Главные вкладки

    Методическая разработка урока русского языка "Орфограммы в пословицах и поговорках" с презентацией
    методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

    Бяшарова Наталья Николаевна

     

    Учить детей обнаруживать и квалифицировать орфограммы посредством анализа.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа

    «Образовательный центр» с. Утевка муниципального района Нефтегорский Самарской области

    Методическая разработка урока                                                                                   по русскому языку

    Бяшарова Наталья Николаевна,

    учитель начальных классов.

    2012 – 2013 учебный год

             

    Класс: 3 – 4 класс

    Блок: Орфография

    Форма проведения: Урок с приёмами анализа

    Тип урока: Комбинированный урок

    Тема урока: Орфограммы в пословицах и поговорках.

    Цель урока: Учить детей обнаруживать и квалифицировать орфограммы посредством анализа.

    Задачи урока:

    -отрабатывать орфографический навык;

    -учить обосновывать свой ответ;

    -учить выделять главное, делать выводы;

    -развивать речь учащихся;

    -совершенствовать умение наблюдать и сравнивать;

    -развивать умение работать с различными источниками информации на уроке;

    -воспитывать культуру устной и письменной речи;

    -воспитывать уважение к одноклассникам и педагогу.

    Оборудование: рабочая тетрадь, письменные принадлежности, словари, раздаточный материал, материал для игровой ситуации, компьютер, мультимедийный проектор.

    Место проведения: медиакласс или кабинет начального обучения.

     

     

    Методы и приёмы работы


    Ход урока




    Приём активизации и настроя детей




    Сообщение темы и цели урока



    Повторение





    Постановка проблемы





    Анализ
















    Синтез









    Обобщение




    Работа со словарём








    Работа с пословицами и поговорками



    Интеграция учебных предметов










    Устная оценка учителя



    Приём здоровьесберегающих технологий











    Интеграция учебных предметов






    Индивидуальная работа




    Анализ
















    Работа в тетрадях, доказательство, объяснение

















































































    Игровая ситуация





    Отгадывание загадок, проявление активности и художественного самовыражения



























    Классификация, сравнительный анализ








    Повторение, закрепление














    Рефлексия



    Устная оценка

    учителя


    I. Организация урока.

    Здравствуйте, мои друзья!

    Нашей встрече рада я!

    Разрешите вас обнять,

    Всем удачи пожелать.


    -Сегодня мы поговорим об орфограммах, которые прячутся в пословицах и поговорках.


    II.Минутка чистописания. Проверка знаний по фонетике, морфемике, орфографии и графике.


    -Ребята, я загадала слово. Вы сейчас будете отгадывать буквы, и записывать в тетради заглавную и строчную, а затем попробуете переставить эти буквы и получить слово, которое я загадала.


    -Буква удвоенного согласного в слове длинный.(н)

    -Буква безударного гласного в приставке слова записка.(а)

    -Буква безударного гласного в корне слова малина.(а)

    -Буква непроизносимого согласного в корне слова солнце.(л)

    -Буква безударного гласного в суффиксе слова молодость.(о)

    -Буква непарного мягкого согласного звука в слове грач.(ч)



    (Нн Аа Аа Лл Оо Чч)

    -А теперь составьте слово: Начало

    -Правильно, молодцы!


    III.Подготовка к восприятию нового материала.


    -Ребята, началом грамотности каждого человека является знание орфограмм русского языка. Поэтому очень важно умение видеть и применять их на письме.                                                         -Обратимся к словарю С.И.Ожегова и вспомним, что такое орфография.


    Орфография – правила написания слов и их форм.


    -Следующий шаг. Чтобы нам было интересно находить орфограммы и закреплять их написание, мы будем работать с пословицами и поговорками. И снова нам поможет словарь:  


    Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.                                            


    Поговорка – краткое устойчивое выражение, образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.                                                                                            


    Каково  начало, таков и конец» - гласит русская пословица. Вы хорошо начали работать, продолжайте в том же духе. Молодцы!


    IV.Физкультминутка.

    Утром стрекоза проснулась

    Потянулась, улыбнулась.

    Раз – росой она умылась,

    Два – изящно покружилась,

    Три – нагнулась и присела,

    На четыре – полетела.

    У реки остановилась,

    Над водою закружилась.


    -Сколько ножек у насекомых? (шесть)

    Шесть глубоких вдохов и медленных выдохов.


    V.Восприятие, осмысление, усвоение новых знаний.


    -Ребята, для вас подготовлен раздаточный материал – таблица основных орфограмм и правописаний в русском языке. Это вам пригодится в работе на уроке.


    -Прочтите пословицы и поговорки, проанализируйте слова с пропущенными буквами и назовите орфограмму.


    1 задание. (Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова (проверяемые).


    Липнет, как см_ла к ст_не.

    Умён на сл_вах, да глуп на д_лах.

    Всякая с_сна в св_ём б_ру шумит.

    Н_га споткнётся, а г_л_ве достанется.


    -Как проверить данную орфограмму? Кто скажет правило?

    -Вставим пропущенные буквы, докажем свой выбор.

    -Выберите одну пословицу или поговорку, запишите в тетрадь, объясните смысл.


    2 задание. (Буквы для обозначения парных звонких и глухих согласных в корне слова (проверяемые).


    Доброе слово человеку как дож_ь в засуху.

    Береги но_  в большой  моро_.

    Гне_  - плохой советчик.

    В чужой ло_ке всегда больше ры_ки.


    3 задание. (Непроверяемые гласные и согласные буквы в корне слова (словарные слова).


    На одной неделе семь пятниц.

    Пусти козла в огород.

    Мороз да метели под февраль налетели.

    Плотника не шуба греет, а топор.


    4 задание. (Буквы для обозначения непроизносимых согласных в корне слова (проверяемые и непроверяемые).


    Ты только свис_ни, а я и сам осмыслю.

    Осторожность – мать безопас_ности..

    Худо лето, когда со_нца нету.

    Рукам работа – душе праз_ник.



    5 задание. (Раздельное написание предлогов и слитное написание приставок).


    (По)клоном поясницы не( пере)ломишь.

    (В) субботу –( на) работу,( в) воскресенье –( на) веселье.

    (На)звался грибом –( по)лезай( в) кузовок.

    Как( с) неба( с)валился.


    6 задание. (Разделительные Ъ и Ь).


    Учен_е – путь к умен_ю.

    Терпен_е и труд  всё перетрут.

    Не обойти, не об_ехать.

    Друз_я познаются в беде.


    7 задание. (Не с глаголами).


    (Не) зная броду – ( не) суйся в воду.

    Скажешь – (не) воротишь, напишешь – (не) сотрёшь, отрубишь – ( не) приставишь.

    (Не) шути с огнём – обгоришь.

    (Не) зарься на чужое, своё береги!


    VI. Закрепление.


    1. Театр – экспромт.


    -А сейчас поиграем и отдохнём. Игра непростая, а сказочная.


    Чтобы сказку здесь сыграть,

    Нужно роли всем раздать.

    Кто загадку отгадает,

    Роль он тут же получает.

    --Работящий, хоть и сед

      Догадайтесь, это…(дед).

    --А у деда есть подружка -

      Очень милая…(старушка).

    --Раскрасавица, не злючка,

      Проживает с ними…(внучка).

    --А у внучки есть дружок,

      Очень шустренький…(щенок).

    --Растянулась на окошке

      И мурлычет сладко…(кошка).

    --Этот зверь мал слишком -

      Симпатичная…(мышка).

    --Растёт в огороде,

      Хоть нынче не в моде,

      Круглая да крепкая,

      А зовётся…(репка).


    Выходят дети, в руках карточки: РЕПКА, ДЕД, БАБКА, ВНУЧКА, ЖУЧКА, КОШКА, МЫШКА.


    -Давайте сказку переиграем и сгруппируем наших героев по орфограммам:

    РЕПКА

    ДЕД                              ВНУЧКА                          КОШКА

    БАБКА                         ЖУЧКА                            МЫШКА


    2.Найди орфограмму.


    -Ребята, посмотрите внимательно на пословицы и поговорки, внимательно их прочитайте и найдите орфограммы.


    И лиса около своей норы смирно живёт.

    На чужой лошадке не наездишься.

    Гладкий и мягкий, да на вкус гадкий.

    Не мудрён привет, а сердце покоряет.


    VII. Итог урока.


    -Ребята, понравилось вам работать на уроке?

    -Что особенно запомнилось?

    -Я желаю вам всегда грамотно, без ошибок выполнять все задания и письменные работы.

    -Вы очень хорошо работали. Спасибо за урок!






     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

    На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

    Методическая разработка урока русского языка с презентацией

    Конспект урока по русскому языку в 3  классепо теме «ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ – ОПРЕДЕЛЕНИЕ. ЕГО РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ».Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)...

    Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

    Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

    Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)

    Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.Методики. Ди...

    Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)

    Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма....