"Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе на тему "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О.: Бабкина Лидия Сергеевна
Группа: 103
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: русский язык
Класс: 2 часть 1
Тема урока: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
Тип урока: открытие нового знания
Вид урока: смешанный тип
Планируемые результаты изучения темы | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик научится: Пр.1: Иметь представление о корне слова и однокоренных словах; Пр.2: находить корень в словах; Пр.3: подбирать однокоренные слова. | У ученика будут сформированы Познавательные УУД: Базовые логические действия (П1): сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты); Базовые исследовательские действия(П2): с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; Работа с информацией (П3): находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; Коммуникативные УУД: Общение (К1): проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; Совместная деятельность (К2): принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; Регулятивные УУД: Самоорганизация (Р1): планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; Самоконтроль (Р2): сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других обучающихся, объективно оценивать их по предложенным критериям. | Ученик получит возможность формирования: Л1: чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознания себя носителем этого языка; Л2: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; Л3: способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентации на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку. |
Цель урока формирование у обучающихся представлений о корне слова и однокоренных словах и умения употреблять их в устной и письменной речи.
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить обучающихся с корнем слова и однокоренными словами;
2. Формировать умение находить корень слова;
3.Формировать умение подбирать однокоренные слова.
Развивающие:
1.Развивать умение сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;
2.Создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу;
3.Развивать словарный запас у учащихся.
Воспитательные:
1.Воспитывать позитивное отношение к русскому языку
2.Вопитывать мотивацию к учению
3.Учить способности к самооценке, взаимооценке.
Этап урока, его цель, примерное время | Методы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма организации учебной деятельности (Ф, И, П, Г) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П, К, Р) | Личностные | |||||||
1.Мотивационный этап | Словесный метод: беседа. | 1. Психологически настраивает учащихся класса на урок. 2.Проверяет готовность обучающихся к уроку. 3. Приветствует учащихся - Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. - Меня зовут Лидия Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. -Если хочешь много знать, Многого добиться. Значит грамотно писать Должен ты учиться! - Откройте свои тетради, запишите число, сегодня 7 апреля, Классная работа. | 1.Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку. | Ф | Презентация, слайд №1 | Самоконтроль | К1 | Л2 | |
2.Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия | Словесный метод: беседа. Практический метод: Словарная работа. | 1. Проводит словарную работу. Теперь посмотрите на доску, здесь вы можете видеть словарные слова, ваша задача выписать их, поставить ударение и подчеркнуть орфограммы. -Назовите орфограммы в слове здравствуйте, прощай, Родина, скоро, рисунок, дорога и берёза. 2. Вводит новое словарное слово - Отлично! Ребята, вы заметили, кроме вам уже знакомых словарных слов появилось несколько новых словарных слов, кто мне назовет их? - Теперь скажите, какую орфограмму мы должны запомнить? -Посмотрите на слайд, составьте из следующих слов предложение: корень, врос, ёлка, в, земля, глубоко. -Какое предложение у вас получилось? -Молодцы, верно. Теперь я попрошу вас подчеркнуть грамматическую основу этого предложения, то есть подлежащие и сказуемое. 3. Проводит звукобуквенный анализ - Ребята, найдите в нашем предложении слово ёлка. Для начала давайте зажжём фонарики над этим слово, кто желает сделать это на доске? -Остальные делают это у себя в тетрадях. -Молодцы, а сейчас сделаем звукобуквенный анализ этого слова -Итак, посчитайте количество букв и звуков в слове ёлка -Как вы думайте, почему такое несоответствие в количестве букв и звуков? -Правильно, потому что буква ё в начале слова даёт два звука. 4.Создаёт проблемную ситуацию - Ребята, давайте вернёмся к нашему предложению. О чём в нём говорится? -Да, в нём говорится о корне ёлки – Что такое корень? – Какое ещё значение слова корень вам известно? – Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. – Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно? | 1.Выписывают словарные слова -здравствуйте - непроизносимая согласная, прощай, скоро, рисунок, берёза- непроверяемая безударная гласная, Родина, дорога - безударная гласная в корне, - до свидания, сахар -Непроверяемая безударная гласная в корне слова. - Корень ёлки глубоко врос в землю -подлежащее-корень, сказуемое – врос 3.Выполняют звукобуквенный анализ -ё — [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко) [о] — гласный, ударный л — [л] — согласный, звон- кий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный) к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный) а — [а] — гласный, безударный - 4 буквы, 5 звуков - буква ё в сове даёт 2 звука - о корне ёлки - часть растения, которая растёт под землёй - корень зуба, волос, ногтя -многозначными - корень слова | Ф, И | Презентация, слайд №2,3 Презентация, слайд №4,5 Презентация, слайд №6 Презентация, слайд №7 | Самоконтроль | ПР1 | П1 ,К2,Р1 | Л1 |
3.Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия | Словесный метод: беседа. Наглядный метод: Демонстрация на доске | 1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. - Теперь предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Сегодня мы с вами узнаем, что такое корень слова и однокоренные слова. - Какие цели мы с вами можем поставить на сегодняшний урок? Попробуйте поставить их, используя данные формулировки. 1.Познакомиться с… 2. Учиться… 2. Организует построение плана. -Ребята, чтобы достигнуть поставленной цели, -Посмотрите на слайд, вы можете видеть пункты плана нашего урока, но они перемешаны. -Давайте попробуем переставить пункты плана в правильном порядке -Что мы сделаем первым делом? -Как вы думаете, что мы будем учиться делать дальше? -Затем что мы можем выполнить? -И какой будет последний пункт плана? -Верно, мы узнаем, что такое корень, научимся его определять и выделять, поработаем самостоятельно и конечно же подведём итоги. | 1.Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме. - о корне слова Тема: Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Цели: познакомиться с корнем слова, учиться находить корень слова и однокоренные слова 2. Разрабатывают план учебных действий по достижению цели урока - узнаем, что такое корень слова -будем учиться определять корень в словах - выполним самостоятельную работу -подведём итоги | Ф | Презентация, слайд №8,9,10,11,1 2,13 | Самоконтроль | ПР1 | П2, К2, Р1 | Л1 |
4.Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения. | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | 1. Организует работу с учебником - Откройте учебник на с.61. Прочитайте, прочитайте вопрос, который написан синим цветом. Именно на него сегодня ответим -А сейчас мы выполним упражнение № 84, с. 61. Кто прочитает задание? - Что нужно сделать в этом упражнении? -Итак, давайте первую группу слов разберём вместе. -Как вы думаете, почему так написаны слова? -Докажите, что в первой группе слова родственные. -Спишите родственные слова. Пишем слово дом, ставим тире и через запятую списываем родственные слова. Обязательно обозначьте общую часть. -Вторую группу слов вы разберёте и спишите самостоятельно -Итак, что же общего у второй группы слов? - Предположите, как может называться общая часть родственных слов, если мы с вами в начале урока вели речь о слове «корень»? - Верно, корень- главная часть родственных слов Ребята, а вы не задумались над самим словом «корень»? Почему выбрали именно это слово для названия общей части всех родственных слов? -Как же по-другому можно назвать родственные слова? Давайте сделаем вывод и скажем, что такое корень и однокоренные слова. Кто один сможет это проговорить для всего класса? - Давайте сравним наш вывод с правилом в учебнике. | 1. Выполняют упражнение, готовят ответы на поставленные вопросы - записать родственные слова, выделить общую часть -дом-домик,домище,домишко. Общая часть-дом -слон-слониха,слонёнок,слонята. Общая часть-слон - общая часть и общее лексическое значение -она называется корень -потому что он указывает на значение слово -корень является основой чего-либо -однокоренные слова -корень-это общая часть родственных слов Слова - однокоренные | Ф | Учебник, страница 61 Учебная презентация, слайд №14,15,16,17,18 | Самоконтроль | ПР1,ПР2, ПР3 | П1,К2,Р1 | Л3 |
Физкульт-минутка (1 мин) | Смена вида деятельности учащихся во время урока для сохранения здоровья | -После открытия нового мы немножко устали, так давайте немножко разомнемся. Все встали прямо, подтянулись. Сжимаем и разжимаем кулачки. Пальцы закрыли в замочек, круговые движения. Открыли и закрыли замочек. Теперь обводим глазами восьмерку. Глазами вверх, вниз, вправо, влево. | Выполняют упражнения. | Ф | Л2 | ||||
5.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. | Словесный метод: Беседа Практический метод: Упражнение | -Отлично, переходим к следующему упражнению 89 на странице 63. Первую пару слов разберём вместе, кто хочет поработать у доски? - А сейчас ваша задача списать слова, вставляя пропущенную букву, подобрать однокоренные слова к каждому из слов, выделить в них корень. -Давайте проверим, как вы выполнили это задание. Прочитайте пары слов, которые у вас получились | 1. Выполняют упражнение в парах, готовят ответы на поставленные вопросы - сентябрьский - сентябрь, ве-терок-ветер, сахарный - сахар, яблонька-яблоня | Ф,Г | Учебник, страница 63 Учебная презентация, слайд №19,20 | Самоконтроль, Контроль учителя | Пр2, Пр3 | П3,Р1 | Л3 |
6.Первичное закрепление нового знания. | Словесный метод: Беседа | -Какие буквы вы вставили в слова, почему нужно вставить именно эти буквы? -Правильно, молодцы. Итак, какие слова мы называем однокоренными? | -буквы: е, е, е, а, о -родственные слова, у которых общий корень | Ф | Самоконтроль, контроль учителя | ПР1 | Р2 | Л3 | |
7.Самостоятельная работа и проверка по эталону. | Практический метод: Упражнение | 1. Организует самостоятельную работу. -А сейчас ребята, вы поработайте самостоятельно, вам нужно выполнить упр. 90. Как записывать слова, вы можете увидеть в моём примере, который есть на слайде: рыба-рыбак. Будьте внимательны: однокоренное слово может быть не одно 2. Организует взаимопроверку по эталону. - Обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли ваш сосед по парте выполнил задание, правильные ответы написаны на слайде. - Поднимите руки у кого не было ни одной ошибки, у кого была одна ошибка? - Ребята, какие выводы мы можем сделать? Что мы отрабатывали, делая это задание? | 1. Выполнение учащимися индивидуальной работы. -море-моряк, морской свет- светить, светлый, белый- беленький, белеет 2. Выполняет взаимопроверку. - Мы учились находить и подбирать однокоренные слова | Ф, И, Г | Учебник, страница 63 Учебная презентация, слайд №21,22 | Самоконтроль, взаимоконтроль | Пр1, Пр3 | П1, К1, Р2 | Л3 |
8.Включение в систему знаний и умений. | Практический метод: Упражнение Словесный метод: беседа | 1.Организует деятельность по применению новых знаний в нестандартной ситуации. Организует работу в парах. -Теперь смотрим упражнение 86 на странице 62. Прочитайте задание. -Прочитайте пары слов -Какие это слова? -Вам нужно выбрать пару слов, которая вам больше понравилась, выписать её и выделить корень в словах. Слова записываем так: пишем первое слово пары, ставим запятую и пишем второе слово -Кто мне прочитает пары слов, которые написали и выделенную общую часть в словах? -Скажите, как называется общая часть слова, которую вы выделяли? - Как по-другому называются родственные слова и почему? -Верно, молодцы! | 1.Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Работают в парах - однокоренные -Трава, травка, корень- трав. Шум, шуметь, корень-шум. Смелый, смелость, корень - смел -корень слова -однокоренные слова, у них одинаковый корень | Ф, И | Учебник, страница 62 Учебная презентация, слайд №23 | Самоконтроль | Пр1 | П1,К1,Р2 | Л3 |
9.Рефлексия | Словесный: Беседа | 1.Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. - Какая была тема нашего занятия? - Какие мы цели себе поставили? -Достигли мы целей? -Все пункты плана мы выполнили? - Какие слова называются однокоренными? -Как называется самая главная часть в слове? - Сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою работу. - Поднимите руки те, кто доволен своей работой, сегодня у вас все получилось. - Поднимите руки те, кто считает, что могли бы выполнить работу лучше. - Поднимите руки те, кто испытал сегодня трудности или у вас что-то не Получилось. | 1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала. -Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? - познакомиться с корнем слова, учиться находить корень слова и однокоренные слова -да -да - родственные слова, которые имеют общий корень -корень | Ф | Учебная презентация, слайд №24,25,26,27 | Самоконтроль, контроль учителя | Пр1 | П2,К1, Р2 | Л3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе(к УМК В.П,Канакиной, В.Г. Горецкого) Тема: "Что такое корень слова?Что такое однокоренные слова?".
Дан подробный конспект урока....

Конспект урока по ФГОС "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?"
Урок разрабртан с требованиями ФГОС. Урок по русскому языку для 2 класса по программе "Школа России"....

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» .2 класс
Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»УМК «Школа России» .2 класс...

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс.
Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс....
Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....

Урок русского языка « Что такое корень слова?Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» .2 класс
УМК «Школа России» .2 класс...

Что такое корень слова?Что такое однокоренные слова?
Что такое корень слова?Что такое однокоренные слова?» Конспект урока...
