Текст и его план. Признаки текста
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Копылова Ирина Васильевна

Урок русского языка в 4 классе по теме "Текст и его план. Признаки текста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_klass_tekst.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Текст и его план. Признаки текста.

Цели: формировать представления о речи и языке, о формулах вежливой речи; развивать умение соотносить содержание высказывания с его темой и главной мыслью.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания   (Чтение и анализ сочинений.)

III. Актуализация знаний

— Прочитайте. Выпишите слова вежливости. Подчеркните непроверяемые орфограммы.

Встречу, новый разговор

Мы со «здравствуйте» начнём.

Чтобы что-то попросить,

Нужно вежливыми быть.

Мы «пожалуйста» добавим —

Будут все довольны нами.

Если наступил на ножку,

Хоть случайно, хоть немножко,

Сразу говори «простите»

Или лучше «извините».

Если бабушка с утра

Пирожок тебе дала,

Ты возьми, скажи «спасибо» —

Станет бабушка счастливой!

Каждый скажет на прощанье,

Уходя, всем «до свиданья». (Проверка.)

—  Как можно проверить написанные вами слова? (Написание этих слов проверить нельзя, их надо запомнить.)

—  Запишите ещё три «вежливых» слова с непроверяемым написанием.

IV. Самоопределение к деятельности

—  Почему важно употреблять в речи «вежливые» слова?

—  Как называют человека, который постоянно использует такие слова в своей речи? (Вежливым, воспитанным.)

- Какие чувства вызывает у вас общение с таким человеком? (С воспитанным человеком приятно общаться, он располагает к себе.)

—  Как помогают эти слова в жизни? Приведите примеры ситуаций из собственной жизни.

—  Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Повторить виды «вежливых» слов, узнать, какую роль они играют, научиться употреблять их в речи и правильно писать)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 3 (с. 7).

—  Прочитайте группы слов.

—  В каких случаях вы употребите слово спасибо, а в каких случаях — благодарю вас!

—  Какие ещё слова приветствия вы знаете? Какие слова вы скажете, здороваясь с друзьями, со взрослым человеком?

—  Назовите слова извинения. Когда мы употребляем эти слова?

—  Чем отличаются разные речевые формы приветствия, прощания, извинения, благодарности?

—  Для чего нам так много «вежливых» слов с одинаковым смыслом?

—  Запишите слова группами по заданию учебника. (Взаимопроверка, взаимооценка.)

—  Запишите в словарик слово пожалуйста, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. (На доске записаны предложения.)

•   Перезвоните, пожалуйста, через несколько минут.

•   Передай мне соль, пожалуйста.

•   Пожалуйста, оплатите проезд!

—  Как выделяется это слово в предложениях?

—  Составьте свои предложения с этим словом.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Конкурс-аукцион «Кто больше знает "вежливых" слов?»

2. Беседа

—  Что вы знаете о том, как появились «вежливые» слова?

Спасибо. В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: «Спаси вас Бог!» Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!»

Пожалуйста. Издавна слово жаловать означало «оказывать внимание, уважать, проявлять почтение». Отсюда и другое, родственное, слово — пожаловать, т. е. откликнуться на просьбу, жаловать вниманием. В слове пожалуйста выражены и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение.

Извините. Если кто-нибудь причинял кому-то огорчение или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!», т. е. «снимите с меня вину».

Здравствуйте. Слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза. Однако фактическое значение слова — пожелание здоровья. Так же как и «здравия желаю», повелось с древних времён и считалось жестом уважения при приветствии. (На данном этапе урока можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)

3. Работа по учебнику

Упр. 4 (с. 7). (Работа в парах. Учащиеся устно составляют тексты. Несколько пар выступают у доски. Учитель напоминает о правилах пунктуации при употреблении этих слов в письменной речи, затем учащиеся записывают свои тексты.)

VIII. Рефлексия

Игра «Доскажи словечко»

- Запишите «вежливые» слова, которыми нужно закончить стихотворные строки.

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого... («спасибо»).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит... («добрый день»).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече... («здравствуйте»).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят... («до свидания»).

(Проверка. Один ученик читает слова вслух, остальные проверяют.)

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  С какой целью мы употребляем в речи «вежливые» слова?

—  Какие формулы вежливости мы изобрели сегодня на уроке?

Домашнее задание

Упр. 3 (с. 7) - подготовить сообщение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Признаки текста. Восстановление деформированного текста.

Урок развития речи во 2 классе, целью которого является раскрытие одной из особенностей текста - его тематическое единство. Задачи: 1. Формирование умения отличать текст от группы предложен...

Русский язык 2 класс .Конспект. "Связь заглавия и главной мысли текста. Признаки текста".

Урок введения нового материала. Определение связи заглавия и главной мысли....

Урок по русскому языку во 2 «Б» классе по программе Занкова Л.В. Тема: « Текст. Признаки текста»

Цель урока: научить отличать текст от набора предложенийЗадачи:1. Сформировать у детей общее понятие о тексте.2. Развивать умение отличать текст от предложений, научить работать с текстом.3.Формироват...

Открытый урок по русскому языку по теме:«Связь заглавия и главной мысли текста. Признаки текста».

Урок для учащихся 2 класса по программе: «Начальная школа XXI века»...

Разработка урока русского языка во 2 классе Тема урока: «Связь заглавия и главной мысли текста. Признаки текста».

Тип урока: урок введения новых знаний. Цель: определение связи между заглавием и главной мыслью текста. Задачи: обучающие: - сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основны...

Конспект урока "Речь Предложение. Текст. Признаки текста" 2 класс

Конспект урока "Речь Предложение. Текст. Признаки текста"  Работа с деформированным текстом 2 класс УМК Школа России...