Конспект урока по русскому языку "Род имён прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шкутова Виктория Владимировна

3 класс УМК Школа России

Цели:

Обучающие: сформировать умение определять рол имен прилагательных, совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи;

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач, воспитать чувство красоты, гармонии к русскому языку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_rod_imyon_prilagatelnyh_3_klass.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

                               

                     Тема: «Род  имён прилагательных»

3 класс  УМК Школа России

Цели:

Обучающие: сформировать умение определять рол имен прилагательных, совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи;

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах  для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач, воспитать чувство красоты, гармонии к русскому языку.

Планируемые результаты :

Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, определять род имён прилагательных.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)

По видам деятельности: поисково-исследовательский

По результатам выполнения -практический

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку.      

                 

    Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними.

-  В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и  ручку.(слова  в скобках хором говорят дети; черным – учитель)

Руки (на месте)

Ноги( на месте)

Локти (у края)

Спина (прямая)

- А сейчас давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число. Какое сегодня число? (5 марта)

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении (Слайд 1)    

 Пришла, улыбнулась – утихли метели.                                                    

 Позванивать стал колокольчик капели.      

 Река пробудилась, растаяли льды,                                            

 Наряд белоснежный надели сады.                                                                                                               - Назовите первый звук в слове «весна»?    

- Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, звонкий, мягкий, парный, обозначается буквой «вэ»).

- Сегодня в чистописании мы будем прописывать букву «в». Запишите, продолжив закономерность. (строчная, заглавная и т.д.)

II. Актуализация знаний.

- Ребята, все вы сегодня, когда шли в школу, наблюдали за тем, какая сегодня погода. Опишите сегодняшнюю погоду. Какой сегодня день? (Ненастный, пасмурный, хмурый, теплый, солнечный, светлый.)

-- С помощью какой части речи вы передавали своеобразие сегодняшней погоды? (Имени прилагательного).

- Хорошо ,давайте заполним таблицу, что мы знаем об имени прилагательном. У вас на парте лежит рабочий лист, на нём есть вопросы, которые помогут вам вспомнить всё об имени прилагательном. Давайте расскажем об имени прилагательном, ответив на эти вопросы. (Слайд 2)

Имя прилагательное

Что это?

На какие вопросы отвечает?

Что обозначает?

С какой частью речи связано?

В предложении является…

Какую роль играет в речи?

- Давайте запишем следующие буквосочетания и слова:

ый      ая      ое,

ранняя     светлый     голубое

- Разберите  слова по составу. (по рядам)

-   Грамматический  разбор предложения: Составить из данных слов предложение. Указать грамматическую основу, части речи. (Наступила ранняя весна.)

- Ребята, что вам напоминают эти буквосочетания? (Окончания прилагательных).

- Будьте внимательны, эти окончания помогут вам в выполнении следующих  заданий.

Словарная работа

- А сейчас давайте проведём орфографическую работу. В этом мне помогут загадки. Я загадываю загадку, а вы записываете в тетради отгадки. Не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму.

(Один ученик идет к доске, записывает отгадки.)

1. В саду дерево живет,
На нем яблоко растет,
По осени мы собираем,
И компоты закрываем. (яблоня)

2. Самая близкая звезда к Земле (солнце)

3. Шестой день недели. (суббота)

4. Антоним к слову «весёлый» (грустный)

5. Синоним к слову «друг». (товарищ)

6. Предмет мебели, предназначенный для сна. (кровать)

7. Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (дерево)

- Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске. (Слайд 3)

- Назовите, пожалуйста, «лишнее» слово (грустный).

-  Почему оно лишнее? (это имя прилагательное)

- Что общего у оставшихся слов? (Это имена существительные)

- Докажите. (Отвечают на вопросы кто? что? И обозначают предмет).

- Давайте определим род у имён существительных. Вспомните, как вы это будете делать.

- А теперь давайте обратимся к слову, которое вы назвали «лишним»: слово грустный.

- Скажите, а сможем ли мы определить род у этого слова, подставив местоимения он, она, оно?

ПРОБЛЕМА!!!

- Почему возникло это затруднение? (Другая часть речи).

- А могут ли изменяться по родам  имена прилагательные? (не знаем, наверное)

- Определите тему сегодняшнего урока. (Слайд 4)

- Какую цель вы поставите перед собой? (Научиться определять род имени прилагательного).

- А что мы должны будем сделать, чтобы этому научиться? (Выполнять задания).

Но прежде чем вы будете выполнять задания, которые помогут вам достичь цели, предлагаю вам немного отдохнуть.

Физминутка

Раз -подняться, потянуться,

Два — согнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка,

А четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — за парты сесть опять.

IV. Работа по новой теме.

1. Усвоение новых знаний и способов действий.

- Откройте учебник на с.72. Проверьте, правильно ли вы сформулировали тему урока. (да)

- Подумайте, с каким именем существительным будет сочетаться слово грустный? (товарищ)

- Составьте это словосочетание. (грустный товарищ)

А теперь давайте обратимся к упражнению 124. Прочитайте задание. Что перед вами представлено? (словосочетания) (Слайд 5)

- Прочитайте их.

молодой лес

молодая роща

молодое дерево

весенний дождь

весенняя погода

весеннее утро

Спишите словосочетания в тетрадь.

           

- Давайте определим род и число имён существительных.

- Можно сказать, что имя прилагательное в каждом из этих словосочетаний стоит в том же роде и числе, что и имя существительное?

- Поставьте вопрос к каждому прилагательному.

- Какая  часть слова в именах прилагательных указывает на их изменение по родам? (окончание). Давайте с вами составим таблицу с окончаниями имён прилагательных по родам, используя словосочетания, которые представлены в упражнении.

           (Таблица)    (Слайд 6)

  Ж. р.            М. р.               Ср. р.

(какая)        (какой)         (какое)

- ая, - яя     - ый, - ий       - ое, - ее

- Назовите окончания имён прилагательных мужского рода, женского рода, среднего рода.

- Что нового теперь вы можете сказать об имени прилагательном? (Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. От существительного нужно поставить вопрос к прилагательному).

- Давайте составим алгоритм, которым вы будете пользоваться для определения рода у имени прилагательного. (вывешивается на доске)

                      Алгоритм. (Слайд 7)

1. Найди сущ., определи его  род.

2. Задай от сущ. вопрос к прил.

3. По роду сущ. и вопросу определи род им. прил.

4.  Выдели окончание

м. р. – ый, - ий, - ой

ж. р. – ая, - яя

ср. р. – ое, - ее

  1. Работа с правилом в учебнике.

- Вы сами путём исследования вывели правило.

- Откройте, пожалуйста, учебник на с. 72. Прочитайте правило. Скажите, верно ли вы его сформулировали? Молодцы!

- Давайте произнесём ещё раз вопросы прилагательных и их окончания.

- Эта таблица будет вашим помощником в написании безударных окончаний прилагательных.

- Вы хорошо справились с заданием!

VII. Закрепление нового материала.

1. Организация познавательной деятельности.  Творческое задание.

У вас на парте лежит текст, который написал мальчик.

- Дима составил  текст. Маша прочитала и огорчилась. Прочитайте и подумайте, почему огорчилась Маша? (Слайд 8)

Погода стояла ясное. Показалось красная солнце. Вокруг было синяя море. Нас ждали интересный приключения.

- Посоветуйтесь друг с другом в паре. В чем ошибка? Что не понравилось Маше? (В окончаниях прилагательных)

- Исправьте ошибки. Прямо на листочке. Определите род прилагательных.

- Где вы затруднились определить род? (последнее прилагательное)

- Как вы думаете, а почему вы не определили род? (прил. во мн. Числе)

Какой вы сделаете вывод?

Вывод: род прил. можно только определить в ед. числе.

Молодцы!

3. Закрепление изученного материала на доске.

VIII. Итог урока, оценивание знаний учащихся

- Итак, что нового сегодня на уроке вы узнали? (Имя прилагательное изменяется по родам).

- Имя прилагательное в каком числе изменяется по родам? (В единственном числе).

- Как мы можем определить род имени прилагательного? (По существительному).

- Вспомните алгоритм определения рода имени прилагательного.

Домашнее задание. 

  1. выучить правило, таблицу стр.72, 73
  2.  выполнить упр.128 стр.74

Рефлексия.

- Кому сегодня было хорошо, комфортно на уроке? Кто справился с заданиями? (показали: солнышко) Кому не все задания дались легко, показали тучку.

- За что бы ты похвалил себя?

- Кто испытывал трудности? В чем?

- Закончите предложения:

Я сегодня узнал..

Было трудно..

Я научился..

Я смог..

Было интересно узнать..

Мне захотелось….

 (Я знаю, что род имени прилагательного зависит от рода имени существительного. Я умею определять род имени существительного).

Молодцы , ребята! В конце сегодняшнего урока мне бы хотелось вам пожелать всегда весеннего настроения, солнца в душе и радости от учения. Спасибо вам за хороший урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Образование имён прилагательных"

Показать способ образования имён прилагательных от основ имён существительных с помощью суффиксов....