Урок русского языка в 3 классе по теме: "Правописание местоимений с предлогами"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка в 3 классе знакомит учащихся в интересной форме с правописанием местоимений с предлогами. Множество разнообразных заданий поможет ученикам расширить знания о местоимениях и в частности с орфограммой о правописании с предлогами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Рус.язык 3 класс 09.04.25
Тема: «Правописание местоимений с предлогами »
Цель урока: расширить представление обучающихся о личных местоимениях, рассмотреть их правописание с предлогами.
Задачи урока:
- формировать умения распознавать местоимения в тексте, подбирать пропущенные местоимения;
- развивать логическое мышление;
- развивать речь обучающегося, умение обосновывать свое мнение;
- воспитывать чувство ответственности, нравственные качества.
Планируемые предметные результаты: обучающийся научится распознавать личные местоимения среди других частей речи; употреблять местоимения в речи
Планируемые метапредметные результаты:
- личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
- регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение.
Формируемые УУД:
- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;
- уметь осуществлять самооценку результатов;
- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе;
- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение;
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом;
- формулировать понятные высказывания, используя термины;
- уметь сотрудничать с учителем, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию;
Ход
1.Организационный момент
- Мотивация к учебной деятельности:
– Солнце раненько встаёт
- И спешит скорей в обход.
– Как, ребятушки, живете?
– Как здоровье, как животик?
– Одолела вас дремота?
– Шевельнуться неохота?
– Всем командую: “Подъём!”
– Мы урок наш проведём.
- А с каким настроением вы пришли на урок?
2. Самоопределение к деятельности.
-А сейчас послушайте
Я, ты, он, она
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья,
В слове "мы" - сто тысяч "я".
Большеглазых, озорных,
Чёрных, рыжих и льняных.
Грустных и весёлых
В городах и сёлах.
-Как вы думаете, ребята, почему я урок начала с данного отрывка? (В песне встречаются местоимения, мы, наверное, будем сегодня говорить о местоимениях)
-Какие местоимения прозвучали в словах песни? Назовите. (Я, ты, он, она, мы)
-Как мы называем все эти местоимения? (личные)
-Вот сегодня мы и будем говорить с вами о личных местоимениях.
-А что бы вы хотели узнать о личных местоимениях? (А зачем нам нужны личные местоимения?
Что это за часть речи, что обозначает, на какие вопросы отвечает? Когда в речи мы употребляем местоимения?)
-На все ваши вопросы мы ответим на ближайших уроках. А вот сегодня мы поговорим об правописании личных местоимений.
Тема: «Правописание местоимений с предлогами»
Цель урока: расширить представление о личных местоимениях, об их употреблении в речи.
-Девизом нашего урока я хотела бы взять слова:
«Исследование создает новое знание»
-Как вы понимаете это высказывание?
-А кто такие « исследователи»? ( Те, кто делают открытия )
-А вы бы хотели быть исследователями?
-Хорошо! Я вам даю такую возможность. Сегодня вы исследователи!
- Устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям.
В нашей работе будем вести исследовательские журналы, журналом у нас будет рабочая тетрадь.
-Запишем дату нашего исследования - Восьмое апреля
Классная работа
А так как исследовать мы будем местоимения, то и минутку чистописания свяжем с местоимениями. Пропишем местоимение Я и предложение из песни.
3. Минутка чистописания
Я Я Я Я
Я, ты, он, она- вместе дружная семья.
4. Открытие новых знаний
- Местоимений в русском языке немного, более 60, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почётное место после существительных и глаголов. Почему – это действительно загадка. Но проведя исследования, думаю, найдём отгадку.
- Отправляемся в научно-исследовательскую лабораторию.
Прочитайте тексты. Найдите что- то необычное.
Весна
Наступила весна. Весна принесла радость.
Солнышко
Выглянуло солнышко. Солнышко выпустило свои лучи.
-Что вы заметили в тексте? (Часто повторяются слова: весна, солнышко)
-Что надо сделать, чтобы избежать повторов? (заменить другими словами или местоимениями)
-К какой части речи относятся слова: весна, солнышко? (Существительное)
- Какими словами их можно заменить? (Она, оно)
Какой можем сделать вывод по этому исследованию?
1-ый вывод: местоимения заменяют в речи имена существительные, чтобы не было повторов.
Задание: Запишите текст «Весна» себе в исследовательский журнал, заменяя повторы. – Над местоим. надписать лицо, число и …. Род.
Подчеркните орфограмму- Безуд гл в корне.
Это интересно: Эти слова заняли место имени
Поэтому их и назвали местоимением.
- Итак, а какое ещё можно сделать открытие по этому тексту?
2-ой вывод: местоимение легко может встать на место имени существительного, поэтому местоимение можно считать самостоятельной частью речи.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
- Теперь мы знаем, что местоимения заменяют имена существительные. Давайте выполним задание.
Задание: Соотнесите местоимение с каждым именем существительным, запишите, вставляя пропущенную букву. По вариантам
Капуста (она), берег (он), корова (она), растение (оно), ворона (она), метро (оно).
-Что мы можем сказать про записанные нами слова? (Это словарные слова)
5. Физминутка
Работа в группах
-Какие местоимения спрятаны в эти слова?
Тыква, корона, ягода, мыло, ворона, кони, ямы, телефон, мышь, заяц, выдра)
6. Работа по теме урока (продолжение)
Продолжим работу по теме урока. Где же мы ещё употребляем личные местоимения?
-Ваши предположения? (В беседах с друзьями, в разговорах по телефону)
Давайте послушаем один телефонный разговор.
(Выходят две девочки. В руках у них телефонные трубки.)
Ролевая игра «Разговор по телефону» Ролевая игра.
2 девочки
—Алло! Здравствуй, Анжела. Это я – Юля. Ты еще не ушла из класса?
—Привет, Юля. Нет. Ещё тут.
—Мне нужна Даша. Скажи, пожалуйста, она в классе?
—Нет, она ушла на кружок рисования.
—А Женя? Где он?
—Женя ушёл на секцию по футболу.
—А они скоро придут в класс?–
—Не знаю.
Учитель:
-Что вы услышали? (Диалог)
—Удалось бы девочкам построить телефонный разговор без местоимений?
- Какие личные местоимения они использовали во время телефонного разговора?
(она, я, ты, он, они)
— Сделайте вывод, о том, можно ли в разговорной речи обойтись без местоимений?
3-ий вывод: Во время разговора мы часто пользуемся местоимениями. Без них трудно обойтись в нашей речи. Они делают нашу речь ясной, понятной.
— Скажите, как назвала себя Юля, начиная разговор? (я)
-А если бы Юля назвала себя и Анжелу одним словом, какое бы местоимение она употребила? (мы).
Так вот местоимения я и мы указывают на того, кто говорит. И это местоимения… 1 лица.
—Как Юля обратилась к Анжеле, ко 2-му участнику диалога? (ты)
— А как она могла обратиться к нескольким участникам разговора? (вы)
Местоимения ты и вы указывают на того, к кому обращаются с речью. И это местоимения ……2 лица.
—Какими местоимениями воспользовались девочки, говоря о тех, кого не было рядом с ними? (он, она, они.)
—Местоимения он, она, оно, они указывают на того, о ком или о чём говорят. И это местоимения ….3 лица.
(Если останется время, то провести работу по карточкам. Разноуровневое задание по карточкам: зелёный цвет- лёгкое задание; красный цвет- сложное задание)
- Подчеркни местоимения.Надпиши лицо- Отажонов, Чумаков.
Мама спит, она устала…Ну, и я играть не стала! На ветке сидел воробей. Он чистил пёрышки. Мы живём в одном доме. Я учусь в третьем классе. Вы идёте по дороге.
Остальные
- Вставь пропущенные местоимения.-омт
... Я рисую ёлочку, а что … ты будешь рисовать? Завтра… мы пойдём на речку? Кого … ты ждёшь? Почему … они уходят? Что … вы любите?
Кузнецова ЧЕЧИНА ФРОЛОВА
3. Просклоняйте личное местоимение 3-го лица множественного числа.
И.п.__________________________________________
Р.п.__________________________________________
Д.п.__________________________________________
В.п.__________________________________________
Т.п.__________________________________________
П.п.__________________________________________
8. Итог урока.
- Ребята, в конце любого исследования необходимо сделать выводы, как исследователи вы должны поделиться своими открытиями.
- Что интересного вам запомнилось при изучении сегодняшней темы и о чём вы бы хотели рассказать своим родителям, друзьям?
Местоимения делают нашу речь ясной, понятной, грамотной, помогают избежать повторов. Они, как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.
9. Рефлексия
- Дополни одну из фраз:
Я получил (а) новые знания о …
Я понял(а)…..
Я постараюсь….
Мне было интересно…
Мне было трудно…
- Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались внимательно слушать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали. Сегодня на уроке вы были активны, внимательны и старательны. Самое главное, что вы работали дружно. Мне бы хотелось, чтобы в вашей жизни чаще звучало личное местоимение МЫ.
- А теперь послушайте стихотворение. (Цветы). Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы.
- О чем этот текст?
И не будет КРАСОТЫ! Ребята, необходимо бережно относиться к природе. А как? (Ответы…)
- Каждую секунду надо помнить, что человек – часть природы. Беречь её надо сегодня, завтра может быть поздно.
Дз- РАБОТА ПО КАРТОЧКЕ
Спишите. Замените повторяющиеся существительные местоимениями 3-го лица.
Летом на даче у меня появились новые друзья. Друзья теперь часто звонят мне по телефону. Перелётные птицы собираются в стаи. Птицы готовятся к отлёту.
- в.
- Прочитайте текст. Найдите что- то необычное.
Весна
Наступила весна. Весна принесла радость. Весна дарит нам тепло.
2. Замени слова подходящим местоимением и запиши местоимение рядом со словом в скобках. Надпиши над местоимением лицо, число, род
Капуста, берег, корова , растение , ворона , метро, завод.
______________________________________________________________________
- в.
1. Прочитайте текст. Найдите что- то необычное.
Солнышко
Выглянуло солнышко. Солнышко выпустило свои лучи. Солнышко радует нас своим теплом.
2. Замени слова подходящим местоимением и запиши местоимение рядом со словом в скобках. Надпиши над местоимением лицо, число, род
Память, облако, паровоз, варенье, листва, город.
1 в.
- Прочитайте текст. Найдите что- то необычное.
Весна
Наступила весна. Весна принесла радость. Весна дарит нам тепло.
2. Замени слова подходящим местоимением и запиши местоимение рядом со словом в скобках. Надпиши над местоимением лицо, число, род
Капуста, берег, корова , растение , ворона , метро, завод.
______________________________________________________________________
2 в.
1. Прочитайте текст. Найдите что- то необычное.
Солнышко
Выглянуло солнышко. Солнышко выпустило свои лучи. Солнышко радует нас своим теплом.
2. Замени слова подходящим местоимением и запиши местоимение рядом со словом в скобках. Надпиши над местоимением лицо, число, род
Память, облако, паровоз, варенье, листва, город.
ГРУППЫ
Какие местоимения спрятаны в эти слова?
Тыква, корона, ягода, мыло, ворона, кони, ямы, телефон, мышь, заяц, выдра.
Какие местоимения спрятаны в эти слова?
Тыква, корона, ягода, мыло, ворона, кони, ямы, телефон, мышь, заяц, выдра.
Какие местоимения спрятаны в эти слова?
Тыква, корона, ягода, мыло, ворона, кони, ямы, телефон, мышь, заяц, выдра.
Какие местоимения спрятаны в эти слова?
Тыква, корона, ягода, мыло, ворона, кони, ямы, телефон, мышь, заяц, выдра.
Какие местоимения спрятаны в эти слова?
Тыква, корона, ягода, мыло, ворона, кони, ямы, телефон, мышь, заяц, выдра.
Какие местоимения спрятаны в эти слова?
Тыква, корона, ягода, мыло, ворона, кони, ямы, телефон, мышь, заяц, выдра.
Какие местоимения спрятаны в эти слова?
Тыква, корона, ягода, мыло, ворона, кони, ямы, телефон, мышь, заяц, выдра.
Какие местоимения спрятаны в эти слова?
Тыква, корона, ягода, мыло, ворона, кони, ямы, телефон, мышь, заяц, выдра.
Какие местоимения спрятаны в эти слова?
Тыква, корона, ягода, мыло, ворона, кони, ямы, телефон, мышь, заяц, выдра.
1.
—Алло! Здравствуй, Анжела. Это я – Юля. Ты еще не ушла из класса?
—Привет, Юля. Нет. Ещё тут.
—Мне нужна Даша. Скажи, пожалуйста, она в классе?
—Нет, она ушла на кружок рисования.
—А Женя? Где он?
—Женя ушёл на секцию по футболу.
—А они скоро придут в класс?
—Не знаю.
2.
—Алло! Здравствуй, Анжела. Это я – Юля. Ты еще не ушла из класса?
—Привет, Юля. Нет. Ещё тут.
—Мне нужна Даша. Скажи, пожалуйста, она в классе?
—Нет, она ушла на кружок рисования.
—А Женя? Где он?
—Женя ушёл на секцию по футболу.
—А они скоро придут в класс?–
—Не знаю.
ОТАЖОНОВ И ЧУМАКОВ
Подчеркни местоимения. Надпиши лицо.
Мама спит, она устала…Ну, и я играть не стала! На ветке сидел воробей. Он чистил пёрышки. Мы живём в одном доме. Я учусь в третьем классе. Вы идёте по дороге.
Чумаков
Подчеркни местоимения. Надпиши лицо.
Мама спит, она устала…Ну, и я играть не стала! На ветке сидел воробей. Он чистил пёрышки. Мы живём в одном доме. Я учусь в третьем классе. Вы идёте по дороге.
ЧЕЧИНА КУЗНЕЦОВА ФРОЛОВА
Просклоняйте личное местоимение 3-го лица множественного числа.
И.п.__________________________________________
Р.п.__________________________________________
Д.п.__________________________________________
В.п.__________________________________________
Т.п.__________________________________________
П.п.__________________________________________
Просклоняйте личное местоимение 3-го лица множественного числа.
И.п.__________________________________________
Р.п.__________________________________________
Д.п.__________________________________________
В.п.__________________________________________
Т.п.__________________________________________
П.п.__________________________________________
Просклоняйте личное местоимение 3-го лица множественного числа.
И.п.__________________________________________
Р.п.__________________________________________
Д.п.__________________________________________
В.п.__________________________________________
Т.п.__________________________________________
П.п.__________________________________________
Спиши, вставляя пропущенные местоимения.
... рисую ёлочку, а что … будешь рисовать? Завтра… пойдём на речку?
Кого … ждёшь? Почему … уходят? Что … любите?
Спиши, вставляя пропущенные местоимения.
... рисую ёлочку, а что … будешь рисовать? Завтра… пойдём на речку?
Кого … ждёшь? Почему … уходят? Что … любите?
Спиши, вставляя пропущенные местоимения.
... рисую ёлочку, а что … будешь рисовать? Завтра… пойдём на речку?
Кого … ждёшь? Почему … уходят? Что … любите?
Спиши, вставляя пропущенные местоимения.
... рисую ёлочку, а что … будешь рисовать? Завтра… пойдём на речку?
Кого … ждёшь? Почему … уходят? Что … любите?
Спиши, вставляя пропущенные местоимения.
... рисую ёлочку, а что … будешь рисовать? Завтра… пойдём на речку?
Кого … ждёшь? Почему … уходят? Что … любите?
Спиши, вставляя пропущенные местоимения.
... рисую ёлочку, а что … будешь рисовать? Завтра… пойдём на речку?
Кого … ждёшь? Почему … уходят? Что … любите?
Спиши, вставляя пропущенные местоимения.
... рисую ёлочку, а что … будешь рисовать? Завтра… пойдём на речку?
Кого … ждёшь? Почему … уходят? Что … любите?
Спиши, вставляя пропущенные местоимения.
... рисую ёлочку, а что … будешь рисовать? Завтра… пойдём на речку?
Кого … ждёшь? Почему … уходят? Что … любите?
Спиши, вставляя пропущенные местоимения.
... рисую ёлочку, а что … будешь рисовать? Завтра… пойдём на речку?
Кого … ждёшь? Почему … уходят? Что … любите?
Спиши, вставляя пропущенные местоимения.
... рисую ёлочку, а что … будешь рисовать? Завтра… пойдём на речку?
Кого … ждёшь? Почему … уходят? Что … любите?
ДЗ Спишите. Замените повторяющиеся существительные местоимениями 3-го лица.
Летом на даче у меня появились новые друзья. Друзья теперь часто звонят мне по телефону. Перелётные птицы собираются в стаи. Птицы готовятся к отлёту.
Спишите. Замените повторяющиеся существительные местоимениями 3-го лица.
Летом на даче у меня появились новые друзья. Друзья теперь часто звонят мне по телефону. Перелётные птицы собираются в стаи. Птицы готовятся к отлёту.
Спишите. Замените повторяющиеся существительные местоимениями 3-го лица.
Летом на даче у меня появились новые друзья. Друзья теперь часто звонят мне по телефону. Перелётные птицы собираются в стаи. Птицы готовятся к отлёту.
Спишите. Замените повторяющиеся существительные местоимениями 3-го лица.
Летом на даче у меня появились новые друзья. Друзья теперь часто звонят мне по телефону. Перелётные птицы собираются в стаи. Птицы готовятся к отлёту.
Спишите. Замените повторяющиеся существительные местоимениями 3-го лица.
Летом на даче у меня появились новые друзья. Друзья теперь часто звонят мне по телефону. Перелётные птицы собираются в стаи. Птицы готовятся к отлёту.
Спишите. Замените повторяющиеся существительные местоимениями 3-го лица.
Летом на даче у меня появились новые друзья. Друзья теперь часто звонят мне по телефону. Перелётные птицы собираются в стаи. Птицы готовятся к отлёту.
Спишите. Замените повторяющиеся существительные местоимениями 3-го лица.
Летом на даче у меня появились новые друзья. Друзья теперь часто звонят мне по телефону. Перелётные птицы собираются в стаи. Птицы готовятся к отлёту.
Спишите. Замените повторяющиеся существительные местоимениями 3-го лица.
Летом на даче у меня появились новые друзья. Друзья теперь часто звонят мне по телефону. Перелётные птицы собираются в стаи. Птицы готовятся к отлёту.
Спишите. Замените повторяющиеся существительные местоимениями 3-го лица.
Летом на даче у меня появились новые друзья. Друзья теперь часто звонят мне по телефону. Перелётные птицы собираются в стаи. Птицы готовятся к отлёту.
Спишите. Замените повторяющиеся существительные местоимениями 3-го лица.
Летом на даче у меня появились новые друзья. Друзья теперь часто звонят мне по телефону. Перелётные птицы собираются в стаи. Птицы готовятся к отлёту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».
Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

Урок русского языка. 1 класс ПНШ Тема:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.
Урок русского языка в 1 классе. Программа Перспективная начальная школа.Тема урока:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це....
урок русского языка. 2 класс по теме "Правописание мягкого знака после шипящих"
представлен конспект урока по изучению нового материала по теме "Правописание мягкого знака после шипящих" УМК "Развивающая система Л.В.Занкова" учебник Нечаевой...

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Правописание парных звонких и глухих согласных"
Данный урок составлен попрограмме в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс по учебнику Канакиной В.П....

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Правописание парных звонких и глухих согласных"
Данный урок составлен попрограмме в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс по учебнику Канакиной В.П....

Урок русского языка 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"
Урок русского языка УМК "Начальная школа ХХI века" 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе" с презентацией...

конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)
Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...