Методическая разработка мероприятия воспитательной направленности «Самый классный «Классный час» Тема: Литературно-музыкальная гостиная «Час поэзии. Наступила весна!»
классный час (3 класс) на тему

Немчанинова Ольга Михайловна

  Заседание «Литературно-музыкальной гостиной» посвящено весне, состоянию  природы  весной, её  признакам, а также творчеству  поэтов, художников, композиторов, которые  посвятили  свои  произведения  этому прекрасному времени  года. Мероприятие  направлено на развитие  духовно-нравственных эмоциональных качеств и воспитание любви и бережного отношения  к природе.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chas_poezii_.doc79.5 КБ
Office presentation icon chas_poezii.ppt1.21 МБ
Файл gonimy_veshnimi_luchami.docx17.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное  общеобразовательное  учреждение

«Красногорская средняя  общеобразовательная  школа»

Методическая  разработка мероприятия воспитательной направленности «Самый классный «Классный  час»

Тема: Литературно-музыкальная гостиная «Час поэзии. Наступила весна!»

Автор: Немчанинова  Ольга Михайловна

учитель  начальных классов  

МКОУ  «Красногорская СОШ»

           

2018 г.

Пояснительная  записка

Название  работы.

  Классный час « Литературно-музыкальная гостиная «Час поэзии. Наступила весна!»

Краткое  тематическое  содержание.

  Заседание «Литературно-музыкальной гостиной» посвящено весне, состоянию  природы  весной, её  признакам, а также творчеству  поэтов, художников, композиторов, которые  посвятили  свои  произведения  этому прекрасному времени  года. Мероприятие  направлено на развитие  духовно-нравственных эмоциональных качеств и воспитание любви и бережного отношения  к природе.   В классе  выставлены репродукции картин А. К. Саврасова  «Грачи прилетели», И. И Левитана  «Март», «Весна – большая  вода» и  др. , сборник стихов русских поэтов «Чиста небесная лазурь…», портреты русских поэтов, художников, композитора П.И. Чайковского.

Ведущая в цветном сарафане, в веночке на голове.

Актуальность.

 Закончилась долгая, холодная зима, так  хочется, чтобы дети отдохнули и их души наполнились радостью  и надеждой. Как бурно бегут ручьи, как весело звенят  капели, как радуется всё вокруг яркому весеннему солнцу. Природа  просыпается после долгого зимнего сна, и это пробуждение никого не оставляет равнодушным!

Цель:

- Развивать  духовно- нравственный, эмоциональный  потенциал учеников, воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к природе

Задачи :

1.Закреплять знания  детей о весенних  изменениях в природе.

2.Познакомить с поэтами, художниками-пейзажистами, композиторами и их произведениями о весне.

3.Совершенствовать навык выразительного  чтения стихов наизусть.

4.Воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его литературным богатством.

5.Активизировать  и расширять  словарный  запас.

6.Развивать память, творческие способности и актерское мастерство.

7.Воспитывать эстетическое отношение  к жизни.

8.Воспитать любовь к своей Родине.

Область применения:

Методическую разработку можно использовать: 1) на классном часе при знакомстве с весенними изменениями в природе весной, 2) как сценарий для праздника «Встреча  весны», 3)на  внеклассном  мероприятии  в библиотеке при знакомстве  с русскими поэтами  и художниками.

Возрастная группа: 7 -10 лет, ученики начальной школы 

Оборудование:  мультимедийная  презентация  со звуковым сопровождением «Час поэзии. Наступила весна!»

Ход  классного  часа

 (3 слайд) Ведущий: Ребята, сегодня я вам предлагаю   окунуться  в  мир Поэзии.  Тема разговора в нашей литературно-музыкальной гостиной сегодня «Весна в поэзии, музыке, живописи». В  ходе  разговора  хозяевами   гостиной  будут прочитаны стихи русских поэтов, будут прослушаны  несколько музыкальных произведений, ваше внимание будет обращено на репродукции картин известных художников.  Весенняя природа побуждает творить. Природа и человек – вот та извечная тема, которая волновала и волнует подлинных мастеров слова, композиторов, художников. Природа  близка  и  дорога  каждому; это тот окружающий нас мир, где мы родились и живём. Во все времена поэты, художники и музыканты выражали переполнявшие их чувства восхищения перед её красотой, создавая прекрасные произведения, обогащающие  и углубляющие присущую человеку любовь к природе. В наш век – век головокружительного развития техники, век замечательных  открытий, век роста городов – природа становится для нас ещё более желанной. То ласковая, то грозная и суровая, она всегда манит нас своей неувядающей  красотой.   Одно из любимых времён года – весна. Весна – это символ пробуждения новой жизни. Много радости и веселья приносит людям эта чудесная пора. 

Художники  передают  красоту  весны    с помощью красок, а поэты рисуют картины весны словами.

 Выход  Весны (девочка в русском сарафане с венком на голове)

 Я раскрываю почки,

 В зелёные листочки

 Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения  полна,

Зовут меня … (весна)/

Чтение  стихотворений детьми.

Весенние вести (О. Беляевская)  

Мне воробьи сегодня рассказали —
Не знаю, правда ли,— что уж весна идет.
Не верится: вчера еще в снежки играли
И на пруду прозрачный крепок лед.
Чивик- чик-чик! Откуда вы узнали?
Кто о весне, пичужки, вам сказал?
«Полдневный луч нам крылышки ласкал,
Капели первые сегодня прозвучали».

Гонимы вешними лучами...(А.С.Пушкин)  (слайд  2)

Гонимы вешними лучами, 
С окрестных гор уже снега,
Сбежали мутными ручьями, 
На потопленные луга. 
Улыбкой ясною природа, 
Сквозь сон встречает утро год;
Синея, блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса,
Как будто пухом зеленеют.

Ведущий:Что же происходит весной волшебного и  необычного? Приходит весна, падает снег, погода меняется к лучшему, становится теплее.  А. П. Чехов  так  писал  о  весне. «С земли ещё не сошёл снег. А в душу уже просится весна…Земля  холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо! Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет; она уже проснулась  и не сегодня-завтра заревёт. Деревья  голы,  но уже живут, дышат». Весна  вступила в свои права.

 Чтение стихотворения  учеником.

«Уж тает снег» А. Н. Плещеев (слайд 3)

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь,
Опять надолго миновала…

  Ведущий: Много написано стихов, песен, создано картин об этом чудесном времени года. Русские художники с проникновенным лиризмом и теплотой изображали различные уголки русской природы. Один из них – Алексей Кондратьевич  Саврасов. (слайд  4) Кому не знакома  эта бесконечно близкая и понятная каждому картина пробуждающейся природы.(слайд 5) (Показ картины Саврасова «Грачи прилетели»)  

  Более 100 лет назад Саврасов написал свою знаменитую картину «Грачи прилетели». Но и теперь, как и прежде, в Третьяковской  галерее  у небольшого  полотна собираются  люди и подолгу его рассматривают. Картина рассказывает о прекрасной поре в жизни природы, о её пробуждении. На первом плане картины – грачи. Они заняты важным делом: суетятся, перекликаются, как бы советуясь между собой.  Один из них подобрал с земли веточку.  Грачи спешат соорудить на берёзах гнёзда. Ты видишь, людей здесь нет. И в то же время всё говорит о том, что они где-то рядом. Ведь это люди построили     изгородь, сараи, церковь. Люди скоро вспашут землю и засеют её зерном. В тихом уголке русского селения художник  увидел красоту пробуждающейся природы и с большой любовью показал её людям.

 Ведущий: Апполон  Майков  так  писал  о  приходе  весны.
Уходи,  Зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница
золотая
Мчится с горной вышины!
Старой спорить ли, тщедушной,
С ней - царицею цветов,
С целой армией воздушной
Благовонных ветерков!
А что шума, что гуденья,
Теплых ливней и лучей,
И чириканья, и пенья!..
Уходи себе скорей!
У нее не лук, не стрелы,
Улыбнулась лишь - и ты,
Подобрав свой саван белый,
Поползла в овраг, в кусты!..
Да найдут и по оврагам!
Вон - уж пчел рои шумят,
И летит победным флагом
Пестрых бабочек отряд!

4)Беседа по вопросам к картине Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели»

 Ведущий:

-  Какой момент весны изображен? (Конец марта.)

- Что на картине подсказывает это? (Грачи прилетели и уже свили гнезда. Много воды. Снег рыхлый, грязный, тает. В мрачновато-пасмурном небе идет борьба весны с зимой (по поверьям). Вот-вот пойдет снег.)

- Палитра? (Весенняя. Снег написан нежнейшими оттенками синего, голубого, тепло-желтого цвета)

- Настроение? (Тревожно. Даже неуютно. Справа – лужа от талой воды. В середине – облупленная церквушка с колокольней. Гнезда грачей на березах растрепаны.) Атмосфера переезда, перемен, неприбранности. Но природа и человек всегда рады этим переменам – деревья тянутся к небу. Небо отражается в лужах, благодаря этому пространство картины расширяется.                                – На картине Саврасова  изображён конец марта.

(слайд 6) Ведущий:«Природу украшать не надо, но надо почувствовать ее суть…» (И.И.Левитан.) Радостно, как гимн  пробуждающейся природы, гимн  весне «звучат» замечательные картины   знаменитого  пейзажиста  Исаака   Ильича Левитана. (Показать портрет) 

(слайд 7)Ведущий:На картине   «Март» изображён лес, снежная поляна, уголок дома с крылечком, лошадь, впряжённая в сани. Первые шаги весны. На дороге снег уже побурел, смешался с землёй. На тёмной крыше крылечка снежная шапка совсем подтаяла. Она вот-вот с шуршанием сползёт вниз и глухо ударится о землю. Только на лесной поляне снег лежит ещё нетронутый. Там стоят высокие сосны. Картина полна солнечного света.

Ведущий: А этот случай был в апреле.

 Инсценировка стихотворения «Этот случай был в апреле»

Этот случай был в апреле,

С юга птицы прилетели.

Тает снег, а воробья

Выгоняют из жилья.

 –Убирайся вон, задира,

 – Просвистел ему скворец.

 – Ни за что, моя квартира,

Я не временный жилец!

Я тут вьюги и мороз

Терпеливо перенёс.

А сейчас, под этой кровлей

Для семьи гнездо готовлю

И не тронусь, хоть убей, –

Прочирикал воробей.

–Не упрямься!

Мне в наследство

Этот дом остался с детства.

Вылетай. Мой клюв остёр

 А не то…

Но тут во двор

Со скворечней Петя вышел

Быстро с нею влез на крышу,

Тут же крепко привязал

И приветливо сказал:

– Я, друзья сердечно рад,

Охраняйте вместе сад.

Только Петя слез долой,

 Воробейка  удалой

 В новый дом переселился

 И с соседом помирился.

Ведущий: Весна. Весна. Как воздух чист!

                   Как ясен небосклон!

                   Своей лазурию живой

                   Слепит мне очи он…

                   Ещё древа обнажены,

                   Но в роще ветхий лист,

                    Как прежде под моей ногой.

                    И хрупок и душист.

(слайд 8)Ведущий:Чудесные картины весенней природы не могли не найти отклика в чуткой душе  русского  композитора   П.И.Чайковского. Образам весеннего пробуждения природы посвящены три пьесы, написанные для марта, апреля, мая. Мартовская пьеса называется «Песня жаворонка». Музыка здесь напоминает щебетание птиц. Здесь всё согрето яркими лучами весеннего солнца. Послушаем эту пьесу.

Этой  же  теме посвящены  стихотворения поэтов Алексея  Николаевича Плещеева  и  Василия  Андреевича Жуковского

Ласточка( А.Н. Плещеев)                          

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною,
В сени к нам летит.

С нею солнце краше,
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен;
А ты песню спой,
Что из стран далеких,
Принесла с собой.

ЖАВОРОНОК       Василий  Жуковский.
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
М песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны;

(слайд 9) Ведущий: В своей другой картине  «Весна – большая вода» художник  И. Левитан  передаёт мощный разлив реки. Вдали вода сливается с небом, и кажется,  что это само небо. Стоят в воде тоненькие  берёзки и осинки.

 -  Какой момент весны изображен на картине? (Конец апреля.)

- Какие  детали об этом говорят? (Нет уже снега. На реках растаял лед. Много воды. "Большая вода” – живая вода, питающая землю. Деревья окутаны зеленой дымкой (от набухших зеленых почек). Солнечно. Небо светло-голубое, апрельское.

- Какие чувства охватывают при взгляде на картину? (Светлые, добрые: приближаются  теплые  майские  деньки, хорошие перемены.

-Но  есть и грусть – от холода прозрачного неба, от лодки, одиноко стоящей у берега.)

Апрель – время подснежников. (слайд 10)

«Подснежник»  (Е. Серова)

Выглянул подснежник
В полутьме лесной -
Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, -
Раз пришел разведчик,
И весна придет!

Ведущий:«Подснежник». Так назвал П.И.Чайковский четвёртую песню цикла «Времена года». Здесь мы слышим звуки и запахи природы. Послушайте музыку П. И. Чайковского «Времена года» («Подснежник») (слайд 10)

В стихах поэта Никитина названы  приметы весны.

И. С. Никитин

Полюбуйся, весна наступает, 

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят...

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнёзд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари!

-А какие явления природы назвали бы вы?

( слайд 11) Весенняя гроза    Ф. И. Тютчев

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный —

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Ведущий: А теперь я предлагаю вам поучаствовать в викторине о весне. 

1)О каком цветке эти слова. «И он, от холода синея, Головку слабую клоня, Сказал: - Умру, но не жалею: Ведь началась весна с меня.» (Подснежник).

2)Кто автор этих строк? «Весне и горя мало, Умылася в снегу. И лишь румяней стала  Наперекор врагу.» (Тютчев «Зима недаром злится»)

 3)О каком это цветке?

Чернеет лес, теплом разбуженный,

 Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Ещё закрыты и полны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спелёнутый,

Завёрнутый в широкий лист,

 Растёт цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист… (Ландыш)

4)Назови художника  картины  «Грачи прилетели», «Большая вода», «Март»

5) Назови композитора, автора таких замечательных пьес, как, например, цикл «Времена года»

Ведущий: Наша  встреча  в  литературной  гостиной  завершена.

- что  вы  нового узнали  сегодня?

-Понравилась  ли  вам  встреча?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературно-музыкальная гостиная «Час поэзии. Наступила весна!» Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась. Ф.И.Тютчев

Слайд 2

Гонимы вешними лучами, Улыбкой ясною природа С окрестных гор уже снега Сквозь сон встречает утро года; Сбежали мутными ручьями Синея, блещут небеса. На потопленные луга. Еще прозрачные леса Как будто пухом зеленеют… А.С.Пушкин Повеяло весною.

Слайд 3

Весна. Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи И лес оденется листвою! А.Н.Плещеев

Слайд 4

Алексей Кондратьевич Саврасов 4

Слайд 5

5 Грачи прилетели. Марту дремлется легко Вскрылись Чёрные дороги - Солнце греет горячо, Но в сугробе, Как в берлоге, Марту Дремлется легко… Г.Новицкая

Слайд 6

6 Портрет художника Исаака Ильича Левитана. 1893. «Природу украшать не надо, но надо почувствовать ее суть…» (И.И.Левитан.)

Слайд 7

Картина «Март»

Слайд 8

Мартовская пьеса «Песня жаворонка». П.И. Чайковский Ранняя весна.

Слайд 9

Картина И. Левитана «Весна – большая вода»

Слайд 10

«Подснежник» (Е. Серова) Выглянул подснежник В полутьме лесной - Маленький разведчик, Посланный весной; Пусть еще над лесом Властвуют снега, Пусть лежат под снегом Сонные луга; Пусть на спящей речке Неподвижен лед, - Раз пришел разведчик, И весна придет!

Слайд 11

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Приложение

Стихи  детям для чтения наизусть

Гонимы вешними лучами...(А.С.Пушкин)

Гонимы вешними лучами, 
С окрестных гор уже снега,
Сбежали мутными ручьями, 
На потопленные луга. 
Улыбкой ясною природа, 
Сквозь сон встречает утро год;
Синея, блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса,
Как будто пухом зеленеют.

Весенние вести   (О. Беляевская)  

Мне воробьи сегодня рассказали —
Не знаю, правда ли,— что уж весна идет.
Не верится: вчера еще в снежки играли
И на пруду прозрачный крепок лед.
Чивик- чик-чик! Откуда вы узнали?
Кто о весне, пичужки, вам сказал?
«Полдневный луч нам крылышки ласкал,
Капели первые сегодня прозвучали».

Ласточка( А.Плещеев)

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною,
В сени к нам летит.

С нею солнце краше,
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен;
А ты песню спой,
Что из стран далеких,
Принесла с собой.

«Уж тает снег» (А. Плещеев)

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь,
Опять надолго миновала…

«Подснежник»  (Е. Серова)

Выглянул подснежник
В полутьме лесной -
Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, -
Раз пришел разведчик,
И весна придет!


Аполлон Майков

Уходи, Зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горней вышины!
Старой спорить ли, тщедушной,
С ней - царицею цветов,
С целой армией воздушной
Благовонных ветерков!
А что шума, что гуденья,
Теплых ливней и лучей,
И чириканья, и пенья!..
Уходи себе скорей!
У нее не лук, не стрелы,
Улыбнулась лишь - и ты,
Подобрав свой саван белый,
Поползла в овраг, в кусты!..
Да найдут и по оврагам!
Вон - уж пчел рои шумят,
И летит победным флагом
Пестрых бабочек отряд!

ЖАВОРОНОК       Василий  Жуковский
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
М песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны;

Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь Божий мир здесь вижу я.
И славит Бога песнь моя!

И. С. Никитин                                                                                                       Полюбуйся, весна наступает, 

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят...

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнёзд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари!

Весенняя гроза    Ф. И. Тютчев

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный —

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно музыкальная композиция «И всё о той весне…», посвящается 70-летию Великой Победы

В этом году мы отмечаем знаменательную дату – 70-летие со Дня Великой Победы.Основная цель мероприятия заключается в формировании у подрастающего поколения чувства патриотизма, любви к Родине, чувства...

Литературно- музыкальная гостиная "Самый добрый урок"

Конспект открытого общешкольного мероприятия ко Дню матери...

Воспитательное мероприятие "Созвездие будущего". Литературно-музыкальная композиция «Мой любимый край»

Районный фестиваль детских школьных объединений «Созвездие будущего», посвященного 80- летию Саратовской области «Край ты мой родной…»...

Литературно-музыкальная гостиная «ПОЭЗИЯ И МУЗЫКА ОСЕНИ»

Сценарий литературно-музыкальной гостиной предназначен для учащихся 4, 5 классов, является творческой работой. Цель: развитие воображения, нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний уча...

Презентация к классному часу : "Наступила весна""

Цель: обобщить и систематизировать знания о весне.Задачи:- познакомить детей с признаками прихода весны в живой и неживой природе;-учиться читать выразительно стихи о весне.-загадывать загадки....

Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии»)

Проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого прод...

Внеклассное мероприятие "Литературно-музыкальная гостинная, посвященная Дню Защитника Отечества"

Цели: познакомить учащихся с военной историей России,  рассказать эпизоды из военной жизни, проследить историю войн. Воспитывать у школьников чувство патриотического долга, а главное, ч...