Методическая разработка урока русского языка для 4 класса Спряжение глагола
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Носкова Татьяна Витальевна

Урок русского языка для 4 класса развивает орфографическую зоркость учащихся, помогает анализировать полученную информацию, делать выводы и обобщать новые знания.карточки для индивидуальной работы позволяют проверить знания по фонетике и синтаксису.Морфологическая сказка делает урок занимательным и интересным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spryazh_glag_noskova_t.v.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Спряжение глагола

Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.

Задачи:

Обучающие: формировать знания о спряжении глаголов, научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения по неопределенной форме.

Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, карточки для этапа повторение (трудолюбие, лень и т.д.), таблица личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.

Ход урока.

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Класс наш светлый и  уютный,                

 Хорошо мы в нём     живём.  

Улыбнёмся же  друг другу                 

 И урок скорей начнём.

2.Повторение

- Какие качества возьмем с собой на урок? ( трудолюбие, лень, невнимательность, знания, старание, дружбу). Какой частью речи являются все эти слова? Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном?

Фронтальная проверка домашнего задания

Хором:

Мы пришли сюда ... (учиться)

Не лениться, а… (трудиться.)

Только тот, кто много …     (знает)

  В жизни  что-то …    (достигает ). А какой частью речи являются эти слова ?

Индивидуальная работа (карточки):

1.Сделать синтаксический разбор предложения:

Под ласковым взглядом теплого солнышка повеселела и  заулыбалась природа.

2.Сделать фонетический разбор слова: СОЛНЦЕ

3.Актуализация знаний.

Морфологическая сказка

Мы отправляемся в страну, где живет король, который сам любит ходить в гости и любит принимать гостей. А зашедшие к нему на огонек никогда не будут скучать. Как вы думаете, почему?

 Кто же хозяин замка?  Правильно. Король ГЛАГОЛ. У короля есть слуги - добрые гномики, зовутся они Глаголики. Гномики-глаголики большие непоседы! Гномы очень разговорчивы. Они любят рассказывать, о том, что делают их друзья – имена Существительные.

Но вот беда! Дорогу к замку преграждает лабиринт. Чтобы его преодолеть нужно

решить  филворд! Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться.

Работа в парах.

Ф     Л    Г    О    Т     В    Ь    Н
А     А    А    Л    С    И    Л    О
В     Г    Л    Щ    Е    Т    Е     Е
И    Т    С     У     Ь    Ч    Е     Р

Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово:
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся. (Алфавит)
- Ищем второе слово:
Кто спешит так рано в школу? 
Все спешат ученики! 
Что несут они в портфелях? 
Книги, ручки, дневники. 
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить 
Имя… (существительное).
- Следующее слово:
Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.
(Она бывает письменная и устная). (Речь).
Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв? (Глагол) . Лабиринт мы преодолели. Но, смотрите на воротах замка стоят два стражника . Нужно ответить на их вопросы, быстро и без ошибок. Начинаем?!

Блиц-опрос.

  1. Что такое глагол?
  2. Что такое неопределенная форма глагола?
  3. Почему она так называется?
  4. Назовите признаки инфинитива?
  5. Назовите три временные формы глагола (настоящее, прошедшее, будущее).
  6. Какого вида бывают глаголы? (Совершенного и несовершенного).
  7. На кой вопрос отвечают глаголы совершенного вида? А несовершенного? На что указывают?

Предварительная работа. Дети заранее готовят стихотворения

«Несовершенный вид»

Всем вокруг сегодня ясно,
Что я выгляжу ужасно:
Сам не брит, костюм измят,
Уши в сторону торчат,
Нос крючком, потухший взгляд.
Все сочувственно глядят!
Суетливый, нестепенный…
Ах! Мой вид НЕСОВЕРШЕННЫЙ!

  В замке у Короля Глагола недавно был  ремонт.

Превратите  глаголы несовершенного вида в глаголы совершенного вида!

Красил -ПОКРАСИЛ, ВЫКРАСИЛ.

Белил –ПОБЕЛИЛ.

Клеил –НАКЛЕИЛ.

Ставил –РАССТАВИЛ.

Мыл- ПОМЫЛ

 «Совершенный вид»

Говорят (и это лестно!),
Что я выгляжу чудесно:
Шляпа, галстук и костюм,
А в глазах – природный ум,
Нос с горбинкой, ясный взгляд.
Все восторженно глядят!
Весь начищенный, степенный. -Леня
Вид мой самый совершенный.
Я к тому ж не поленился
И неплохо потрудился:
Сделал нынче столько дел!
Суп сварил, с горы скатился
И при этом не разбился,
Кипятком не обварился,
Сделал много разных дел,
Лишь немного похудел!

  1. Что такое спряжение? (Изменение глаголов по лицам и числам).
  2. Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
  3. С какой частью речи дружит глагол?
  4. Как пишется частица НЕ с глаголами?
  5. Какие глаголы пишутся с НЕ слитно?

5.Работа в тетради. Каллиграфическая минутка

Кк

Словарная работа:

Комета

1). Лексическое значение слова. Работа со словарем.

2). Грамматическое значение слова.

       6.Физминутка

       7.Новая тема.

Чтобы правильно писать личные окончания глаголов нужно знать признаки спряжения глаголов. Вот послушайте сказку!

СКАЗКА О ТОМ, КАК КОРОЛЬ СТРАНЫ ГЛАГОЛИИ СВОИХ ПОДДАННЫХ ДЕЛИЛ

В некотором царстве, в некотором государстве под названием Глаголия жил-был король. И было у него две дочери – принцесса Е и принцесса И. Состарился король и решил уйти на покой, а наследство свое поделить между дочерьми.

Вызвал король принцесс и говорит:

- Дочери мои милые, дочери любимые, отрекаюсь я от престола, а королевство свое делю между вами поровну. Своих подданных, глаголов 1 спряжения, я отдаю тебе, принцесса  Е, а глаголы 2-го  спряжения достанутся тебе, принцесса И.

- Но как же мы сумеет отличить их друг от друга? - заохали безутешные дочери, - ведь они же все на одно лицо!

- Мои глаголы - люди грамотные, сами разберутся, кому служить. Ты, моя младшая дочь, принцесса И, будешь владеть вторым королевством, тебе будут принадлежать глаголы с окончанием на  -ИТЬ. А тебе, моя старшая дочь, принцесса  Е, придется править глаголами, оканчивающимися на -АТЬ, -ЯТЬ, ОТЬ,  ЁТЬ,  УТЬ,  ЮТЬ,  ЫТЬ.

А чтобы не было путаницы между подданными моими, Глаголами издаю я такой Указ!

       Высечь на камне вопрос: “ЧТО ДЕЛАТЬ?” и поставить этот камень между вашими королевствами. Увидит мой  слуга  надпись,  задастся вопросом  “что делать?”, и, встав в начальную форму, сразу поймет, в каком королевстве ему жить-поживать,  да какое окончание пожизненно иметь во втором лице единственного числа.  К примеру, бегут по дорожке глаголы «ПИШ…ШЬ»,  «ЧИТА…ШЬ» и «ЕД…ШЬ» и не ведают, в 1-м или 2-м королевстве живут?.  С разбегу ударяются лбом о камень и  каждый отвечают на вопрос «что делать?» - писАть, читАть, ехАть . Ага, думают, значит, мы  – подданные  принцессы Е,  и как верные слуги  всегда будем  носить ее имя в сердце, как бы нас  молва не спрягала   по временам, числам, лицам и родам.   Свернули  на тропку, ведущую к королевству «1 спряжение», и с той поры уже не путали, чье имя надо ставить в окончаниях 2 лица: ты пишЕшь, читаЕшь, едЕшь.

 А вот бредут по королевству другие глаголы: «ВОЗ...ШЬ», «ПИЛ…ШЬ» и «ТРАТ…ШЬ»,  подошли к камню и  в три голоса ответили на вопрос «Что делать?» - возИть, пилИть, тратИть. И гордо пошли в другую сторону – в королевство 2-го спряжения к своей королеве  И, твердо помня, что их имена пишутся с именем королевы: возИшь, пилИшь, тратИшь.

Вдруг раздались недовольные крики, топот, и к камню подбежала толпа бунтарей.

- А мы не хотим жить в королевстве  «1-е спряжение», мы хотим служить принцессе  И! – кричали они, и чтобы не случилась смута, для них сделали исключение, позволили всем 11 глаголам из 1-го королевства перейти во 2-е спряжение.

А теперь откройте вашу волшебную книгу и посмотрите, в ней есть волшебное правило:: Как определить спряжение глагола с безударными окончаниями? А еще, дети, существует волшебное заклинание, которое поможет вам запомнить глаголы – исключения и правило определения спряжения у глаголов.

Давайте произнесем его хором, но негромко!

Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя!      (В.Волина).

8.Закрепление полученных знаний

На доске  таблица личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.

          1 спряжение

2 спряжение

1 лицо

-у, -ю

-ем, -ём

-у, -ю

-им

2 лицо

-ешь, - ёшь

-ете, -ёте

-ишь

-ишь

3 лицо

-ет, -ёт

- ут, -ют

-ит

-ат,  - ят

9. Работа в тетрадях

Проспрягаем глагол : писать, водить. Один ученик у доски.

10.Подведение итогов урока. 

   Итоговый тест.

1. В каких глаголах пишется е?

А) команду • шь

Б) докладыва • шь

В) ненавид • шь

Г) крут • шь

2. В каких глаголах пишется и?

А) свар • шь

Б) дума • шь

В) стро • шь

Г) бега • шь

3. Найдите ошибку в определении спряжения глагола.

А) горевать – II спр.

Б) кричать – II спр.

В) ненавидеть – II спр.

Г) спешить – II спр.

4. Найдите глаголы прошедшего времени.

А) дымит

Б) плясал

В) печатает

Г) пилил

10.Домашнее задание: выучить правило, выполнить упражнение 113


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

урок русского языка 4 класс Спряжения глаголов

Как различать спряжения глаголов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока русского языка по теме: «Изменение глаголов по временам»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАурока русского языка по теме:«Изменение глаголов по временам»...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Урок русского языка 4 класс. Спряжение глаголов.

Урок русского языка по ФГОС 4 класс УМК "Школа России"...

Методическая разработка урока русского языка 4 класс. Тема: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах.УМК: «Планета знаний»Предмет: русский языкКласс: 4Тип: «Открытие новых знаний»Цель урока: Познакомить с новой орфограммой и форм...