Слово и его лексическое значение
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Коновалова Наталья Сергеевна

Конспект урока русского языка во 2 классе

Тема урока: Слово и его лексическое значение

Тип урока: Изучение нового материала

Продолжительность: 45 мин

УМК: «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx14.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе

Тема урока: Слово и его лексическое значение

Тип урока: Изучение нового материала

Продолжительность: 45 мин

УМК: «Школа России»

Цель урока:

Научить второклассников различать и правильно употреблять слова в зависимости от их значения, расширить словарь учащихся, познакомить с многозначностью слов.

Планируемые результаты:

Личностные: понимание важности речи и общения, воспитание аккуратности, трудолюбия и уважения к русскому языку.

Предметные: знание терминов «слово», «лексическое значение»; умение подбирать синонимы и антонимы, распознавать омонимы и многозначные слова.

Метапредметные: умение выделять существенные признаки, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать явления.

Оборудование:

Учебник русского языка (авторы Канакина, Горецкий);

Раздаточный материал (карточки с заданиями);

Доска, мел/маркер;

Наглядные средства (иллюстрации, плакат с таблицей);

Компьютер/проектор (для демонстрации презентации).

ХОД УРОКА

I. Организационная часть

Приветствие, проверка готовности к уроку, настрой на активную работу.

print("Здравствуйте, ребята!")

II. Проверка домашнего задания

Проверяем домашнее задание предыдущего урока: составить предложение с предлогом «из-за».

III. Подготовка к восприятию нового материала

Беседа с классом:

Вспомним, что такое слово?

А что значит лексическое значение слова?

Запись термина на доске: «Лексическое значение слова».

IV. Сообщение темы и целей урока

Сегодня мы узнаем, что такое лексическое значение слова, поговорим о словах, имеющих одно или несколько значений, и научимся подбирать подходящие слова.

V. Изучение нового материала

Этап 1. Ознакомление с термином «лексическое значение»:

Читаем правило в учебнике (стр. 67).

Запоминаем термин и формулировку.

Этап 2. Осознание практического смысла:

Предлагаю посмотреть иллюстрации и объяснить значение слов «стол», «ручка», «мяч».

Пример диалога:

Ребята, посмотрите на картинку. Что вы видите?

Стол!

Правильно. Но какой стол? Большой, маленький, круглый, деревянный... Каждое прилагательное дополняет наше понимание слова.

Этап 3. Многозначность слов:

Давайте разберём слова, имеющие несколько значений. Посмотрим таблицу в учебнике (стр. 68):

Лист дерева / лист бумаги.

Ключ (от замка)/ ключ (родник).

Делаем вывод: Одно и то же слово может иметь разные значения в зависимости от контекста.

Этап 4. Омонимы и синонимы:

Разбираем разницу между омонимами (слова звучат одинаково, но имеют разный смысл) и синонимами (слова близкие по значению).

Пример диалога:

Прочитайте слова: коса (женская причёска) и коса (сельскохозяйственный инструмент). Одинаковые ли это слова?

Нет, они похожи, но означают совершенно разные вещи.

Подобрать синонимы к словам: веселый, грустный, сильный.

VI. Физкультминутка

Небольшая разминка для отдыха глаз и мышц рук.

VII. Закрепление полученных знаний

Выполнение заданий в рабочей тетради (стр. 35):

Задание №1: подобрать синонимы и антонимы к словам.

Задание №2: определить, какое слово многозначное.

VIII. Контроль усвоенных знаний

Тестовые задания на карточках (например, вставить пропущенные буквы, выбрать подходящее слово по смыслу).

IX. Рефлексия

Вопросы классу:

Что нового вы узнали сегодня?

Трудно было разобраться в многозначных словах?

Поняли ли вы, почему важно уметь выбирать правильные слова?

Домашнее задание: составить рассказ, используя два-три многозначных слова.

Завершающий этап

Завершаем урок словами благодарности и похвалы детям за старания. До встречи на следующем занятии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе на тему: "Слово и его лексическое значение"

Уточнение представлений и совершенствование знаний об особенностях ударения в словах. Деление слов на слоги. Ведётся большая словарная работа....

Слово и его лексическое значение

Эта презентация к урокам русского языка в 3 классе по теме:"Слово и его лексическое значение", УМК "Школа России" к учебникам В. П. Канакиной....

Русский язык "Слово и его лексическое значение"

На данном уроке ведётся большая работа над развитием лексики через  игровую, групповую и индивидуальную работу. ...

Урок русского языка "Слово и его лексическое значение"

Данный урок составлен с использованием технологии развития критического мышления. (РКМ). В основе технологии РКМ лежит базовая модель состоящая из трех фраз:  стадия вызова, стадия осмысления, ре...

Слово и его лексическое значение

Презентация к уроку русского языка 3 класс УМК Школа России...

Проверочная работа № 2 по теме «Слово и его лексическое значение»

Целью проверочных работ является проверка усвоения программного материала по изученным темам курса. Время проведения проверочных работ – 10-15 минут. Но учитель может регулировать это время, исходя из...

Контрольное списывание по теме "Слово и его лексическое значение" 3 класс "Школа России".

Материал содержит карточки с текстом для списывания и грамматическое задание. Согласно требованиям ФГОС,. грамматическое задание представлено в двух вариантах: базовом (необходимом) и повышенном. Данн...