Как научить первоклассника составлять рассказ по сюжетным картинкам
статья по русскому языку (1 класс)
Данный материал раскрывает необходимость научить первоклассника составлять рассказ (писать сочинение) по сюжетным картинкам.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 44.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Как научить первоклассника составлять рассказ по сюжетным картинкам?
Сочинение рассказов по сюжетным картинкам – это не просто развлечение, а важный этап в развитии речи, воображения и логического мышления первоклассника. Этот навык помогает ребенку:
- Развивать связную речь: Учиться выражать свои мысли последовательно и понятно.
- Расширять словарный запас: Использовать новые слова и выражения для описания увиденного.
- Развивать воображение и творческое мышление: Придумывать истории, основываясь на визуальных образах.
- Улучшать навыки наблюдения: Замечать детали и устанавливать связи между ними.
- Развивать логическое мышление: Выстраивать причинно-следственные связи в сюжете.
Прежде чем приступить к составлению рассказов, необходимо убедиться, что ребенок хорошо понимает значение слов, умеет описывать предметы и явления, а также способен отвечать на простые вопросы по содержанию картинки. Важно познакомить его с основными понятиями: начало, середина, конец.
Но как все же помочь первокласснику, который только начинает свой путь в мир сочинительства? Вот несколько советов и приемов, которые помогут сделать этот процесс увлекательным и эффективным:
1. Подготовка к сочинению:
- Выбор картинок: Начните с простых картинок с небольшим количеством персонажей и понятным сюжетом. Идеально подойдут серии картинок, рассказывающие небольшую историю.
- Обсуждение картинок: Прежде чем приступить к сочинению, внимательно рассмотрите картинки вместе с ребенком. Задавайте вопросы, которые помогут ему увидеть детали и понять сюжет:
- "Что ты видишь на этой картинке?"
- "Кто эти люди (животные)?"
- "Что они делают?"
- "Как ты думаешь, что произошло до этого?"
- "Что может произойти дальше?"
- Составление плана: Помогите ребенку составить простой план рассказа. Например:
- Начало: Где и когда происходят события? Кто главные герои?
- Развитие событий(середина): Что происходит с героями? Какие приключения их ждут?
- Конец: Чем заканчивается история?
2. Процесс сочинения:
- Начните с простого: Не требуйте от ребенка сразу идеального рассказа. Поощряйте его за любые попытки.
- Помогите с началом: Если ребенку сложно начать, предложите ему несколько вариантов начала рассказа. Например: "Однажды...", "Жили-были...", "В одном лесу...".
- Задавайте наводящие вопросы: Если ребенок застрял, помогите ему продолжить рассказ, задавая вопросы:
- "Что он сказал?"
- "Что он подумал?"
- "Как он себя почувствовал?
- Используйте опорные слова: Предложите ребенку список слов, которые он может использовать в своем рассказе.
- Не бойтесь фантазировать: Поощряйте ребенка придумывать необычные и интересные истории.
- Записывайте рассказ: Записывайте рассказ ребенка, даже если он говорит его не очень связно. Это поможет ему увидеть свой прогресс и почувствовать уверенность в своих силах.
3. После сочинения:
- Прочитайте рассказ вместе: Прочитайте рассказ вместе с ребенком и обсудите его.
- Похвалите ребенка: Обязательно похвалите ребенка за его старания и за то, что он придумал интересную историю.
- Внесите правки вместе: Если необходимо, внесите правки в рассказ вместе с ребенком. Объясните ему, почему вы делаете те или иные изменения.
- Оформите рассказ: Можно нарисовать иллюстрации к рассказу и сделать из него книжку.
Дополнительные советы:
- Используйте игры: Существует множество игр, которые помогают развивать речь и воображение. Например, игра "Что было бы, если...".
- Читайте книги вместе: Чтение книг помогает ребенку расширять словарный запас и знакомиться с разными стилями речи.
- Будьте терпеливы: Не давите на ребенка и не требуйте от него слишком многого. Помните, что сочинение рассказов – это процесс, который требует времени и практики.
- Создайте благоприятную атмосферу: Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уверенно, когда сочиняет рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план- конспект урока по теме "ТЕАТР. ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА, РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ С ВЕДЕНИЕМ ДИАЛОГА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ. УПРАЖНЕНИЯ В ОБВЕДЕНИИ ПО КОНТУРУ И ШТРИХОВКЕ
Уроки обучения грамоте и письму в 1 классе по ОС "Школа 2100".Авторы УМК: Р. Н. Бунеев,Е. В. Бунеева.О. В. Пронина...
Обучение составлению рассказа по сюжетным картинкам "Шар в окне" 2 класс
Самое трудное научить детей писать изложения и сочинения. Начинаем работать с маленьких простых сюжетов. Постепенно переходим к сложным текстам для изложения....
Обучение составлению рассказа по сюжетным картинкам "Лиса и заяц" во 2 классе.
Шаг за шагом, от простого к сложному. Вершина обязательно покорится!...

Составление рассказа по сюжетным картинкам "Запасливый ёжик"
В презентации представлен иллюстративный и текстовый материал для составления рассказа по картинкам и опорным словам....

Составление рассказа по сюжетным картинкам "Воробей и котята"
В презентации представлен материал по развитию речи-составление рассказа с опорой на картинки и опорные слова. Предлагаются ответы на вопросы по содержанию, составление плана....

Конспект фрагмента урока «Составление рассказа по сюжетным картинкам» 1 класс. Обучение грамоте (добукварный период)
Обучение связному последовательному изложению событий по серии сюжетных картинок, правильно и последовательно излагать мысли; развивать память, мышление, воображение....
Логопедическое занятие на тему: «Составляем предложения по сюжетной картинке. Считаем слова.» 3 класс для детей с УО
Логопедическое занятие на тему: «Составляем предложения по сюжетной картинке. Считаем слова.»Цель: Формирование умения составлять распространённое предложение по сюжетной картинке и опреде...
