Как научить первоклассника составлять рассказ по сюжетным картинкам
статья по русскому языку (1 класс)

Крылова Наталия Викторовна

Данный материал раскрывает необходимость научить первоклассника составлять рассказ (писать сочинение) по сюжетным картинкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как научить первоклассника составлять рассказ по сюжетным картинкам?

 Сочинение рассказов по сюжетным картинкам – это не просто развлечение, а важный этап в развитии речи, воображения и логического мышления первоклассника. Этот навык помогает ребенку:

  • Развивать связную речь: Учиться выражать свои мысли последовательно и понятно.
  • Расширять словарный запас: Использовать новые слова и выражения для описания увиденного.
  • Развивать воображение и творческое мышление: Придумывать истории, основываясь на визуальных образах.
  • Улучшать навыки наблюдения: Замечать детали и устанавливать связи между ними.
  • Развивать логическое мышление: Выстраивать причинно-следственные связи в сюжете.

 Прежде чем приступить к составлению рассказов, необходимо убедиться, что ребенок хорошо понимает значение слов, умеет описывать предметы и явления, а также способен отвечать на простые вопросы по содержанию картинки. Важно познакомить его с основными понятиями: начало, середина, конец.

 Но как все же помочь первокласснику, который только начинает свой путь в мир сочинительства? Вот несколько советов и приемов, которые помогут сделать этот процесс увлекательным и эффективным:

1. Подготовка к сочинению:

  • Выбор картинок: Начните с простых картинок с небольшим количеством персонажей и понятным сюжетом. Идеально подойдут серии картинок, рассказывающие небольшую историю.
  • Обсуждение картинок: Прежде чем приступить к сочинению, внимательно рассмотрите картинки вместе с ребенком. Задавайте вопросы, которые помогут ему увидеть детали и понять сюжет:
  • "Что ты видишь на этой картинке?"
  • "Кто эти люди (животные)?"
  • "Что они делают?"
  • "Как ты думаешь, что произошло до этого?"
  • "Что может произойти дальше?"
  • Составление плана: Помогите ребенку составить простой план рассказа. Например:
  • Начало: Где и когда происходят события? Кто главные герои?
  • Развитие событий(середина): Что происходит с героями? Какие приключения их ждут?
  • Конец: Чем заканчивается история?

2. Процесс сочинения:

  • Начните с простого: Не требуйте от ребенка сразу идеального рассказа. Поощряйте его за любые попытки.
  • Помогите с началом: Если ребенку сложно начать, предложите ему несколько вариантов начала рассказа. Например: "Однажды...", "Жили-были...", "В одном лесу...".
  • Задавайте наводящие вопросы: Если ребенок застрял, помогите ему продолжить рассказ, задавая вопросы:
  • "Что он сказал?"
  • "Что он подумал?"
  • "Как он себя почувствовал?
  • Используйте опорные слова: Предложите ребенку список слов, которые он может использовать в своем рассказе.
  • Не бойтесь фантазировать: Поощряйте ребенка придумывать необычные и интересные истории.
  • Записывайте рассказ: Записывайте рассказ ребенка, даже если он говорит его не очень связно. Это поможет ему увидеть свой прогресс и почувствовать уверенность в своих силах.

3. После сочинения:

  • Прочитайте рассказ вместе: Прочитайте рассказ вместе с ребенком и обсудите его.
  • Похвалите ребенка: Обязательно похвалите ребенка за его старания и за то, что он придумал интересную историю.
  • Внесите правки вместе: Если необходимо, внесите правки в рассказ вместе с ребенком. Объясните ему, почему вы делаете те или иные изменения.
  • Оформите рассказ: Можно нарисовать иллюстрации к рассказу и сделать из него книжку.

Дополнительные советы:

  • Используйте игры: Существует множество игр, которые помогают развивать речь и воображение. Например, игра "Что было бы, если...".
  • Читайте книги вместе: Чтение книг помогает ребенку расширять словарный запас и знакомиться с разными стилями речи.
  • Будьте терпеливы: Не давите на ребенка и не требуйте от него слишком многого. Помните, что сочинение рассказов – это процесс, который требует времени и практики.
  • Создайте благоприятную атмосферу: Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уверенно, когда сочиняет рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение составлению рассказа по сюжетным картинкам "Шар в окне" 2 класс

Самое трудное научить детей писать изложения и сочинения. Начинаем работать с маленьких простых сюжетов. Постепенно переходим к сложным текстам для изложения....

Обучение составлению рассказа по сюжетным картинкам "Лиса и заяц" во 2 классе.

Шаг за шагом, от простого к сложному.  Вершина обязательно покорится!...

Составление рассказа по сюжетным картинкам "Запасливый ёжик"

В презентации представлен иллюстративный и текстовый  материал для составления рассказа по картинкам и опорным словам....

Составление рассказа по сюжетным картинкам "Воробей и котята"

В презентации представлен материал по развитию речи-составление рассказа с опорой на картинки и опорные слова. Предлагаются ответы на вопросы по содержанию, составление плана....

Конспект фрагмента урока «Составление рассказа по сюжетным картинкам» 1 класс. Обучение грамоте (добукварный период)

Обучение связному последовательному изложению событий по серии сюжетных картинок, правильно и последовательно излагать мысли; развивать память, мышление, воображение....

Логопедическое занятие на тему: «Составляем предложения по сюжетной картинке. Считаем слова.» 3 класс для детей с УО

Логопедическое занятие на тему: «Составляем предложения по сюжетной картинке. Считаем слова.»Цель: Формирование умения составлять распространённое предложение по сюжетной картинке и опреде...