Основа слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока для 3 класса по программе "Школа России". Цель урока: формировать умения выделять основу в словах, разбирать слова по составу. Конспект урока соответствует требованиям ФГОС. Урок способствует развитию умения логической постановки и решения проблемы, делать умозаключения. На уроке учитель работает над формированием умения принимать и сохранять учебную задачу,контролировать и оценивать учебные действия, действовать по алгоритму. На уроке учителем используются современные педагогические технологии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 241 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Основа слова»
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель урока: формировать умения выделять основу в словах, разбирать слова по составу
Задачи урока:
- развивать умения находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами основу (простые случаи), окончание, корень, приставку, суффикс;
- развивать умения подбирать слова с заданной морфемой;
- развивать умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
Планируемые результаты:
Предметные : 1) выделять основу слова;
2) наблюдать за способами образования однокоренных слов.
Метапредметные:1) понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя.
2) оценивать результат.
Личностные: 1) проявлять интерес к русскому языку.
Ресурсы урока: УМК «Школа России», учебник «Русский язык 3 класс» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, диск
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организацион ный момент | Учитель приветствует детей, мотивирует на учебную деятельность. Проверка д/з упр.176,с.94 | Учащиеся настраиваются на урок. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Предлагает прочитать слова. -Прочитайте, пожалуйста, слова и объедините каждый столбик одной темой. зима зимушка Слайд №2 -Что можно сказать о словах первого столбика? -Докажите -Как назовём слова второго столбика? -Давайте выделим составные части данных родственных слов, прокомментируем и запишем в тетради. | Читают слова, предлагают варианты. -Это однокоренные слова. -Это разная форма одного и того же слова «зима». Здесь изменяется только окончание. Самостоятельно разбирают слова по составу.. (дети выделяют окончание и корень данных слов) Отвечают. (Однокоренные или родственные слова). Записывают в тетрадь. Выделяют части слова. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; регулятивные: контролировать процесс результаты своей деятельности; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности |
3.Самоопределение к деятельности. | Слайд №3 Прочитайте слова: приставка, суффикс, корень, окончание , предлог. --Какое слово лишнее? -- Обоснуйте свой выбор? (это часть речи, а остальные –части слова) Слайд №4 ( учебник на странице 73, )рассмотрим схему. Со всеми ли частями слова мы познакомились? -Предлагает назвать часть слова, с которой еще не знакомы. -Предлагает сформулировать тему урока | Рассматривают схему , находят часть слова, с которой не знакомились. -Основа Отвечают: -Тема нашего урока «Основа слова» | Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи ; личностные: развитие самостоятельности |
4.Постановка учебной задачи. | Создаёт проблемную ситуацию. Слайд№2,5-7 -Сейчас, ребята я выделю в данных словах основу. Вы, наблюдая и анализируя мои действия, должны сделать вывод: что называется основой Спрашивает: -Какую задачу мы ставим себе на данный урок? Предлагает самостоятельно научиться выделять основу слова. Д: пушистый, снежинки, улетят
| Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу: -Основа – это составная часть слова, в которую входит корень, приставка, суффикс. Т.е. все слово без окончания и является основой. Отвечают. -Научиться выделять основу слова. Выделяют основу слова. | Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно выводы; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи |
5. Первичное закрепление каждого понятия. | Предлагает открыть учебник на стр. 95 и прочитать правило тётушки Совы. - Всё ли мы правильно сказали про основу слова? Что дополнительно сообщила нам тётушка Сова? Предлагает поработать в парах. -Найдите упражнение 181 на странице 96. Работаем парами.
- А сейчас немного отдохнем | Отвечают -Мы сделали правильные выводы. Но тётушка Сова нас дополнила, что в основе слова заключено его лексическое значение. Работа в парах. Взаимопроверка. Физминутка | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организует самостоятельную работу упр.179. - Определите тему и главную мысль текста Слайд №8 Работа в парах. Сделать вывод об основе слова в формах одного и того же слова и в однокоренных слова. Предлагает ознакомиться с упр. 182 в паре Проверка (диск к учебнику) | Самостоятельная работа с самопроверкой Ящерица, ящерицей, ящерицу Ящерица, ящерята, ящерка Обсуждают в парах, выделяют признаки однокоренных слов. Делают вывод, что у разных форм слова основы совпадают, а у однокоренных слов они разные. Читают задание, комментируют способ выполнения. Однокоренные: сырник-сырок, рука-ручка, Томск-томичи | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем; Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности; делать самостоятельно простые выводы; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности; |
7.Рефлексия деятельности Итог урока. | Спрашивает, с какой частью слова познакомились на уроке, что о ней узнали. Предлагает найти слова к схеме, слайд №9 -Как найти основу в слове? Оцените свою работу на уроке Тест слайды №10-17 - Что такое основа слова? Слайд № 18 | -Мы узнали, что называется основой слова, и научились ее выделять в словах. Проверяют правильность подбора слов Самооценка | Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности; делать самостоятельно выводы; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие об окончании и основе слова
Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме «Понятие об окончании и основе слова». ( Образовательная модель «Школа 2100…»)....

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"
Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

урок русского языка «Основа слова. Разбор слов по составу»
Урок разработан для 2-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чу...

конспект урока русского языка с презентацией 2 класс. УМК "Планета Знаний" "Состав слова. Основа слова"
Конспект урока с презентацией и прилоджением "Состав слова. Основа слова"...
Урок русского языка по теме "Состав слова. Основа слова."
План-конспект урока русского языка. Изучение новой темы....

Краткосрочный план урока русского языка в 3 классе "Состав слова. Окончание и основа слова"
Урок составлен на основе идей 7 модулей. Урок проводился по русскому языку в 3 классе, тип - изучение нового материала. Цель урока : содействовать умению образовывать формы слова с пом...

Урок русского языка по теме "Состав слова. Основа слова", 3 класс, учебник Поляковой А.В.
Урок и презентация по теме "Состав слова. Основа слова"...


