Правописание безударного суффикса глаголов прошедшего времени
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Открытый урок по русскому языку в 4 классе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52.24 КБ | |
| 232.11 КБ | |
| 31.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель: создать условия для формирования умения грамотно писать суффиксы в глаголах прошедшего времени.
Задачи урока:
Образовательные: создать оптимальные условия для обобщения и систематизации знаний учащихся о глаголе, познакомить с правилом правописания безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени.
Воспитательные: воспитывать внимательность, наблюдательность, активность, стремление к достижению цели, самостоятельность, уверенность;
Развивающие: развивать умение правильно писать глаголы с этой орфограммой; монологическую речь учащихся, мышление, умение добывать новые знания; развивать орфографическую зоркость и фонематический слух.
Планируемые результаты:
Предметные:
- открыть способ проверки написания безударных суффиксов в глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л
Метапредметные:
познавательные – устанавливают место и тип орфограммы в слове, фиксируют (графически обозначают) место орфограммы в слове, находят слова по заданному основанию;
регулятивные – учащиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять итоговый контроль по результату; анализировать и устанавливать причинно- следственные связи;
коммуникативные –умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные - умение слушать учителя и товарищей; ставить учебные задачи, ориентировать учащихся на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности, на самоанализ и самоконтроль результата.
Методы и формы обучения
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Материально – техническое обеспечение: интерактивная панель, презентация, карточки для самостоятельной работы, буквы.
Ход урока
1. Организационный момент.
СЛАЙД
-Как вы понимаете данное высказывание: «Язык всем знаниям и всей природе ключ».
Гавриил Романович Державин
Итак, сейчас мы с вами по традиции в начале урока проведём минутку чистописания.
Обратите внимание на нижнее соединение букв
2. Актуализация знаний.
1)Чистописание
ЛЛ лл Лл ЛЛ лл Лл
2) Словарная работа.
- Сейчас вы будете работать в парах. Вспомните правила сотрудничества.
Карточка №1
- Взгляните, перед вами карточки с разным лексическим значением одного и того же слова. Посоветуйтесь друг с другом, значение какого слова вы прочитали. (Работа в парах)
СЛАЙД
- О каком словарном слове идёт речь? («свобода»).
а) Правописание какого словарного слова мы должны запомнить на уроке?
б) Запишите, подчеркните орфограмму.
-Какие еще однокоренные слова можно подобрать? Запишите.
Свобода, свободный, свободно, освободить, (вывешиваются на доску).
Выделите корень, подчеркните орфограммы.
Найдите среди слов глагол, докажите.
-Что вы можете сказать об этом слове? (глагол, стоит в нач.форме и т.д.)
-Что мы ещё знаем о глаголах?
- А теперь я предлагаю провести игру «Блицтурнир» «Что знаем о глаголе?»
Я читаю утверждения, а вы отмечаете их правильность знаками + или - .
1 Глагол-это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? -
2.Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам? +
3. Глаголы изменяются по временам и числам? +
4.Глагол в предложении является главным членом предложения сказуемым? +
5.Спряжение глагола с безударным окончанием можно определить по неопределённой форме? +
6. Глаголы слышать, гнать, дышать, держать относятся к 1 спряжению? -
7. Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам? +
Взаимопроверка по образцу ( - + + + + - +)
3.Самоопределение к деятельности.
- Ребята, взгляните на доску.
-Прочитайте эти глаголы.
Слайд
Пилили, смотрели, бежали, сеяли
-Сравните глаголы. (Все глаголы стоят в прошедшем времени, во множественном числе, отвечают на вопрос «что делали?»)
-Давайте выделим суффикс прошедшего времени –л-, подчеркните букву, которая стоит перед ним.
- Какая это часть слова? Докажите.
- Какие суффиксы могут стоять перед суффиксом -л-? Как же выбрать?
– Какая же тема нашего урока? (Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени)
– А теперь давайте сформулируем цель нашего урока: - (Найти способ проверки суффикса в глаголах прошедшего времени. Нам предстоит вывести правило).
4.Работа по теме урока. Создание проблемной ситуации.
1) Постановка проблемы
- Запишем глаголы под диктовку в столбик, поставим ударение.
- Какое слово вызвало затруднение? (СЕЯЛИ)
- Почему? (Потому что в безударном положении)
- Проверим написание этих глаголов. А как вы написали?
- Почему возникли ошибки, сомнения?
– Тогда у меня к вам вопрос, почему в слове СЕЯЛ перед –л стоит буква –я-, а я слышу -совершенно другой звук? Объясните.
5. Построение проекта выхода из проблемной ситуации.
– Что мы не знаем? (Какой суффикс надо писать перед суффиксом -л в глаголах прошедшего времени)
– Запишем во 2-ой столбик эти слова в неопределённой форме. (пилить, смотреть, бежать, сеять)
- Выделим суффикс -ть.
– Проанализируйте слова в столбиках.
– Какие глаголы в 1 столбике? А во втором?
– Какая гласная вызывала затруднение?
– Что заметили?
– Попробуйте сформулировать вывод.
– Что у вас получилось?
- В глаголах прошедшего времени перед –л- пишется тот же суффикс, что и в неопределённой форме перед -ть .
-А теперь давайте обратимся к учебнику, проверим себя.
Работа с учебником
Упр.239 с. 113 (устная работа по заданиям учебника)
-Сделайте вывод: как правильно написать безударный суффикс перед суффиксом –л-, в глаголах прошедшего времени.
! Нужно поставить глагол в неопределённую форму, посмотреть, какой суффикс пишется перед –ть-, такой же суффикс следует писать и перед суффиксом –л-. СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА.
– Попробуем составить алгоритм проверки написания суффикса в глаголах прошедшего времени? С чего начнём? Что сделаем после этого? На что обратим внимание? Какой вывод сделаем?
Слайд
1. ОПРЕДЕЛЯЮ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА.
2. СТАВЛЮ В НЕОПРЕДЕЛЕННУЮ ФОРМУ.
3. СМОТРЮ НА СУФФИКС ПЕРЕД -ТЬ.
3. ПИШУ ПЕРЕД -Л ТОТ ЖЕ СУФФИКС, ЧТО И В Н.Ф.
(Памятку оформить на доске)
6. Первичное закрепление.
-Напишите сначала начальную форму глагола придумали, потом все формы прошедшего времени. Выделите суффиксы.
(Придумать, придумал, придумала, придумало, придумали.) (Взаимопроверка)
-Какой безударный суффикс вы написали?
Физкультминутка.
- Я назову вам глаголы, если это:
глагол настоящего времени – руки вверх;
глагол прошедшего времени – присядьте;
глагол будущего времени – ходьба на месте.
(Глаголы: будут прыгать, катается, сварила, клюет, промахнулся, нарисую, украсят, поют, писали)
7. Применение полученных знаний на практике.
- Запишите предложения по рядам, проверьте написание глаголов прошедшего времени. На что будем опираться при проверке суффиксов? (на алгоритм)
-Давайте проговорим наши шаги по алгоритму. (Нужно поставить глагол в неопределённую форму, посмотреть, какой суффикс пишется перед –ть-, такой же суффикс следует писать и перед суффиксом –л-)
Карточка №2
1. Мальчик выбеж…л на крыльцо.
2. Во дворе ла…ла собака.
3. К нам приех…ла бабушка в гости.
4. Отец достро…л баню.
5. Я увид…л кошку.
6. Кошка выгляд…ла неплохо.
СЛАЙД
-Теперь проверяем написание глаголов в прошедшем времени, с безударным суффиксом.
8. Рефлексия.
Выполним ещё одно задание. Проверим себя. Покажите, какой безударный суффикс надо написать в словах:
Освоить, размазать, резать, обмерить, насыпать, почуять.
Дети показывают карточки с нужными буквами.
- Всё ли было понятно при выполнении задания?
9.Подведение итога урока.
- Давайте вернёмся к цели нашего урока. Чему мы должны были научиться? Достигли ли мы цели урока?
Домашнее задание.
Домашнее задание: выучить правило, выполнить упражнение № 240.
Приложение
Способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями. | Возможность без стеснения и принуждения действовать в какой-нибудь области общественной жизни |
Состояние того, кто не находится в заключении, в неволе, кто не лишен возможности передвигаться по собственной воле. | Личная независимость, самостоятельность, отсутствие зависимости от кого-, чего-либо. |
Способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями. | Возможность без стеснения и принуждения действовать в какой-нибудь области общественной жизни |
Состояние того, кто не находится в заключении, в неволе, кто не лишен возможности передвигаться по собственной воле. | Личная независимость, самостоятельность, отсутствие зависимости от кого-, чего-либо. |
Способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями. | Возможность без стеснения и принуждения действовать в какой-нибудь области общественной жизни |
Состояние того, кто не находится в заключении, в неволе, кто не лишен возможности передвигаться по собственной воле. | Личная независимость, самостоятельность, отсутствие зависимости от кого-, чего-либо. |
Способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями. | Возможность без стеснения и принуждения действовать в какой-нибудь области общественной жизни |
Состояние того, кто не находится в заключении, в неволе, кто не лишен возможности передвигаться по собственной воле. | Личная независимость, самостоятельность, отсутствие зависимости от кого-, чего-либо. |
Способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями. | Возможность без стеснения и принуждения действовать в какой-нибудь области общественной жизни |
Состояние того, кто не находится в заключении, в неволе, кто не лишен возможности передвигаться по собственной воле. | Личная независимость, самостоятельность, отсутствие зависимости от кого-, чего-либо. |
А | О | У | Е |
А | О | У | Е |
А | О | У | Е |
А | О | У | Е |
А | О | У | Е |
А | О | У | Е |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Язык всем знаниям и всей природе ключ ». Гавриил Романович Державин
Способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями. Возможность без стеснения и принуждения действовать в какой-нибудь области общественной жизни Состояние того, кто не находится в заключении, в неволе, кто не лишен возможности передвигаться по собственной воле. Личная независимость, самостоятельность, отсутствие зависимости от кого-, чего-либо. Св о бода
- + + + + - +
Пилили, смотрели, бежали, сеяли
Работа с учебником С. 113
Памятка-алгоритм: 1. ОПРЕДЕЛЯЮ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА. 2. СТАВЛЮ В НЕОПРЕДЕЛЕННУЮ ФОРМУ. 3. СМОТРЮ НА СУФФИКС ПЕРЕД -ТЬ. 3. ПИШУ ПЕРЕД -Л ТОТ ЖЕ СУФФИКС, ЧТО И В Н.Ф.
1. Мальчик выбеж а л на крыльцо. 2. Во дворе ла я ла собака. 3. К нам приех а ла бабушка в гости. 4. Отец достро и л баню. 5. Я увид е л кошку. 6. Кошка выгляд е ла неплохо.
Рефлексия 1. Чему мы должны были научиться ? 2. Достигли ли мы цели урока?
Домашнее задание: выучить правило, упр. 240.
Предварительный просмотр:
Самоанализа урока «Русский язык» в 4 «Б» классе.
по теме «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени».
Учитель: Асеева Е. И.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: создать условия для формирования умения грамотно писать суффиксы в глаголах прошедшего времени.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
Образовательные: создать оптимальные условия для обобщения и систематизации знаний учащихся о глаголе, познакомить с правилом правописания безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени.
Воспитательные: воспитывать внимательность, наблюдательность, активность, стремление к достижению цели, самостоятельность, уверенность;
Развивающие: развивать умение правильно писать глаголы с этой орфограммой; монологическую речь учащихся, мышление, умение добывать новые знания; развивать орфографическую зоркость и фонематический слух.
Планируемые результаты:
Предметные:
- открыть способ проверки написания безударных суффиксов в глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л
Метапредметные:
познавательные – устанавливают место и тип орфограммы в слове, фиксируют (графически обозначают) место орфограммы в слове, находят слова по заданному основанию;
регулятивные – учащиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять итоговый контроль по результату; анализировать и устанавливать причинно- следственные связи;
коммуникативные –умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные - умение слушать учителя и товарищей; ставить учебные задачи, ориентировать учащихся на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности, на самоанализ и самоконтроль результата.
Методы и формы обучения
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Материально – техническое обеспечение: интерактивная панель, презентация, карточки для самостоятельной работы, буквы.
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная и парная. На уроке были использованы следующие методы обучения: по виду источника информации:
∙ словесные (объяснение, беседа с учащимися);
∙ наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);
∙ практические (работа с карточками).
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. На данном уроке дети не получали знания в готовом виде, а добывали их сами в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Самостоятельно ставили цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывали тему урока.
Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке использовались информационные компьютерные средства. Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированы. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по-своему успешен.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Использование современных образовательных технологий - проблемно-диалогической технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения (двигательные физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся, санпин).
Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников четвертого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей четвероклассников.
По моему мнению, урок прошёл успешно, реализовались цель и задачи урока. Урок прошло на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения и совместной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

написание безударных суффиксов глагола прошедшего времени
презентация к уроку по русскому языку 4 класс ПНШ...

Правописание родовых окончаний глаголов прошедшего времени
Словарные слова, связанные с войной; объяснение лексического значения слова победа(толковый словарь С.И.Ожегова); работа с текстом....

Презентация "Суффиксы глаголов прошедшего времени"
Материал может быть использован на уроках русского языка при изучении темы " Глагол"...

Конспект урока русского языка 4 класс Тема: ,,Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.\'\' УМК ,,Школа России\'\'
Урок с использованием ИКТ. Првавописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени....

Правописание безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени (4 класс)
Коспект урока русского языка для 4-х классов по теме: "Правописание безударной гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени перед -л"...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени", 4 класс, УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя: знакомство с правилом правописания безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени; развитие умения правильно писать глаголы с этой орфограммой....




