«Технология эффективного использования упражнений скорочтения в начальных классах».
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Цель работы про данному направлению – это совершенствование навыков чтения у младших школьников с помощью упражнений скорочтения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технология эффективного использования
упражнений скорочтения в начальных классах».
Вступительное слово. Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации каждые два года удваивается, а дальше это будет происходит еще быстрее. И современному человеку очень важно уметь грамотно работать с информацией, пропуская огромные объемы через себя. Поэтому чем раньше дети овладеют этим навыком, тем лучше.
Современные дети читают много. Сообщение в WhatsApp , посты в Instagram, «ВКонтакте» Теlegram….. Проблема в другом - контент в Интернете сегодня крайне примитивен, и вот уже понимание более длинных, более сложных и тем более литературных текстов становится проблемой. Про умение пересказывать текст говорить, тем более не приходится. Современные дети в этом отношении сильно отстают от ровесников советских времен. Другими словами, идет деградация навыков работы со сложной информацией, умение её анализировать и делать выводы. Но именно эти навыки необходимо формировать у ребенка начиная с первого класса.
Первостепенная задача учителя начальных классов заключается в том, чтобы каждый ученик начальной школы овладел прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.
Техническая: способ чтения, правильность чтения, выразительность.
Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого.
Многолетний опыт работы в школе показывает, что учитель начальных классов, обучая детей чтению, большее внимание уделял технической стороне чтения, а критерий «осознанность чтения» рассматривается на последнем месте.
Актуальность проблемы состоит в том, что большинство детей сейчас не читают книги. Эта проблема волнует не только социологов, педагогов и психологов, но и родителей. Интерес к чтению книг упал по многим причинам. Одной из причиной является то, что дети медленно читают и не понимают прочитанное. Потому что читать книги при низкой технике чтения - это не столько удовольствие, сколько и мука. Ребёнок, который не понимает прочитанное испытывает большие затруднения и при учебе.
Цель работы про данному направлению – это совершенствование навыков чтения у младших школьников с помощью упражнений скорочтения.
Если ребенок читает медленно и не может запомнить то что прочитал, значит, для этого есть какие-то причины. Вот основные причины медленного и неосознанного чтения.
Логопедические проблемы. Плохо развитый артикуляционный аппарат –причина замедленного чтения. Развивайте его, делайте с ребенком специальные упражнения. Часто медленно читают те дети, у кого были проблемы с развитием речи, кто поздно начал говорить и не выговаривал некоторые звуки.
Отсутствие внимания. Если ребенок читает невнимательно, если его постоянно что-то отвлекает от чтения, он не сможет сосредоточиться на проговаривании текста и не сможет вникнуть в его смысл. Постарайтесь сконцентрировать его внимание на чтении – ребенок должен понимать суть прочитанного.
Ограниченность поля зрения. Развивайте у ребенка оперативное поле зрения – так он сможет читать не по 2-3 буквы, а охватывать слово взглядом.
Плохо развитый уровень памяти. Нередко дети после трех прочитанных слов уже забывают, о чем шла речь. Это плохо действует на запоминание и понимание прочитанного.
Регрессирующие движения глазами. Читая, ребенок постоянно пробегает глазами только что прочитанное слово. Глаза совершают движения назад и ребенок дважды прочитывает текст. Это самый распространенный недостаток. Определить наличие регрессий можно, понаблюдав, как ребенок читает незнакомый текст. Если вы заметите, что глаза бегают, ребенок сначала читает слово про себя, потом произносит вслух, затем еще раз проговаривает несколько слов, чтобы понять смысл прочитанного, значит регрессия есть. Причиной может быть привычка, отсутствие внимательности или ребенку просто текст кажется трудным.
Упражнения скорочтения.
Скорочтение — способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании особых способов чтения. (Википедия) Это навык, который помогает быстро структурировать и усваивать текстовую информацию. Чтобы его развить, пригодится ряд специальных методик.
Рассмотрим упражнения скорочтения на устранения причин медленного и неосмысленного чтения.
Логопедические проблемы. Помогут артикуляционные упражнения, Логоритмика, упражнение на правильное дыхание. Скороговорки, чистоговорки.
Ограниченность поля зрения. Методику немецкого психиатра Вальтера Шульте используют для развития периферического зрения, внимательности, также она помогает улучшить оперативную память. Также для развития бокового зрения использую упражнения клиновидные таблицы.
Отсутствие внимания. Помогает Тест Струпа, который способствует развить способность воспринимать слово, как целостный образ, а не как набор определенных букв, а также повышает концентрацию внимания и его переключаемость. Смена привычного алгоритма сначала прочитать, а потом воспринять, на аналогичный, но обратный - сначала воспринять, а потом прочитать заставляет мозг делать двойную работу. Благодаря чему повышается не только скорость чтения, но и процент понимания текста.
Чтение текстов напечатанных наоборот, перевернутых потерянных текстов. Отслеживается, как часто дети отвлекаются, насколько удается сконцентрировать внимание.
Гимнастика для мозга. Нейрогимнастика, кинезологические упражнения, Алфавит, рисование двумя руками. Включение нейропсихологических кинезиологических упражнений в общеобразовательный процесс у младших школьников приводит к повышению усвоения изучаемого школьного материала.
Нейропсихологические упражнения развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль.
Регрессирующие движения глазами. Регрессии. Лабиринты, Найди букву, слово. Чтение со шторкой, чтение с указателем. Главное правило при регрессии: Текст любой трудности я читаю только один раз, возвратные движения глаз (регрессии) недопустимы. Если я даже не поняла предложение или абзац, то возвращаться к началу предложения или абзаца не надо. Только закончив читать, нужно заново прочитать текст.
Заключение.
Плюсы скорочтения: конкурентные преимущества перед сверстниками,
экономия времени на выполнение домашних заданий, повышение успеваемости в школе, улучшение дикции и артикуляции, увеличение словарного запаса, повышение самооценки, грамотная работа с большим количеством информации.
И самое главное, как я думаю, при достижении цели, заинтересованность самого педагога. Придумывать интересные задания. упражнения, создать ситуацию успеха. Все эти методы я использую на уроках литературного чтерия.
Интерактивный компонент
Работа по данному направлению продолжается и во время второй половины дня.
Социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». И в этом могут помочь интерактивные методы, которые сполна отвечают данным требованиям.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс, в условиях постоянного, активного взаимодействия, базируется на сотрудничестве, взаимообучении: учитель – учащийся, учитель – класс, учащийся – класс, учащийся – учащийся, группа – группа. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.
Поэтому мы играем с ребятами в интерактивные игры развивающие скорочтение.
Цели интерактивных игр это:
- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
- овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; воспитание интереса к чтению и книге;
- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Хочу представить некоторые из интерактивных заданний.
Упражнение «Угадайка»
Чтение текста, скрытого наполовину, развивает концентрацию зрительного внимания, так как заставляет мозг додумывать скрытый текст.
Также такое упражнение приучает читателя не возвращаться к прочитанному, так как взгляд стремится перейти к следующей неполной строке.
Кроме того, чтение скрытого текста может способствовать развитию памяти и воображения.
Упражнение «Прочитайка»
Чтение текста, скрытого за движущейся решёткой (техника «Живая решётка»), развивает расширение периферийного зрения.
Также такое упражнение помогает:
- Тренировать читательскую догадку. Нужно выстраивать логические связи между словами, чтобы верно прочитать скрытые фрагменты.
- Развивать внимание к слову и предложению в целом.
Упражнение «Разбирайка»
Работа с текстами со скрытыми буквами развивает зрительную память и координацию движений.
Упражнение «Читайка»
Чтение волнообразных текстов развивает концентрацию внимания, зрительное восприятие и мышление.
Упражнение «Закрывайка»
Чтение текста со «шторкой» развивает технику и скорость чтения за счёт расширения периферийного зрения.
Также такое упражнение помогает:
- Удерживать внимание на конкретном фрагменте текста, не давая вернуться к уже прочитанному.
- Понимать информацию с первого прочтения. При длительных тренировках глаза учатся узнавать слово по первым и последним буквам, и мозг тратит меньше времени на осмысление слова.
Упражнение «Успевайка»
Умение понимать смысл прочитанного. Нужно соединять кусочки текста по смыслу, сокращать его так, чтобы сохранился смысл, составлять цепочку ключевых слов, которые связывают текст воедино.
Упражнение «Прочитайка»
Работа с таким текстом помогает научить детей правильному, осознанному и выразительному чтению. Также методика актуальна для профилактики и коррекции нарушений письма (оптическая дисграфия).
Кроме того, чтение «зашумлённого» текста улучшает концентрацию зрительного внимания., так как заставляет мозг додумывать скрытый текст.
Упражнение «Потеряйка»
Чтение деформированного текста, в том числе с закрытыми буквами, может рассматриваться как головоломка, решение которой не только тренирует технику осознанного чтения, но и повышает самооценку.
Упражнение «Переставляйка»
Такая работа развивает
- Умение понимать смысл прочитанного. Нужно соединять кусочки текста по смыслу, сокращать его так, чтобы сохранился смысл, составлять цепочку ключевых слов, которые связывают текст воедино.
- Логическое мышление. Нужно обращать внимание на детали в тексте, видеть его структуру, находить существенную и несущественную информацию, соотносить прочитанное со своим опытом.
- Связную речь. Работа с деформированным текстом учит правильно строить предложения, не пропускать слова, ставить их в определённой последовательности, согласовывать друг с другом и произносить, а потом оформлять восстановленный текст письменно.
Упражнение «Закругляйка»
Чтение текстов по спирали развивает концентрацию внимания, зрительное восприятие и мышление.
После каждого задания ребята отвечают на вопросы по прочитанному, и, как вы заметили, идет проверка. Игры проводятся ежедневно и это совместно с работой на уроках литературного чтения дает хорошие результаты.
Литература.
Ахмадуллин Ш.Т. Скорочтение для детей. Книга –тренинг для младших школьников от 6 до 9 лет. Москва -2021
Ахмадуллин Ш.Т. Скорочтение для детей. Книга – тренинг для школьников от10-16 лет.
Копытова Л.Н. Упражнения по развитию навыка чтения.// Начальная школа плюс до и после. – 2009 - № 11.
Максимук Н.Н. , «Игры по обучению грамоте и чтению» Москва «ВАКО» 2014г
Сухина И.Г. "Чистоговорки, наоборотки, запрятки " (М.: Новое знание, 2017. – 64 с.)
Юрченко Ю.А. Коррекционные упражнения при обучении чтению.// Начальная школа. – 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ – ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (мастер-класс в рамках программы "1 ученик - 1 компьютер".
Родительское собрание в рамках "1 ученик - 1 компьютер"...
Эффективность воспитательной работы учителя начальных классов
26 лет я работаю учителем начальных классов. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть - своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого не волновало, как его ребёнок ...

Сообщение на МО учителей начальных классов "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя начальных классов"
Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеск...

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС НОО. Технология сотрудничества на уроках в начальных классах. Из опыта работы.
Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС НОО. Технология сотрудничества на уроках в начальных классах .( Из опыта работы)....

Выступление на МО учителей начальных классов. "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов"
Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна. Школа не может и не должна рассматривать себя как единственны...

Анализ эффективности работы ММО учителей начальных классов городского округа в 2019-2020 учебном году
Цель работы ММО учителей начальных классов городского округа - создание условий для повышения теоретического, методического, профессионального мастерства педагогов, выявлений эффективных методов...

ИКТ как средство повышения эффективности процесса обучения в начальных классах в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО.
Эффективность процесса обучения....
