Конспект открытого урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Учить образовывать разные временные формы глаголов ( повторить временные формы глагола;
научиться определять время глаголов).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 15.03.2024 г.
Тема урока «Изменение глаголов по временам»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: учить образовывать разные временные формы глаголов.
Задачи:
- повторить временные формы глагола;
- научиться определять время глаголов
(способствовать развитию умения различать временные формы глагола);
- правильно употреблять временные формы глаголов;
- воспитывать у учащихся познавательный интерес, коммуникативные навыки в процессе работы в группах.
Формируемые УУД:
регулятивные: контролировать и оценивать свои действия, формирование умения высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника, умение ориентироваться в учебнике, умение извлекать информацию из таблицы;
коммуникативные: умение работать в группе, высказывать свои суждения, слушать и понимать других;
личностные: умение высказывать свое мнение, выражать свои эмоции. формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока:
- Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Подравнялись, тихо встали,
Глазки на меня подняли!
Посмотрите, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки.
Улыбнитесь, соберитесь
- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. К нам пришли гости, чтобы посмотреть, как вы умеете работать. Давайте поприветствуем гостей. Я желаю всем удачи.
И тихонечко садитесь!
Помните: на уроке каждый должен быть внимательным, сообразительным, активным. Работаем быстро, отвечаем чётко, пишем красиво.
- Сегодня урок русского языка я хочу начать с интересной загадки.
Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу:
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)
-Часы бывают разные. Какие? (Учитель достаёт, а дети называют: настенные, наручные, песочные, будильник). Демонстрация.
Минутка чистописания.
- Для минутки чистописания возьмём первые буквы каждого названия часов и соединим их: нпб и Н П Б.
- Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.
! Подчеркните сочетания букв, которые написаны каллиграфически правильно и аккуратно.
-Зачем нужны часы? (Смотреть время)
- На уроке мы тоже следим за временем и ценим каждую минуту.
-Что такое время? (Варианты детей)
- Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и выясним, что же такое время.
Ученик зачитывает значение слова из словаря В.И. Даля.
- Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками». (Слайд 2)
- Где мы встречаемся с понятием время? (В быту, в математике)
- Может ли это понятие относится к русскому языку?
- Каким образом? Попробуйте доказать на примере глагола бежать.
- Измените форму глагола.
- Бежал, бегу, буду бежать. (Слайд)
2.Определение темы, цели, задач урока.
Вы назвали глаголы БЕЖАЛ, БЕГУ, БУДУ БЕЖАТЬ
- Определите форму времени у глаголов. (В первом слове глагол употреблён в прощедщем времени, во втором – в настоящем времени, в третьем – в будущем).
- Попробуйте сформулировать тему урока?
«Изменение глаголов по временам». (Слайд).
- Определите цель урока.
ЦЕЛЬ: - научиться …….(изменять глаголы по временам). Слайд
Учитель: Для начала вспомним, что мы знаем о глаголе.
Фронтальная работа.
-Возьмите в руки сигнальные карточки.
3. Актуализация знаний.
Игра «Да/нет» (У детей сигнальные карточки.)
- Я буду читать утверждения. Если вы согласны с ним, зелёная карточка, если нет - красная.
1.Глагол – это часть речи. (да )
2.Глагол обозначает признак предмета. (нет )
3.Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? ( да)
4.В предложении глагол чаще всего бывает второстепенным членом предложения. (нет )
5.Глаголы изменяются по числам. (в единственном числе глагол обозначает действие одного предмета, во множественном числе глагол обозначает действие двух или нескольких предметов) (да )
6.Выделяют два времени глагола, которые отличаются вопросами. (нет)
7.Не все глаголы могут иметь форму настоящего времени. (да )
- Что нам необходимо выяснить? (Какие глаголы не имеют форму настоящего времени).
Именно на это утверждение нам предстоит на уроке найти ответ.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Работа с учебником. Откройте учебники на с.76, рассмотрите таблицу: «Изменение глаголов по временам»
Работа с таблицей.
- От каких глаголов неопределенной формы можно образовать все три формы времени глагола? (От тех, которые отвечают на вопрос: что делать?).
- А от каких только две: прошедшее и будущее? (От тех, которые отвечают на вопрос что сделать?)
- Приведите примеры.
Вывод: у глаголов, которые в начальной форме отвечают на вопрос «что сделать?» нет настоящего времени.
5. Первичная проверка понимания.
Работа по учебнику.
С.76 Упр. 158 (1 слово разобрать устно, 2 слово у доски, 3 и 4 группа А самостоятельно).
- Прочитайте задание.
- Как определить, какие временные формы можно образовать от каждого слова?
- Давайте разберем образец. Звонить, задаём вопрос (что делать?) - образуются все 3 формы времени. Что делает? звонит (наст.вр.),что делал? звонил ( прош.вр.),что будет делать?будет звонить ( буд.вр.)
- Поставьте ударение в словах.
- Работаем самостоятельно в тетрадях. Один человек у доски. ( - Позвонить - позвонил (прош.вр.), позвонит (буд.вр.); повторять - повторяет ( наст.вр.), повторял ( прош.вр.), будет повторять ( буд.вр.), повторить, повторил ( прош.вр.), повторит ( буд.вр.)
- В случае затруднения, обращаемся к таблице.
Вывод: - Выполняя это задание, чему мы учились? (учились правильно ставить вопрос к глаголам и определять время)
- Кто выполнил упражнение, прочитайте рубрику « Говорите правильно» - А теперь проверяем.
- Оцените себя (лист самооценки).
Рубрика «Говорите правильно!» У. стр. 75
Рубрика «Задания из ВПР»
- А сейчас я вам предлагаю выполнить задания из ВПР Часть 2/ 4.
Задание 1. Произнеси данные слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными. Работа в карточках.
(Щавель, положит, звонит, средства. Статуя, квартал, нефтепровод, магазин, процент. Ожил, звонишь, километр. Средства, повторим, шофёр, приняли).
- За правильное выполненное задание получаете – 2 б.; 1 б – 4 ошибки. Взаимопроверка.
- Оцените себя (лист самооценки).
Задание 2. Прочитай предложение.
На берегу лесного ручья цветут незабудки. (Слайд)
- Спиши предложение. Подчеркни в нём главные члены. Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
Вывод: - Выполняя это задание, какую задачу мы выполнили? (повторили задания из ВПР).
- Оцените себя (лист самооценки).
Физминутка.
Если встретится глагол в прошедшем времени, вы присядьте.
Если в настоящем - встаньте, ну а если повстречаетесь с его величеством будущим – хлопаем в ладоши.
(Читаю-наст.вр, писал-прош.вр, кричу-наст.вр, позвоню-буд.вр, приходил-прош.вр, пролетят -буд.вр, мастерят-наст.вр, поиграл-прош.вр.)
6. Первичное закрепление.
Самостоятельная работа.
- Пришло время применить новую информацию. Попробуйте свои силы самостоятельно.
- Выполните задание карточки. Запишите в тетрадь. Пользуйтесь таблицей.
Задание. Измените глаголы по временам, запишите их.
Подчеркните глаголы Н.Ф., которые не имеют форму настоящего времени.
Кричать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.
Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, оцените.
- Сверьте с образцом на экране.(Слайд 5)
- Какие глаголы не имеют форму наст. времени? (Глаголы сов. вида, которые отвечают на вопрос Что сделать?)
- Оцените себя (лист самооценки).
Вывод: - Чему учились, выполняя это задание? (учились правильно ставить вопрос к глаголам и определять время).
- Поставьте итоговую оценку.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (Слайд 6)
с.76, таблица, с.77, упр.159 или160(по вариантам)
8. Итог урока. Рефлексия
-А сейчас мы с вами поиграем. И заодно проверим, как вы усвоили тему урока.
Игра называется «Аккуратный почтальон».
3 ряда – это 3 команды. Для игры необходимы:
1. Доска, разделенная на три части: «Настоящее время», «Прошедшее время», «Будущее время».
2. Магниты.
3. Три набора карточек из плотной бумаги с написанными на них глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени (в каждом наборе – по 9 карточек одного цвета):
Игроки – почтальоны должны правильно разнести письма-глаголы по адресам с соответствующим временем. Карточки с глаголами лежат на первой парте каждого ряда обратной стороной вверх.
Игроки каждой команды по очереди подбегают к 1-й парте, берут карточку и несут ее по адресу, т.е. прикрепляют к магнитной доске. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее других выполнит работу.
Вывод: - Чему учились? (учились правильно изменять глаголы по временам).
- Вспомните о цели, которую вы поставили перед собой на уроке? (Узнать на какие вопросы отвечают глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени).
-Как, по-вашему, мнению, достигли вы ее? (да)
- Можем мы теперь ответить на наш вопрос: все ли глаголы изменяются по временам? (ВСЕ! Но глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать, форму настоящего времени не имеют)
Оценивание.
- Урок окончен. Всем спасибо за активную работу.
Индивидуальная форма работы
- Образуйте временные формы глаголов: 1 в. - писать, написать (1 вариант. Писать - пишет, писал, будет писать. Написать - написал, напишет.)
2 вариант - лепить, слепить. (Лепить - лепит, лепил, будет лепить. Слепить- слепил, слепит.)
Работаем самостоятельно у себя в тетрадях.
- Итак, сейчас каждый сам проверяет по образцу ( слайд).
Оцените свою работу. Нет ошибок – «5» 1-2 ошибки «4» 3-4 ошибки «3» Больше 4 ошибок – «2 - У кого нет ошибок и отметка 5? А у кого 4,3?
- Всегда ли можно образовать три формы времени? - Нет, у глаголов, отвечающих на вопрос что сделать? только две формы времени.
- Чем отличаются формы будущего времени у глаголов, образованных от неопределенной формы, отвечающих на вопрос что делать? - Добавляем слово будет.
Групповая форма работы
- Для выполнения следующего задания вам необходимо объединиться в группы. На слайде вы видите группы слов, где вам в каждой строчке необходимо найти лишнее. Свой ответ записываем на листок с аргументом, почему это слово лишнее.
- Но прежде чем начать работу, давайте вспомним правила работы в группе. (1. Уважай своего товарища. 2. Умей каждого выслушать. 3. Не согласен – предлагай!)
Трещит, дует, скрипит, воет, скулил, сверкает. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)
Встречает, приносила, визжал, поскрипывал, дули. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)
Прочитает, запишет, нарисует, удивил, погладит. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.)
-А теперь проверяем (ответы на слайде)
- Ребята, у какой группы все правильно и нет ошибок?
Ставьте на карточке зеленый сигнал, у кого 2- 3 ошибки – жёлтый, а у кого 3 и более- красный. Вам необходимо повторить таблицу.
- У каких глаголов нельзя образовать три формы времени? - У глаголов, отвечающих на вопрос что сделать?
Давайте вспомним, какая была тема сегодняшнего урока? - Изменение глаголов по временам
- Какую мы цель ставили перед собой? - Узнать, как образуются глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени, научиться образовывать временные формы глагола.
- Чему вы научились? - Образовывать разные временные формы глаголов.
- Дополните предложения (слайд)
- Сегодня на уроке я узнал…
- Мне было интересно….
- Выполнение каких задание вам давалось легко…
-При выполнении каких заданий вы испытывали трудности…
План работы. 1.Измените глаголы звонить, позвонить по временам с помощью вопросов. 2.Заполните таблицу. 3.Сделайте вывод, какой глагол не имеет форму настоящего времени? | План работы. 1.Измените глаголы дуть, подуть по временам с помощью вопросов. 2.Заполните таблицу. 3.Сделайте вывод, какой глагол не имеет форму настоящего времени? |
План работы. 1.Измените глаголы петь, спеть по временам с помощью вопросов. 2.Заполните таблицу. 3.Сделайте вывод, какой глагол не имеет форму настоящего времени? |
Просмотр содержимого документа
«Работа в группах»
План работы. 1.Измените глаголы петь, спеть по временам с помощью вопросов. 2.Заполните таблицу. 3.Сделайте вывод, какой глагол не имеет форму настоящего времени? |
Н.ф. | Наст. вр. | Прош. вр. | Буд. вр. |
Что делать? | Что делает? | Что делал? | Что будет делать? |
Что сделать? | Что сделал? | Что сделает? |
Определите время глаголов: 1) Шумит- , прочитает- , звонить- , летала- , позвонить- . |
Определите время глаголов: 2) Шумит- , прочитает- , дуть- , летала- , подуть- . |
Определите время глаголов: 3) Шумит- , прочитает- , петь- , летала- , спеть- . |
Определите время глаголов: 4) Шумит- , прочитает- , делать- , летала- , сделать- . |
Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа»
Задание. Измените глаголы по временам, запишите их. Подчеркните глаголы Н.Ф., которые не имеют форму настоящего времени. |
наст.вр. пр.вр буд.вр. Кричать (__________?) - ______________, _________________, __________________ |
наст.вр. пр.вр буд.вр. Прочитать (_____________?) - ___________________, _________________, _________________ |
наст.вр. пр.вр буд.вр. Покрасить (_____________?) -___________________, _________________, __________________ |
Задание. Измените глаголы по временам, запишите их. Подчеркните глаголы Н.Ф., которые не имеют форму настоящего времени. |
наст.вр. пр.вр буд.вр. Кричать (__________?) - ______________, _________________, __________________ |
наст.вр. пр.вр буд.вр. Прочитать (_____________?) - ___________________, _________________, _________________ |
наст.вр. пр.вр буд.вр. Покрасить (_____________?) -___________________, _________________, __________________ |
Задание. Измените глаголы по временам, запишите их. Подчеркните глаголы Н.Ф., которые не имеют форму настоящего времени. |
наст.вр. пр.вр буд.вр. Кричать (__________?) - ______________, _________________, __________________ Прочитать (_____________?) - ___________________, _________________, _________________ Покрасить (_____________?) -___________________, _________________, __________________ |
Задание. Измените глаголы по временам, запишите их. Подчеркните глаголы Н.Ф., которые не имеют форму настоящего времени. |
наст.вр. пр.вр буд.вр. Кричать (__________?) - ______________, _________________, __________________ Прочитать (_____________?) - ___________________, _________________, _________________ Покрасить (_____________?) -___________________, _________________, __________________ |
Задание. Измените глаголы по временам, запишите их. Подчеркните глаголы Н.Ф., которые не имеют форму настоящего времени. |
наст.вр. пр.вр буд.вр. Кричать (__________?) - ______________, _________________, __________________ Прочитать (_____________?) - ___________________, _________________, _________________ Покрасить (_____________?) -___________________, _________________, __________________ |
Задание. Измените глаголы по временам, запишите их. Подчеркните глаголы Н.Ф., которые не имеют форму настоящего времени. |
наст.вр. пр.вр буд.вр. Кричать (__________?) - ______________, _________________, __________________ Прочитать (_____________?) - ___________________, _________________, _________________ Покрасить (_____________?) -___________________, _________________, __________________ |
Лист самооценки Чинчикова Мария | оценка | Лист самооценки Чернышов Артём | оценка | ||
| 1.Чистописание | ||||
| 2.Игра «Да / нет» | ||||
| 3.Работа в паре | ||||
| 4.Работа в группе | ||||
| 5.Самостоят. работа | ||||
Итоговая оценка | Итоговая оценка | ||||
Лист самооценки Шость Полина | оценка | ||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
Итоговая оценка | |||||
Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. | Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. |
Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. | Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. |
Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. | Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. |
Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. | Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. |
Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. | Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. |
Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. | Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. |
Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. | Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. |
Н. ф. |
Что делать? |
Что сделать? |
настоящее время |
прошедшее время |
будущее время |
прошедшее время |
будущее время |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Временные формы глагола"
Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе....

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Образование глаголов прошедшего времени от глаголов в неопределённой форме"
Конспект урока русского языка 3 класс, технология проблемного обучения...

Конспект урока по русскому языку - глаголы прошедшего времени, 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему ГЛАГОЛЫ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ для 3 класса...

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"."Изменение глаголо настоящего и будущего времени по лицам и числам"
Урок русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний».Учитель: Котова Мария АлексеевнаТема: «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам»I.Орг.моментПрозвенел у нас звонок,Начинается...

Конспект открытого урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам. Повторение"
Урок русского языка по теме "Времена глаголов. Пвторение." предназначен для учащихся 4 класса. Проводится как урок обобщения знаний по изученной теме....

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Изменение глаголов по временам»
Что без меня предмет?Лишь название.А я приду –Все в действие придет:Летит ракета.Люди строят здание.Цветут сады.И хлеб в полях растет. (Глагол)...


