Конспект урока русского языка в 4 классе "1 и 2 спряжение глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Киселёва Ольга Юрьевна

Познакомить с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения, формировать умение различать глаголы 1 и 2 спряжения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект145.5 КБ
Файл презентация к уроку2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку 4 класс по программе «Школа России»

Тема: « Глаголы I и II спряжения»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели деятельности: Цели:

  • Обучающие: познакомить с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения, формировать умение различать глаголы 1 и 2 спряжения. 
  • Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.
  • Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь, положительные качества личности ответственность, организованность, самостоятельность.

Формируемые учебные универсальные действия:

  • Личностные – развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.
  • Регулятивные – целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль – в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план способа действия в случае расхождения эталона; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
  • Познавательные – работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.
  • Коммуникативные – оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и уметь её обосновывать, приводя аргументы.

Оборудование: УМК «Школа России», 4 класс, 2 часть, презентация (сайт учи.ру), рабочий лист с заданиями.

Ход урока.

Ι. Организационный момент.  

Учитель:

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение.

ΙΙ. Повторение.

- Сядьте правильно, откройте тетради, запишите число, классная работа.   

1. Словарная работа.

- На доске записаны словарные слова. Какие орфограммы пропущены в этих словах? 

Авт…м…биль, апп…тит,  эл…ктрич…ство, к…мандовать, пр…вит…льство.

2. Минутка чистописания.

- Что общего у этих слов? 

- Вспомните написание пропущенной буквы. Запишите заглавную и строчную букву.

ΙΙΙ. Введение в тему.

- А какое слово лишнее? Почему?

- Сегодня на уроке мы будем говорить о необыкновенной части речи. Необыкновенна уже тем, что она обозначает действие предмета и обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду – всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

- О какой части речи пойдёт разговор на уроке?

Глагол -  самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие! ( А. Югов.)

Повторение изученного о глаголе:

- Что такое глагол?

- Как изменяются глаголы?

- Что такое неопределённая форма глагола?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Что такое спряжение?

     

ΙV. Сообщение темы и целеполагание.

- Сегодня мы продолжим говорить о спряжении глаголов.

Тема нашего урока «Глаголы I и II спряжения».

                   знаю

Я       

                  хочу узнать

- Какую цель вы поставите на уроке для себя? Для чего вам нужно это знать?

V. Новая тема.

- Давайте проспрягаем глагол «идти,уметь» и выделим окончания.

- Задайте вопрос. Определите вид глагола.

- В каком времени будем спрягать глагол? Почему?

- Назовите местоимения Ед. ч. 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица.  

- Назовите местоимения Мн.ч.1л., 2-го лица, 3-го лица.              

- А теперь проспрягайте самостоятельно глагол «молчать, дарить» и выделите окончания.

- Задайте вопрос. Определите вид глагола.

- Проспрягайте глагол в настоящем  времени …            

- Что вы заметили, когда спрягали данные глаголы? (У них получились разные окончания)

- Да, действительно, окончания разные. Как вы думаете, с чем это связано?    (Это связано с особенностями спряжения глаголов.) 

- А что это за особенности вы узнаете из сказки.

Это глагольчики-лилипутики. Однажды в город прилетел огромный дракон  и

потребовал привести ему на съедение нескольких лилипутиков. Трусишки

вытолкнули  близнецов  У и Ю и сказали: «ЕШЬ!» «ЕШЬ!»

«Да я уж ЕМ! ЕМ!»- улыбнулся дракон, завязывая на шее салфетку.

Но самые смелые глагольчики-лилипутики не испугались дракона, они крикнули: «ИШЬ, какой шустрый! ИШЬ, чего захотел! ИМ, драконам, только позволь! Весь город съедят!»

С тех пор лилипутики-трусишки живут в городе Первоспряженске, а лилипутики-смельчаки в новом городе Второспряженске.

- Как вы думаете, что это за города и почему их так назвали? (ответы детей)

- Давайте рассмотрим таблицу в учебнике стр.88.

- Сравните окончания. Что заметили? (В первом лице ед. числа окончания глаголов 1 и 2 спряжения одинаковые.)

- В чём различие остальных окончаний?

Вывод:  Глаголы в зависимости от окончаний при спряжении делятся на две группы -  глаголы I спряжения и глаголы II спряжения.

- Есть способ быстрее запомнить правило. Интересно, кто-нибудь догадается? Внимательно рассмотрите запись на экране.

- В букве «Е» одна палочка – напоминает римскую цифру I …,  а в букве «И» - две палочки  - напоминают римскую цифру II … . Так легко запомнить!    

VI. Физминутка.

VII. Первичное закрепление. (самостоятельная работа в тетрадях)

1. - А теперь задание для закрепления. Работаем в парах.        

 На экране слова. Вам нужно распределить их в два столбика – 1 и 2 спряжение. Будьте внимательны! Что нужно знать для того, чтобы правильно определить спряжение? (Выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение.)

- Приступайте к работе, можете пользоваться таблицей  с. 88

Проверка детьми по слайду

- Проверьте, правильно ли вы справились с работой. (взаимопроверка)

2.  – Спишите пословицы, выделите окончание глаголов, определите спряжение.

3.  Работа с рабочими листами. Самостоятельное выполнение.

Проверка

Проверка

VΙΙΙ. Итог урока 

- Что нового вы узнали о спряжении глаголов?

- Как отличить глаголы 1 и 2 спряжения?

- Поднимите руку те ребята, которые научились различать глаголы 1 и 2 спряжения. Мы достигли цели урока?

- Какой вид работы вам особенно удался? А что было особенно трудно?      

ΙX.  Домашнее задание.

 Правило с.89, упр.182.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

I и II спряжение глаголов 4 класс

Слайд 3

I и II спряжение глаголов Называть личные окончания глаголов I и II спряжения Сравнивать окончания глаголов I и II спряжения Определять спряжение глаголов

Слайд 4

Спряжение глаголов в настоящем времени ид у́ , уме́ ю молч у́ , дар ю́ ид ёшь , уме́ ешь молч и́шь , да́р ишь ид ёт , уме́ ет молч и́т , да́р ит ид ём , уме́ ем молч и́м , да́р им ид ёте , уме́ ете молч и́те , да́р ите ид у́т , уме́ ют молч а́т , да́р ят Число Лицо I спряжение II спряжение 1-е (я) 2-е (ты) 3-е (он, она, оно) 1-е (мы) 2-е (вы) 3-е (они) Ед. ч. Мн. ч.

Слайд 5

-ЕШЬ -ИШЬ -ЕМ -ИМ -ИТ -ЕТ -УТ -ЮТ -АТ -ЯТ -ИТЕ -ЕТЕ

Слайд 6

Запомните! По личным окончаниям глаголы делятся на две группы: глаголы I спряжения и глаголы II спряжения . Окончания -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) относятся к первому спряжению. Окончания -у (-ю), -ишь, -им, -ит, -ите, -ат (-ят) относятся ко второму спряжению.

Слайд 7

Физкультминутка

Слайд 8

Правила работы в парах 1 2 Если не согласны, объясните свою позицию 3 Если не поняли собеседника, переспросите 4 Работайте сообща Старайтесь не перебивать друг друга

Слайд 9

Получаете, льют, дарите, смотрят, привыкаешь, шуршишь, веду, говорю.

Слайд 10

I спряжение II спряжение получаете, льют, привыкаешь, веду дарите, купят, шуршишь, говорю

Слайд 11

Запомните! У глаголов одного и того же спряжения окончания пишутся ________ . Спряжение глаголов определяют по ________ .

Слайд 14

I II

Слайд 15

I II II

Слайд 16

Труд кормит, а лень портит. Упустишь минуту, а потеряешь час.

Слайд 17

Труд кормит, а лень портит. Упустишь минуту, а потеряешь час . II спр. II спр. II спр. I спр.

Слайд 18

*скрин рабочего листа во всю белую область* Рабочий лист 1

Слайд 19

Слайд 20

*скрин с ответом рабочего листа во всю белую область* Проверка

Слайд 21

*скрин рабочего листа во всю белую область* Рабочий лист 2

Слайд 22

*скрин с ответом рабочего листа во всю белую область* Проверка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 4 классе "Спряжение глаголов"

урок русского языка в 4 классе "Спряжение глаголов" по программе "Начальная школа 21 века"...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе «Спряжение глагола» УМК «Начальная школа 21 века».

Материал содержит презентацию к уроку русского языка в 4 классе «Спряжение глагола» УМК «Начальная школа 21 века»....

Урок русского языка в 3 классе "Спряжение глагола"

Урок русского языка в 3 классе "Спряжение глагола"...

Конспект урока русского языка "I и II спряжение глаголов" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: знакомство учащихся с I и II спряжением глаголов; формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.Планируемые результаты:Предметные:Знать: алгоритм ...

Методическая разработка урока русского языка для 4 класса Спряжение глагола

Урок русского языка для 4 класса развивает орфографическую зоркость учащихся, помогает анализировать полученную информацию, делать выводы и обобщать новые знания.карточки для индивидуальной работы поз...

Урок русского языка " I и II спряжение глаголов" 4-й класс

Урок русского языка " I и II спряжение глаголов" 4-й класс...

Конспект урока русского языка «I и II спряжение глаголов будущего времени» (4 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с I и II спряжением глаголов будущего времени и их окончаниями; формирования умения правильно писать личные окончания глаголов I и...