Открытый урок "Обобщение знаний об имени существительном как части речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Данный урок направлен на обобщение и систематизацию знаний об имени существительном для учащихся 2 класса. На уроке были применены следующие технологии: игровая, групповая и ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obobshcheniya_sushchestvitelnoe_-2_klass1.docx29.95 КБ
Office presentation icon imya_susch.ppt2.22 МБ

Предварительный просмотр:

  1.  Актуализация знаний.

                                          Определение темы урока:

И сейчас внимание,

Необычное задание.

Какая тема урока у нас?

Разберемся мы сейчас.

             Учитель: Давайте соберём пословицу, которая будет девизом сегодняшнего урока.

Повторение - мать учения. 

Учитель: Как вы понимаете смысл этой пословицы. (Повторение - мать ученья это пословица, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Слово мать – как начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья)

Учитель: Эта пословица сегодня – девиз урока. Значит чем будем заниматься? (повторять, обобщать).

Учитель: А что именно мы сегодня будем повторять и обобщать.

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, кино.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмем слова утюг, пенал,

Котенок и конфеты

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

Ах, какие же слова восхитительные!

Называются все они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!

                                                                                2. Чистописание

. (На слайде) СсУуЩщЕеСсТтВвИиТтЕеЛльНнОоЕе

- Какие буквы видите? (Заглавные и строчные)

- Какая буква лишняя? (ь)- Почему? (Нет заглавной пары, не обозначает звука)- Запишите каллиграфически правильно строчные буквы.- Какое слово получилось? (существительное)- Как вы думаете, почему мы написали именно это слово? (изучаем эту часть речи)

   

                                                         3.Определение темы урока

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока, посмотрите на девиз нашего урока, он вам поможет.

 Обобщение знаний об имени существительном как части речи»).

-Какова же цель нашего урока?

 (Вспомним и закрепим свои знания о грамматических признаках этой части речи).

«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».  Вы со мной согласны?

Как вы  понимаете смысл этой пословицы?

 (Мы узнаём что-то новое, что-то интересное). Ребята, наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно мы достаем и используем их. Но этот сундучок со знаниями должен быть у каждого из вас. Сегодня  мы пополним наш сундучок знаний. Мы изготовим схему- опору  об имени существительном, чтобы в любой момент, если что-то подзабыли, могли себе напомнить с помощью этой схемы. Я приглашаю вас совершить небольшое путешествие на облаках к солнышку с красивым названием «Имя  существительное»

. Давайте убедимся все друзья,

Что нам без существительных никак нельзя!

-Ваши установки на урок? (внимание, грамотно, красиво, правильно)

                            -Откройте тетради, запишите число, классная работа.

           Орфографическая минутка.

-Посмотрите на доску, здесь записаны слова. Давайте их прочитаем

Ветер, ручьи, медведь,  река, деревья, земля, заяц, весна, колья.

-На какие группы по орфографическим признакам  можно разделить эти слова? (Слова с непроверяемой безударной гласной, слова с проверяемой безударной гласной, слова с разделительным мягким знаком).

1.Задание по группам. 

-Первый ряд запишет  слова с непроверяемой безударной гласной;

второй- с проверяемой безударной гласной, устно подберете проверочное слово;

-третий ряд - слова с разделительным мягким знаком.

ветер                    река                 ручьи

медведь              весна               колья

заяц                      земля               деревья

                              деревья

.Проверка 

-Что объединяет все эти слова? (Они относятся к одной части речи. Это имена существительные

- Предлагаю поработать в группах.

-Вспомним правила работы в группах.

- Каждая группа будет работать со своим заданием. Выполнив его, вы делаете вывод, выходите к доске, находите нужную карточку с признаком имени существительного и прикрепляете к доске признак.

Таким образом, мы вспомним и соберем кластер.

                                               РАБОТА В ГРУППАХ:

– Приступая к работе, вспомним правила работы в группе. 

  1. Относитесь с уважением к члену группы.
  2. Умей каждого выслушать.
  3. Не согласен – предлагай.
  4. Знайте и четко выполняйте свое задание.
  5. Оказывайте друг другу помощь.

– Какой из пунктов правила, на ваш взгляд, самый главный?

– Правильно, только соблюдая все правила, вы добьётесь хороших успехов в поставленной цели.

– Выберите в группах главного консультанта и приступайте к работе.

(Обсуждение и выполнение заданий в группах.)

Задание I группы.

Из группы слов выпишите только существительные. Подготовьте ответ на вопрос: «Что такое имя существительное?»

красный, отец, дерево, работает, учил, холодная, чашка, летит, пила, метель.

– Что же такое имя существительное? Почему эта часть речи названа существительным?

Задание II группы.

Выпишите слова в 2 столбика: одушевлённые и неодушевлённые имена

существительные. Подготовьте ответ на вопрос: «Какие существительные называются одушевлёнными, неодушевлёнными?»

ветер, кит, яма, облако, гусь, солнце, буря, ёжик, лодка, Саша.

 Какое правило помогло вам правильно выполнить своё задание?

Задание 3 группы.

Слова: ручей, вьюга, лужа, мороз, солнце, снежинки.(Слова записаны на откидной доске справа)

-Прочитайте слова, какой частью речи они являются?

-Выберите и подчеркните имена существительные, которые относятся к теме «Весна».

- Что вы можете сказать об этих именах существительных (Они все в единственном числе).

-В каком числе еще могут быть имена существительные?

 Измените их число.

- Какое слово вызвало затруднение? (солнце – т. к. у этого слова нет формы множественного числа)

- Обсудите с товарищами, чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?

(Существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов).

-Что из этого утверждения мы можем сказать об имени существительном?

(Имена существительные изменяются по числам)ч

-Всегда ли имена существительные изменяются по числам?

- (Нет, есть такие существительные, которые бывают только в единственном числе (солнце, смех, золото, молоко…) и только во множественном числе (ножницы, брюки, очки, дрова…) 

Задание IV группы:

Исправь ошибки, допущенные в тексте. Подготовь ответы на следующие вопросы: «Почему некоторые слова написаны с большой буквы? Какие ещё слова пишутся с заглавной буквы? Как называются такие слова?»

На доске:

Сергей александрович Есенин родился в селе константиновке под Рязанью. У Собаки лады родились щенята. Озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире.

 Ответьте на поставленный перед вами вопрос.

 Что мы узнали об имени существительном?

В ходе ответов детей на доске появляется схема:

                               

                      Обобщение по теме. Составление кластера. 

-О какой части речи мы говорим сегодня на уроке? Все ли мы вспомнили и повторили об имени существительном как части речи.

-А сейчас мы обобщим наши знания, соединим их в одно целое, для этого мы поработаем в группах и  составим кластер.

-Каким будет ключевое слово нашего кластера? (Имя существительное)

-Объединяемся в группы

Одна из групп работает на доске, для них заготовки слов

(Имя существительное, часть речи, кто? что?, предмет, явление природы, состояние, чувства, одушевленное, неодушевленное, нарицательное, собственное, со строчной буквы, с заглавной буквы, единственное, множественное число)

Проверка работы. Рефлексия.

Итог урока. 

- Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные.

Я вспомнил….

Мне удалось…..

Мне понравилось…..

Я могу похвалить себя за..

                                     Читает ученик

Имя Существительное, мы с тобой дружны.

  Разные предметы называешь ты.

 Очень удивительное Имя Существительное.

 Трудно будет без него, если пропадёт оно.

Чтобы всё отличным стало, существительных немало.

Всюду будем замечать и к месту в речи их вставлять.

V.  Рефлексия учебной деятельности на уроке.(учитель)

 1. Вот и кончился урок,

Подвести пора итог.

Настроенье каково? (Во!)

Все такого мнения? (Да!)

Все без исключения? (Да!)

 У Артема  как дела?

У Ариши как дела?

 У Сардора как дела?

 Как же здорово, друзья!

 Такое же настроение у меня!

XI. Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе по теме: « Имя существительное» .  

Спасибо за работу. Урок закончен.

 Применение знаний и умений в новой ситуации.

а) «Вымысел или факт».

Учитель: Читая книгу, я увидела, что слово «ЛЕВ» написано с маленькой буквы, а потом мне встретилось это же слово, но оно было написано с большой буквы. Это вымысел или факт?

Учитель: О каких существительных идёт речь? (Собственные и нарицательные)

И опять нужно внимание,

Опять важное задание.

Прочитайте предложение,

Примите важное решение.

Посмотрите, что и как,

Что – то здесь, друзья, не так.

ПЁС БУБЛИК ГРЫЗЁТ СУХОЙ БУБЛИК.

Домик для скворцов смастерил алёша скворцов. Наш шарик поймал воздушный шарик.

Учитель: Что интересного вы заметили? (В предложении есть одинаковые слова.)

Учитель: Какое из одинаковых слов имя собственное, а какое нарицательное?

Учитель: Какие имена существительные пишутся с большой буквы? (Правило)

-


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Части речи Имя существительное 2 класс

Слайд 2

А сейчас внимание, Необычное задание. Какая тема урока у нас? Разберемся мы сейчас. -МАТЬ ПОВТОРЕНИЯ УЧЕНИЯ . Соберите пословицу.

Слайд 3

Повторение-мать учения! Как вы понимаете смысл пословицы? Эта пословица-девиз нашего урока. Чем же мы будем заниматься на уроке?

Слайд 4

А начнём мы наш урок с минутки чистописания

Слайд 5

Чистописание СсУуЩщЕеСсТтВвИиТтЕеЛльНнОоЕе

Слайд 6

Орфографическая минутка

Слайд 7

-Прочитайте слова. -На какие группы по орфографическим признакам можно разделить эти слова? -Что объединяет эти слова? Ветер, ручьи, медведь, река, деревья, земля, заяц, весна, колья.

Слайд 8

Задание по группам. -Первый ряд запишет слова с непроверяемой безударной гласной; - Второй- с проверяемой безударной гласной, устно подберете проверочное слово; -Третий ряд - слова с разделительным мягким знаком.

Слайд 9

Проверь себя! ветер река ручьи медведь весна колья заяц земля деревья деревья -Что объединяет эти слова?

Слайд 10

Работа в группах.

Слайд 11

Сейчас Вы будете работать в группах. Правила работы в группе. 1.Относитесь с уважением к каждому члену группы. 2.Умей каждого выслушать. 3.Не согласен-предлагай. 4.Четко выполняй задание 5.Оказывайте помощь друг другу.

Слайд 12

Отчет групп о проделанной работе

Слайд 13

Задание 1группы Из группы слов выпишите только существительные. Подготовьте ответ на вопрос: «Что такое имя существительное?» красный, отец, дерево, работает, учил, холодная, чашка, летит, пила, метель. – Что же такое имя существительное? Почему эта часть речи названа существительным?

Слайд 14

ЗАДАНИЕ 2 ГРУППЫ Выпишите слова в 2 столбика: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Подготовьте ответ на вопрос: «Какие существительные называются одушевлёнными, неодушевлёнными?» ветер, кит, яма, облако, гусь, солнце, буря, ёжик, лодка, Саша. – Какое правило помогло вам правильно выполнить своё задание?

Слайд 15

Задание 3 группы Слова : ручей, вьюга, лужа, мороз, солнце, снежинки -Прочитайте слова, какой частью речи они являются? -Выберите и подчеркните имена существительные, которые относятся к теме «Весна». - Что вы можете сказать об этих именах существительных ? - В каком числе еще могут быть имена существительные? - Измените их число. - Какое слово вызвало затруднение? - Обсудите с товарищами, чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе -Что из этого утверждения мы можем сказать об имени существительном? -Всегда ли имена существительные изменяются по числам?

Слайд 16

Задание 4 группы: Исправь ошибки, допущенные в тексте. Подготовь ответы на следующие вопросы: «Почему некоторые слова написаны с большой буквы? Какие ещё слова пишутся с заглавной буквы? Как называются такие слова?» Сергей александрович Есенин родился в селе константиновке под Рязанью. У Собаки лады родились щенята. Озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире. Что мы узнали об имени существительном?

Слайд 17

Кластер

Слайд 18

Молодцы!

Слайд 19

Имя Существительное, мы с тобой дружны. Разные предметы называешь ты. Очень удивительное Имя Существительное. Трудно будет без него, если пропадёт оно. Чтобы всё отличным стало, существительных немало. Всюду будем замечать и к месту в речи их вставлять.

Слайд 20

Рефлексия учебной деятельности на уроке. Я вспомнил…. Мне удалось….. Мне понравилось….. Я могу похвалить себя за..

Слайд 21

Я доволен собой, у меня все получилось. Хочу знать больше. У меня не всё получилось, но я постараюсь. Ничего не понятно на уроке.

Слайд 22

1. Вот и кончился урок, Подвести пора итог. Настроенье каково? (Во!) Все такого мнения? (Да!) Все без исключения? (Да!) У Артема как дела? У Ариши как дела? У Сардора как дела? Как же здорово, друзья! Такое же настроение у меня!

Слайд 23

Домашнее задание Подготовиться к контрольной работе по теме: « Имя существительное» .

Слайд 24

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обобщение знаний об имени существительном как части речи»

На данном уроке обобщаются знания  об имени существительном; развиваются умения определять падеж, склонение, число, правильно писать безударные падежные окончания....

"Обобщение знаний об имени существительном как части речи" 2 класс

Презентация открытого урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"....

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс...

Конспект урока "Обобщение знаний об имени существительном как части речи."

На уроке дети обобщают знания об имени существительном как части речи....

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:личностные действия навыки сотрудничества с учителем и сверстникамимотивация к творческому труду, к работе на результат....

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.

Конспект урока русского языка во 2 классе.Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном  как части речи....