Конспект открытого урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Юможапова Оксана Юрьевна

Учить образовывать разные временные формы глаголов ( повторить временные формы глагола;

 научиться определять время глаголов).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_klass.docx45.36 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 15.03.2024 г.                                              

Тема урока «Изменение глаголов по временам»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: учить образовывать разные временные формы глаголов.

Задачи:

- повторить временные формы глагола;

- научиться определять время глаголов

(способствовать развитию умения различать временные формы глагола);

- правильно употреблять временные формы глаголов;

- воспитывать  у  учащихся познавательный интерес, коммуникативные навыки в процессе работы в группах.

Формируемые УУД:  

регулятивные: контролировать и оценивать свои действия, формирование умения высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника, умение ориентироваться в учебнике, умение извлекать информацию из таблицы;

коммуникативные: умение работать в группе,  высказывать свои суждения, слушать и понимать других;

личностные: умение высказывать свое мнение, выражать свои эмоции. формирование мотивации  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.  

Ход урока:

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Подравнялись, тихо встали,

Глазки на меня подняли!

Посмотрите, всё ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки.

Улыбнитесь, соберитесь

- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. К нам пришли гости, чтобы посмотреть, как вы умеете работать. Давайте поприветствуем гостей. Я желаю всем удачи.

И тихонечко садитесь!

Помните: на уроке каждый должен быть внимательным, сообразительным, активным. Работаем быстро, отвечаем чётко,  пишем красиво.

- Сегодня урок русского языка я хочу начать с интересной загадки.

Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу:
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.

                                          (Часы)

-Часы бывают разные. Какие? (Учитель достаёт, а дети называют: настенные, наручные, песочные, будильник). Демонстрация.

Минутка чистописания.

- Для минутки чистописания возьмём первые буквы каждого названия часов и соединим их: нпб и Н П Б.

- Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.

 

! Подчеркните сочетания букв, которые написаны каллиграфически правильно и аккуратно. 

-Зачем нужны часы? (Смотреть время)

- На уроке мы тоже следим за временем и ценим каждую минуту.

-Что такое время? (Варианты детей)

- Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и выясним, что же такое время.

Ученик зачитывает значение слова из словаря В.И. Даля.

- Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками». (Слайд 2)

- Где мы встречаемся с понятием время? (В быту, в математике)

- Может ли это понятие относится к русскому языку?

- Каким образом? Попробуйте доказать на примере глагола бежать.

 - Измените форму глагола.

- Бежал, бегу, буду бежать. (Слайд)

2.Определение темы, цели, задач урока.

Вы назвали глаголы БЕЖАЛ, БЕГУ, БУДУ БЕЖАТЬ

- Определите форму времени у глаголов. (В первом слове глагол употреблён в прощедщем времени, во втором – в настоящем времени, в третьем – в будущем).

- Попробуйте сформулировать тему урока?

«Изменение глаголов по временам». (Слайд).

- Определите цель урока.

ЦЕЛЬ: - научиться …….(изменять глаголы по временам). Слайд

Учитель: Для начала вспомним, что мы знаем о глаголе.

Фронтальная работа.

-Возьмите в руки сигнальные карточки.

3. Актуализация знаний.

 Игра «Да/нет» (У детей сигнальные карточки.)

- Я буду читать утверждения. Если вы согласны с ним, зелёная карточка, если нет - красная.

1.Глагол – это часть речи. (да )

2.Глагол обозначает признак предмета. (нет )

3.Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? ( да)

4.В предложении глагол чаще всего бывает второстепенным членом предложения. (нет )

5.Глаголы изменяются по числам. (в единственном числе глагол обозначает действие одного предмета, во множественном числе глагол обозначает действие двух или нескольких предметов) (да )

6.Выделяют два времени глагола, которые отличаются вопросами.  (нет)

7.Не все глаголы могут иметь форму настоящего времени. (да )

- Что нам необходимо выяснить? (Какие глаголы не имеют форму настоящего времени).

Именно на это утверждение нам предстоит на уроке найти ответ.

4. Первичное усвоение новых знаний.  

Работа с учебником. Откройте учебники на с.76, рассмотрите таблицу: «Изменение глаголов по временам»

 

Работа с таблицей.

- От каких глаголов неопределенной формы можно образовать все три формы времени глагола? (От тех, которые отвечают на вопрос: что делать?).

- А от каких только  две: прошедшее и будущее? (От тех, которые отвечают на вопрос что сделать?)

- Приведите примеры.

 Вывод: у глаголов, которые  в начальной форме отвечают на вопрос «что сделать?» нет настоящего времени.  

 

5. Первичная проверка понимания.

Работа по учебнику.

С.76 Упр. 158 (1  слово разобрать устно, 2 слово у доски, 3 и 4 группа А самостоятельно).

- Прочитайте задание.

 - Как определить, какие временные формы можно образовать от каждого слова?

 - Давайте разберем образец. Звонить, задаём вопрос (что делать?) - образуются все 3 формы времени. Что делает? звонит (наст.вр.),что делал? звонил ( прош.вр.),что будет делать?будет звонить ( буд.вр.)

- Поставьте ударение в словах.

- Работаем самостоятельно в тетрадях. Один человек у доски. ( - Позвонить - позвонил (прош.вр.), позвонит (буд.вр.); повторять - повторяет ( наст.вр.), повторял ( прош.вр.), будет повторять ( буд.вр.), повторить, повторил ( прош.вр.), повторит ( буд.вр.)

 - В случае затруднения, обращаемся к таблице.

Вывод: - Выполняя это задание, чему мы учились? (учились правильно ставить вопрос к глаголам и определять время)

 - Кто выполнил упражнение, прочитайте рубрику « Говорите правильно» - А теперь проверяем.

- Оцените себя (лист самооценки).

Рубрика «Говорите правильно!» У. стр. 75

Рубрика «Задания из ВПР»

- А сейчас я вам предлагаю выполнить задания из ВПР Часть 2/ 4.

 Задание 1. Произнеси данные слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными. Работа в карточках.

(Щавель, положит, звонит, средства. Статуя, квартал, нефтепровод, магазин, процент. Ожил, звонишь, километр. Средства, повторим, шофёр, приняли).

- За правильное выполненное задание получаете – 2 б.; 1 б – 4 ошибки. Взаимопроверка.

- Оцените себя (лист самооценки).

Задание 2. Прочитай  предложение.

На берегу лесного ручья цветут незабудки. (Слайд)

- Спиши  предложение. Подчеркни в нём главные члены. Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Вывод: - Выполняя это задание, какую задачу мы выполнили? (повторили задания из ВПР).

- Оцените себя (лист самооценки).

Физминутка.

Если встретится  глагол в прошедшем времени, вы присядьте.

 Если в настоящем - встаньте, ну а если повстречаетесь с его величеством будущим – хлопаем в ладоши.

 (Читаю-наст.вр, писал-прош.вр, кричу-наст.вр, позвоню-буд.вр, приходил-прош.вр, пролетят -буд.вр, мастерят-наст.вр, поиграл-прош.вр.)

 

6. Первичное закрепление.

Самостоятельная работа.

- Пришло время применить новую информацию. Попробуйте свои силы самостоятельно.

- Выполните задание карточки. Запишите в тетрадь. Пользуйтесь таблицей.

 Задание. Измените глаголы по временам, запишите их.

Подчеркните глаголы Н.Ф., которые не имеют форму настоящего времени.

Кричать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, оцените.

- Сверьте с образцом на экране.(Слайд 5)

-  Какие глаголы не имеют форму наст. времени? (Глаголы сов. вида, которые отвечают на вопрос Что сделать?)

- Оцените себя (лист самооценки).

Вывод: - Чему учились, выполняя это задание? (учились правильно ставить вопрос к глаголам и определять время).

- Поставьте итоговую оценку.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (Слайд 6)

с.76, таблица, с.77, упр.159 или160(по вариантам)

8. Итог урока. Рефлексия

-А сейчас мы с вами поиграем. И заодно проверим, как вы усвоили тему урока.  

Игра называется «Аккуратный почтальон».

3 ряда – это 3 команды. Для игры необходимы:

1.  Доска, разделенная на три части: «Настоящее время», «Прошедшее время», «Будущее время».

2.  Магниты.

3.  Три набора карточек из плотной бумаги с написанными на них глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени (в каждом наборе – по 9 карточек одного цвета):

     

Игроки – почтальоны должны правильно разнести письма-глаголы по адресам с  соответствующим временем. Карточки с глаголами лежат на первой парте каждого ряда обратной стороной вверх.

Игроки каждой команды по очереди подбегают к 1-й парте, берут карточку и несут ее по адресу, т.е. прикрепляют к магнитной доске. Побеждает  команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее других выполнит работу.

Вывод: - Чему учились? (учились правильно изменять глаголы по временам).

- Вспомните о цели, которую вы поставили перед собой на уроке? (Узнать на какие вопросы отвечают глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени).

 -Как, по-вашему, мнению, достигли вы ее? (да)

- Можем мы теперь ответить на наш вопрос: все ли глаголы изменяются по временам? (ВСЕ! Но глаголы, которые отвечают на вопрос что  сделать, форму настоящего времени не имеют)

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d93d4fed585/s597898_0_1.png

Оценивание.

- Урок окончен. Всем спасибо за активную работу.

Индивидуальная форма работы

 - Образуйте временные формы глаголов: 1 в. - писать, написать (1 вариант. Писать - пишет, писал, будет писать. Написать - написал, напишет.)

2 вариант - лепить, слепить. (Лепить - лепит, лепил, будет лепить. Слепить- слепил, слепит.)

 Работаем самостоятельно у себя в тетрадях.

 - Итак, сейчас каждый сам проверяет по образцу ( слайд).

Оцените свою работу. Нет ошибок – «5» 1-2 ошибки «4» 3-4 ошибки «3» Больше 4 ошибок – «2 - У кого нет ошибок и отметка 5? А у кого 4,3?

- Всегда ли можно образовать три формы времени? - Нет, у глаголов, отвечающих на вопрос что сделать? только две формы времени.

- Чем отличаются формы будущего времени у глаголов, образованных от неопределенной формы, отвечающих на вопрос что делать? - Добавляем слово будет.

Групповая форма работы

 - Для выполнения следующего задания вам необходимо объединиться в группы. На слайде вы видите группы слов, где вам в каждой строчке необходимо найти лишнее. Свой ответ записываем на листок с аргументом, почему это слово лишнее.

- Но прежде чем начать работу, давайте вспомним правила работы в группе.  (1. Уважай своего товарища. 2. Умей каждого выслушать. 3. Не согласен – предлагай!)

 Трещит, дует, скрипит, воет, скулил, сверкает. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)

Встречает, приносила, визжал, поскрипывал, дули. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)

 Прочитает, запишет, нарисует, удивил, погладит. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.)

-А теперь проверяем (ответы на слайде)

- Ребята, у какой группы все правильно и нет ошибок?

Ставьте на карточке зеленый сигнал, у кого 2- 3 ошибки – жёлтый, а у кого 3 и более- красный. Вам необходимо повторить таблицу.

- У каких глаголов нельзя образовать три формы времени? - У глаголов, отвечающих на вопрос что сделать?

 Давайте вспомним, какая была тема сегодняшнего урока? - Изменение глаголов по временам

- Какую мы цель ставили перед собой? - Узнать, как образуются глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени, научиться образовывать временные формы глагола.

- Чему вы научились? - Образовывать разные временные формы глаголов.

- Дополните предложения (слайд)

- Сегодня на уроке я узнал…

- Мне было интересно….

- Выполнение каких задание вам давалось легко…

-При выполнении каких заданий вы испытывали трудности…

План работы.

1.Измените глаголы звонить, позвонить  по временам с помощью вопросов.

2.Заполните таблицу.

3.Сделайте вывод, какой глагол не имеет форму настоящего времени?

План работы.

1.Измените глаголы дуть, подуть по временам с помощью вопросов.

2.Заполните таблицу.

3.Сделайте вывод, какой глагол не имеет форму настоящего времени?

План работы.

1.Измените глаголы петь, спеть по временам с помощью вопросов.

2.Заполните таблицу.

3.Сделайте вывод, какой глагол не имеет форму настоящего времени?

Просмотр содержимого документа
«Работа в группах»

План работы.

1.Измените глаголы петь, спеть  по временам с помощью вопросов.

2.Заполните таблицу.

3.Сделайте вывод, какой глагол не имеет форму настоящего времени?

Н.ф.

Наст. вр.

Прош. вр.

Буд. вр.

Что делать?

Что делает?

Что делал?

Что будет делать?

Что сделать?

Что сделал?

Что сделает?


Определите время глаголов:

1) Шумит-               , прочитает-                , звонить-                    , летала-                    , позвонить-                 .

Определите время глаголов:

2) Шумит-                , прочитает-                 , дуть-                       , летала-                      , подуть-                      .

Определите время глаголов:

3) Шумит-               , прочитает-                  , петь-                       , летала-                       , спеть-                        .

Определите время глаголов:

4) Шумит-              , прочитает-                   , делать-                    , летала-                     , сделать-                      .

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа»

Задание. Измените глаголы по временам, запишите их.

Подчеркните глаголы Н.Ф., которые не имеют форму настоящего времени.

наст.вр. пр.вр буд.вр.

Кричать (__________?) - ______________, _________________, __________________

наст.вр. пр.вр буд.вр.

Прочитать (_____________?) - ___________________, _________________, _________________

наст.вр. пр.вр буд.вр.

Покрасить (_____________?) -___________________, _________________, __________________

Задание. Измените глаголы по временам, запишите их.

Подчеркните глаголы Н.Ф., которые не имеют форму настоящего времени.

наст.вр. пр.вр буд.вр.

Кричать (__________?) - ______________, _________________, __________________

наст.вр. пр.вр буд.вр.

Прочитать (_____________?) - ___________________, _________________, _________________

наст.вр. пр.вр буд.вр.

Покрасить (_____________?) -___________________, _________________, __________________







Задание. Измените глаголы по временам, запишите их.

Подчеркните глаголы Н.Ф., которые не имеют форму настоящего времени.

наст.вр. пр.вр буд.вр.

Кричать (__________?) - ______________, _________________, __________________

Прочитать (_____________?) - ___________________, _________________, _________________

Покрасить (_____________?) -___________________, _________________, __________________

Задание. Измените глаголы по временам, запишите их.

Подчеркните глаголы Н.Ф., которые не имеют форму настоящего времени.

наст.вр. пр.вр буд.вр.

Кричать (__________?) - ______________, _________________, __________________

Прочитать (_____________?) - ___________________, _________________, _________________

Покрасить (_____________?) -___________________, _________________, __________________

Задание. Измените глаголы по временам, запишите их.

Подчеркните глаголы Н.Ф., которые не имеют форму настоящего времени.

наст.вр. пр.вр буд.вр.

Кричать (__________?) - ______________, _________________, __________________

Прочитать (_____________?) - ___________________, _________________, _________________

Покрасить (_____________?) -___________________, _________________, __________________

Задание. Измените глаголы по временам, запишите их.

Подчеркните глаголы Н.Ф., которые не имеют форму настоящего времени.

наст.вр. пр.вр буд.вр.

Кричать (__________?) - ______________, _________________, __________________

Прочитать (_____________?) - ___________________, _________________, _________________

Покрасить (_____________?) -___________________, _________________, __________________

Лист самооценки

Чинчикова Мария

оценка

Лист самооценки

Чернышов Артём

оценка

  1. Чистописание

1.Чистописание

  1. Игра «Да / нет»

2.Игра «Да / нет»

  1. Работа в паре

3.Работа в паре

  1. Работа в группе

4.Работа в группе

  1. Самостоят. работа

5.Самостоят. работа

Итоговая оценка

Итоговая оценка

Лист самооценки

Шость Полина

оценка

  1. Чистописание

  1. Игра «Да / нет»

  1. Работа в паре

  1. Работа в группе

  1. Самостоят. работа

Итоговая оценка

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Н. ф.

Что делать?

Что сделать?

настоящее время

прошедшее время

будущее время

прошедшее время

будущее время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Временные формы глагола"

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе....

Конспект урока по русскому языку - глаголы прошедшего времени, 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему ГЛАГОЛЫ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ для 3 класса...

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"."Изменение глаголо настоящего и будущего времени по лицам и числам"

Урок русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний».Учитель: Котова Мария АлексеевнаТема: «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам»I.Орг.моментПрозвенел у нас звонок,Начинается...

Конспект открытого урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам. Повторение"

Урок русского языка по теме "Времена глаголов. Пвторение." предназначен для учащихся 4 класса. Проводится как урок обобщения знаний по изученной теме....

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Изменение глаголов по временам»

Что без меня предмет?Лишь название.А я приду –Все в действие придет:Летит ракета.Люди строят здание.Цветут сады.И хлеб в полях растет. (Глагол)...