка 4 класс "Однородные подлежащие и сказуемые"

Урок объяснения нового "Однородные подлежащие и сказуемые" по дате совпал с "Днем матери", поэтому на уроке использован материал о самом близком и дорогом нам человеке - маме....

Методическая разработка урока русского языка по теме " Что такое текст? Тема текста", 2 класс

Цель: сформировать понятие текст, основываясь на его существенные признаки: целостность, связность, законченность Задачи: составлять текст из деформированных предложений; подбирать заголовок к текс...

урок русского языка по теме "Однородные подлежащие и сказуемые"

На уроке учащиеся знакомятся с понятием «однородные подлежащие», «однородные сказуемые». Учатся находить в предложениях однородные подлежащие и сказуемые, читать предложения с ...


 

Комментарии

Ежова Наталья Александровна

Спасибо за интересный и нужный материал. Думаю, что пригодится в работе.