Основа слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока для 3 класса по программе "Школа России". Цель урока: формировать умения выделять основу в словах, разбирать слова по составу. Конспект урока соответствует требованиям ФГОС. Урок способствует развитию умения логической постановки и решения проблемы, делать умозаключения. На уроке учитель работает над формированием умения принимать и сохранять учебную задачу,контролировать и оценивать учебные действия, действовать по алгоритму. На уроке учителем используются современные педагогические технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_osnova_slova_3_klass_.doc241 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Основа слова»

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока: формировать умения выделять основу в словах, разбирать слова по составу

Задачи урока:

  1.  развивать умения находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами основу (простые случаи),  окончание, корень, приставку, суффикс;
  2. развивать умения подбирать слова с заданной морфемой;
  3. развивать умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

Планируемые результаты:

Предметные :       1) выделять основу слова;

                                2)  наблюдать за способами образования однокоренных слов.

Метапредметные:1) понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя.

                               2) оценивать результат.

Личностные:          1) проявлять интерес к русскому языку.

Ресурсы урока: УМК «Школа России», учебник «Русский язык 3 класс» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, диск

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организацион

ный момент

Учитель приветствует детей, мотивирует на учебную деятельность.

Проверка д/з упр.176,с.94

Учащиеся настраиваются на урок.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в

деятельности.

Предлагает прочитать слова.

-Прочитайте, пожалуйста, слова и объедините каждый столбик  одной темой.

зима                зимушка
зимы              зимний
о зиме           зимовье
       

Слайд №2

-Что можно сказать о словах первого столбика?

-Докажите

-Как назовём слова второго столбика?

-Давайте выделим составные части данных родственных слов, прокомментируем и запишем в тетради.

 Читают слова, предлагают варианты.

-Это однокоренные слова.

-Это разная форма одного и того же слова «зима».

Здесь изменяется только окончание.

Самостоятельно разбирают слова по составу..

(дети выделяют окончание и корень данных слов)

Отвечают. (Однокоренные или родственные слова).

Записывают в тетрадь. Выделяют части слова.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; регулятивные:

контролировать процесс результаты своей деятельности; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;

личностные: развитие самостоятельности

3.Самоопределение к деятельности.

Слайд №3

Прочитайте слова: приставка, суффикс, корень, окончание , предлог.

--Какое слово лишнее?

-- Обоснуйте свой выбор? (это часть речи, а остальные –части слова)

 Слайд №4   ( учебник на странице 73, )рассмотрим схему. Со всеми ли частями слова мы познакомились?

-Предлагает назвать часть слова, с которой  еще не знакомы.

-Предлагает сформулировать тему урока

Рассматривают схему , находят часть слова, с которой не знакомились.

-Основа

Отвечают:

-Тема нашего урока «Основа слова»

Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных  признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной  форме для решения коммуникативных задач;

познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи ; личностные:  развитие самостоятельности

4.Постановка

учебной задачи.

Создаёт проблемную ситуацию.

Слайд№2,5-7

-Сейчас, ребята я выделю в данных словах  основу. Вы, наблюдая и анализируя мои действия, должны сделать вывод: что называется основой  

Спрашивает:

-Какую задачу мы ставим себе на данный урок?

Предлагает самостоятельно научиться выделять основу слова.

Д: пушистый, снежинки, улетят

 

Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу:

-Основа  – это составная часть слова, в которую входит корень, приставка, суффикс. Т.е. все слово без окончания и является основой.

Отвечают.

-Научиться выделять основу слова.

Выделяют основу слова.

Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно выводы; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи

5.

Первичное

закрепление

каждого понятия.

Предлагает открыть  учебник на стр. 95 и прочитать правило тётушки Совы.

- Всё ли мы правильно сказали про основу слова? Что дополнительно сообщила нам тётушка Сова?

Предлагает поработать в парах.

-Найдите упражнение 181 на странице 96.

Работаем парами.




- А сейчас немного отдохнем

Отвечают

-Мы сделали правильные выводы. Но тётушка Сова нас дополнила, что в основе  слова заключено его лексическое значение.

Работа в парах. Взаимопроверка.

Физминутка

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной  форме для решения коммуникативных задач;

познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности

6.Самостоятельная работа

с самопроверкой

по эталону.

Организует самостоятельную работу упр.179.

- Определите тему и главную мысль текста

Слайд №8

Работа в парах.  Сделать вывод об основе слова в формах одного и того же слова и в однокоренных слова.

Предлагает ознакомиться с упр. 182 в паре

Проверка (диск к учебнику)

Самостоятельная работа

с самопроверкой

Ящерица, ящерицей, ящерицу

Ящерица, ящерята, ящерка

Обсуждают в парах, выделяют признаки однокоренных слов. Делают вывод, что у разных форм слова основы совпадают, а у однокоренных слов они разные.

Читают задание, комментируют способ выполнения.

Однокоренные: сырник-сырок, рука-ручка, Томск-томичи

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем;

Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности;

делать самостоятельно простые выводы; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;

личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности;

7.Рефлексия

деятельности

Итог урока.

Спрашивает, с какой частью слова познакомились на уроке, что о ней узнали.

Предлагает найти слова к схеме, слайд №9

-Как найти основу в слове?

Оцените свою работу на уроке

Тест слайды №10-17

- Что такое основа слова?

Слайд № 18

-Мы узнали, что называется основой слова, и научились ее выделять в словах.

Проверяют правильность подбора слов

Самооценка

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности;

делать самостоятельно выводы; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие об окончании и основе слова

Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме «Понятие об окончании и основе слова». ( Образовательная модель «Школа 2100…»)....

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

урок русского языка «Основа слова. Разбор слов по составу»

Урок разработан для 2-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чу...

конспект урока русского языка с презентацией 2 класс. УМК "Планета Знаний" "Состав слова. Основа слова"

Конспект урока с презентацией и прилоджением "Состав слова. Основа слова"...

Урок русского языка по теме "Состав слова. Основа слова."

План-конспект урока русского языка. Изучение новой темы....

Краткосрочный план урока русского языка в 3 классе "Состав слова. Окончание и основа слова"

Урок составлен на основе идей 7 модулей. Урок проводился по русскому языку в 3 классе, тип - изучение нового материала. Цель  урока : содействовать умению образовывать формы слова с пом...