Методическая разработка занятия в группе продленного дня по теме «Русские традиции. Масленица.»
методическая разработка (1 класс)

Ковригина Алена Игоревна

Разработка праздника Масленица для воспитателя группы продленного дня  в нвчальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка11.68 КБ
Файл Презентация2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия в группе продленного дня по теме «Русские традиции. Масленица.»

Цель:  приобщение детей к традиционному наследию русской народной культуры;

Задачи:

- дать детям представление о народных праздничных гуляньях.;

- познакомить детей с народными традициями русской культуры;

- создать условия для активизации детей в русских народных играх;

- прививать уважение к русским традициям;

- развивать воображение и творческие способности детей на основе русской народной культуры;

Ход занятия

  1. Организационный момент

Стулья в классе  расставлены по кругу (на некоторых стульях лежат буквы из слова МАСЛЕНИЦА)

В центре круга стоит чучело Зимы, рядом  имитация костра из картона.

На столе стопка нарисованных блинов.

Дети заходят в класс под русскую народную песню "Едет Масленица"

  1. Формулирование темы занятия.

Доскажи словечко:

         1) Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все … (СОЛНЦЕ)

         2) Лежит передо мною,

              Сметаною полит!

              Люблю его, не скрою!

              Как солнышко блестит!

            Скажу я только маме:

            “Есть буду — не один! —

             А поделю с друзьями

             Свой самый вкусный … .”(БЛИН)

ВОСПИТАТЕЛЬ :

  • Назовите, какие сходства есть  у солнца и блина? (ответы детей)
  • Кто догадался, о каком русском народном празднике мы сегодня будем с вами говорить?

Правильно, дети, к нам в гости пришла Масленица. А её приход всегда сопровождается какими-либо традициями русского народа.

Масленица - славянский традиционный праздник проводов зимы и встречи весны, отмечаемый в течение недели.

Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

Дома аромат блинов

Праздничный чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем есть их вместе.

Шумно, весело пройдет

Сырная Седмица,

А за ней - Великий пост,

Время, чтоб молиться.

  • Выйдете к доске те, у кого на стуле лежала буква и составьте на доске слово МАСЛЕНИЦА  (работа детей)

  1. Основная часть

 Просмотр презентации “Масленица пришла”.

  1. Игры с детьми на основе  русских народных игр на масленицу
  • «Золотые ворота» (Два игрока берутся за руки, встают друг напротив друга и поднимают руки  вверх, образуя «ворота». Остальные игроки встают цепочкой, держась за руки и проходят под «воротами». При этом напевают:

Золотые ворота пропускают не всегда.

Первый раз - прощается, второй раз - запрещается,

А на третий раз - не пропустим вас!

 На последних словах «ворота» резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Цепочку при этом разрывать нельзя. Пойманные, образуют новые «ворота». Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.)

  • «Горелки» (Дети выстраиваются парами друг за другом в одну колонну. «Горящий» становится на 5-6 шагов впереди первой пары, спиной к ним. Дети поют.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

-Дин-дон, дин-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песни первая пара разбегается в разные стороны, а горящий старается догнать одного из них. Если ему это удаётся то, он берёт за руку игрока, которого поймать не удалось и встаёт с ним вместе в колонну, а пойманный становится горящим. А если игроками удаётся взять друг друга за руки и перепрыгнуть вместе через костер, прежде чем горящий поймает кого-либо из них, они опять встают в колонну, а горящий опять ловит другую пару после приговорки.)

  • Петухи. (Очерчивается круг. В круг становятся двое играющих.. Они стоят на одной ноге и пытаются сбить друг друга)
  •  Перетягивание каната.  (Две команды перетягивают канат, стоя либо лицом, либо спиной друг к другу.)

  1. Обобщение.

Воспитатель подводит итог и предлагает детям:

  •  Творческую работа. На листах А 4 детям предлагается выполнить рисунок по теме “Масленица”.
  • Организацию выставки рисунков
  • Хоровод вокруг чучела со словами заклички:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Чтобы все метели разом улетели,

Чтобы птицы пели,травы зеленели,

Небеса синели и колосья зрели.

  1. Рефлексия

Дети подходят к столу, берут с тарелки нарисованный блинчик, читают начало предложения, продолжают самостоятельно : 

  • сегодня я узнал...
  • мне понравилось…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русские традиции. Масленица.

Слайд 2

Широкая Масленица – это традиционный славянский праздник, который отмечается целую неделю и символизирует конец зимы и наступление настоящей весны.

Слайд 3

Широкая масленица – это достаточно известный праздник у славян. С давних времен он считался одним из самых любимых, так как весь народ мог не думать о домашних заботах всю праздничную неделю. Каждый день торжества имел свое значение, и все семьи обязательно выполняли обязанности в определенный день недели.

Слайд 4

Понедельник — встреча. В этот день заканчивали постройку снежных гор, качелей, балаганов, из подручных материалов сооружалось чучело Зимы, которое насаживали на кол и возили по улицам. По традиции свекор со свекровью отправляли невестку к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости и обсуждали время и место гуляний, определялся состав гостей. В первый день уже начинали печь блины, первый испеченный блин в понедельник отдавался малоимущим и на помин усопших.

Слайд 5

Вторник — заигрыши. Многие масленичные обряды связаны со сватовством. Во вторник проводили смотрины. Если все складывалось удачно, то сразу после Пасхи, на Красную горку, игралась свадьба.

Слайд 6

Среда — лакомка. Третий день Масленицы отличался богатыми столами с угощением для гостей. По традиции в этот день зять приходил к теще на блины, которые она пекла. У каждой хозяйки на Руси был особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Блины пекли из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.

Слайд 7

Четверг — разгул. В первый день широкой Масленицы хозяйственные работы прекращались, и начиналось празднование: катались на санях и санках, устраивали кулачные бои и битвы за снежные города, пели колядки, жгли ритуальные костры и прыгали через огонь. Главным действием в четверг был штурм и дальнейший захват снежного городка.

Слайд 8

Пятница — тещины вечерки. Этот день проводили в кругу семьи и близких. С ответным визитом теща приходила в гости к зятю.

Слайд 9

Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали к себе золовок и других родственников мужа.

Слайд 10

Воскресенье — прощеный день. В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные за год обиды. Главное событие Масленицы в этот день — сжигание на костре соломенного чучела, олицетворяющего уходящую зиму, под веселые возгласы и песни.

Слайд 11

Самыми популярными забавами, которые раньше устраивали в селах, были: поедание на время блинов, катания на санях, игры с медведем, штурм снежной крепости, сжигание чучела, купание в прорубях, прыгание через костер, кулачные бои.

Слайд 12

Одной из самых древних забав, которая популярна и по сегодняшний день, является ледяной столб с подарками. Конкурс предназначен для смелых мужчин, которые готовы показать свою силу и терпение всем окружающим. Заключается игра в том, чтобы мужчина по скользкому деревянному столбу залез до самого верха и снял с крючка подарок. Задание засчитывается только тогда, когда мешок будет не сорван, а аккуратно снят с крючка. Сюрприз может быть самым разным. Нередко мужчины выигрывают предметы, необходимые в быту, а бывали случаи, когда участники доставали настоящего живого поросенка. Каждый мужчина может хвалиться своей удалью в различных поединках. Для детей же существует своя программа, в которой каждый желающий может проявить свою удаль и получить сладкий подарок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия в группе продленного дня.Тема занятия: «Природа и мы".

Занятие в группе продленного дня.«Природа и мы». Цель: формирование экологической грамотности, бережного отношения к окружающему миру. Задачи:- развитие познавательной активности дете...

Методическая разработка занятия в группе продленного дня на тему: "Основные понятия ПДД" во 2 классе

Методическая разработка занятия во 2 классе на тему: "Основные понятия ПДД" и презентация к нему....

Методическая разработка занятия в группе продленного дня на тему: "Помни правила дорожного движения!" во 2 классе

Тема: Занятие по правилам дорожного движения «Помни правила дорожного движения»Цель: Закрепить у младших школьников знания правил дорожного движения, с целью предупреждения детского дорожн...

Методическая разработка занятия в группе продленного дня на тему «Путешествие по сказкам» (с применением игровых педагогических технологий) для учащихся 1 класса.

Методическая разработка предназначена для учащихся 1-2 классов во внеурочное время. Разработка может быть полезна как  воспитателям ГПД, учителям начальных классов, так и педагогам дополнительног...

Методическая разработка занятия в группе продленного дня на тему «Дружба» для учащихся 3 класса.

Рекомендовано для занятий группы продленного дня 2-4 кл , по программе "Школа России"...

Методическая разработка занятия в группе продленного дня на тему "Секреты дружбы" для учащихся 3класса.

Занятие "Секреты дружбы" способствует воспитанию толерантного отношения воспитанников  друг к другу; желание жить в мире и согласии с ближними ; формированию нравственны...

Методическая разработка занятия в группе продленного дня по теме: Этика о воспитании самого себя

Реализация программы духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся на ступени начального общего образования обеспечивает их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, соци...


 

Комментарии

Никольская Юлия Николаевна

Спасибо

Никольская Юлия Николаевна

Интересный материал!