Воспитание культуры поведения у учащихся через содержание учебников русского языка
статья по русскому языку
Как же мы можем на уроках языка реализовать задачу воспитания культуры проведения? У нас есть подсказка в самой программе, это реализация через тексты, с которыми идёт работа на уроке, и, конечно, не забываем про организацию урока, характер деятельности школьника, методы и приёмы обучения, средства обучения, оценочные суждения учителя, его личность, педагогический такт, те отношения, которые складываются между учителем и учащимися.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНИКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
«Ничто не стоит так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».
Сервантес СЛАЙД 2
Начать своё выступление я хочу с цитаты испанского писателя Мигеля де Сервантеса.
«……..». Вежливость является одним из составляющих понятия «культура поведения»
СЛАЙД 3 Понятие «культура поведения» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Культурный человек — это человек вежливый. Он не только усвоил правила поведения, которые ему передают родители и учителя; он постоянно стремится к совершенствованию, следит за собой, за своими поступками и за своей речью.
СЛАЙД 4 Из каких же компонентов складывается культура поведения? Это личная гигиена, аккуратность и опрятность, вежливость и культура речи, правила поведения в школе и дома, правила поведения на улице и в общественных местах. И отсюда
Задачами воспитания культуры поведения на уроках будут СЛАЙД 5
- закладывать основы аккуратности и опрятности, вежливости и скромности;
- прививать хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах;
- вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнять
И самая сложная задача добиться, чтобы это стало привычкой. Конечно, дети приходят в начальную школу с определённым кругом знаний о культурном поведении, но почему-то эти знания чаще остаются на словах. И мы должны добиться, чтобы знания перешли в дело.
СЛАЙД 6 Для начала обратимся к рабочей программе учебного предмета «Русский язык», а точнее к личностным результатам, которые будут сформированы в результате изучения предмета в начальной школе, это:
- первоначальные представления о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
СЛАЙД 7 Как же мы можем на уроках языка достигнуть данных результатов и реализовать задачу воспитания культуры проведения? У нас есть подсказка в самой программе, это реализация через тексты, с которыми идёт работа на уроке, и, конечно, не забываем про организацию урока, характер деятельности школьника, методы и приёмы обучения, средства обучения, оценочные суждения учителя, его личность, педагогический такт, те отношения, которые складываются между учителем и учащимися.
СЛАЙД 8 Рассмотрим эту работу на примере УМК «Школа России» авторы учебников «Азбука» В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина и учебников «Русского языка» 1-2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Опираться будем на тексты и рассмотрим, как на их основе можно использовать разные методы и приёмы воспитания культуры поведения.
СЛАЙД 9 И здесь основными будут приёмы объяснения ученикам соответствующих норм морали через: этическая беседа, рассказ учителя, обсуждения школьной жизни. Дети должны сами оценить, что сделано правильно, а что – нет, сказать и показать, как необходимо было сделать.
СЛАЙД 10
1. Одним из компонентов культуры поведения является личная гигиена, опрятность, аккуратность. Уже в «Азбуке» мы видим упражнения, в которых можно обратить внимание детей на то, как важно соблюдать личную гигиену, быть опрятным. Дети могут вспомнить распорядок дня, рассказать о своём личном опыте. Здесь на помощь приходит и стихотворение К. Чуковского «Мойдодыр» и В. Одоевского.
2. На уроках русского языка хорошо использовать воспитательный потенциал различных фольклорных жанров, в данном случае мы соблюдаем историческую преемственность поколений. Нравственные ценности, которые на протяжении веков передавались от старшего поколения к младшему. Это сказки, пословицы, поговорки.
СЛАЙД 11 На основе пословиц, поговорок мы можем привести примеры из жизни, показать, что ценно было раньше и сейчас очень важно СЛАЙД 12
СЛАЙД 13 Большой воспитательный потенциал заложен и в сказках. На их основе можно знакомиться с законами гостеприимства, с обращениями, приветствиями. Например, в «Азбуке» содержатся иллюстрации ко многим сказкам, такие как «Теремок», «Лиса и журавль», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. На примере героев в этих сказках мы можем рассмотреть бытовые ситуации общения. Как пригласить в гости, как встретить гостей, как прийти в новый дом. Как это было раньше, какие изменения произошли в современных законах гостеприимства.
СЛАЙД 14 А со сказкой «Лиса и журавль» мы можем продолжить работу уже непосредственно на уроке русского языка упр.11 с.120. Задание: попробуйте изменить сюжет, чтобы поведение героев стало уважительным. И опять же на основе данных сказок мы вспоминаем ситуации из жизни, которые могут стать для ребёнка примером правильного поведения. СЛАЙД 15
СЛАЙД 16 Эта же работа заложена и в упражнениях в учебнике 2 класса( стихи Григория Бойко и Юрия Вронского)
3. Большое воспитательное воздействие на учащихся имеют упражнения по речевому этикету, заложенные в учебниках
СЛАЙД 17 Уже в «Азбуке» на с.37 и 48 в содержании текстов создаются речевые ситуации с «вежливыми словами». В каких ситуациях мы можем употребить такие слова? Какие ещё вежливые слова вы знаете? И здесь одним из эффективных приёмов при обучении детей речевому этикету является речевая ситуация (сюжетно-ролевые игры) СЛАЙД 18 .
Мы можем подходить с разных сторон: моделировать ситуации вместе с учащимися или давать готовые, разыгрывать ситуации и обязательно обсуждать, и анализировать их. Дети должны понять, зачем они это делают, где и когда может пригодиться в жизни. Необходимо для каждого ребенка создать условия практической деятельности: именно она необходима для приобретения навыков культуры речевого поведения, для закрепления и реализации полученных знаний и умений.
Пример ситуаций, которые можно применить на занятиях по обучению детей речевому этикету:
- вы опоздали на урок, хотите войти в класс. Продумайте свои действия и речь и учителя;
- тебе необходимо попросить у товарища ручку или карандаш;
- на улице, подбегая к прохожему, мальчик крикнул: «А сколько времени?» Посчитайте, сколько ошибок допустил мальчик. Исправим ситуацию, проиграем её.
Так, в учебнике для первого класса на с.28 упр. 18 и на с. 46 упр.1 предлагаются задания со словами приветствия: СЛАЙД 19.
Тем самым, выполняя данное упражнение, учащиеся усваивают этикетные формулы приветствия. Можно будет организовать беседу с детьми, и выяснить, например, как они приветствуют своих родных или незнакомых взрослых, какая разница в приветствии будет?
Стр. 28 Упражнение 19.
Используя «вежливые слова» из этого упражнения мы как раз можем разыграть сценку: для этого обратись к товарищу с просьбой дать тебе книгу. Задание к данному упражнению предполагает знание у учащихся определение «вежливых» слов, их запас и применение в повседневной жизни, а также умение правильно формулировать свою речь при обращении с просьбой к товарищу. Можно разнообразить характер задания. Например, сделать анализ данных выражений, выяснить, для какой ситуации общения они характерны.
СЛАЙД 20. На с. 24 и 29 (в учебнике 1 класса) идёт лексическая работа, сообщается кто такой «невежа» и «невежда», как образовались слова «здравствуйте», «благодарю».
СЛАЙД 21. На с.90 упр.9 можно поговорить о положительных и отрицательных качествах человека. А в упр.1 на с.110 о правилах поведения между мальчиками и девочками.
СЛАЙД 22. В учебниках для второго класса продолжается работа по усвоению слов вежливого обращения. Этому способствуют следующие упражнения:
С.8-9 упр. 4,5,6. Здесь есть работа и со сказкой «Гуси-лебеди» (что можно сказать о девочке по её речи) и с пословицами .
СЛАЙД 23 с. 10-11 упр.7, 8. В упр.7 можно построить беседу не только о вежливой просьбе, но и как вежливо предложить свою помощь, чтобы её пиняли, создать сюжетно-ролевую ситуацию. В упр.8 дети усваивают разницу между словами «до свидания» и «прощай».
СЛАЙД 24 В упр.28 на с.27 мы говорим о правилах вежливой речи, подбираем синоним к слову «простите», а на с.54 упр.73 подбираем антоним к слову «здравствуйте». Это упражнение можно разнообразить, добавив больше слов, касающихся речевого этикета.
4. Работа со словарными словами тоже имеет воспитательное значение.
Очень люблю эту работу, использую различные приемы.
Например, все слова я разбиваю на блоки по тематическому признаку (с 1 по 4 класс). При планировании уроков мне очень нравится вводить недельные «повторялки» словарных слов по этим тематическим группам.
СЛАЙД 25 Одна из таких групп «Вежливые слова». Уже во 2-ом классе таких слов достаточно для организации этой работы (вид работы, конечно, зависит от возраста).
СЛАЙД 26 Но мы обязательно работаем с значением слова, обсуждаем, подбираем ассоциации, подбираем слова синонимы, антонимы, проводим звуко-буквенный разбор, составляем словосочетания, дополняем их до предложения и т.д. Пример задания: распределите «вежливые слова» по столбикам: в первый - слова-приветствия, во второй - слова-прощания, слова – просьбы, сожаления. Дополните каждую группу своими словами.
Или детям очень нравятся задания с ассоциациями. Я им предлагаю объяснить уже готовые карточки или придумать свою ассоциацию. Это к тому же способствует и орфографическому запоминанию написания слов и развивает воображение.
Большими воспитательными возможностями обладают рассказы и мини-сочинения учащихся, где они используют, изученные словарные слова. Все это полезно и для развития речи.
5. Конечно же, воспитание культуры поведения, нельзя рассматривать отдельно от уроков развития связной речи.
СЛАЙД 27. Эта работа начинается уже в 1 классе. Дети рассматривают ситуации, пробуют составить диалог, используя вежливые слова. Учитель особо обращает на это внимание. В 1 классе это устные рассказы по картинке (диалог по телефону, выполнение просьбы мамы, забота о товарище, который заболел).
СЛАЙД 28 и СЛАЙД 29 Во 2-ом уже мини-сочинения, изложения с определённой ситуацией (правила поведения на улице, забота о пожилых, как пригласить на день рождения, как правильно подарить и принять подарок, как вести себя в гостях).
СЛАЙД 30. Или обобщение правил поведения в общественных местах: театре, магазине, в больнице, на почте (на примере изучения темы «Правописание предлогов со словами»).
СЛАЙД 31. Особый вид работы создание поздравлений. Здесь необходимо учитывать правила обращения, поздравления, пожеланий. Во 2-ом классе этому посвящён целый проект «Создание новогоднего поздравления».
Мы с ребятами как раз начинаем над ним работу. Сейчас мало, кто пишет письма и поздравительные открытки, проще позвонить по телефону или отправить открытку через мессенджеры. Строчки, написанные своей рукой от души, это уже почти забытый способ общаться и дарить радость.
Класс разделился на группы, у каждой своё задание. Одна группа ищет поздравительные открытки прошлых лет, вторая – примеры поздравлений, третья – ищет информацию том, что такое письмо, примеры его оформления, четвёртая – что такое телеграмма и примеры оформления, пятая – знакомится с работой почты. Должна получиться такая интегрированная работа. На уроке окружающего мира мы будем делиться исторической информацией, на уроке технологии и изо - создадим открытку, придумаем рисунок и оформление, на уроке русского языка – напишем поздравление с учётом всех правил этикета. Надеюсь, у нас всё получится.
СЛАЙД 32.
6. И последнее о чём нельзя не проговорить, это роль неосознанного воспитания, когда педагог воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к ребятам, коллегам. В начальных классах дети хорошо осознают, что необходимо быть аккуратными, опрятными, вежливыми, внимательными, доброжелательными. Опыт общения у ребёнка небольшой, он может быть не вежлив лишь в силу незнания того, как надо поступить. Дети усваивают правила поведения, наблюдая за поведением взрослых, которые являются для них примером.
На уроке можно достичь желаемого в воспитательной области только через эмоции.
СЛАЙД 33.
7. Специально созданная на уроке нравственная ситуация заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей. Мы все понимаем, что вежливыми не рождаются, а становятся. От нас лишь требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку, окружающие люди относятся всегда по-доброму. Такого человека уважают, любят. И у него есть верные и надёжные друзья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Воспитание культуры поведения у младших школьников"
http://www.k-yroky.ru/load/84-1-0-5487...

Родительское собрание:"Воспитание культуры поведения у младших школьников"
Цель собрания: Помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; Помочь увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения....
Воспитание и социализация личности младших школьников на уроках русского языка по учебнику Н.В. Нечаевой (система Л.В.Занкова)
Рассмотрена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности. Проанализирован учебник русского языка для 2 класса Н.В. Нечаевой....

"Воспитание культуры поведения учащихся в начальной школе".
В работе говорится о приёмах работы в урочное и внеурочное время, позволяющих формировать культуру поведения младших школьников....

СТАТЬЯ по теме:«Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня»
СТАТЬЯ по теме:"Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня"...

Патриотическое воспитание младших школьников через включение в содержание предмета русский язык краеведческого материала.
В статье даётся описание тем по русскому языку во 2 классе, где можно использовать краеведческий материал. Приведены примеры заданий....

Статья "Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня"
Статья "Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня"...
