СТАТЬЯ по теме:«Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня»
статья (2 класс) на тему

Плотникова Людмила Александровна

СТАТЬЯ по теме:"Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня"

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ по теме: «Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня»

        Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю сущность человека.

        Многие правила культуры, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают непосредственно из норм морали. Это правила веж-ливости, внимательности, такта, обязательности, точности. Другие правила связаны с гигиеной, эстетикой быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко связаны со сложившимися традициями и обычаями. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.

        От внутренней культуры зависит культура внешняя. Но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру - заставляет человека быть выдержанным, внутренне-собранным, уметь владеть собой. Внешняя небрежность в отношениях с людьми, грубость, невнимательность постепенно формируют соответствующие квчества личности. Поэтому нельзя пренебрегать внешней формой поведения, считать её несущественной, неважной.

        Воспитание навыков и привычек культурного поведения начинается в семье. Роль родителей в воспитании культуры поведения трудно переоценить. Систематическая работа по воспитанию культуры поведения проводится как в классе, так и в ГПД. Воспитатель осуществляет определенную воспитательную программу; она предусматривает воспитание культуры поведения в системе нравственного формирования личности. Эта работа далеко не исчерпывает всего процесса нравственного воспитания. Одновременно воспитатель группы продлённого дня формирует   у детей любовь к своей стране, бережное отношение к общественной собственности, дружбу и товарищество, честность и правдивость. Эти качества формирпуются и в процессе работы по воспитанию культуры поведения. Проводя занятия, раскрывающие, как надо вести себя в школе, дома, в общественных местах, воспитатель формирует у воспитанников ответственность за то, что происходит в коллективе, умение ценить труд взрослых и одноклассников, воспитывает заботливое и внимательное отношение к окружающим. Формирование личности ребенка является целостным процессом. Поэтому решение любой конкретной воспитательной задачи отражается на личности ребенка в целом, влияет на весь  его внутренний мир, определяет те или иные формы привычного для него поведения. Планируя воспитательную деятельность на год, воспитатель должен представить себе весь объем и основные направления воспитания. С учетом этого планируется работа по воспитанию культуры поведения. В воспитании культуры поведения большое место занимают выработка навыков и привычек. У многих учеников заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. Поэтому в работе с детьми надо обращать внимание прежде всего на выработку навыков и привычек культурного поведения. Достигается это систематическим приучением учеников к выполнению правил. Для этого необходимо такая организация жизни в школе, чтобы учащиеся постоянно накапливали опыт правильных нравственных отношений. Именно в ГПД ведется систематическая работа по воспитанию аккуратности, опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать детей, у которых укоренились отрицательные привычки. Отсутствие элементарных привычек культурного поведения у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культуры: такта, деликатности, непринужденности.

        Изучение уровня воспитанности детей, их опыта общественного поведения, общего и индивидуального в их поведении помогает выяснить первоочередные воспитательные задачи школы. Например, некоторые дети не привыкли, входя в класс, здороваться. Работа с ними опирается на опыт, пример большинства детей, которые усвоили этот навык. Но если воспитатель замечает, что никто из детей не здоровается друг с другом, тут он ставит специальную задачу работы с детьми ГПД на ближайшее время и решает задачу повседневно, пока у детей не выработается соответствующая привычка.

        Жизнь показывает, что некоторые ученики не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом, нередко нарушают общественный порядок, кричат на улицах и общественных местах. Это происходит потому, что воспитание культуры поведения часто ведется бессистемно. Если дети не знают, как надо себя вести в конкретной ситуации, воспитатель показывает им правильное поведение, разъясняет, почему так надо вести себя, организует упражнения (или специальные, или включает их в детскую деятельность), контолирует их поведение. Заметил воспитатель, что дети нарушают норму поведения, он указывает им на ошибку, требует правильного поступка, используя различные способы педагогического воздействия. Организуя деятельность детей, воспитатель указывает на необходимость соблюдения тех или иных правил поведения по отношению к взрослым и друг к другу в игре, в учении, во время экскурсии, в театре, в кино, в библиотеке. Вся эта работа нужна и дает определенный и положительный результат. Но стихийность и случайность в воспитании  может привести к проблемам в культуре поведения учащихся: наряду с полезными навыками дети могут приобрести и отрицательные. Отсутствие системы вызывает и разнобой в требованиях к поведению детей. В ГПД воспитатель требует одно, дома родители - другое; взрослые, которые окружают детей на улице, в общественном транспорте, в магазинах, предъявляют им нередко противоположные требования.

        Другая причина недостатка в воспитании культуры поведения в том, что, занимаясь воспитанием взрослые придают слишком большое значение словесным формам воздействия, сводя почти всю работу к перечислению, разъяснению правил, мало упражняя детей в правильном поведении, недостаточно обучая их хорошим манерам и приличию. Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед воспитателем ГПД задачу дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе, на конкретных примерах и упражнениях.

        Трудно представить себе культурного человека неопрятным, неряшливым. У детей важно выработать многие гигиенические навыки, приучить их к умению быть всегда аккуратными, научить красиво носить свою одежду.

        Вежливость- это  форма общения человека с другими людьми. Дети должны хорошо усвоить формы вежливого отношения к родителям и близким людям, к учителям и другим работникам школы, к незнакомым людям, к своим товарищам.

Ученика надо научить конкретным способам поведения, действиям в соответствии с правилами вежливости. Ученики нередко считают, что быть вежливым необходимо только со взрослыми, и забывают о том, что надо соблюдать определенные правила культурного поведения и со своими сверстниками. Поэтому в работе с детьми следует специально выделять правила поведения в детском обществе. Вежливость проявляется в речи. Грубые слова, обращения, клички свидетельствуют об отсутствии культуры, неумении вести себя в коллективе. Точность и обязательность составляют черту культурного человека и проявляются в умении выполнять обещания, беречь свое и  чужое время, не заставлять себя ждать, не опаздывать. Эти правила меньше других известны детям и поэтому часто нарушаются ими.

        Работа, связанная с воспитанием культуры поведения на улице и в общественных местах, предполагает постоянное расширение и усложнение конкрет-ных ситуаций, в которых дети проявляют умения вести себя на улице, в транспорте, в театре, в магазине. Ученики  узнают и приучаются выполнять правила, связанные с приличиями (например, правила поведения за столом и пользования столовым прибо-ром, правила поведения в гостях).

        Для того, чтобы ученики хорошо усвоили правила культурного поведения, постоянно упражнялись  в их выполнении, занятия проводятся в определенной системе. Их тематика изменяется и усложняется от занятия к занятию.

        Сочетание систематической работы над правилами, проводимой на занятиях, и  повседневной работы воспитателя ГПД - важное условие успешного воспитания культуры поведения учащихся.

        Работая над различными темами по воспитанию культуры поведения воспита-тель заметит, что некоторые правила повторяются. Это не случайно. Раскрывая ту или иную тему воспитатель всегда имеет в виду определённую ситуацию. Но ситуации меняются, и ученику приходится действовать  и применять одно и то же правило в разных условиях. Для него это не всегда просто. Так, на улице ученик может не поздороваться с учителем другого класса, хотя в школе обычно здоровается с ним.

Необходимо вместе с родителями проследить за тем, чтобы во всех случаях, в любой обстановке известное правило выполнялось  детьми. Например, детей научили уступать место старшим в трамвае, троллейбусе, автобусе. Они делают это охотно. Но вот пришла бабушка в школу. Ученик сидит, а бабушка стоит рядом, иногда даже разговаривает с этим учеником, и он не догадается пригласить её сесть, уступить ей своё место. Мальчик приучен уступать место пожилым только в транспорте. Такое поведение ученика объяснимо, если учесть возрастные особенности младших школьников, которым свойственна конкретность мышления. Поэтому они не всегда могут самостоятельно решить, как надо вести себя в новой ситуации. Им требуется подсказка взрослого. Воспитатель показывает, как данному правилу следовать в раз-ных условиях. Сначала это ситуация класса, школы, затем дети приучаются к соответствующему поведению дома, на улице, в общественных местах. Эта работа проводится с помощью родителей.

        Постепенное расширение конкретных ситуаций, в которых применяются разные правила, позволяет сформировать привычные для ученика формы поведения. Всегда и во всём быть аккуратным - значит приобрести такое качество, как аккуратность, всегда быть точным, обязательным – значит иметь эти качества в своём характере.

        В поступках, поведении, деятельности постепенно формируется характер ребён-ка, его нравственность.        

        Ученик начинает усвоение элементарных, принятых в данном обществе норм поведения в своих практических действиях. Взрослые объясняют и показывают, как правильно себя вести. В школе эти знания приводятся в систему, осознаются учеником как необходимое руководство к действию. Личный опыт общения ребёнка ещё очень беден, поэтому он часто может быть невежлив лишь в силу незнания того, когда, где и как надо поступить. Нередко они усваивают правила хорошего тона по подражанию, наблюдая за поведением родителей, взрослых, которые являются для них авторитетом.

        Воспитание навыков и привычек культурного поведения является одним из путей формирования нравственно- волевых качеств личности. Но сам этот процесс очень сложный, требующий времени и определённых усилий. Так, выучившись мыть посуду, ученик постепенно выполняет работу быстрее, чище и аккуратнее. Эта обязан-ность в результате приобретения навыка становится совсем не утомительной, привыч-ной, а затем он просто не может оставить после себя грязную посуду.

        Для воспитания навыков и привычек культурного поведения необходимо позаботиться об организации упражнений в тех или иных поступках. Упражнение требует, чтобы ученик знал, что у него получается, что не получается, стремился овладеть тем или иным действием, преодолеть свою «забывчивость». Для того, чтобы повторение успешнее закрепляло ту или иную привычку поведения, необходимо, чтобы оно сопровождалось положительной эмоцией. Иногда это молчаливое одобре-ние взрослого, поощрение коллектива, одноклассников. Повторение только тогда становится упражнением, когда сам ученик активно стремится к получению опреде-лённого результата в своих действиях, сам хочет поступать правильно. Воспитание должно быть связано с самовоспитанием.

        В младшем возрасте ученики легче тренируются, упражняются в ситуации, которая создаётся воспитателем на специально организованных занятиях. Занима-тельные формы упражнений вызывают особый интерес, ученики все выполняют с увлечением и всегда ждут следующих занятий.

        Однако некоторые особенности детей требуют от воспитателя пристального внимания. Так, способность и стремление к подражанию заставляют воспитателя следить за собой, выполнять все те правила культуры, которые он внушает детям, отсутствие культуры поведения самого воспитателя значительно снижает эффек-тивность всей проводимой им работы. Необходимо помнить об особенностях приме-нения учащимися правил поведения, об их тесной связи в сознании ребёнка с опреде-лённой знакомой ситуацией.

        Например, ученики научились, входя в школу, снимать шапку, а зайдя за одноклассником домой, шапку не снимают, так как это уже новая обстановка для них. Иногда, привыкнув здороваться со взрослыми, могут приветствовать их при каждой встрече. Учеников надо специально учить применять правила в разных ситуациях. Об этом им надо напоминать, говорить. Воспитатель, применяя разнообразные формы работы с воспитанниками даёт им определённую систему знаний о нормах и правилах культурного поведения, формирует нужные навыки и привычки поведения. Всякая привычка, навык формируется в деятельности, в конкретных ситуациях, в упражне-ниях, в результате длительной систематической работы.

        Следует иметь в виду, что многие правила знакомы детям. Они слышали дома о том, что надо здороваться, говорить «спасибо», вставать, если говоришь со взрослыми, содержать в порядке свою одежду. Воспитатель дополняет имеющиеся у детей знания, приводит их в определённую систему, подкрепляет требования родителей своими требованиями, своим авторитетом.

        Работа по воспитанию культуры поведения будет успешной, если воспитатель удачно сочетает разъяснение правил с упражнениями детей в их выполнении. Разъяснение на занятиях проводится в разнообразных формах. Одной из форм такой работы являются беседы. Беседуя с детьми, задавая им вопросы, выслушивая мнения, воспитатель узнаёт о том, что уже хорошо известно детям, а какие правила им мало знакомы или незнакомы совсем. Ошибки детей позволяют воспитателю судить о том, какие неверные представления сложились в их сознании. Выслушав детей, воспи-татель  обобщает всё высказанное, формирует правила поведения, останавливается на ошибочных высказываниях. Закрепляя старые и иразъясняя новые правила, воспи-татель привлекает на помощь басни, рассказы, стихотворения, инсценировки.

Упражнения часто проводятся в виде игры. Игра увлекает детей, иногда целые занятия организуются в игровой форме. Воспитатель так организует взаимоотношения детей в коллективе, чтобы они сами стремились к соблюдению правил поведения; он постоян-но напоминает о правилах, следить за их выполнением. Разнообразие, заниматель-ность форм работы - одно из главных условий того, чтобы дети с интересом относи-лись к занятиям.

        Работу по воспитанию культуры поведения условно можно разделить на три этапа: подготовка к занятию, проведение занятия и повседневная работа.

Например, тема занятия в 1 классе: «Я могу волшебником быть?»

        Цель: помочь детям разобраться в самих себе и научиться лучше понимать других людей.

        Сегодняшнее занятие у нас не простое, а волшебное. И знаете почему?

        Потому, что сегодня мы попробуем с вами стать волшебниками. Как вы думаете, что для этого надо сделать?

        Надо попробовать попасть в сказку и понаблюдать за волшебниками. Попробуем?

        В какую сказку вы хотите попасть? (ответы учащихся)

        Отрывки из сказок «Золушка», «Морозко».

        Что же волшебного там происходит? (творят добро)

        В чем же это выражается? (помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).

        А как вы можете помочь доброму человеку? А как помешать злому?

        Значит, и вы можете быть волшебниками, ведь главное волшебство – это доброта. Не случайно народная мудрость гласит:

        На доске     Доброта, что солнце.

        Как вы понимаете это выражение?

        Да, солнышко всех озаряет своими лучами. И от этих лучей что мы ощущаем?

        Учащиеся на листе бумаги рисуют солнце, на его лучиках записывают слова: теплота, внимание, заботливость.

        Итак, каждый лучик солнышка дарит людям: теплоту, заботливость, внимание. Получается, что лучик волшебный. Давайте проверим.

        Вот я беру волшебную палочку, взмахиваю ею, лучик летит к Татьяне. Он делает тебя внимательной и заботливой.

        К кому бы ты хотела проявить внимание и заботу? Что бы ты сделала? Почему?

        Кто ещё хочет взмахнуть волшебной палочкой и послать солнечный лучик доброты сверстникам, близким?

        Теперь пусть каждый совершит свое волшебство. Приготовились, взмахнули палочкой. Да свершится чудо! Какое? Для этого надо записать свое чудо на волшебном свитке.

        На первую парту кладется лист бумаги. Дети записывают свое желание и заворачивают край листа, чтобы не видел другой и передаёт.

        В итоге получаются свитки желаний, которые  воспитатель читает вслух.

        Когда очень хочешь сделать добро, оно исполняется.

Может быть, поэтому в азбуке Д – добро, М – мысль, З – земля, Л- люди.

Игра «Цветик - семицветик»

Семь человек становятся у доски, берутся за руки, образуя «лепестки». С волшебными словами один из лепестков отрывается и летит к кому хочется из класса. Он обращает-ся к другу с добрыми пожеланиями, ласковыми словами.

        Ну, как убедились, что можете стать волшебниками, останемся ими и дальше.  

 

        Самое главное – привлечь родителей к систематическому контролю за выполнением детьми правил культурного поведения в повседневной жизни. Воспитатель напоминает родителям, что их требовательность должна проявляться не только по отношению к своему ребёнку, но и к другим детям. На улице, в кино, в театре, в автобусе и трамвае – везде некультурное, грубое поведение детей должно встречать самый решительный отпор со стороны всех взрослых.

     

         

               

     

 

         

       

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Проектно-исследовательская деятельность учащихся в группе продленного дня."

ГБОУ лицей  №572Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решения в итоге зависит инт...

Статья на тему "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Статья на тему "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У  ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Статья "Методы и приёмы работы с детьми в группе продленного дня".

Статья о методах  работы воспитателя с детьми в группе продленного дня....

Статья "Реализация ФГОС для детей с ОВЗ в группе продленного дня"

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего ...

Статья на тему "Чтение вслух на занятиях в группе продленного дня как культурная традиция"

В данной статье описана роль чтения вслух в группе продленного дня для детей с тяжелыми нарушениями речи. Еще совсем недавно ценность чтения книги была неоспоримой. На сегодняшний день ситуация с чтен...

Статья на тему " Воспитание экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

Статья на тему "Воспитание экологической культуры у детей младшего школьного возраста" ....

Статья "Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня"

Статья "Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня"...