Слово и его лексическое значение
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока русского языка во 2 классе
Тема урока: Слово и его лексическое значение
Тип урока: Изучение нового материала
Продолжительность: 45 мин
УМК: «Школа России»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка во 2 классе
Тема урока: Слово и его лексическое значение
Тип урока: Изучение нового материала
Продолжительность: 45 мин
УМК: «Школа России»
Цель урока:
Научить второклассников различать и правильно употреблять слова в зависимости от их значения, расширить словарь учащихся, познакомить с многозначностью слов.
Планируемые результаты:
Личностные: понимание важности речи и общения, воспитание аккуратности, трудолюбия и уважения к русскому языку.
Предметные: знание терминов «слово», «лексическое значение»; умение подбирать синонимы и антонимы, распознавать омонимы и многозначные слова.
Метапредметные: умение выделять существенные признаки, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать явления.
Оборудование:
Учебник русского языка (авторы Канакина, Горецкий);
Раздаточный материал (карточки с заданиями);
Доска, мел/маркер;
Наглядные средства (иллюстрации, плакат с таблицей);
Компьютер/проектор (для демонстрации презентации).
ХОД УРОКА
I. Организационная часть
Приветствие, проверка готовности к уроку, настрой на активную работу.
print("Здравствуйте, ребята!")
II. Проверка домашнего задания
Проверяем домашнее задание предыдущего урока: составить предложение с предлогом «из-за».
III. Подготовка к восприятию нового материала
Беседа с классом:
Вспомним, что такое слово?
А что значит лексическое значение слова?
Запись термина на доске: «Лексическое значение слова».
IV. Сообщение темы и целей урока
Сегодня мы узнаем, что такое лексическое значение слова, поговорим о словах, имеющих одно или несколько значений, и научимся подбирать подходящие слова.
V. Изучение нового материала
Этап 1. Ознакомление с термином «лексическое значение»:
Читаем правило в учебнике (стр. 67).
Запоминаем термин и формулировку.
Этап 2. Осознание практического смысла:
Предлагаю посмотреть иллюстрации и объяснить значение слов «стол», «ручка», «мяч».
Пример диалога:
Ребята, посмотрите на картинку. Что вы видите?
Стол!
Правильно. Но какой стол? Большой, маленький, круглый, деревянный... Каждое прилагательное дополняет наше понимание слова.
Этап 3. Многозначность слов:
Давайте разберём слова, имеющие несколько значений. Посмотрим таблицу в учебнике (стр. 68):
Лист дерева / лист бумаги.
Ключ (от замка)/ ключ (родник).
Делаем вывод: Одно и то же слово может иметь разные значения в зависимости от контекста.
Этап 4. Омонимы и синонимы:
Разбираем разницу между омонимами (слова звучат одинаково, но имеют разный смысл) и синонимами (слова близкие по значению).
Пример диалога:
Прочитайте слова: коса (женская причёска) и коса (сельскохозяйственный инструмент). Одинаковые ли это слова?
Нет, они похожи, но означают совершенно разные вещи.
Подобрать синонимы к словам: веселый, грустный, сильный.
VI. Физкультминутка
Небольшая разминка для отдыха глаз и мышц рук.
VII. Закрепление полученных знаний
Выполнение заданий в рабочей тетради (стр. 35):
Задание №1: подобрать синонимы и антонимы к словам.
Задание №2: определить, какое слово многозначное.
VIII. Контроль усвоенных знаний
Тестовые задания на карточках (например, вставить пропущенные буквы, выбрать подходящее слово по смыслу).
IX. Рефлексия
Вопросы классу:
Что нового вы узнали сегодня?
Трудно было разобраться в многозначных словах?
Поняли ли вы, почему важно уметь выбирать правильные слова?
Домашнее задание: составить рассказ, используя два-три многозначных слова.
Завершающий этап
Завершаем урок словами благодарности и похвалы детям за старания. До встречи на следующем занятии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе на тему: "Слово и его лексическое значение"
Уточнение представлений и совершенствование знаний об особенностях ударения в словах. Деление слов на слоги. Ведётся большая словарная работа....
Слово и его лексическое значение
Эта презентация к урокам русского языка в 3 классе по теме:"Слово и его лексическое значение", УМК "Школа России" к учебникам В. П. Канакиной....

Русский язык "Слово и его лексическое значение"
На данном уроке ведётся большая работа над развитием лексики через игровую, групповую и индивидуальную работу. ...
Урок русского языка "Слово и его лексическое значение"
Данный урок составлен с использованием технологии развития критического мышления. (РКМ). В основе технологии РКМ лежит базовая модель состоящая из трех фраз: стадия вызова, стадия осмысления, ре...

Проверочная работа № 2 по теме «Слово и его лексическое значение»
Целью проверочных работ является проверка усвоения программного материала по изученным темам курса. Время проведения проверочных работ – 10-15 минут. Но учитель может регулировать это время, исходя из...

Контрольное списывание по теме "Слово и его лексическое значение" 3 класс "Школа России".
Материал содержит карточки с текстом для списывания и грамматическое задание. Согласно требованиям ФГОС,. грамматическое задание представлено в двух вариантах: базовом (необходимом) и повышенном. Данн...

