ТКУ по русскому языку УМК "Школа России" 2 класс "Знакомство с сочинением"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Нацвлишвили Анастасия Сергеевна

ТКУ по русскому языку УМК "Школа России" 2 класс "Знакомство с сочинением"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_1.docx375.84 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 21.04.2025

Школа: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа№25 г. Челябинска»

Класс: 2-В

Урок:

Студент: Нацвлишвили Анастасия Сергеевна

Группа: 43

Учитель: Елизарова Вероника Вячеславовна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Время:

Кабинет: 302

Тема урока: «Устаревшие слова»

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование у обучающихся представления об устаревших словах.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Сформировать знание о понятии «устаревшие слова».

2. Научить определять значение слова по тексту или уточнять значение с помощью толкового словаря.

Предметные:

1. Уметь выявлять случаи употребления устаревших слов, понимать их значение и узнавать значение по учебному словарю.

2.  Уметь определять значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Развивающие:

1. Развивать умение формулировать полные ответы на вопросы.

2. Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими посредством парной работы.

Личностные:

1. Неприятие любых форм поведения, направленных на

причинение физического и морального вреда другим людям

(в том числе связанного с использованием недопустимых

средств языка);

2. Познавательные интересы, активность, инициативность,

любознательность и самостоятельность в познании, в том числе

познавательный интерес к изучению русского языка.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу через работу в парах.

2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

УМК: «Начальная школа XXI века», учебник «Русский язык» С. В. Иванов: 2 кл., 2 ч.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф: фронтальная

М: слово учителя

П: эмоциональный настрой

Приветствует обучающихся. Устанавливает эмоциональный контакт.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Даниловна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Посмотрите на экран. Перед вами 3 волшебных буквы (А, В, С), придумайте слова, начинающиеся на эти буквы, которые могли бы описать хорошую работу на уроке.

- Я расшифровала эти буквы, как Активно, Внимательно, Старательно, и надеюсь, что именно так вы сегодня поработаете на уроке.

Приветствуют учителя.

Предполагают значение букв.

КУУД:  принимать цели совместной деятельности.

Актуализация знаний и мотивация

(7 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф: фронтальная

М: решение грамматико-орфографических задач

П: словарная работа

Взаимоконтроль

Ф: фронтальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

Ф: фронтальная

М: эвристический

П: анализ языкового материала

Внешний контроль

Организует словарную работу.

- Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число (21 апреля), классная работа.

- Выделите в этих словах ошибкоопасные места. Что вы выделили и почему?

- Сейчас мы с вами продолжим работать со словарными словами, они представлены на экране, но в них пропущены буквы. Ваша задача переписать их в свои тетради, вставить нужные буквы и выделить орфограммы. На это у вас будет 2 минуты.

_втобус, в_кзал, гор_д, завтр_к, к_мпьют_р, л_пата, м_дведь, ин_й, к_рзина.

- Обменяйтесь своими тетрадями в парах, проверьте друг друга по образцу. Поставьте отметки: 5, если нет ошибок, 4, если допущены 1-2 ошибки, 3, если 3-4 ошибки. Верните тетради. Поднимите руки те, у кого 5;4;3. Спасибо, эти отметки выставим вам в журнал после урока.

Актуализирует знания обучающихся по пройденным темам.

- Прочитайте текст на экране.

Мартовский свет ворвался в тёмную комнату. Он, как фокусник, в одно мгновение преобразил всё вокруг. Комната засверкала, засияла, заблестела. Даже огромный ларь, стоящий в углу, уже не казался таким мрачным.

- О чём говорится в тексте? Какая в нём главная мысль?

- Найдите в тексте многозначное слово. Как вы это поняли? Приведите примеры.

- Найдите в тексте синонимы. Почему эти слова являются синонимами?  Для чего они нужны в тексте?

- Есть ли в тексте заимствованные слова? Почему слово фокусник – заимствованное?

- Есть ли в тексте слова, которые непонятны вам по значению?

- Где мы можем прочитать значение слова, если не знаем его или сомневаемся?

- Откройте толковый словарь на с. 162 и прочитайте значение этого слова.

- Что написано в скобочках к этому слову?

- Именно с такими словами мы сегодня подробнее поработаем.

- орфограмма непроизносимая согласная в корне слова, орфограмма безударная О в корне слова, удвоенная С в корне слова, безударная гласна я А в корне слова – апрель, класс, работа – словарные слова, мы не можем проверить, какие буквы нужно вставить, поэтому должны их запомнить

Проводят словарную работу.

Проверяют и оценивают друг друга.

- о том, как становится красивой комната, когда туда попадает свет

- свет, так как оно может иметь значения: свет солнца, свет лампы

- засверкала, засияла, заблестела – то есть стала светлой. Синонимы нужны для того, чтобы избегать повторы в тексте, сделать его разнообразнее.

- фокусник, потому что слова, начинающиеся на ф – заимствованные

- слово ларь

- в толковом словаре

Читают значение слова.

- устаревшее

ПУУД:  анализировать графическую

информацию в соответствии с учебной задачей.

КУУД: слушать и понимать речь других.

РУУД: проявлять готовность выполнять указанные действия.

ПУУД:  устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы;

анализировать графическую информацию в соответствии с учебной задачей.

Учебная презентация

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

(4 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф: фронтальная

М: беседа

П: формулирование темы, целей и плана урока

Ф: индивидуальная

М: беседа

П: инструктаж

Самоконтроль

Проводит работу над формулированием обучающимися темы и цели урока. Организует построение плана урока.

- Предположите, какая же тема будет нашего урока?

- Какую цель мы с вами поставим?

1. Познакомиться …

2. Научиться …

- Для достижения цели нам необходим план урока.

Он представлен на экране, но в нём пропущены некоторые слова. Используя слова для справок восстановите план.

1. Выполнить … работу.

2. Узнать, какие слова называют … .

3. Закрепить … об устаревших словах.

4. Поработать … .

5. Подвести … .

Слова для справок: итог, устаревшими, самостоятельно, знания, словарную.

- Переверните карточки номер 1, в них вы будете оценивать свою работу. Рядом с каждым заданием изображена лестница успеха. Сейчас вы уже можете оценить себя за 1 задание «Повторил». Поставьте галочку на 3 ступени, если вы успешно справились со словарной работой и повторением материала, на 2 ступени, если у вас возникали затруднения, на 1 ступени, если вам было трудно.

Формулируют тему и цель урока.

-  Устаревшие слова

- 1. Познакомиться с устаревшими словами.

2. Научиться определять их значение.

Составляют план урока.

1. Выполнить словарную работу.

2. Узнать, какие слова называют устаревшими.

3. Закрепить знания об устаревших словах.

4. Поработать самостоятельно.

5. Подвести итог.

Оценивают свою деятельность.

ПУУД: формулировать с помощью учителя цель, планировать деятельность.

РУУД: выстраивать последовательность выбранных действий.

КУУД:

корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

Учебная презентация

Учебная презентация

Карточки 1

"Открытие" детьми нового знания  ( 8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф: фронтальная

М: языковой анализ

П: лексический анализ

Ф: парная

М: иллюстративный

П: карточка

Ф: парная

М: рассказ

П: рассказ правила

Внешний контроль

Организует ознакомление с новым материалом.

- Представьте, что мы с вами попали в прошлое, в старинный русский город, где люди, как и мы, разговаривают на русском языке, но мы их не понимаем, потому что не знаем значения некоторых слов.

- Откройте страницу 85 в своих учебниках и прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конёк-Горбунок».

- Какие слова вам непонятны по значению?

- Прочитайте ниже в оранжевой рамке, что они значат.

- Употребляют ли современные люди такие слова в своей речи? Почему?

- Найдите на своих партах карточки номер 2. Сейчас в парах вам нужно соединить слова в первом столбике с их значением во втором столбике, в этом вам помогут картинки, изображающие данные слова, также поставьте в этих словах ударения. На это у вас будет 2 минуты.

- Прочитайте первое/второе/третье/четвёртое слово и его значение.

- Как вы думаете, почему эти слова мы не слышим в нашей речи? Почему мы перестали их употреблять?

- Тогда какие слова мы можем называть устаревшими? Прочитайте определение в учебнике на с.

- Проговорите друг другу в парах определение устаревших слов.

- Оцените свою работу за 2 задание «Познакомился». Поставьте галочку на 3 ступени, если вы успешно справились со знакомством с понятием «устаревшие слова» на 2 ступени, если у вас возникали затруднения, на 1 ступени, если вам было трудно.

- кушаки, сафьяны, бичи

- нет, потому что отсутствует в них потребность(нужда)

- употреблять их стало не нужно в речи. Многие вещи не используют, и их наименования, тоже не стали использоваться со временем.

- слова, которые перестали употребляться в современном языке

Проговаривают определение.

Оценивают свою деятельность.

КУУД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

РУУД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания.

РУУД: анализировать языковой материал; находить ответы на вопросы.

КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога.

Учебная презентация

Учебник, с.85

Учебная презентация

Карточки 2

Учебник, с. 86

Карточки 1

Динамическая пауза

(1 мин)

Организует динамическую паузу.

Выполняют упражнения динамической паузы.

Первичное закрепление

(5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф: фронтальная

М: эвристический

П: определение значения

Внешний контроль

Организует работу на закрепление знаний.

- Мы с вами узнали, что значат устаревшие слова. Что нам нужно сделать теперь?

- Перед вами 3 устаревших слова. Ваша задача найти их значение в толковом словаре своего учебника и составить предложения с этими словами записать их в тетради. 1 ряду со словом мОлвить, 2 ряду – пЕрст, 3 ряду – сусЕк. На это у вас будет 2 минуты.

- Прочитайте значения слов из словаря и предложения, которые у вас получились. Кто ещё сможет прочитать своё предложение?

- Было ли вам сложно составлять предложения? Почему?

- Оцените себя за 3 задание «Закрепил». Поставьте галочку на 3 ступени, если вы успешно справились с составлением предложений, на 2 ступени, если у вас возникали затруднения, на 1 ступени, если вам было трудно.

- закрепить знания об устаревших словах

Ищут значения, составляют предложения.

(Он был не в силах молвить ни слова. Она надела на перст золотое кольцо. Бабушка хранит зерно в сусеках.)

Читают предложения.

- Было непросто, потому что мы обычно не употребляем такие слова в речи.

Оценивают свою деятельность.

РУУД: осуществлять контроль процесса и результата деятельности

ПУУД: выполнять задания в соответствии с заданными установками.

Учебная

презентация

Карточки 1

Самостоятельная работа с самопроверкой

(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф: индивидуальная

М: языковой анализ

П: лексический анализ

Взаимоконтроль

Организует самостоятельную работу.

- Мы закрепили знания, а теперь поработаем самостоятельно.

- На ваших партах найдите карточки номер 2. Вам нужно в каждой линии найти устаревшее слово, подчеркнуть его, а ниже определить значение данных слов. На это у вас будет 3 минуты.

1. Кеды, босоножки, лапти, кроссовки.

2. Стол, утюг, коромысло, кастрюля.

3. Нос, рот, очи, уши.

1.

2.

3.

- Обменяйтесь карточками с соседом по парте и

Проверьте ответы с образцом на экране. Обменяйтесь обратно. Поднимите руку, кто не допустил ошибок? У кого 1-2 ошибки?

Вы хорошо справились!

Проведите самооценку за 4 задание «Проверил». Поставьте галочку на 3 ступени, если у вас не было ошибок, на 2 ступени, если 1-2 ошибки, на 1 ступени, если больше 2 ошибок.

Выполняют самостоятельную работу.

1. Кеды, босоножки, лапти, кроссовки.

2. Стол, утюг, коромысло, кастрюля.

3. Нос, рот, очи, уши.

1. Старинная низкая обувь

2. Деревянная дуга для ношения вёдер

3. Глаза

Проверяют ответы по образцу.

Поднимают руки.

Заполняют Листы успеха.

КУУД: оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников.

РУУД: корректировать свои учебные действия.

Карточки 3

Учебная презентация

Карточки 1

Включение в систему знаний, повторение (6 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф: групповая

М: языковой анализ

П: лексический анализ

Внешний контроль

Организует деятельность обучающихся.

- Каждое устаревшее слово можно заменить современным словом-синонимом.

- Сейчас вам в группах нужно подобрать слова-синонимы к устаревшим словам.

На это у вас будет 3 минуты.

Уста –

ЗерцАло –

ЛанИты –

ЧелО –

ПокОи –

РазумЕть –

Льзя –

- Прочитайте пары слов, которые у вас получились, по очереди один представитель от группы читает одну пару слов, остальные внимательно слушают и проверяют.

- Вы отлично поработали, оцените себя за последнее задание «Подобрал». Поставьте галочку на 3 ступени, если вы успешно справились с работой в группах, на 2 ступени, если у вас возникали затруднения, на 1 ступени, если вам было трудно.

- слушать мнение каждого, работать слаженно, дружно, не мешать остальным

Подбирают слова.

Составляют пары слов в группах.

Уста –губы

ЗерцАло – зеркало

ЛанИты – щёки

ЧелО – лоб

ПокОи – комната

РазумЕть – понимать

Льзя – можно

Оценивают свою деятельность.

КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

КУУД:

при выполнении совместной деятельности справедливо распределять работу.

Карточки 1

Рефлексия деятельности

(2 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф: фронтальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

Самоконтроль

Организует анализ деятельности обучающихся.

- Мы с вами узнали об устаревших словах, закрепили и проверили свои знания. Что нам осталось сделать?

- Вспомните тему нашего урока. Какую цель мы ставили в начале урока? Поднимите большой палец вверх, если вы считаете, что мы её достигли.

- Кто сможет сделать вывод о значении устаревших слов.

- Посмотрите на свои Лестницы успеха. Поднимите руки те, у кого больше галочек на 3 ступени; на 2; на 1.

- Вспомним 3 волшебные буквы, о которых мы говорили в начале урока, вы сегодня, действительно, поработали активно, внимательно и старательно. Спасибо вам за урок!

Проводят анализ деятельности.

- подвести итог

-  Устаревшие слова

- 1. Познакомиться с устаревшими словами.

2. Научиться определять их значение.

Делают вывод.

- устаревшие слова помогают нам узнавать и не забывать о нашей истории, они дополняют и делают интереснее сказки, книги, которые мы читаем, они помогают сохранять исконно русский язык.

Анализируют Листы успеха.

РУУД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их;

устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку.

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе Тема: Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

Сообщить сведения о художнике, необходимые для понимания идейного замысла картины; учить детей «читать» картину; развивать связную речь, образное мышление, наблюдательность; обогащать словарный ...

конспект урока русского языка, 3 класс, обучение написанию сочинения-миниатюры

Сочинение – творческая работа, которая требует наивысшей самостоятельности учащегося, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Вашему вниманию представлен урок русског...

Презентация к уроку русского языка во 2классе по теме "Сочинение по картине С. А. Тутунова "Зима пришла. Детство"

Данная презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе  по учебнику В. П. Канакиной УМК "Школа России"(отредактированная)....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе (письмо сочинения). Тема: "Звуки и краски весны"

Цели урока: 1.Учить связно и последовательно рассказывать о наблюдаемых явлениях. 2.Правильно строить предложения. 3.Раскрывать тему предстоящего сочинения. 4.Обогащать словарный запас учащихся. ...

Конспект,технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 3классе по теме: "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка" УМК В.П.Канакиной ("Школа России")

Данный материал содержит технологическую карту, конспект  с презентацией к уроку развития речи в 3классе по теме "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван - царевич и лягушка-квакушка" (по учебн...

Урок. Русский язык. Развитие речи 3 класс. Сочинение"В окно повеяло весною"

В материале размещен урок русского языка в 3 классе.Сочинение на тему "В окно повеяло весною"...