Что такое глагол? 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Соловьева Оксана Александровна

 

Тема урока: Что такое глагол? 2 класс      

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы ведения урока: деятельностный,

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактическая цель: Создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся через использование цифровых образовательных ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 00102a00-69b358ae.docx34.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Что такое глагол? 2 класс      

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы ведения урока: деятельностный,

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактическая цель: Создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся через использование цифровых образовательных ресурсов.

Предметные задачи урока:

  • научить распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу;
  • обосновывать правильность отнесения слова к глаголу;
  •  выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания;

Метапредметные задачи урока:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; 
  • извлекать информацию из учебного текста;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  •  применять сделанные выводы на практике;

Личностные задачи урока:

  • вступать в сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение к партнерам;
  • выражать свои мысли с учетом задач и ситуации общения, участвовать в диалоге

Планируемые результаты

Дети учатся:

- понимать и принимать учебную задачу;

- определять глаголы в речи;

- составлять предложения с глаголами;

- выяснять значение глаголов в речи;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Оборудование

Компьютер,  мультимедийный проектор, карточки для работы в парах

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

                                             

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Формируемые УУД (называть виды с расшифровкой)

1.

Самоопределе ние к деятельности.   /2 мин/

Цель:

Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

-Погладьте себя по голове

-Обнимите себя

 -Пожмите соседу руку

-Улыбнитесь друг другу

-Надеюсь, ваше настроение улучшилось?

 -Я вижу, что упражнение помогло вам преодолеть в себе стеснение и скованность, настроило вас на добрые отношения. Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

Учитель предлагает занять свои рабочие места.

- Займите, пожалуйста, свои места.

-Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

-А значит, у нас появилась возможность поговорить о чём-то интересном, узнать что то новое, необычное

- Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело. Десять минут сделали 10 хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за урок?

 -Итак, ребята, я желаю вам сегодня на уроке сделать много хороших дел, получить положительные эмоции от своих результатов, от результата урока,

ведь с малой удачи начинается большой успех

Личностные УУД:

самоопределение

2.

Актуализация знаний .

/5 мин./

-Откройте тетради, запишите число,  классная работа.

Начнем наш урок с минутки чистописания.

Посмотрите пожалуйста на экран.

- Прочитаем слова.

-Какое задание вы можете предложить?

- Попробуйте данные слова разделить на группы и объяснить, по какому признаку вы провели классификацию.

 ( На партах лежат карточки с теми же словами.)

Художник               Байкал

Марина        белка

Остров                    зима

Волга        синица

деревья        дети

- Проверим, что у вас получилось.

Сверка результатов по слайдам.

Одушевленные:  Неодушевленные:

Классификация слов по признаку имена собственные и нарицательные существительные

Собственные              Нарицательные             

Классификация слов по признаку: существительные единственного и множественного числа:

Единственное число             Множественное число  

- Как определили, что эти слова – существительные?

  - Что вы знаете об имени существительном?  

  • Что оно обозначает?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Какие бывают существительные?

Познавательные УУД:

- Общеучебные;

- Логические;

Коммуникативные УУД:

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

3.

Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

/5 мин/

Побуждает к осознанию темы и цели урока. 

Постановка темы и целей урока.

 Запишите  правильно предложение, исправьте ошибки,если есть.(один у доски)

таютсугробы.

Обозначьте части речи

- Слово тают можно назвать существительным? Почему?

- А какая это часть речи?

-Как вы догадались?

Скажите, пожалуйста, какая тема нашего урока? (Глаголы.)
- А какая цель урока? (Ц: узнать, что такое глагол; на какие вопросы они отвечает;что  обозначает?

- А можно ли обойтись в нашей жизни без глаголов?

Познавательные УУД:

- постановка и формулирование проблемы

- поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли;

4

« Открытие» детьми нового знания.

/9 мин./

1. Организует деятельность.

- Послушайте грамматическую сказку.

«Жили-были Имена существительные в волшебной стране частей речи. Плохо им жилось, скучно. Трава, кот, машина. Все бездействовали. Но однажды всё изменилось. Трава стала расти, колыхаться, зеленеть расти и пахнуть. Кот – бегать, спать, мяукать, охотиться. Что же произошло? Да просто пришли Глаголы. Они не могут смотреть на бездействие. Они всех заставляют что-то делать».

-Зачем же нам нужны глаголы?

-А можно ли по глаголам определить что это за предмет?

Я вам предлагаю поиграть в игру, где вы должны по действиям определить что это за предмет..

Летает, порхает, кружится …

Растёт, цветёт, пахнет …

Шипит, ползает, извивается …

- Сделаем вывод: Глагол- это …., обозначает ….

-А вы знаете почему у этой части речи такое название?.

-Хотите узнать?

Удивительные глаголы

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?

Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.

 Давайте попробуем начать заполнять второго снеговика с помощью этого текста..

-Как вы думаете, мы правы?

Сравните наши предположения с правилом в учебнике стр 68.

Обратите внимание, какие разные вопросы задают к глаголам? Предположите, для чего столько вопросов?

Познавательные УУД:

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем;

5.

Первичное закрепление с проговарива-

нием.

/5 мин./

1.Организует работу по закреплению нового знания.

Фронтальная работа с проговариванием вслух.

Как   распознать глаголы в речи?  

- Давайте составим алгоритм.

Что такое алгоритм? (Порядок действий))

- Сейчас мы его составим.

/Работа в парах/

У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, пронумеруйте в нужном порядке.

 (Справа на доске)

       1. Поставить к слову вопрос

      2. Узнать, что оно обозначает

3.Определить часть речи

Проверка.

Работа по учебнику

 - Теперь, ребята, я думаю,  вы легко справитесь с упражнением в учебнике  

(стр.69, упр.118)

-Как называется данное произведение?

-Кто автор?

- Всё ли правильно написал Корней Иванович в своём произведении?

- Какие слова он перепутал?

-Давайте восстановим справедливость запишем стихотворение в тетрадь правильно;

1столбик - девочки;

2столбик – 2 мальчики.

Проверка.

Молодцы!!

-Что такое глагол?

-На какие вопросы отвечает?

Что обозначает глагол?

У каждого из вас имеется карточка.

Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат:  в верхнем углу карточки вы видите круг.

Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму.  Критерий оценки – правильность счёта, безошибочность. А теперь приступим.

Наступила весна. Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки.

 -Выпишите(подчеркни) из текста глаголы.

- Передайте карточку соседу.

Выводит ответы к заданию  на экран.

- Если  нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки – красным.

- Верните карточку владельцу.

- Совпал ли ваш прогноз с результатом?

Итак, ребята, мы научились находить глаголы в тексте?

Молодцы!

-Повторить алгоритм

КоммуникативныеУУД:

Умение выражать свои мысли;

 Регулятивные УУД:

Овладение алгоритмом умножения;

6.

Взаимоконтроль с проверкой по эталону.

/3 мин./

Регулятивные УУД:

Прогнозирование;

Самоконтроль;

Коррекция;

Коммуникативные УУД:

Учебное сотрудничество;

7.

Физминутка    

1 мин

- Раз мы сегодня с вами сделали новое открытие о том, что глагол обозначает действие предмета, попробуем это проверить на практике. Я буду вам называть глаголы, а вы выполнять действия.

Учитель называет глаголы: бегать, летать, спать, сидеть, зажмуриться, прыгать и пр.

Дети выполняют соответствующие движения

8.

Включение нового  в систему знаний и повторения.    

/7 мин./

Организует  индивидуальную работу с последующей проверкой в группе и самопроверкой по эталону.

 Организует  индивидуальную работу с последующей проверкой в группе и самопроверкой по эталону.

 -Какие это предложения?

Подчеркните грамматическую основу первого предложения.

Какой вывод сделаете?

В предложении глагол является сказуемым

Запишите в свой снеговик

- Молодцы!

Познавательные УУД:

- анализ с целью выделения главных признаков;

- умение осознанно строить речевое высказывание  в устной форме;

- выделение и поиск необходимой информации;

Коммуникативные УУД:

- умение достаточно полно и чётко выражать мысли;

-интегрирование в группы и продуктивное взаимодействие.

Регулятивные УУД:

- планирование;

- контроль;

- коррекция;

- самооценка.

9.

Рефлексия учебной деятельности.

/ 3 мин./

Цель:

- Оценить результаты собственной деятельности;

- Осознание метода построения границ применения нового знания.

Благодарит ребят за работу.

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху.

- Какая тема нашего урока?

- Какую учебную задачу мы ставили перед собой?

- Чему новому научились?

- Достигли мы успеха?

Оценивание работы учащихся

- Я прошу подняться тех детей, которые считают, что их объём работы на уроке можно оценить.

- Почему ты так считаешь?

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

«Благодарю «Скажите: «Благодарю» тем ребятам, кто на ваш взгляд лучше работал сегодня на уроке

- Урок окончен. Всем большое спасибо за работу.

Регулятивные:

- оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

- умение структурировать знания;

Коммуникативные УУД:

- аргументировать свои высказывания;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Что такое мастер- класс?"

В докладе даётся объяснение понятия " мастер - класс" и как его применять на практике....

Что такое мастер-класс.

В данной статье даны значения слова "мастер-класс", а также отличие от других форм трансляции педагогического опыта....

Технологическая карта урока. Окружающий мир. "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3.

Технологическая карта урока по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема урока: "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3....

Тест по теме «Кто ты такой?» 2 класс.

Тест по теме «Кто ты такой?» 2 класс. школа 21 века...

Что такое перевёрнутый класс ? !

Что такое  перевёрнутый класс ? !Активное обучение учащихся первой ступени общего среднего образования посредством метода «Перевёрнутый урок»...

Классный час для инклюзивного класса (2 класс) "Что такое дружный класс"

Классный час "Что такое дружный класс" разработан дефектологом (учителем ресурсного класса) для проведения во 2-м инклюзивном классе, где обучается ребенок с расстройством аутистического спе...