Методическая разработка по обучению грамоте "Читаем сами. Народная пословица"
методическая разработка по чтению (1 класс)

Софроний Аурика Игоревна

Методическая разработка по обучению грамоте в 1 классе "Читаем сами. Народная пословица"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Выполнено: Софроний Аурика Игоревна, учитель начальных классов

Предмет: обучение грамоте

Тема урока: «Читаем сами. Народная пословица»

Класс: 1

Тип урока: открытие новых знаний

Время: 45 мин

Цель: познакомиться с произведением малого фольклорного жанра – пословицей.

Задачи:

  1. Обучающие:
  • Создать условия для закреплений знаний о пословицах;
  • Познакомиться с русским писателем Л.Н.Толстым и его рассказом;
  1. Развивающие:
  • Развивать грамотную устную речь;
  • Развивать внимательность;
  1. Воспитывающие:
  • Воспитывать интерес к предмету;
  • Воспитывать уважение к родному языку.  

Формирование  универсальных  учебных  действий:

Коммуникативные:

- учиться строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- отвечать на незапланированные вопросы; 

- учиться высказывать своё предположение, версию на основе иллюстраций.

Регулятивные: 

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

- принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- оценивать свою работу на уроке.

Познавательные:

- познакомиться с народными пословицами;

- научиться определять значение пословицы;

- добывать новые знания, используя жизненный опыт

Личностные: 

- проявлять уважение к одноклассникам;

- проявлять уважение к устному народну творчеству.

Методы обучения:

- словесные (беседа),

- наглядные (иллюстрации, видеоматериал, раздаточный материал),

- практические (задания).

Формы обучения: фронтальная работа, парная работа.

Литература: учебник «Азбука» 1 класс (2 часть), автор: Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева.

Оборудование: учебник,

портрет Л.В.Толстого,

в\м «Барин-кузнец» (https://www.youtube.com/watch?v=YLbEsuTEFwk) ,

в\м «Помогатор»( https://www.youtube.com/watch?v=CaC4ouBQO34),

раздаточный материал.

Технологическая карта пробного урока по обучению грамоте

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Орг. момент  

(1 мин)

Приветствует детей, проверяет готовность детей к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аурика Игоревна. Сегодня я проведу у вас урок  обучения грамоте. Проверьте свою готовность к уроку. У кого всё на месте, может сесть.

Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя.

Эмоциональный настрой на урок

(1 мин)

- Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?

– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть 
на уроке вам будет также тепло и уютно. Пожелайте своему соседу удачи и пожмите руку. Молодцы!

А теперь давайте приступим к работе!

Настраиваются к уроку.

Самоопределение к деятельности

(5 мин)

Делу время, а потехе – час. Я думаю, вам должна быть знакома эта пословица. Кто как понимает ее?

- Вы правильно говорите. Мы произносим эту пословицу, когда нужно прекратить развлекаться и начать работать. Делу следует уделять больше времени, чем забавам и веселью. Тогда и польза будет.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

- Да, сегодня мы поговорим о пословицах, поэтому тема нашего урока звучит так: «Читаем сами. Народная пословица».

- Давайте попробуем сформулировать цель урока.

Предлагают свои варианты ответов.

- О пословицах.

- Наша цель – познакомиться с пословицами.

Работа по теме урока

(15 мин)

- Так что же такое пословицы?

- Пословица – это целое законченное предложение с глубоким смыслом.

- А какие пословицы вы знаете?

- Когда мы можем услышать пословицы?

- Да, вы говорите правильно. В старину наш русский народ был умным и смекалистым. Люди придумали множество пословиц, которые Но также произведения нам помогают вспомнить некоторые пословицы, которые подходят по смыслу.

- И сейчас я предлагаю вам познакомиться с рассказом Льва Николаевича Толстого. Кто-нибудь слышал об этом писателе?

Показывает портрет Л.В.Толстого.

- Лев Николаевич Толстой – известный русский писатель. Он родился в имении Ясная Поляна, где прожил почти всю свою жизнь. Л. Н. Толстой очень любил литературу. В Ясной Поляне им были задуманы и написаны многие произведения.

Также Лев Николаевич любил детей. а еще больше он любил с ними разговаривать.

Он знал много басен, сказок, рассказов и историй, которые увлеченно рассказывал детям. Его с интересом слушали как родные внуки, так и крестьянские дети.

Открыв в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, Лев Николаевич сам преподавал в ней. Он работал для детей и с детьми.

Он написал учебник для самых маленьких и назвал ее "Азбука". Труд автора, состоящий из четырех томов, был "красив, короток, прост и, главное, ясен" для понимания детям.

- Откройте азбуку и найдите на странице 76 рассказ Толстого. Сверху над рассказом есть одна пословица. Прочитайте ее.

Что она означает?

На что клад, когда в семье лад. Если в семье все хорошо, все счастливы, все любят друг-друга и живут в мире, то никакой клад для большего счастья им не нужен. Если семья во всем согласуется друг с другом, живут в дружбе и мире, то они вместе преодолеют все невзгоды, горести и неудачи.

- Давайте узнаем, так ли это на самом деле. Найдите глазками рассказ. Сначала я прочитаю его вам, а вы внимательно слушайте его.

Первичное чтение рассказа Л.Н.Толстого учителем.

- А теперь этот рассказ прочитайте вы. Один ученик читает одно предложение. Давайте начнём.

Беседа по прочитанному:

- О ком говорится в рассказе?

- Нашел ли грибы Митя?

- Донёс ли он их домой?

- Почему он не смог донести грибы?

- Какое решение принял Митя?

- Что случилось с грибами?

- Куда они исчезли?

- Что произошло с Митей?

- Кто успокоил Митю?

- Как маме удалось успокоить Митю?

- Рассмотрите картинки в учебнике. Сравните эмоциональное состояние мальчика.

- В начале рассказа, когда Митя собрал грибы, какой он был?

- А когда обнаружил, что они пропали?

- А в конце, когда его мама успокоила?

- Почему его настроение изменилось?

- А что вы чувствуете к Мите?  

- А у вас было такое? Кто вас успокаивал? Вам стало лучше?

- А теперь посмотрите на пословицы после текста

Работа с пословицами.

- Прочитайте первую пословицу. Как вы понимаете ее смысл?

Не было бы счастья, да несчастье помогло. Говорится тогда, когда какая-либо неприятность, беда и т. п. неожиданно становится причиной приятных, счастливых событий, удачи.

- Как эта пословица связана с рассказом, кто может сказать?

- Прочитайте вторую пословицу. Обьясните смысл этой пословицы.

Учись доброму, так худое на ум не пойдет. Если ты будешь учится хорошему, ты не сможешь учится плохому. Добро служит барьером, стеной, ограждая человека от любых бед. Своими добрыми мыслями и позитивом человек может даже самую большую неприятность обернуть для себя в шутку. Тем самым он не позволяет злу проникать в его сердце.

- А как эта пословица связана с Митей?

Отвечают на вопросы

Варианты ответов детей.

Слушают учителя, следя по тексту учебника.

Чтение рассказа учащимися по «цепочке».

Анализируют прочитанное

- О мальчике Мите.

- Да.

- Нет.

- Потому что грибов было очень много.

- Спрятать грибы в лесу.

- Они исчезли.

- Их унесли.

- Митя заплакал.

- Мама успокоила Митю.

- Она его рассмешила.

Делают анализ эмоционального состояния героя.

- Радостный.

- Грустный.

- Развеселился.

- Потому что сначала он обрадовался, что нашел много грибов, потом расстроился из-за того, что они пропали. Затем его мама успокоила, и ему стало хорошо и весело.

Ответы детей.

Читают и анализируют пословицы.

Варианты ответов детей.

Варианты ответов детей.

Физкультминутка

(2 мин)

Давайте немного отдохнем. Проведем физкультминутку. Встаем со своих мест и танцуем вместе с Фиксиками.

В\м «Помогатор»

Делают физкультминутку

Продолжение работы по теме урока (15 мин)

- А теперь мы познакомимся с еще некоторыми пословицами. Я предлагаю посмотреть вам один мультфильм. В нем нам будут озвучивать пословицу, и мы постараемся ее разобрать.

В\м «Барин-кузнец»

- Вот прозвучала первая пословица. Кто ее сможет повторить?

- Как вы думаете, что она означает?

Не в свои сани не садись. Означает: «Не делай не своего дела». Пословица, будучи мудрой, призвана напомнить нам, что никогда не следует пытаться занимать место, предназначенное совсем не нам.

- Кто в мультфильме пытается занять чужое место?

- Чье место он решил занять?

- Почему?

- Как вы думаете, получится у барина? Почему?

- Продолжим.

Какая пословица сейчас прозвучала?

А что она означает?

На ловца и зверь бежит. Появление поговорки на ловца и зверь бежит связано с охотой, когда терпеливого охотника поджидала удача. и он возвращался с охоты обязательно с добычей. Но сейчас пословица успотребляется в переносном смысле: смелым, настойчивым, упрямым и жизнь помогает. Если чего-то очень захотеть, всего можно добиться. Кто хочет, тот добьется; кто ищет, всегда найдет.

- А как эта пословица относится к барину?

- Какая пословица прозвучала сейчас?

Какое у нее значение?

- Кто-нибудь знает, что такое груздь?

А кузов что это? Кузов – это корзинка.

Назвался груздем, полезай в кузов. Пословица о грузде подходит, чтобы напомнить человеку о данном обещании и необходимости его выполнить. Означает: сказал — делай, пообещал — выполняй, дал слово — держи, иначе прослывешь человеком ненадежным, лгуном.

- Вот барин кем себя назвал?

- И что он должен сделать?

- Как вы думаете, сдержит барин своё обещание? Почему?

- В итоге, смог барин стать кузнецом?

А почему?

- И какая в конце звучит пословица?

Что она означает, по-вашему?

Не зная броду, не суйся в воду. Означает: «Не предпринимай чего-либо без знания дела». Не стоит браться за незнакомое дело всё заранее не изучив и не подсчитав; перед тем, как приступить к задуманному, постарайся вникнуть в его суть.

- А сейчас мы выполним одно задание. Работаем в парах. Я вам раздам листы со словами. Из них вы должны собрать пословицу, потом объяснить ее смысл. Все эти пословицы мы сегодня разобрали.

Проверяет, как ученики выполнили задание. После каждой названной пословицы вывешивает на доске лист с данной пословицей.  

Смотрят мультфильм. Разбирают пословицы.

- Не в свои сани не садись.

Варианты ответов детей.

- Барин.

- Кузнеца.

- Барин захотел получать деньги сразу.

Варианты ответов детей.

- На ловца и зверь бежит.

Варианты ответов детей.

Варианты ответов детей.

- Назвался груздем, полезай в кузов.

Варианты ответов детей.

- Это гриб.

- Кузнецом.

- Сделать колесо.

Варианты ответов детей.

- Нет.

- Потому что у него нет умений. Он не знает, как делать это.

- Не зная броду, не суйся в воду

Варианты ответов детей.

Выполняют задание.

Итог урока

(2 мин)

- Какая была тема нашего сегодняшнего урока?

- Какая цель?

- Как вы думаете, мы смогли достигнуть цели?

- Давайте проверим. Что такое пословица?

- Какие вы запомнили пословицы? Что они означают?

- С кем мы на уроке познакомились?

- Где родился Л.В.Толстой?

- Что он сделал для детей?

- Какой рассказ Толстого мы прочитали?

Отвечают на вопросы учителя.

Рефлексия

(3 мин)

Раздает раздаточный материал для рефлексии.

- На ваших партах лежат листы, где вам нужно оценить свою работу на уроке. Напишите свое имя, а затем выберите одного из зверушек.

Всё понятно, со всем справился – зайчик.

Понятно, но не всё, не всё сделал – барашек.

Всё было трудно, непонятно – кот.

Проводят самоанализ работы на уроке

Орг. конец

(1 мин)

- Наш урок подошел к концу. Спасибо всем за работу. Давайте попрощаемся! До свидания!

Прощаются с учителем.



Предварительный просмотр:

Не зная броду, не суйся в воду.

Назвался груздем, полезай в кузов.

На ловца и зверь бежит.

Не в свои сани не садись.

Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Делу время, а потехе – час.

На что клад, когда в семье лад.



Предварительный просмотр:


https://www.meme-arsenal.com/memes/91504ace9d7c725bc750f2a4403a5cce.jpgЛев Николаевич Толстой

(1828 – 1910)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка "Орфограммы в пословицах и поговорках" с презентацией

Учить детей обнаруживать и квалифицировать орфограммы посредством анализа....

Методическая разработка «Влияние загадки, как жанра народного творчества, на развитие внимания, воображения, памяти, речи у детей начальных классов»

     План1.       Особенности загадки, как малого жанра фольклора. 2. Педагогическое значение загадки . 3. Принципы отбора загадок для детей. 4. Мет...

Методическая разработка «Тест-викторина по русским народным сказкам»

 В связи с проведением в школе единого государственного экзамена необходимо знакомить обучающихся с системой тестирования уже в начальной школе. В условиях группы продлённого дня эти навык...

Методическая разработка мероприятия воспитательной направленности «Самый классный «Классный час» Тема: Литературно-музыкальная гостиная «Час поэзии. Наступила весна!»

Заседание «Литературно-музыкальной гостиной» посвящено весне, состоянию  природы  весной, её  признакам, а также творчеству  поэтов, художников, композиторов, ко...

Методическая разработка «Автоматизация и дифференциация звуков в пословицах и поговорках».

Методическая разработка«Автоматизация  и дифференциация звуковв пословицах и поговорках»....

Методическая разработка проекта "Книгу пишем сами "

Представляю результат проектной деятельности учащихся 3А класса ГБОУ СОШ № 183 Центрального района Санкт-Петербурга в форме самодельной книги. Эта книга объединила в себе работу на занятиях внеурочной...

Методическая разработка воспитательского занятия ко Дню народного единства.

Данную разработку применяла на практике для детей 2 класса. Ребятам материал был понятен и интересен. В конце выполнили творческое задание (см. фото)....