Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Школа России" по теме " Правописание суффиксов -ек-, -ик-"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Цуканова Е.А.

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

Белгородской области

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ -ИК-, -ЕК-

Цель урока

Создать условия для актуализации знаний учащихся о суффиксах и приставках как значимых частях слова, ознакомления с орфограммой «Правописание суффиксов -ик-, -ек-»; способствовать формированию общего представления о правописании суффиксов и приставок

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
результаты
(предметные)

Умеют разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами, наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса), подбирать слова с заданной морфемой, строить предложения для передачи основной мысли текста, понимать тему и главную мысль

Личностные
результаты

Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками для выполнения совместной
деятельности на уроке; открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют анализ
и сопоставление языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях, справочном материале учебника).

Коммуникативные: учитывают разные мнения, высказывают свое собственное, аргументируют его; строят
монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Таблица «Правописание суффиксов -ик-, -ек-»

 

 

Структура урока

 

Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Приемы
контроля

 

 

 

 

1

2

3

6

 

 

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем

И сейчас урок начнем.

– Проверим готовность к уроку

 

 

 

II. Проверка
домашнего
задания

Фронтальная, практический, письмо

– Дома вам необходимо было вспомнить словарные слова,
изученные в течение учебного
года. Сейчас один из вас должен выступить в качестве учителя
и продиктовать одноклассникам диктант из словарных слов

Фронтальный (сло-варный
диктант)

 

 

III. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо

– Выполните по образцу письмо слова «аккуратный»

Правильное написание

 

 


 IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Беседа

Беседа по вопросам. Правильные устные монологические ответы

 

V. Актуализация знаний

Коллективная. Словесный. Проблемный. Беседа. Устные монологические ответы.

Беседа по вопросам. Правильные устные монологические ответы
 

 


 

Игровая деятельность
(деятельность с элементами ролевой игры «Грамотеи
и теоретики»

 

 

VI. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

Фронтальная. Групповая. Индивидуальная. Словесный, проблемный, практический

Фронтальный
(устные монологические ответы), индивидуальный
(самостоятельное выполнение
заданий упражнений учебника)

 


 1. Работа с учебником (с. 124). Упражнение
в узнавании приставок
и суффиксов
(упр. 239
и 240). Воспро-изведение сведений о правописании суффиксов и приставок

 

 

 

2. Работа с текстом (учебник, упр. 241)

Фронтальная. Словесный. Чтение. Определение темы текста, подбор заголовка. Письмо

Фронтальный (ответы на вопросы), индивидуальный

 

3. Знакомство
с орфограммой «Правописание суффиксов -ик-, -ек-» (учебник, упр. 125)

Фронтальная. Словесный. Чтение. Работа с учебником

Фронтальный (воспроизведение правила «Правописание суффиксов -ик-, -ек-»)

 


 

 

 

 

Физкультминутка

Коллективная. Практический. Гимнастика для глаз

Правильное выполнение движений

 

VII. Закрепление знаний
и способов действий.

Коллективное
(под руководством учителя) выполнение
упр. 243 учебника

Коллективная. Практический. Письмо

Коллективный (правильное
выполнение задания в тетрадях)

 

VIII. Рефлексия учебной
деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Беседа
по вопросам. Саморегуляция

 


 Домашнее
задание:
рабочая тетрадь,
упр. 244

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Фронтальный (проверка записей в тетрадях)

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_suffiksov.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ -ИК-, -ЕК-

Педагогические
цели

Создать условия для актуализации знаний учащихся о суффиксах и приставках как значимых частях слова, ознакомления с орфограммой «Правописание суффиксов -ик-, -ек-»; способствовать формированию общего представления о правописании суффиксов и приставок

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
результаты
(предметные)

Умеют разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами, наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса), подбирать слова с заданной морфемой, строить предложения для передачи основной мысли текста, понимать тему и главную мысль

Личностные
результаты

Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками для выполнения совместной
деятельности на уроке; открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют анализ
и сопоставление языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях, справочном материале учебника).

Коммуникативные: учитывают разные мнения, высказывают свое собственное, аргументируют его; строят
монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

Основное содержание темы, понятия
и термины

Части слова, суффикс, приставка; однокоренные слова; орфограмма, правило «Правописание суффиксов -ик-,
-ек-»; тема текста, тип текста

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Таблица «Правописание суффиксов -ик-, -ек-»

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем

И сейчас урок начнем.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость
на слова учителя

II. Проверка
домашнего
задания

Фронтальная, практический, письмо

– Дома вам необходимо было вспомнить словарные слова,
изученные в течение учебного
года. Сейчас один из вас должен выступить в качестве учителя
и продиктовать одноклассникам диктант из словарных слов

Слушают задание. Один ученик по па-мяти произносит словарные слова, остальные записывают под диктовку. По окончании диктанта работы сдаются на проверку

Пр. –  знают нормы правописания словарных слов, применяют эти знания
на письме

Фронтальный (сло-варный
диктант)

III. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо

– Выполните по образцу письмо слова «аккуратный»

Выполняют письмо
по образцу

Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк

Правильное напи-
сание

 IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Молодцы, в ваши тетради приятно смотреть, потому что все вы очень старательные и аккуратные ученики. Нас сегодня ждут новые открытия. Совсем скоро вы сами догадаетесь о том, какие секреты русского языка нам предстоит сегодня узнать. Посмотрите внимательно на слова:

На доске: п_делка, луч_ки, бел_нький, пр_бежка, сыноч_к,
з_хрустел, бел_ватый.

В каких морфемах пропущены орфограммы?

– Кто-нибудь догадался, какова
тема
нашего урока?

– Молодцы! Теперь осталось понять, какова цель урока

Слушают учителя. Анализируют слова, записанные на доске, находят критерии для сравнения и классификации слов
и орфограмм. Делают выводы: высказывают предположения о теме урока, предлагают свои варианты формулировки цели урока

П – осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют анализ и сопоставление языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям.

Р – принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем.

К – учитывают разные
мнения, высказывают свое собственное, аргументируют его.

Л – ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками для выполнения совместной деятельности на уроке

Беседа
по вопросам. Правильные устные монологические ответы

V. Актуализация знаний

Коллективная. Словесный. Проблемный. Беседа. Устные моно-логические ответы.

– Прежде чем приступить к штурму новой вершины знаний, нужно проверить имеющийся у нас арсенал. Помогут нам это сделать «теоретики» и «грамотеи».

«Теоретики» должны ответить
на вопросы:

Слушают учителя. Анализируют слова, записанные на доске, находят критерии для сравнения и классификации слов
и орфограмм. Дела-

П – осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют анализ и сопоставление языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям.

Беседа
по вопросам. Правильные устные монологические ответы

 

Игровая деятельность
(деятельность с элементами ролевой игры «Грамотеи
и теоретики»

•  Что такое приставка?

•  Что такое суффикс?

•  Что общего между приставками

и суффиксами? (Это значимые части слова, служащие для образования новых слов.)

– Грамотеи попробуют ответить
на вопросы:

•  Какие буквы пропущены в данных словах в приставках? Какое правило используется?

•  Есть ли среди слов однокоренные?

•  Какое значение внесли суф-
фиксы? 

•  Какие буквы вставили в суф-
фиксах?

•  Почему написали такие суф-
фиксы?

– Достаточно ли знаний для решения орфографических задач в суффиксах?

ют выводы: высказывают предположения о теме урока, предлагают свои варианты формулировки цели урока

Р – принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем.

К – учитывают разные
мнения, высказывают свое собственное, аргументируют его.

Л – ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками для выполнения совместной деятельности на уроке

VI. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

Фронтальная. Групповая. Индивидуальная. Словес-

– Познакомьтесь с заданием
к упр. 239. Выполните работу
по вариантам: 1-й вариант выписывает приставки и устно подби-

Знакомятся с заданием учебника, выполняют работу по вариантам (выписывают

Пр. – умеют разбирать
по составу слова с одно-значно выделяемыми
морфемами, наблюдать

Фрон-
тальный
(устные монологичес-

 1. Работа с учебником (с. 124). Упражнение
в узнавании приставок
и суффиксов
(упр. 239
и 240). Воспро-изведение сведений о правописании суффиксов и приставок

ный, проблемный, практи-ческий

рает слова с ними; 2-й вариант
выписывает суффиксы и устно подбирает слова с ними.

– Каким правилом следует руковод-ствоваться при написании приставок и суффиксов? Что сказано об этом в учебнике? Прочитайте материал на с. 124.

– Выполните упр. 240

приставки и суффиксы, устно подбирают слова с такими же морфемами).

Самостоятельно
формулируют алгоритм действий по написанию приставок и суффиксов, сравнивают свои действия с рекомендациями, предложенными
в учебнике самостоятельно выполняют упр. 240 (один человек может выполняют его на обратной стороне доски)

за способами образования слов при помощи приставки или суффикса, подбирать слова с заданной
морфемой.

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу; выполняют действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях, справочном материале учебника).

Л – владеют навыками
познавательной и личностной рефлексии; проявляют познавательный интерес
к изучению предмета

кие ответы), индивидуальный
(самостоятельное выполнение
заданий упражнений учеб-
ника)

2. Работа с текстом (учебник, упр. 241)

Фронтальная. Словесный. Чтение. Определение темы

– Прочитайте текст (учебник,
упр. 241). Определите тему текста и подберите заголовок.

Вслух читают текст. Определяют тему
и подбирают заголовок. Определяют

Пр. – строят предложения для передачи основной мысли текста; понимают
тему и главную мысль.

Фронтальный (ответы на вопросы), инди-

 

текста, подбор заголовка. Определение типа текста. Письмо

(Например: Как узнают чер-
нику?)
 Определите тип текста.
(Описание.) 

– Спишите, вставьте пропущенные буквы и объясните условия выбора написания. Найдите слова с указанными в задании суф-фиксами. (-еньк-: тоненький, маленький; -инк- :черничинка; -ек-: стебелек, горошек; -ыш-: крылышки; -к-: ягодки, стебельки, мелкий; -ик-: листики

тип текста и объясняют свой выбор. Объясняют выбор
написания слов
с пропущенными
буквами (указывают место орфограммы, вид орфограммы,
правило). Находят слова с заданными морфемами, обозна-чают их

П – анализируют и оцени-вают содержание, языковые особенности и струк-
туру текста.

Р – выполняют действия по намеченному плану,
а также по инструкциям,
содержащимся в источниках информации (в заданиях, справочном материале учебника).

К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

видуальный (письменное выполнение упраж-
нения)

3. Знакомство
с орфограммой «Правописание суффиксов
-ик-,
-ек-» (учебник, упр. 125)

Фронтальная. Словесный. Чтение. Работа с учебником

– Вспомните, написание суффиксов каких слов в начале урока наши «грамотеи» не смогли объяснить? (Лучики, сыночек.) Каким же правилом нужно руководствоваться при встрече с этими суффиксами? Прочитайте правило
в учебнике на с. 125.

– Примените правило к словам «лучики», «сыночек».

– Объясните написание суффиксов в словах в упр. 242

Читают теоретический материал. Повторяют прочитанное. Применяют правило к словам «лучики», «сыночек», к словам упр. 242 учебника

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.

Р – принимают и сохра-
няют учебную задачу;
выполняют действия
по намеченному плану,
а также по инструкциям,
содержащимся в источниках информации (в зада-

Фронтальный (вос-произведение правила «Правописание
суффиксов
-ик-, -ек-»)

 

ниях, справочном материале учебника)

Физкультминутка

Коллективная. Практический. Гимнастика для глаз

Художник-невидимка

По городу идет.

Всем щеки нарумянит,

Всех за нос ущипнет.

А ночью он, пока я спал,

Пришел с волшебной кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются  здорового режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

Правильное выполнение движений

VII. Закрепление знаний
и способов действий.

Коллективное
(под руковод-ством учителя) выполнение
упр. 243 учеб-
ника

Коллективная. Практический. Письмо

– Попробуйте применить правило и выполните упр. 243.

Организует работу с упражнением, контролирует его выполнение

Выполняют упраж-
нение по цепочке.

Каждый ученик сначала объясняет условия выбора гласной, потом (после одобрения учителя) весь класс записывает
слово

П – осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Р – учитывают правило
(алгоритм) в планировании и контроле способа
решения; контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом

Коллективный (правильное
выполнение задания в тет-
радях)

VIII. Рефлексия учебной
деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Какое открытие сделали
на уроке?

– Какой вид работы понравился больше?

– О чем хотели бы узнать подробнее?

Отвечают на во-
просы

Л – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция

 Домашнее
задание
(рабочая тетрадь,
упр. 244; твор-ческое задание: составить рас-сказ о каком-либо растении
по упр. 241
учебника)

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи

Р – принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего развития

Фронтальный (проверка записей в тет-
радях)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс

Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"

Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний ...

Методическая разработка урока по русскому языку. Тема "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний"

Методическая разработка урока русского языка в виде технологической карты с мультимедийной презентацией. Урок разработан на основе УМК "Перспективная начальная школа" в соответствии ФГОС НОО.Тип урока...

Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме: « Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов»

обобщить и систематизировать знания  обучающихся  о парных звонких  глухих согласных  в конце слов...