Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 3 класс
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Соломина Наталья Викторовна

КИМ с по русскому языку 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kim_3_klass.docx52.11 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 3 класс ФГОС "Школа России

   

Соломина Н.В. , учитель начальных классов

                                                                           

С. Нижний Саянтуй

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

ТЕМА КОНТРОЛЯ

Стр.

1

Контрольное списывание № 1

3

2

Входной контрольный диктант по теме «Повторение изученного во 2 классе». Друзья

3

3

Словарный диктант № 1

4

4

Изложение «Осенняя ёлочка»

4

5

Проверочная работа по теме: «Части речи»

5

6

Контрольный диктант для 3-го класса за I четверть «Осенью».

7

7

Словарный диктант №2

7

8

Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе»

8

9

Проверочная работа по теме «Состав слова»

9

10

Словарный диктант № 3

11

11

Сочинение «Снегурочка»

11

12

Проверочный диктант по теме «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными». «Зимние чудеса»

11

13

Словарный диктант №4

12

14

Контрольное списывание №2

12

15

Контрольный диктант за 2 четверть с грамматическим заданием

12

16

Контрольное списывание №3

13

17

Обучающее изложение. «Мал да удал»

13

18

Словарный диктант № 5

14

19

Проверочный диктант по теме «Имя существительное».

14

20

Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

15

21

Обучающее изложение «Кот»

17

22

Словарный диктант № 6

17

23

Сочинение - отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

17

24

Контрольный диктант за 3 четверть с грамматическим заданием.

21

25

Проверочный диктант. Изменение имён прилагательных по падежам

22

26

Контрольное списывание № 4

22

27

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием за курс 3 класса

23

28

Проверочная работа « Морфологический разбор глагола».

24

29

Словарный диктант № 8

26


Контрольное списывание № 1

Подбери к тексту заголовок.

Из родников и ключей в_да т_чёт в руч_и. Из руч_ев она беж_т в реки. Б_льшие реки текут в м_ря. Куда девается в_да из моря? Почему она не беж_т чер_з край? В_да из моря поднимается туманом. Из тумана делаются тучи. В_тер гонит их. Из туч вода пад_ет на землю.

Входной контрольный диктант по теме «Повторение изученного во 2 классе».

Друзья

Юра Щукин и Алёша Морозов – большие друзья. Они живут в селе Ильинка. Кругом раскинулись широкие поля. Яркие краски радуют глаз. Под горой течёт речушка Быстрянка. Летом ребята работали в колхозе. Они ходили на прополку свёклы и моркови. Потом бежали в ближний лесок. Там  много грибов и ягод. Мальчики знают грибные места.

Слова для справок: раскинулись, ближний.

Грамматическое задание

  1. Составьте предложение из слов и разберите его по членам предложения и частям речи. Выпиши словосочетания: вариант 1 – листья, падают, берёз, золотые, с; вариант 2 – ногами, шуршит, трава, под, сухая.
  2. Прочитайте слова.

Маяк, кольцо, длинный, Игорь, юнга,  друзья, Юрий.

1 вариант.  Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков. Укажи в них количество слогов, звуков, букв.

2 вариант. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв. Укажи в них количество слогов, звуков, букв.

  1. Вспомни, какие бывают  орфограммы. Подбери на каждое правило по 2 своих примера.

Живут, шина –

Часы, щавель –

Чудо, щупальца –

Ночка, ручной –

Словарный диктант № 1
Праздник, вместе, орех, овёс, восток, заря, пшеница, альбом, погода, понедельник, ракета.

Изложение «Осенняя ёлочка»

Весной ёлочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась.

Теперь каждую осень деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки – красивые листья. Осина дарит красные китайские фонарики. Клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит елочка счастливая. У всех на глазах становится нарядная и разноцветная. Не то что зимой и летом — одним цветом.

  • С чем автор сравнивает листья осины, клёна, ивы?
  • Какое слово автор использовал, чтобы не повторять слово «дарят»?
  • Какой стала ёлочка осенью? Что в ней необычного?
  • Какие слова в тексте показывают, что ёлочка автору очень нравится?

План

1. Появление ёлочки.

2. Подарки осины, клёна, ивы.

3. Счастливая и нарядная ёлочка.


Проверочная работа по теме: «Части речи»

ФИ________________________________________________________

1. Допишите предложения:

Имя существительное отвечает на вопросы _____________________________________

Имя прилагательное обозначает ______________________________________________

Какая часть речи обозначает действие предмета _________________________________

2. У слов определите часть речи (число, род, одушев./неудошев., время)

Слон______________________________________________________________________ Думать____________________________________________________________________

Игра______________________________________________________________________

Красивая__________________________________________________________________ Увидел____________________________________________________________________ Пушистый_________________________________________________________________ Яркое_____________________________________________________________________ Гуляют____________________________________________________________________

Учебник___________________________________________________________________

3. Подберите и напишите по 3 слова, которые отвечают на вопросы:

что делать?________________________________________________________________

какой?____________________________________________________________________

кто?______________________________________________________________________ какая?_____________________________________________________________________

какое?____________________________________________________________________

что сделать?_______________________________________________________________

какие?____________________________________________________________________

что?______________________________________________________________________

4. Поставь существительное в множественное число:

Друг– ___________________________

Дерево– _________________________

Книга – ________________________

Ученик - ______________________________

Год - ___________________________________

Таблица - _________________________________

5. Допишите предложения:

Имя существительное обозначает _____________________________________

Глагол отвечает на вопросы ______________________________________________

Какая часть речи обозначает признак предмета _________________________________

6. Поставите где нужно ь:

Нож___, леч___, ноч___, грач___, доч___, береч___, гараж___, стереч___, вещ___.

7. Поставьте слова в будущее время.

Бежал_____________________ Идти______________________________

Забирает______________________ Спала______________________________

Вышли_______________________ Встает______________________________

8. Поставь нужный предлог

Пошли гулять ___ улицу. Книга упала ___ пол. Лампа висит ___ столом. Пришли ___ лес. Мы были ___ моря. Играли ___ ребятами. Думали ___ маме. Были __ гостях. Бегали ___ стадионе.


Контрольный диктант для 3-го класса

за I четверть

Осенью.

Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи. (48 слов)

Грамматическое задание

1.Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.

I вариант

На опушке леса растут рыжие лисички.
II вариант

Осенью деревья надели яркий наряд.

2. Подберите однокоренные слова с данными корнями.

     -сад-                                                                    -цвет-

3. Разберите слова по составу.

Осенний, пробежка, журавлёнок,

бабушка, девочка.
Лимонный, походка, тюленёнок,

крылышко, мамочка.

Словарный диктант №2

Орех , овёс, заря, чёрный, понедельник, четыре, пшеница, огород, овощи, картофель, огурец, помидор, восток, вместе.

Сочинение по картине А.А. Рылова

«В голубом просторе»

План.

  1. Вступление.
  2. Описание картины (небо и птицы; море и парусник; гористый берег).
  3. Настроение, которое оставила картина.

Почему Аркадий Александрович Рылов назвал свою картину «В голубом просторе»?

Что изображено на этой замечательной картине? (голубое небо, тёмно-синее море).

Что занимает большую часть картины? (бескрайнее небо).

Какие облака плывут по голубому небу? (пушистые, белые, лёгкие).

Кого изобразил художник на фоне красивого неба? (семь больших белых лебедей, летящих над морем).

Куда летят эти красивые птицы? (в тёплые страны, на юг, навстречу солнышку, в жаркие края).

Что мы видим в центре картины? (тёмное, синее море, бескрайние просторы, с волнами и белой пеной).

Что мы видим вдали на горизонте? (корабль с белыми парусами).

Куда он плывёт? (к земле, навстречу ветру).

Что виднеется справа от парусника? (гористый берег, покрытый снегом).

Мне эта картина понравилась (не понравилась). Она оставила ……………………… настроение.


Проверочная работа по теме «Состав слова»

Ф.И.______________________________________________________________

  1. Напиши, какие ты знаешь части слова._________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Закончи правило:
Окончание – это___________________________________________________

_________________________________________________________________


Суффикс – это_____________________________________________________

_________________________________________________________________

3. Какие из этих слов имеют общий корень?

а) горка

б) горький

в) горный

г) горит

д) пригорок

4.Подчеркни слово, которое не является однокоренным среди данной группы:
1. чайник, чайный, нечаянно, чай; 
2. легонько, легковой, залегать, облегчать; 
3. дело, делить, поделки, деловой. 

5. В каких словах окончание нулевое?

а) кот

б) кошка

в) лев

г) львы

д) хвост

6. Выделить корень в однокоренных словах:

Лес, лесной, лесник.

Мёд, медовый, медвежий.

Суд, судебный, посуда.

Боль, больница, большой.

7.Разбери слова по составу.

Заморозки, полёт, грибник, вырубка, звёздочка, дворник, игрушка, моряки, перелесок, походка, перестрелка, маленький.

8.Образуй однокоренные слова при помощи суффиксов (ласково)

-еньк- , -очк-, -ок.

Серый волк _______________________________________

Красная роза _____________________________________

Тёплый ветер ____________________________________

9.Подбери однокоренные слова, выдели корни.

Цвет ___________________________________________

Дуб ____________________________________________

Берёза _________________________________________

10. Как перенести слово подкрался?

а) по – дкрался, б) под-крался в) подк-рался


Словарный диктант № 3
Компьютер, столица, обед, ужин, пирог, шоссе, четверг, север, берег, пороша, чувство, лестница, интересный, интересно.

Сочинение «Снегурочка»

План.

Опорные слова:

 1. Вступление. Что изображено на

картине В. Васнецова «Снегурочка»?

Снегурочка, зимний лес.

2. Основная часть. Описание картины.

1. Как художник изобразил лес, природу?

Тёмный лес, ночьалмазные звёзды, лунный свет, поляна, сияющий голубоватый цвет, яркие тени.

2. Какая Снегурочка?

Девушка, красивый наряд, жемчужноеребристый цвет, парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, тёплые варежки.

3. Где стоит Снегурочка? Что изобразил художник на заднем плане?

В сумраке леса, пушистые ёлочки, тонкая берёзка,вдали, огоньки-светлячки деревеньки.

4. Как чувствует себя Снегурочка?

Страшно, одиноко.

3. Заключение.

Понравилась ли тебе картина? Чем?

Волшебная, загадочная, чудо, тайна.

Проверочный диктант по теме «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными».

Зимние чудеса

  Зима вошла в свои права. Мягкий снег укрыл землю. Мороз сковал реки и озера. Крепкий гладкий лед блестит на пруду. Красив стал зимний лес. Пушистые варежки зимушка надела на ели и сосны. Снежком укрылись молодые березки и осинки. Старые пни надели на головы шапки. На полях волнистыми коврами лег снег. Перестал зябнуть озимый хлеб. (56 слов)

  Слова для справок: озимый.

Грамматическое задание.

  1. Синтаксический разбор предложения.

Вариант 1 – Мягкий снег укрыл землю

Вариант 2 – Красив стал зимний лес


  1. Разбор по составу: холодный, маленький, ножку, ледком.


  1. Выписать по два слова из текста диктанта на орфограммы: правописание безударных гласных в корне и правописание парных согласных в корне


Словарный диктант №4

Самолет, комната, однажды, кровать, вместе, чёрный, компьютер, столица, желать, коллектив, коллекция, грамм, чувство, четверг.

Контрольное списывание № 2

«Лакомка»

Стоял тёплый с_нтябрьский ден_. Странный шум доносился из м_л_дого ельника. Мы _сторожно раздвинули ёл_ч_ки. На земле с_дел крупный ястре_. Св_ими ко_тистыми лап_ми он пр_жимал к з_мле кусок пч_линых сот. Пч_лы атаковали пернатого разбойника. Ястреб сп_койно лакомился мёдом. Вот он медленно взмахнул м_гучими крыл_ями и п_летел в ч_щу. В к-гтях он держал соты.


Контрольный диктант за 2 четверть с грамматическим заданием.

Снеговик

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белыешубки. Спит пруд под ледяной коркой. На земле лежит толстый снежный покров. Ребята выбежали  на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

 

Грамматические  задания

  1. Выписать из текста по 1  слову  с  безударной гласной в корне, с парным согласным в корне, с непроизносимой согласной в корне, которые  проверяются ударением,   указать проверочное слово.
  2. Записать и разобрать по составу слова

1 вариант     Берёзка, подорожник,  капуста. 

2 вариант   Ягодка, подберёзовик, помидоры.

  1. Образуй однокоренные слова от данных  слов     с  помощью  приставок. Выдели  приставки.

1 вариант   Лететь, …

2 вариант  Ходить, …


Контрольное списывание №3

ПОЖАР

Ноч_ю в соседнем доме был пожар. Разыгралась огненная в_юга. Раз_ярённое пламя било из окон. С_ехались несколько пожарных маш_н. Первая стояла у под_езда. Вторая об_ехала вокруг дома. Трет_я въехала во двор. Б_ют фонтаны в_ды. Дым раз_едает глаза. Огон_ сдаётся. Слышны крики пожарных. Они спасли жизн_ людей и жил_ё. Нел_зя играть с огнём!

Записать предложения. Подчеркнуть слова с разделительным твёрдым знаком (ъ).

Обучающее изложение. «Мал да удал»

Зима.

Около лунки сидит рыболов. Выловленная рыба лежит прямо на льду.

Вдруг на  лёд  выскочил  зверёк,  белый-белый, 

нежно-снеговой, только  кончик  хвоста  чёрный. 

Лёгкими, воздушными, длинными  прыжками он стремительно  приблизился  к  рыболову. 

Рыболов  узнал  своего  знакомого.  Он  бросил 

горностаю  рыбку.  Шустрый  зверёк  с  ходу  схватил ёршика  и  в  несколько  прыжков  отнёс  в  своё 

ледяное  убежище.  Через  минуту  горностай 

вновь  был  на  льду. Действовал он умело, проявлял расторопность и смелость.

Ответьте на вопросы:

  • О чём текст? Какова его тема?
  • Почему автор назвал рассказ «Мал, да удал?»
  • Где ловил рыбу рыболов?
  • Какой зверёк выскочил на лёд?
  • Что сделал рыболов?
  • Куда отнёс рыбку хищник?
  • Какие качества помогают жить горностаю в суровых условиях?

План.

  • Рыболов.
  • Г о рн о стай.
  • Мал, да удал.

Словарный диктант № 5

Самолет, комната, однажды, кровать, вместе, чёрный, компьютер, столица, желать, коллектив, коллекция, грамм, чувство, четверг.

Проверочный диктант по теме «Имя существительное».

На рыбной ловле

  Дорога шла через рожь к реке. Шуршали на ветру золотые колосья. Мы шли на рыбалку. Под ногами пробежала полевая мышь. Послышался плач в чаще леса. Это сыч затянул свою песню. Вот и река. Кругом тишь. Ловля началась. Скоро на удочку попался ерш. Потом мы вытащили щуку и леща. Близилась ночь. Мы сделали шалаш. Утром солнце осветило окрестность. Мы продолжили рыбалку. (63 слова)

  1. Выпишите по одному слову имена существительные в две группы: в первую одушевленные имена существительные, во вторую неодушевленные имена существительные.
  2. Распределить имена существительные в три группы: в первую имена существительные мужского рода, во вторую имена существительные женского рода, в третью имена существительные среднего рода.

Калач, ночь, пальто, ландыш, мышь, облако, дрожь, плач, имя,

  1. Распределить имена существительные в три группы: в первую имена существительные, которые употребляются и в единственном, и во множественном числе, во вторую имена существительные, которые употребляются только в единственном числе, в третью имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа.
  2. Молоко, ворона, молоток, кровать, сахар, салазки, ножницы, облако, завтрак, метро, осина, погода, ученик, Россия, пальто, завод, 

Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

План сочинения:

1.  Вступление.              

 Общие сведения о художнике и картине.

2.   Основная часть.

Описание картины:

передний план (Иван-царевич, лягушка-квакушка),

задний план (осенний лес и небо),

цвет и настроение картины

3.     Заключение.                    

Мое настроение, впечатления от картины.

 Избегай повторов (подбери синонимы).

Художник, мастер, живописец, художник-иллюстратор;  талантливый, великий, известный.

Картина, полотно, холст.

 1 часть (вступительная)

Опорные слова:   передо мной, «Лягушка-царевна», Иван Яковлевич Билибин, репродукциякартины к русской народной сказке,  художник-иллюстратор,.

 2 часть (основная)

Описание Ивана-царевича.

Опорные слова:

Образ – статный, высокий, красивый, молодой человек.

Одежда  – длинный расписной кафтан, подпоясанный широким голубым кушаком, сафьяновые сапоги изумрудного цвета, красная парчовая шапка с меховыми отворотами, красный лук, расписанный золотыми узорами.

Состояние  – он удивлен, растерян, опечален. Руки разведены в стороны, он не знает, как ему поступить дальше.

 Описание лягушки-квакушки.

Опорные слова:   большая, болотного цвета с коричневыми полосами, совсем не красавица.  Сидит на болотной кочке, около молоденькой елочки, в лапах держит стрелу, внимательно смотрит жалостливым взглядом, как будто хочет что-то сказать.

Описание леса.

Опорные слова:   осенний  русский лес, молодые белоствольные березки, тонкие, голые ветви, непроходимая лесная чаща с темными елями.

 Описание неба.

Опорные слова: тусклое  серо-голубое небо, небольшая стая птиц, улетающих в теплые края.

 Цвет и настроение картины.

Опорные слова:   Теплые цвета в картине, похожа на яркий праздничный ковёр, рамка с ярким орнаментом из жуков и стрел.

 3 часть (заключительная)

Мое отношение к картине.

Опорные слова:   с точностью передал всю красочность момента, описанного в сказке;  удалось достоверно передать сюжет из русской народной сказки; картина очень добрая и теплая, как сама сказка.


Обучающее изложение «Кот»

Однажды кот совершил благородный поступок. Куры влезли на стол в саду. Они стали склёвывать из тарелок каши. Кот прокрался к курам и с победным криком прыгнул на стол. Куры с писком взлетели и бросились удирать из сада. Впереди мчался петух. За ним нёсся кот. Передней лапой он бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. С тех пор куры опасались воровать. А кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож.

К. Паустовский

Примерный план:

  1. Куры в саду.
  2. Как кот наказал кур.
  3. Кот-хозяин.

Словарный диктант № 6

Коллектив, коллекция, аккуратный, праздник, понедельник, четыре, комната, однажды, кровать, рябина, трамвай, пятница, около, солома, озеро.

Сочинение - отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

- Отгадайте загадку.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама – то величава,

Выступает будто пава.

Сладку речь – то говорит,

Будто реченька журчит.

(Царевна – Лебедь)

- Из какого произведения эти строки? « Сказка о царе Салтане…»

- Кто автор сказки ?(А.С.Пушкин)

- Как А.С.Пушкин представил в сказке Царевну – Лебедь?(Расскажите)

- Сегодня мы будем писать отзыв по картине М.А.Врубеля « Царевна – Лебедь».

IV. Изучение нового материала

Работа с текстом .Упр.122 с.70.

- Прочитайте текст.

- Он вам понравился? Что особенно понравилось?

- Рассмотрите репродукцию картины М.А.Врубеля « Царевна – Лебедь».

Рассказ о жизни М.А.Врубеля. Слайд 3 - 4.

Михаил Александрович Врубель родился в1856г. в городе Омске в семье офицера. Семья часто переезжала, и Врубель учился в разных школах, но где бы не забрасывала его судьба, всегда находилось время для занятия рисованием.

М.А.Врубель был очень разносторонним художником: писал портреты, иконы, создавал иллюстрации к произведениям М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина. Жена М.А. Врубеля Надежда Забела была талантливая певица. Она первой исполняла заглавные партии в операх «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане…» замечательного русского композитора Н.А. Римского-Корсакова, его музыка будет звучать сегодня на протяжении всего урока. М.А.Врубель очень любил музыку этого композитора и как сам художник признавался, что музыка к опере «Сказка о царе Салтане…» вдохновила его на создание картины «Царевна-Лебедь».

Беседа по картине. Слайд5- 6.

- Какой сказочный герой изображен на картине?

- Рассмотрите внимательно лицо героини (глаза, ресницы, брови,губы,общее выражение лица).

- Рассмотрите головной убор и платье царевны

- Почему художник изобразил вечер?

- Где происходит событие, изображенное на картине?

- Какие краски использовал художник для передачи сказочного образа царевны, а какие для изображения природы?

- Какое настроение создает картина?

V. Физ.минутка.Слайд7.

Лебеди летят,

Крыльями машут,

Прогнулись над водой,

Качают головой,

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

VI.Закрепление изученного материала

1.Орфографическая подготовка. Слайд 8.

1.Царевна сказочная, очень красивая.

2. Лицо бледное грустное.

Глаза большие, печальные, синие-синие.

- Назовите антоним, синоним к слову печальные.

Брови соболиные чуть – чуть приподняты.

3. Опишите головное украшение царевны.

(Это кокошник – старинный головной убор девушек Древней Руси, украшающийся вышивкой и драгоценными камнями)

- красивый серебряный кокошник с синими камнями, на лоб царевны опускается сетка из жемчуга.

- на кокошник наброшена прозрачная, из тонкой ткани фата. Обычно фату надевают на голову невесты в день свадьбы.

4. Цвет Царевны - Лебедь. Слайд 9.

- для изображения царевны выбрал нежные, светлые краски (белую, голубую, розовую), так как сама царевна добрая и нежная…

5. Природа.

 - изобразил темными, густыми красками: синими, темно-красными, серыми – все это помогло художнику сделать картину более сказочной, таинственной.

6. Настроение.

У зрителя создается такое впечатление, будто он заглядывает в сказочный мир.

2.Составление плана. Слайд 10.

1. Впечатление о картине.

2. Что особенного запомнилось.

3. Мое отношение к картине.

3. Работа над отзывом.

Учащиеся пишут отзыв по плану. Проверка.

VII. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке.

VII.Подведение итогов урока

Вот и кончился урок,

И подводим мы итог!

-Чьи отзывы вам понравились больше всего? Слайд11.

ОТЗЫВ ПО КАРТИНЕ М.А.ВРУБЕЛЯ «ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ»

Картина М.А.Врубеля мне очень понравилась. Меня восхитило волшебное очарование картины, на которой изображена девушка. Она смотрит на нас своими большими и немного печальными глазами. Сказочное одеяние Царевны: белоснежные мягкие крылья подчеркивают красоту ее наряда, ее узорчатый кокошник украшен драгоценными камнями, серебряное кружево фаты сияет на ней, поднизь украшена жемчугом.

На заднем плане изображен морской пейзаж. Царевна плавно плывет по волнам, темнота сине-лиловых сумерек окружает её. Ах, какой прекрасный розовый свет вечерней зари… А где-то там сверкают огни волшебного чудо-острова.

Мне очень понравилась картина, потому что я еще не испытывала таких чувств ни к одной картине. Как она прекрасна! Эти нежно-белые краски вызывают у меня вдохновение. Я бы очень хотела увидеть эту удивительную Царевну-Лебедь! Я бы никогда не заканчивала свое сочинение, но, к сожалению, время идет. И теперь я думаю, что запомню эту картину надолго. Мое впечатление от неё просто чудесное! Этот художник – отличный мастер художественного творения! Спасибо ему большое за чудесную картину и за прекрасные впечатления!


Контрольный диктант за 3 четверть с грамматическим заданием.

В лесной глуши.

Тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. От цветов рябит в глазах. На листочках дрожат капельки росы. Весело поют зяблики. Радостная песня соловья наполняет все вокруг.

Интересно поглядеть на зверей. На дорожку выбежал зайчишка. Малыш еще не знает страха. Около норы играют лисята. Повадки лисят известны. Обнялись, повалились на траву и катают друг друга. Мать-лисица сторожит детенышей.  

(66 слов)

Грамматическое задание.

1. Синтаксический разбор предложения.

I вариант

Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи.

II вариант

Надулись на деревьях пахучие почки.

2. Выбери из группы слов синонимы и запиши их

I вариант

Голубой, лазурный, бирюзовый, янтарный, небесный

II вариант

Желтый, лилейный, золотой, янтарный, лимонный.

3. Разберите слова по составу.

I вариант

лунный

подкормка

сталевар

медвежонок


II вариант

лимонный

заморозки

птицевод

лисенок

Проверочный диктант. Изменение имён прилагательных по падежам

Зима.

Земля покрылась белым снежным ковром. Ранним утром я и мой

товарищ Андрей отправились в зимний лес. Ночью вьюга занесла все

дорожки и тропинки. Мы скользили на лыжах по лесным полянам.

Вокруг стояли красивые деревья в зимнем убранстве. Стройные берёзы

и осины покрыты пушистым снегом. С ветки летит на шапки мягкий

снежок. Мы подъехали к избушке лесника. Она стоит на опушке боль-

шой сосновой рощи. Вдруг выглянуло зимнее солнце. Яркий луч его

осветил стройные деревья.

Грамматическое задание.

- Подчеркнуть все прилагательные;

- Морфологический разбор прилагательного:

1 вариант – снежным (ковром); 2 вариант - (по) лесным (полянам);

- Вставить пропущенные окончания, определить падеж прилагательного:

1 вариант – из соседн… села, по звёздн… небу, в здоров… теле,

рыж… лисицу, по широк… долине;

вариант – до поздн… вечера, к весенн… севу, в мехов… полушубке,

рыж… белку, к березов… роще.

Контрольное списывание № 4

Солнечный дождик

  Я бродил по лесу. Ден_ был солнечн__ и жаркий. Вдруг набежала син_я туч_ка. П_сыпался частый дождик. Ярк_е со_нце продолжало св_тить. Дождевые капли падали на землю. Они повисали на зелен___ тр_ве и листве д_ревьев. В каплях дождя играли солнечные лучики. Вот дождь кончился. Я взглянул на небо. По г_лубому небу дугой протянулась разноцветн__ радуга. Душ_стый запах цветов, трав и ягод наполнял воздух. 


Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием за курс 3 класса

 Певчие птицы.

     Сколько прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи.

     В весеннем лесу можно услышать певчего дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель.

     Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч  солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня. Самого певца не видно в небесной вышине.

     Лучший певец русского леса – соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкают чудесные звуки.

Слова для справок: звенят

Грамматическое задание.

1. Найди в тексте однородные члены предложения и подчеркни их.

2. Выполни синтаксический разбор предложения. Выпиши словосочетания.

I вариант.

Весной на опушке леса зацвела душистая черёмуха.

II вариант.

В мае над  кустом сирени жужжат мохнатые шмели.

3. Выполни морфологический разбор имени существительного.

                   I вариант                                                  II вариант

              На опушке -                                                Над кустом -



Проверочная работа « Морфологический разбор глагола».

Теоретический материал.

Знать определения частей речи, их признаки, уметь находить части речи в тексте, проводить морфологический разбор частей речи по памяткам.

Существительное.

  1. Часть речи
  2. Начальная форма (И.п., ед.ч.)
  3. Одуш. или неодуш.
  4. Собмт. или нариц.
  5. Род.
  6. Склонение
  7. Падеж
  8. Число
  9. Член предложения

Прилагательное.

  1. Часть речи
  2. К какому существительному относится
  3. Род (только у ед.ч)
  4. Число.
  5. Член предложения.

Глагол.

  1. Часть речи.
  2. Неопределенная форма
  3. Время
  4. Число
  5. Род (у глаголов прошедшего времени)

Упражнение 7. Выпиши из данного текста и разбери по памяткам по 5 слов каждой части речи.

Быстро пролетело жаркое лето. Наступила золотая осень. Лес стоит совсем тихий, только сухие листья шуршат под ногами. Дни стали короткие, ночи длинные. Солнце светит, но не греет так, как летом.

Упражнение 8. Выпиши слова в три столбика, разделив их по родам. Дополни столбики своими словами.

Праздник, песня, беседа, облако, окно, солнце, слон, дверь, змея, зерно, речь, корабль, сирень, маяк, кепки, картошка.


Упражнение 9. Выпиши из текста сначала все местоимения, затем все существительные, отдельно прилагательные и глаголы. Каждую часть речи начинай писать с новой строчки.

На высокой ёлке лежал снег. Но на её ветвях черная ворона сделала большое гнездо. Она первой в лесу снесла яйцо. Ворона не улетает из гнезда. Пищу ей приносит ворон. Вот такая дружная семья.


СИНТАКСИС

Теоретический материал. Знать, что такое предложение, и какие бывают по цели высказывания и интонации, находить в предложении и составлять словосочетания, разбирать предложения по членам предложения.

Упражнение 10. Спиши предложения. Начинай каждое предложение с большой буквы, поставь в конце нужный знак.

Мы с мамой и папой ходили в зоопарк мне понравились слоны они такие большие а добрые ли они конечно, добрые а какие красивые лебеди я хочу ещё раз сходить в зоопарк.


Словарный диктант № 8

Приветливо, Красная площадь, Московский Кремль, солдат, растение, ромашка, сирень, поэт, гвоздика, животное, столица, шоссе, берег.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Предложение»

Осенью

    Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматическое задание

  1. Запишите цифрой сколько слов в первом предложении.
  2. Слова русский, листья разделите для переноса.
  3. В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Слово в языке и речи»

Прощание с осенью

      В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в лесу деревья.

      Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмёрзла.

Грамматическое задание

1.В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.

2.Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.

3.Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Состав слова»

     В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.

    Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.

По В. Бианки.

Слова для справок: постоянно.

Грамматическое задание

1.Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое.

2.Подберите два однокоренных слова к слову лесную.

3. Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание корней слов»

Снеговик

     Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

     Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматическое задание

1.В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.

2.Разберите слова по составу:

Вариант 1 – зимний, шубки

Вариант 2 – белые, морковки

3.Найдите в тексте и запишите по одному слову: с проверяемым безударным гласным в корне, парным по глухости – звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом напишите проверочные слова.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание частей слова»

Оляпка

    Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.

    Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.

Слова для справок: оляпка, водяной.

Грамматическое задание

1.Разберите предложения по членам предложения:

Вариант 1 – третье предложение;

Вариант 2 – десятое.

2. Разберите слова по составу: осинка, переход.

3.Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Летом

     Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца. А друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

    Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматическое задание

1.Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.

2.Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.

3. Разберите слова по составу: рыбка, тишина, лесною.

Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имён существительных»

    Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.

     Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

(63 слова)

Грамматическое задание

1. Определите падеж имён существительных в последнем предложении.

2. В первом предложении слово ГАРАЖ разберите как часть речи

 (морфологический разбор).

  1. Разберите по составу слова: интересное, глазки, находит.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное»

Над полями и лесами светит яркое солнышко. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лед. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились

мягкие пуховки.

   Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание

1.Подчеркните в предложении главные члены. Выпишите словосочетания.

  Вариант 1 - 4 предложение;

  Вариант 2 - 5 предложение;

2.Замените   прилагательные антонимами и запишите полученные словосочетания:

Вариант1: трусливый мальчик, узкий ручей;

Вариант 2: высокий куст, добрый человек.

3. Определите род, число, падеж в словосочетаниях: сосновую шишку,крепким клювом,

 верному другу.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»

Весеннее утро

            Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

            Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал веселый говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

                                                 По Г. Скребицкому

  Грамматическое задание:

1. Разобрать по членам седьмое и девятое предложения.

2. Разобрать по составу слова:

      1 вариант - засветило, утренний, березки;

      2 вариант - развесили, веселый, местечко.

3. Определить время, лицо, число глаголов.

Побежит, взглянешь, несёт.

Итоговый контрольный диктант за год

Соловьиная песня

Закатилось солнце. Угасает длинный день. Смолкают голоса птиц. Наступает тишь. Но вот всумраке вечера послышалась новая птичья песня. Певец пробует свой сильный чудесный голос. Щёлкнул, издал протяжный свист. Помолчал чуточку,снова засвистал, залился трелью.

    Кто это так хорошо поёт в сумерках? Вот он сидит на суку. Сам серый, ростом с воробья.

    Птичка подняла головку, открыла клюв. Легко и свободно плывёт в ночной тишине соловьиная песня.

Грамматическое задание:

1. Разберите предложения по членам:

Вариант 1 - 2 предложение

Вариант 2 – 3 предложение

2. Разберите слова по составу:

Вариант 1 - длинный, смолкают, головка

Вариант 2– сильный, угасает, чудесный

3. Сделайте морфологический разбор слов:

Вариант 1 - солнце

Вариант 2 – день


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 1,2,3,4 классы

Контрольно-измерительные материалы позволяют выявить уровень сформированности универсальных учебных действий на материале изучения русского языка....

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 2 класс

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 2 класс (УМК "Школа России") содержат тестовые задания, диктанты, грамматические задания...

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 1 класса программа «Школа 2100»

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 1 класса программа «Школа 2100»Проверочная работа №1 по теме «Слово»Словарный диктант: петух, ромашка, корова, яблоня, собака.ДИКТАНТ.Стоит тёп...

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 2 класс

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 2 класс....

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 3 класса.

Проверка обеспечивает мне возможность определить качество знаний учащихся, уровень владения формируемыми умениями. Это, в свою очередь, позволяет оценить готовность учащихся к изучению нового материал...