Методическая разработка занятия кружка "Азбука нравственности" по теме "Познай самого себя"
план-конспект занятия (4 класс)

Данная методическая разработка знакомит с приемами самопознания, акцентирует внимание на собственную личность и её развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznay_samogo_sebya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Познай самого себя» 

Цели занятия: акцентировать внимание обучающихся на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

Задача: познакомить детей с приемами самопознания;д ать представление о том, как находить в себе главные черты;научить определять свои личные особенности;развивать у детей умение правильно оценивать себя и других;способствовать формированию веры в свои силы и в возможности стать лучше;побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.

Ход занятия

1.Актуализация знаний

- Сейчас мы пройдем с вами тест. Скажите , с какой целью проводят тесты?

Постарайтесь быстро и четко ответить на вопросы:

Вопрос №1: загадайте любое животное (кроме кошки и собаки).

Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к нему.

Вопрос № 2: загадайте любимый цвет. Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к этому цвету.

Объяснение теста

Ответ на вопрос №1 описывает отношение окружающих к вам;

Ответ на вопрос №2 описывает ваше собственное отношение к себе;

Прошу не принимать результаты теста близко к сердцу. Но если вы узнали что-то новое для себя, то я рада за вас.

Я не случайно начала нашу беседу с теста.

Скажите, о чем вы узнали, пройдя этот тест?

Первое, что нам сегодня предстоит выяснить, это ответ на вопрос:

«Нужно ли человеку познавать себя, и если да, то для чего ему это нужно?» 
 1. Нужно ли человеку познавать себя?    Нужно.

Для чего человеку нужно познавать себя? 

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте с вами рассуждать.

2. Развитие умений

Допустим, человек попытался познать себя и понял, что он плохой, или хороший, и что дальше? Либо он впадёт в уныние  от осознания своих недостатков, либо безмерно возгордиться своими талантами. Что же дальше? Человек должен что-то делать с тем, что он узнал о себе. И если он не использует узнанное о себе для своего дальнейшего совершенствования, то его самопознание является бесполезным. Если совершенствование не является целью самопознания, то какой смысл познавать себя? 
    Мы подошли к определению термина «самопознание». 
Самопознание – это процесс познавания себя как личности с целью совершенствования, то есть изменения к лучшему. 

Как человек может познать самого себя?  Узнать мнение о себе у близких, друзей, вспомнить свои интересы, увлечения, пройти тест. 

 

«Какого человека можно назвать уникальным?».

Определить вашу самооценку.

Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной.

На листке нарисуйте 8 кружков в один ряд.

Запишите ее название под № 1.

Теперь расположите оставшиеся 4 фигуры в порядке предпочтения. Какую бы вы фигуру не поставили на первое место, это ваша основная фигура. Она даст возможность определить черты вашего характера и особенности поведения в разных ситуациях.

Квадрат:

Аналитический склад ума

Выносливость, терпение

предпочитает работу с определенным, однажды заведенным правилом и с конкретно поставленной задачей.

Организует людей и вещи вокруг себя.

«Сильные» качества: организованность, дисциплинированность, исполнительность, пунктуальность, аккуратность, чистоплотность, законопослушность, трудолюбие, терпеливость, упорство, настойчивость, верность слову, честность, осторожность, бережливость, практичность.

«Слабые» качества: негибкость, односторонность, нерешительность, упрямство, сопротивление новому, бедная фантазия.

Положительные. Любовь к порядку. Внимательность к деталям. Аналитичность. Упорство, настойчивость. Бережливость.

Отрицательные. Возможность упустить главное. Холодная рассудительность. Излишняя осторожность.

Треугольник:

«Сильные» качества: стремление к лидерству, способность взять ответственность на себя, энергичность, высокая работоспособность, инициативность, смелость, решительность.

«Слабые» качества: самоуверенность, резкость,язвительность,безаппеляционность («или по моему, или никак»)

Положительные. Лидерские качества, способность взять ответственность на себя. Решительность. Нацеленность на победу, склонность к соревнованию. Уверенность в себе. Энергичность.

Отрицательные. Категоричность. Безразличие ко всему, пока цель не будет достигнута. Самонадеянность.

Прямоугольник:

«Сильные» качества: доверчивость, открытость, чувствительность, любознательность, готовность к изменениям, высокая обучаемость.

«Слабые» качества: наивность, нерешительность.

Положительные. Любознательность. Настрой на свое. Чувствительность. Смелость. Живой интерес ко всему происходящему

Отрицательные. Замешательство. Наивность. Нерешительность.

Круг:

Положительные. Доброжелательность. Добродушие. Заботливость, преданность. Щедрость. Доверчивость. Бесконфликтность. Коммуникабельность, доброта.

Отрицательные. Мягкотелость, нетребовательность. Неорганизованность. Беспечность. Уступчивость. Зависимость от мнения окружающих

Зигзаг:

Положительные. Креативность. Мечтательность. Экспрессивность. Остроумие. Интуитивность. Спонтанность. Легкость на подъем.

Отрицательные. Неорганизованность и разбросанность. Несдержанность. Нелогичность. Непрактичность. Непредсказуемость.

Подведем итоги нашего занятия: Была ли вам интересна тема познания себя? Как может верная самооценка помочь тебе в жизни? Что нового узнали вы сегодня о себе? Думаете ли продолжить наблюдение за собой?

3. Рефлексия.                                                                                                                                       Оцените  свое участие в этом занятии, прикрепите знак солнца или тучи на стенд.

Солнце – узнал много нового для себя, буду применять

Туча -  ничего нового не узнал для себя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Оценка. Введение способа оценки"

Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые дни недели обучения первоклассников в школе....

Методическая разработка праздника для младших школьников “Самый лучший день весны”

Праздник с участием детей и взрослых, приурочен к празднованию 8 марта....

Методическая разработка по обучению грамоте "Читаем сами. Народная пословица"

Методическая разработка по обучению грамоте в 1 классе "Читаем сами. Народная пословица"...

Методическая разработка занятия в группе продленного дня по теме: Этика о воспитании самого себя

Реализация программы духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся на ступени начального общего образования обеспечивает их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, соци...