Конспект по русскому языку в 1 классе на тему: Глухие и звонкие согласные звуки
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Пономарева Ольга Алексеевна

Конспект по русскому языку в 1 классе на тему: Глухие и звонкие согласные звуки УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gluhie_i_zvonkie_soglasnye_zvuki.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

           ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ 1 КЛАСС

Цель урока: формирование знаний о способе проверки парных согласных на конце слова.

Задачи урока:

1. Научить находить парный согласный в конце слова, который подлежит проверке; усвоить способ проверки парного согласного на конце слова.

2. Развивать определенные действия в работе с данными словами:

а) обнаружить в слове парные согласные;

б) определить их место в слове;

в) отметить букву, которая обозначает звонкий согласный, а произносится как глухой;

г) подобрать проверочное слово;

д) сделать вывод о единообразном написании слов: глаз — глаза.

З. Воспитывать интерес к чтению через сказки.

Планируемый результат.

Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы; проявлять эмоционально – ценностное отношение к проблеме; осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Предметные умения:

 -знает согласные звуки, различает звонкие и глухие согласные
Метапредметные:

а)регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата.

б)познавательные: воспроизводят информацию из собственного жизненного опыта; проверяют информацию, находят дополнительную информацию, необходимую для решения учебной задачи.

в)коммуникативные: учитывают мнение партнера, аргументировано критикуют допущенные ошибки, обосновывают своё решение.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы: словесный , наглядный.

Оборудование: карточки, сказочные герои, таблица, звездочки, тучка, солнышко.

Ход урока:

1.Организационный момент

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

2. Психологическая минутка

- Какое настроение у вас сейчас?

- У вас на столе лежат солнышко и тучка, посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение в данный момент? Выберите ее и покажите.

- Все ваше настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками.

- Я думаю, что у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

- А для начала улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Улыбка всегда располагает нас к приятному общению.

3.Оформление тетради

4.Понятие о парных звонких и глухих согласных

а)Беседа о сказках.

-Герои сказок помогут узнать секрет согласных букв.

Красная шапочка (загадка).На доске записаны буквы: В; Б; С; Ш; З; П; Д; Ж; Т; Ф; К; Г.

- Прочитайте буквы. Что вы, ребята, заметили?

- На доске записаны звонкие и глухие согласные.

- Что помогло вам разделить эти буквы на две группы?

- Звонкие согласные произносятся с голосом, а глухие согласные без голоса. Это нам и помогло разделить буквы на звонкие и глухие. Каждая из этих букв имеет пару, т.е. у этих букв при произношении встречается одинаковая преграда. Только один произносится с голосом ,а другой без голоса

б)Сообщение цели урока

- Как вы думаете над какой темой мы будем работать?(Правописание звонких и глухих согласных.) А какая цель урока?(учиться правильно, писать слова с парной согласной и подбирать проверочные слова.

5.Минутка чистописания

- Запишите буквы, записанные на доске парами. Постарайтесь не ошибиться.

-Прочитайте парами звонкие и глухие согласные и запомните их.(Дети читают.)

6 Словарная работа 

Ребята, у вас на экране появились слова, прочитайте их.

 Спишите, вставив пропущенную букву, подчеркните пропущенную букву красной пастой, если гласная; зеленой, если согласная; поставьте в словах ударение.

7.Игра «Кто внимательный?»Если слово начинается со звонкой согласной, учащиеся хлопают в ладоши, если слово начинается с глухой согласной, дети сидят спокойно.

Учитель называет слова: дуб, багаж, сторож, письмо, зелень, страна, флаг, дорога, ворона, город, шапка, кит, посуда.

-Как произносится парный согласный в начале слова?

Вывод: парные согласные в начале слова слышатся ясно, четко.

8.Наблюдение над парными согласными в сильной и слабой позиции. Мальвина (загадка)

Задание: записать соответствующие буквам звуки.

-Мы знаем, что парный согласный в начале слова звучит ясно, четко. Но они еще встречаются и в конце слова. Буратино принес вам карточки со словами , в которых есть парные согласные .Он просит в скобках указать как они звучат в словах.

-Что нужно для этого сделать? (Произнести слово и обозначить звук)

дуб рукав круг вез ёж

— Проверяем. Сравним пару дуб и дубы. В какой позиции находится согласный на конце слова Дуб?( В слабой)

- В каком случае произносимый звук соответствует написанной букве?(В слове дубах)

-Сравните позиции звуков. Как вы думаете, почему согласный в этом слове находится в сильной позиции?(За согласным следует гласный)

- Что же произошло с парными согласным на конце слова дуб?( Заменяется в произношении парным глухим — оглушается)

С остальными словами задания дети работают аналогично.

Вывод: парные звонкие и глухие согласные в конце слов пишутся не так, как слышатся, т.е. правописание не соответствует произношению.

Правило стр.103 №6

9.Физминутка
Прыжок – если на конце слова парный согласный.
Приседание – если нет этой орфограммы.
Корова, снег, парус, глаза, ландыш, хлеб, лопата, мёд, пилот, берёза.

10.Составление алгоритма

- Давайте составим алгоритм .Алгоритм – это задание, состоящее из команд. Если правильно выполнить все команды одну за другой без ошибок, то можно решить поставленную задачу.

А у нас задача научиться правильно писать парные согласные на конце слова

Алгоритм:

1. Читаю слово…
2. Слышу звук…
3. Проверяю…
4. Пишу букву…

11.Закрепление изученного

а)Работа по вариантам.  а доске запись

ОВРА……, ГОРО…. МОРО… МОР….

Работаем по вариантам. Дети первого варианта записывают слова, которые пишутся со звонкой согласной, дети второго варианта записывают слова, которые пишутся с глухой согласной.

1 вариант :друг, город; 2 вариант: шкаф, крот.

б) Работа у доски Винни –Пух. (загадка)

-К словам подобрать проверочные слова

Гвоздь, гриб, желудь, арбуз, след.

в) Работа в группах. Незнайка (загадка)

- Ребята, найдите ошибки, которые допустил Незнайка. 

На карточках у каждой группы текст.

Зимой медветь спит в берлоге.

Бабушка испекла вкусный пирок.

У дома большой фруктовый сат.

Проверка

г)Графический диктант.Ослик (загадка)

– Отгадайте загадки. Запишите в тетрадях букву, которую бы вы написали на конце слов– отгадок.

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)

Зимнее стекло
Весною потекло.(Лёд)

За тобою он плетётся,
Хоть на месте остаётся. (След)

Лежал, лежал,
Да в реку побежал. (Снег)

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы.(Гриб)

11. Домашнее задание: стр. 102 №2

12. Итог урока Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок

- С какими согласными познакомились на уроке?(

- Назовите парные согласные.( Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С)
-Какие звуки звонкие, а какие глухие

- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парным согласным на конце слова?
(Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)

13. Рефлексия

- Вы очень хорошо работали на уроке. Парные согласные в вашу честь и с вашей помощью устраивают праздничный салют. В этой коробке лежат залпы нашего салюта (звёздочки). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выбираете желтую, красную, оранжевую звёздочки. Если было трудно – синюю. Сначала подходят девочки, выбирают звёздочку, приклеивают, затем – мальчики.

- В начале урока мы обозначили наше настроение. А в конце урока оно изменилось?

- Покажите ту карточку, которая теперь отражает ваше настроение.

- Пусть всегда в нашем классе будет только солнце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока+презентация урока русского языка 3 класс "Слова с глухими и звонкими согласными в корне"

Урок проводится в форме путешествия. На уроке формируется умение подбирать проверочные слова, сравнивать написание корня в проверочном и проверяемом словах, развивать речь, расширять словарный запас. ...

Урок русского языка 2 класс по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме» (УМК " Школа России")

Данный урок разработан на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку, Концепции духовно-нравственного развития и воспит...

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Глухие и звонкие согласные звуки".

Отличие звонких согласных от глухих согласных. При произнесении звонких согласных голосовые связки дрожат , слышен голос и шум; при произнесении глухих согласных  голосовые связки не дрожат, слыш...

конспект урока русского языка 1 класс, на тему: «Звонкие и глухие согласные в конце слова».

конспект урока русского языка 1 класс, на тему: «Звонкие и глухие согласные в конце слова»....

Конспект урока русского языка 1 классе по теме: "Парные звонкие и глухие согласные"

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме "Парные звонкие и глухие согласные" поможет быть полезен учителю начальных классов....