Методическая разработка занятия в группе продленного дня по теме: Этика о воспитании самого себя
методическая разработка (4 класс)

Савельева Ирина Владимировна

Реализация программы духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся на ступени начального общего образования обеспечивает их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляет образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье. Данная методическая разработка предназначена воспитателям группы продленного дня, классным руководителям для организации занятий по духовно-нравственному воспитанию с учащимися 4 класса (10-11 лет) и может войти в программу воспитательной работы с классом. При проведении занятия педагогу следует учитывать, что создание условий для проявления эмоционально-чувственного уровня нравственного осознания учащихся предполагает выход на рациональный уровень, т.е. создание условий для собственного нравственного выбора, что в итоге потребует личностного осмысления своих поступков, суждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gbou_sosh_no277_saveleva_i.v._vospitanie_samogo_sebya.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по теме: Этика о воспитании самого себя

И.В. Савельева, воспитатель группы продленного дня,                                              ГБОУ СОШ №277

Пояснительная записка

Реализация программы духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся на ступени начального общего образования обеспечивает их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляет образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье. Данная методическая разработка предназначена воспитателям группы продленного дня, классным руководителям для организации занятий по духовно-нравственному воспитанию с учащимися 4 класса (10-11 лет) и может войти в программу воспитательной работы с классом. При проведении занятия педагогу следует учитывать, что создание условий для проявления эмоционально-чувственного уровня нравственного осознания учащихся предполагает выход на рациональный уровень, т.е. создание условий для собственного нравственного выбора, что в итоге потребует личностного осмысления своих поступков, суждений.

Цели занятия: готовить к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. Учить договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Задачи занятия: 

1. Образовательная: учить объяснять, что такое этика о воспитании самого себя и зачем она необходима людям.

2. Развивающая: формировать умение поступать согласно чувству долга и совести, учить отвечать за свой выбор, свои решения.

3. Воспитывающая: воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними.

В области формирования УУД:            

-личностные - умение выделять нравственный аспект поведения                                                                    -познавательные - умение  выделять существенную информацию из различных  источников;                                                                                                                                         -регулятивные - в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий;                                                                                -коммуникативные - выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.                                              

Планируемые результаты:                                                                                                      

1.Личностные: умение оценивать ситуации и поступки, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.                                                            2.Предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;                                               3.Метапредметные: получить  первоначальные навыки извлечения существенной  информации из различных источников; получить первоначальные навыки постановки учебной задачи; участие в коллективном обсуждении  вопросов занятия.                                                                      

Тип занятия - открытия новых знаний.  

Оборудование и учебно - методическое обеспечение: компьютер, презентация, мультипроектор, иллюстративный материал, толковые словари Ожегова С.И., тетрадные листы, ручки, карандаши и маркеры для групповой работы.                                                                                                                                                                          Форма и виды деятельности на занятии: Беседа; самостоятельная работа со словарем; творческая работа в группах; чтение и анализ текстов (рассказ), мозговой штурм; визуальное восприятие; устные высказывания по теме занятия.                                       Формы организации познавательной деятельности: коллективная; фронтальная; групповая.                                                                                                                                                      

Основные понятия: учение Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию. Положительные и отрицательные качества и привычки человека.  Эпиктет о путях самосовершенствования.  Самовоспитание.                  

Основные понятия: Эпиктет, самосовершенствование и самовоспитание.

Словарная работа: мораль, этика, самосовершенствование.

Ход занятия: Организационный момент. Здравствуйте ребята! Настройтесь на занятие, улыбнитесь друг другу. Как вы думаете, кто такой воспитанный человек? А можно ли воспитать себя? (ответы детей) Сегодня на занятии мы поговорим с вами о воспитании самого себя. Давайте вспомним то, что мы уже знаем о воспитании. Игра 1 «Соедините пословицы», выберите из них ту, которая отражает тему нашего урока, поясните, почему.  (заслушиваются ответы детей). Слышали ли вы такое слово: мораль? Пользуясь словарём, объясните значения слова: мораль [3].                                  Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Правила отношений между людьми называют моралью, этическими нормами. Они на первый взгляд просты: не обманывай, не бери чужого, поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой и другие. Однако следовать этим правилам на деле не всегда бывает просто. Как думаете, почему? Врать нехорошо, но как быть, если боишься наказания? Конечно, толкаться плохо. А если ты очень торопишься? Известно, что нельзя говорить со взрослым, как со своим сверстником, но, если незнакомый человек на улице отчитывает тебя за шумное поведение, может возникнуть желание грубо ему ответить. Бывает такое? Эти вредные мысли наверняка приходили в голову каждому. Приходили? Как с ними бороться? Как не нарушить правила морали, этики, чтобы остаться настоящим человеком?                                                                          Актуализация знаний

Пользуясь словарём, объясните значения слова: этика [3]. Этика - часть философии; изучает мораль и нравственность. В некоторых случаях на помощь человеку может прийти этикет. Так называют принятый порядок поведения в различных ситуациях: при встрече, за обеденным столом, во время урока, на празднике и так далее. Для каждого из этих случаев правила этикета предлагают свои формы фраз, жестов, одежды. Например, полагается, есть с закрытым ртом, чтобы не издавать неприятных звуков; при встрече младший первым говорит: «Здравствуйте», а потом уже отвечает старший. Вы знали об этом? (ответы детей) Формы этикета помогают не забыть о содержании правил этики, об их смысле. Например, одно из правил этики (морали) требует, чтобы люди были вежливы по отношению друг к другу - таково его содержание. А этикет поддерживает внутренний смысл этого правила внешней формой обращения: незнакомые взрослые люди должны говорить друг другу «вы». Как обращаются друг к другу ребята одного возраста? (ответы детей)                                                                                                                       Первичное закрепление

В подобные формы этикет «одевает» содержание наших мыслей и поступков. «Одежда» для мыслей - это слова. Этикет требует, чтобы на занятии мы общались между собой так: «Я не совсем согласен с тем, что сказал...». А мы этим пользуемся на занятии? (ответы детей) Однако вне школы, в дружеской обстановке люди могут строить фразы иначе. При встрече с незнакомым человеком мы вначале оцениваем, как он одет, как обращается к нам, какие использует выражения, тон, интонации, жесты, какое у него выражение лица. Всё это – внешние формы поведения. Например, двое ребят знакомятся во время игры на улице. Обоим интересно друг с другом. Оба знают содержание правила морали, этики: «Нельзя обижать другого». Однако один из ребят не обращает внимания на внешнюю форму поведения - этикет. Он широко зевает, не прикрывая рта, плюёт на пол. В результате второй делает неправильный вывод: «Ему со мной неинтересно, похоже, он хочет меня обидеть». И всё потому, что первый приятель «одел» свои поступки не в те жесты и формы – не знал этикета. Свой этикет существует и в одежде. Надевая праздничный костюм, человек словно говорит себе: «Сегодня я иду на день рождения к другу, а не просто попить с ним чаю - надо поздравить друга и сделать ему приятный подарок!» Возвращаясь из туристического похода, человек меняет пропахшую дымом костра куртку и джинсы на деловой костюм. Тем самым он напоминает себе, что на работе или в школе нельзя кричать и дурачиться, как в лесу. Нужно вести себя спокойно, согласно нормам или правилам этикета.                                                                      Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации 

Попробуйте назвать несколько форм этикета и привести несколько примеров правильного поведения для каждой из этих форм. Что вы думаете о форме одежды? А есть ли смысл в нормах, обязывающих вести себя определённым образом, а не иначе? Если человек соблюдает правила этикета, означает ли это, что он поступает правильно, достойно? (ответы детей) Что же важнее: форма или содержание внутреннего мира человека? Одежда, жесты, особые фразы – всё, что называется формами этикета, - помогают нам соблюдать правила этики, не забывать их смысла и содержания. Но знание этикета не гарантирует, что поведение человека будет этичным. Ведь этикет только форма. Может быть и такое: человек всегда говорит другим «вы», но при этом обманывает их и ему совсем не стыдно, он не краснеет за свою ложь, за свое поведение. Какой вывод можем сделать? (ответы детей) Мы может сделать вывод, что всё-таки содержание внутреннего мира важнее формы.                                                                                                                                               Физкультминутка. Участники повторяют движения за ведущим том случае, если ведущий добавляет слово «пожалуйста». Игрок, нарушивший правило, выбывает из игры. Побеждают те ученики, кто был самым внимательным и не допустил ошибок.                                                                              Игра «Знакомы ли тебе эти правила этикета?» (дети называют правила этикета, которые изображены на иллюстрации, поясняют действия данного сюжета).                                                                                                                                                 Обобщение и систематизация знаний

Вспомните, что называют нравственными качествами человека и может ли он сам воспитать их в себе (ответы детей). Давайте познакомимся с великим древнегреческим мыслителем Эпиктетом [1]. Эпиктет – один из древнегреческих мыслителей, с этической теорией которого вы познакомитесь. Эпиктет был уверен в том, что человек должен стремиться стать лучше и может это сделать, изменить самого себя. Как вы понимаете значение слова «самосовершенствование»? Обратитесь за помощью к словарю [3]. Совершенствование - желание и стремление стать лучше, развивать в себе все самое хорошее, работать над собой. История жизни Эпиктета очень поучительна. Его имя по-гречески означает «прикупленный». Он был рабом. Часто, сопровождая своего хозяина на философские беседы, Эпиктет внимательно прислушивался к словам мудрецов. Главное в философии Эпиктета - это утверждение, что человек сам может воспитать в себе нравственные качества. Говоря о нравственном самосовершенствовании человека, Эпиктет утверждал, что и свободный человек может попасть в рабство, став рабом своих дурных привычек. Не сделаться их рабом человеку помогает разум, воля и мужество. «Разумный человек может во всем отыскать себе пользу. Человек разумный обладать как бы волшебной палочкой, которою он может обратить в золото все то, до чего ею дотронется. Подчиняйся тому, что от тебя не зависит, и улучшай в себе то, что зависит только от тебя».  Как вы поняли, что, по мнению Эпиктета, является «волшебной палочкой»? Согласны ли вы с утверждением философа о том, что человеку необходимо самосовершенствоваться? Считаете ли вы это возможным для себя?                                                                                                         Высказывания об этикете великих людей: Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым-за умением ими пользоваться» (Блез Паскаль). «Нравственные правила похожи на знаки, которые указывают путь на поприще жизни и показывают подводные камни» (Пьер Буаст). «Человек без твёрдых правил почти всегда лишён характера: будь у него характер, он почувствовал бы, как необходимы ему правила» (Никола Шамфор) [4].                                                                                                                                                 Рефлексия (подведение итогов урока) Решаем жизненные ситуации: «Неожиданный телефонный звонок». На перемене к тебе подошел учитель и начал с тобой важный разговор. В этот момент у тебя зазвонил мобильный телефон. По мелодии звонка ты понял, что это твоя бабушка, которая уже неделю болеет и которой ты носишь продукты. Как правильно поступить в этой ситуации, чтобы не нарушить не только правила морали и этики, но и правила этикета? (ответы детей). Дополнительный материал: Игра 2 «Морской бой» (собираем вежливые слова). Просмотр мультсериала, 42 серия [3], «Лунтик. Невежи», устные вопросы по теме.                                                         Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по материалу                                                                                                                                  Итак, ребята, какие выводы из услышанного и увиденного на занятии вы сделали для себя?  (ответы детей). Ребята, дома расскажите родителям, о чем вы узнали на занятии. Ответьте на вопрос: Для чего ученику нужна школьная форма? Кому было интересно, нарисуйте веселый смайлик. Кому было скучно, нарисуйте грустный смайлик. Вы молодцы! Спасибо за занятие.

Библиография использованных методических материалов

1.Шапошникова Т.Д. Учебник. Основы светской этики. 4 класс. М.: Дрофа, 2012.

2. Энциклопедическая и справочная литература, словари С.И. Ожегова.

3.Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, Интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса ОРКСЭ Светская этика.

Интернет-ресурсы http://lib.pstgu.ru/icons/ ,  http://pravolimp.ru 

Мультсериал «Лунтик и его друзья. 42-серия «Невежи»

https://www.ivi.ru/watch/luntik/37663

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игра 1 «Собери пословицы»

Грамоте учиться –

      а для жизни мы учимся.

Чтобы других учить,

       сильнее станешь.

Не для школы,

      страшно, когда знать не хочется.

Больше узнаешь –

      всегда пригодится.

Не бойся, когда не знаешь:

     надо свой разум наточить.

Игра 2 «Морской бой» Задание и ответы

Е-1/ Д-7, А-9

бо-спа-си - спасибо

Е-8, Ж-4, В-8

те-здрав-ствуй - здравствуйте

Б-4, К-7, К-5, А-7

те-ви-из-ни - извините

А-1, Ж-10, 3-5, Ж-7, Г-2, 3-1

до-Х-ни-да-я-сви - до свидания

И-8, Д-3, Е-5, В-6

при-во-ли-вет - приветливо

Г-10, Б-2, И-6,   Д-9

жа-ста-по-луй - пожалуйста

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитателя группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В. Сценарий выступления на районном конкурсе "Безопасное колесо".

Тема выступления: "Вместе мы сможем спасти миллионы жизней". В сценарии рассмотрены три направления работы младших школьников по предупреждению дорожно-транспортых происшествий. Первое направление - р...

Методическая разработка занятия в 1 классе по теме:"Животные"

В данной методической разработке представлен урок для 1 класса по теме:"Животные", на котором учащиеся весело и с увлечением путешествуют по зоопарку....

Презентация "Этика о воспитании самого себя", ОРКСЭ, урок № 14, к учебнику Шемшуриной (Дрофа), 4 класс

Презентация содержит вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд к новой теме. Раскрывает суть понятия "самоусовершенствование", предполагает работу с раздаточми текстами "Потерял" и организацию ...

Методическая разработка занятия группы ОДОД "Слово веселит,огорчает, утешает"

Материал разработки поможет педагогу провести занятие о значимости слова в речи и правильном их употреблении....

Методическая разработка в группе продленного дня "Наши пернатые друзья"

Данное занятие поможет систематизировать знания учащихся о многообразии птиц, выделить существенные признаки птиц, на основании которых их можно разделить на группы.Задачи данного мероприятия:...

Методическая разработка занятия кружка "Азбука нравственности" по теме "Познай самого себя"

Данная методическая разработка знакомит с приемами самопознания, акцентирует внимание на собственную личность и её развитие...

Методическая разработка для группы продленного дня в 3 классе. Тема: «Я, ты, он, она вместе дружная семья»

Конспект занятия в группе продленного дня 3  классаТема: «Я, ты, он, она вместе дружная семья»Вид занятия: комбинированное занятие.Тип занятия: интегрированное с использованием ИКТ.Фо...