Статья на тему "Чтение вслух на занятиях в группе продленного дня как культурная традиция"
статья по теме

Никулина Оксана Сергеевна

В данной статье описана роль чтения вслух в группе продленного дня для детей с тяжелыми нарушениями речи. Еще совсем недавно ценность чтения книги была неоспоримой. На сегодняшний день ситуация с чтением книг очень сильно изменилась. В наш век научно-технического прогресса  дети потеряли интерес к чтению.  Ученые давно выяснили, как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это — регулярно и вдумчиво читать

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Чтение вслух на занятиях в ГПД, как культурная традиция»

«Без высокой культуры чтения нет ни школы,

 ни подлинного умственного труда»

  В.А.Сухомлинский  

Еще совсем недавно ценность чтения книги была неоспоримой. На сегодняшний день ситуация с чтением книг очень сильно изменилась. В наш век научно-технического прогресса  дети потеряли интерес к чтению.

         Ученые давно выяснили, как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это — регулярно и вдумчиво читать.

Широко распространена практика коллективного чтения вслух была уже в Пушкинские времена.  Читали вслух не только в дворянских, но и в мещанских, купеческих, священнических семьях и школах.

 Сегодня люди слишком заняты и все реже находят время для чтения. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора или открыв ноутбук, погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Однако у людей читающих выше шанс построить успешную карьеру, лучшие отношения в семье, они выглядят моложе и дольше живут.

Чтение вслух – это приятное, эффективное, простое в исполнении, доступное и отличное упражнение для ума.

Руководство детским чтением вслух — это одно из самых ценных занятий в группе продленного дня, которые позволяют  решить многообразие задач по развитию речи и мышления у детей с ТНР.

Продолжительность чтения 15-30 минут в день – отличное время тренировки.

Роль чтения вслух для детей с нарушениями речи  на занятиях в группе продленного дня очень велика:

  1. Совершенствование дикции и  артикуляции.

 Особенно полезно чтение вслух детям, страдающим косноязычием и дефектами речи. Читая вслух, ребенок целиком  проговаривает все слова, заставляем себя звучать членораздельно и четко. Чтение вслух сопровождается напряженной работой лицевой мускулатуры, что позволяет укреплять мышцы речевого аппарата.

  1. Совершенствование навыков выразительного чтения.

Выразительность - одно из качеств навыка чтения, которое основывается на техники чтения, правильности, беглости, осознанности прочитанного материала.

Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы, делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию. Все это совершенствуется у детей  именно в прочтении произведений вслух.

Выразительное чтение произведений вслух способствует точному пониманию замысла писателя, чувств, которые вложены в произведение и отрабатывает умение их передать.

  1. Совершенствование техники речи.

Чтение произведений вслух позволяет совершенствовать технику речи:

  • правильное дыхание - экономное, равномерное расходование воздуха: на счет 1-3 вдох, пауза, 1-5 выдох- реберно-диафрагменное;
  • голос- это звук, который издает выдыхаемый воздух, проходит через гортань, где смыкаются и размыкаются голосовые связки. Свойства голоса: сила (энергия), высота, длительность (темп), палетность, громкость(полнозвучность), качество( окраска, тембр);
  • дикция - это ясное, отчетливое произнесение слов, достигается подвижностью речевого аппарата (артикуляция);
  • орфоэпическое произношение - в соответствии с литературными нормами  (правильное ударение, отсутствие диалектных ударений, правильное сочетание слов);
  • интонация - совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи (динамика (сила) речи, мелодика(движение голоса по высоте), скорость, ритм, длительность звучания, остановки(паузы), фразовое логическое ударение, тембр (оттенок), характер звучания или эмоциональная окраска речи.

  1. Обогащения словаря и формирование грамотной речи.

         Чтение вслух произведений разных жанров позволяет обогащать словарь ребенка новыми словами и фразами,  речевыми оборотами. Дело в том, что в процессе чтения вслух  ребенок слышит себя, что позволяет ему вычленять из текста уже знакомые слова и запоминать новые. А в дальнейшем употреблять их в самостоятельной речи, понимать, как надо произносить то, или иное слово, где поставить речевое ударение и с каким еще словами можно его употреблять.  

Таким образом, с одной стороны мы актуализируем пассивный запас  – вспоминаем звучную лексику, вводим ее в речь. А с другой– выучиваем новые слова, обогащаем «арсенал».

Чтение произведений вслух позволяет искоренить из своей речи пустые обороты и слова – паразиты, делать речь более грамотной. Так как текст сталкивает детей с естественными паузами и не дает заполнить пространство паразитами речи. При прочтении произведения ребенок вынужден слышать «свою тишину», потом привыкает и видит красоту и силу паузы.

Обогащенный словарный запас и грамотно поставленная речь школьника позволяет лучше выражать мысли, грамотнее выстраивать свои фразы и излагать их как устно, так и письменно,  помогает наладить полноценное общение с собеседником. Развивается у детей  умение анализировать,  логически мыслить и выбирать из  текста самое важное и интересное.

Прочитанный вслух материал лучше усваивается. Дело в том, что в процессе чтения вслух, читатель подсознательно полностью погружается в материал и перестает отвлекаться на внешние раздражители. Читая «про себя», читатель невольно может отвлечься на посторонние шумы и обращать внимание на разговоры за соседней партой.

Раньше считалось, что чтение вслух необходимо только на ранних этапах обучения, хотя даже взрослым в порядке гимнастики ума не помешает регулярно читать вслух хотя бы по полчаса в день.

Читая вслух с выражением, дети учатся распознавать смысловые акценты текста и совершенствуют навыки управления дикцией и интонацией. Школьники, регулярно читающие вслух, говорят более уверенно и допускают намного меньше речевых ошибок, в результате чего их воспринимают как более авторитетных и заслуживающих доверия. Речь очищается от слов-паразитов, становится богаче и точнее.

Таким образом, чтение вслух позволяет научиться легко и точно выражать мысли, способствует увеличению словарного запаса, улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски, яркости, правильности речи и других ее элементов. Чтение вслух позволяет избавиться от косноязычия, запинок, оговорок, слов-паразитов и прочих речевых недостатков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация занятий в группе продленного дня в начальных классах"

Задача педагога группы продлённого дня состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые бы стали интересны и полезны шко...

Статья на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в группе продленного дня на занятиях по бисероплетению"

Здоровьесберегающие технологии -это система работы оздоровительного пространства по сохранению и развитию здоровья его участников-и взрослых, и детей.Это касается не только учебных предметов,уроков фи...

Статья «Организация групповой работы на занятии в группе продленного дня»

Цель статьи: показать, что  групповая работа обучающихся является эффективной формой организации учебно-воспитательной деятельности на занятиях ГПД....

Методическая разработка занятия в группе продленного дня по теме «Русские традиции. Масленица.»

Разработка праздника Масленица для воспитателя группы продленного дня  в нвчальной школе....

Конспект занятия в группе продленного дня на тему «Пасхальные традиции. Символы праздника». (4 класс)

laquo;Праздников – праздник и торжество из торжеств» называют этот светлый день.Пасха, воскресение Христово – один из самых больших христианских праздников в году. Назвать этот...