Открытый урок Русского языка 4 класс "Изменение местоимений 1 и 2 лица единственного и множественного лица по падежам"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Козлова Светлана Николаевна

Открытый урок Русского языка 4 класс "Изменение местоимений 1 и 2 лица единственного и множественного лица по падежам"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме: «Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа по падежам»

 Образовательная: учиться изменять личные местоимения 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа по падежам; определять лицо, число, падеж местоимений.

Развивающая: развивать память, мышление, внимание, речь, познавательную активность

Воспитывающая: воспитывать коммуникативные умения, умение работать в группе, паре; интерес к предмету

Задачи:

1)создать условия для ознакомления с особенностью изменений личных местоимений по падежам

2)совершенствовать умение определять падеж личных местоимений

3)содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые результаты:

Предметные результаты: познакомятся с особенностью изменений личных местоимений 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа по падежам; научатся определять падеж личных местоимений, ставить местоимения в начальную форму, указывать лицо и число личных местоимений

Планируемые результаты урока :

Предметные: обогащать словарный запас детей.

Метапредметные УУД:

Метапредметные:

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников, решая познавательную задачу; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом.

Регулятивные: высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные : нравственно - этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: проектор, экран, карточки работы в паре.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок,

Пригласил нас на урок!

- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем, встанем и поздороваемся.

- Ну что ж – начнем работать!

- Откройте тетради – запишите число, классная работа.

-Давайте познакомимся с планом урока.

План урока на доске.

2.Проверим домашнее задание.

3.Минутка чистописания.

Бб   бя  бе  ббб

Слайд 1

- Объясните смысл пословицы.

Без трудов нет плодов.

- Как эта пословица может быть связана с работой на уроке? Предлагаю ее сделать девизом нашего урока.

За ваш труд(правильные ответы вы получите яблочки.  Чем больше яблок, значит тем лучше вы трудились сегодня на уроке и тем богаче будет наша яблонька)

4.Разбирать предложение по членам

-Найдите ошибки.

Сонце  освищяло яблоню на лисной палянке.

Выполните разбор предложения по членам. Подчеркние главные члены, надпишите над каждым словом часть речи, определите падежи имен существительных.

Солнце (И.п.) освещало яблоню (В.п.)на лесной полянке(П.п).

5.Повторение  изученного.

- Послушайте стихотворение А. Барто «Сильное кино» :

Заранее, заранее

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придет

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Все подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

— Они ползут,

А он им — раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей — раз!

Она им — раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он был с ней

Заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала:

Я ничего не поняла.

- Почему девочка ничего не поняла?(Брат не называл имена героев, а заменял их местоимениями)

- Что такое местоимение?(Личные местоимения указывают на предмет, но не называют его. Бывают 1 лица-я ,мы. 2 лица-ты, вы. 3 лица-он, она, оно, они)

Слайд  2.

Задания на смекалку.

1.Какие два местоимения мешают транспорту спокойно   ездить по дорогам? (Я, МЫ)

2.За какое местоимение можно спрятать букву «Ц», чтобы получилось животное? (заЯц)

3. К какому местоимению надо прибавить слог ЛО, чтобы получился предмет гигиены для принятия душа?  (Мыло)

4. Мама спросила дочку: «Эти тарелки чистые?» Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты). 

Игра «Четвёртое лишнее»

- Сейчас мы поиграем в игру «Четвертое лишнее».

- Определите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее. Определите лицо и число.

Он, она, оно, я (1 л.ед.ч.)     (1 л)

Я, ты, они(3 л.мн.ч.), он    (множественное)

Ты, к, от, за    (остальные это предлоги)

План.  Работа в команде.

- Поставьте  данные местоимения в соответствующую строку. Работать будем командами.

он, я, вы, оно, мы, но, они, ты, она, меня

2-е л., мн. ч.                            3-е л., ед. ч., ж. р.

3-е л., ед. ч., м. р.                    3-е л., ед. ч., с. р.

3-л., мн. ч.                                2-е л., ед. ч.

1-е л., ед. ч.                                            1-л., мн. ч.

- Проверим, как вы справились с заданием.

-Какое слово у вас осталось.(меня)

- Какой частью речи является слово «меня»? (местоимением)

- Как местоимения я и  меня связаны между собой?

-Это местоимение я в каком падеже?(нет меня –Р.п., винить меня-В.п)

-Какая тема урока? Догадались?

- Прочитайте тему урока :

«Изменение личных местоимений по падежам»

6. Постановка целей урока.

Давайте поставим  цели урока

СЛАЙД 3

-Что мы должны научиться делать?

- Будем учиться изменять по падежам личные местоимения.

- Учиться определять падеж местоимений.

- Учиться правильно записывать местоимения в разных падежах.

– Вместо какой части речи употребляются личные местоимения?(существительного)

– Как изменяются имена существительные? (По падежам).

- Что нужно сделать, чтобы определить падеж имени существительного?(поставить вопрос)

7.Физминутка.

Слайд 4.-

-Откройте учебник с. 56 упр. 118

Я сижу на речке, ловлю пескарей. Вокруг меня носятся комары. Ко мне на удочку присела стрекоза. Стрекоза повела глазищами и смотрит на меня. Вдруг сорвалась стрекоза, скользнула надо мной. Послышался какой-то щелчок, и на мне оказалось блестящее комариное крылышко. Это стрекоза комара на лету сцапала.

(Задания внизу)

Выпишите местоимения вместе с предлогами, в скобках укажите падеж местоимений.

К доске  пойдет ….

Я (кто?) -И.п

Вокруг меня (вокруг кого?) Р.П   правило лисы

Ко мне (к кому?)Д.п.

На меня (на кого?) В.п.  правило лисы

Надо мной(над кем?) Т.п.

На мне(на ком?) П.п.

- Что заметили?(Местоимение я стоит во всех падежах)

Выделенные слова – это разные формы личного местоимения( Я).

- Как определить падеж местоимения?(поставить вопрос)

Вывод: местоимения изменяются по падежам (склоняются).

- На стр. 57 рассмотрите сводную таблицу «Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа».

- В каких падежах формы личных местоимений 1-го и 2-го лица похожи? (Местоимение «я» в родительном и винительном падежах имеет форму «меня»

местоимение «ты» в родительном и винительном падежах имеет форму «тебя»;

местоимение «мы» в родительном и винительном падежах имеет форму «нас»

местоимение «вы» в родительном и винительном падежах имеет форму «вас».)

Применяем правило «лисы»

- Какая часть слова изменяется у имен существительных во время склонения? (окончание)Показать на таблицу на стене

- Что происходит с местоимениями при склонении? (изменяется основа и окончание)-Правописание выделенных орфограмм необходимо запомнить.

Выполнить разбор предложений по членам предложений.

1 вариант. Я сижу на речке, ловлю пескарей.(Однородные сказуемые)

2 вариант. Вокруг меня носятся комары.

8. Закрепление изученного

- Давайте прочитаем  правило на стр.57.

Посмотрите в окошко. Сначала на трубу, а потом на кружок на стекле

Работать самостоятельно.

-Теперь давайте закрепим изученный материал. (Раздать карточки)

Слайд 5

-Прочитайте письмо. Вставьте личное местоимение «я» и «ты» в разных падежах.  

Вставьте местоимения.

Катя,  ____с  тобой очень повезло. ____ настоящая  подруга. Когда у _____ проблемы, _____ всегда придешь  на помощь . ____очень хорошо понимаем друг друга. Желаю _____ успехов в учёбе и всего самого хорошего.

Взаимопроверка.

-Поменяйтесь листочком с соседом по парте. Проверьте работу.

1 предложение читает....

Слайд 6

-Давайте определим лицо, число и падеж местоимений

Катя, мне(1 л, ед.ч., Д.п.) с  тобой очень повезло. Ты (2 л., ед.ч., И.п.) настоящая подруга. Когда у меня (1 л., ед.ч., Р.п.)проблемы, ты (2 л., ед.ч., И.п.) всегда придешь  на помощь . Мы(1.л.мн.ч., И.п.) очень хорошо понимаем друг друга. Желаю тебе (2 л., ед.ч., Д.п.) успехов в учёбе и всего самого хорошего.

-Ребята, как вы думаете, кто такой настоящий друг?

9. Итог урока.

– Вернемся к плану. Всё ли мы с вами выполнили?

- Чему учились?

- Что нового узнали?

10. Домашнее задание Стр. 57 упр. 121

- Какой девиз урока у нас был?

Без трудов нет плодов.

- Вы получили за ответы яблочки. Посмотрим сколько? Я ставлю такие оценки….

Всем спасибо. Отдыхайте. Украсьте наше дерево плодами нашей работы.

Слайд  1

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Без трудов нет плодов.

Слайд 3

- будем учиться изменять… - учиться определять … - учиться правильно записывать …

Слайд 5

Вставьте местоимения. Катя, ____с тобой очень повезло. ____ настоящая подруга. Когда у _____ проблемы, _____ всегда придешь на помощь . ____очень хорошо понимаем друг друга. Желаю _____ успехов в учёбе и всего самого хорошего.

Слайд 6

Катя, мне с тобой очень повезло. Ты настоящая подруга. Когда у меня проблемы , ты всегда придешь на помощь . Мы очень хорошо понимаем друг друга. Желаю тебе успехов в учёбе и всего самого хорошего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка. Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа

Открытый урок русского языка. Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа...

Технологическая карта к открытому уроку русского языка 2 класс на тему "Единственное и множественное число имен существительных"

Технологическая карта к открытому уроку русского языка, разработана в соответствии с ФГОС, на основе материала по УК "Школа России"....

Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Единственное и множественное число имен прилагательных»

Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Единственное и множественное число имен прилагательных»...

Технологическая карта урока русского языка «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений» Тип урока: «открытие» нового знания Ц...

Технологическая карта урока русского языка «Глаголы 2-го лица единственного и множественного числа» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цель урока:обобщение знаний у обучающихся о правописании глаголов 2-го лица единственного и множественного числа.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о правописании глагол...

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы 3-го лица единственного и множественного числа" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: обобщение знаний у обучающихся об изменении личных окончаний глаголов 3-го лица в единственном и множественном числе.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Обобщить и системати...