Значение глаголов в языке и речи
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Гладкова Лариса Ивановна

Урок с техкартой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Значение глаголов в языке и речи»

Здравствуйте, ребята!

За окном весна - начало пробуждения природы Радует нас ласковое теплое солнышко. Засияло оно и у нас сегодня в классе. Давайте улыбнемся. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье и поднимает настроение, располагает к общению.

Ребята, скажите, какой раздел мы закончили изучать?

- Мы закончили изучать раздел «Личные местоимения».

А что такое местоимение? Почему эта часть речи так называется?

-Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Она так называется, потому что употребляется вместо имени того, кто говорит или о ком говорят.

Назовите грамматические признаки местоимений.

-Лицо и число это неизменяемые признаки, падеж – изменяемый признак.

Абсолютно верно.

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Послушайте стихотворение и отгадайте чему он будет посвящен:

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт.
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … (глагол).

Обратите внимание, как мы будем работать в этом разделе. Все ли понятия вам знакомы и мы просто вспомним все о глаголе, или в этом разделе мы будем еще и делать открытие новых знаний?

Тема нашего урока (Значение глаголов в языке и речи. Время глаголов).

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

Что вы уже знаете о глаголе? (Чр, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы, в предложении, главный член – сказуемое.)

Предлагаю вам потренироваться в определении глаголов в тексте. У.с.71 упр.146.

Давайте прочитаем стихотворение цепочкой.

О каком времени года говорится в стихотворении

Найдите в тексте глаголы. По каким признакам вы нашли их?( Эти слова отвечают на вопросы «Что делать\Что сделать?»)

Запишите все глаголы, которые встречаются в стихотворении, в тетрадь. (проверка по слайду)

Как вы догадались, что именно эти слова являются глаголами?

Так что же обозначает слово ГЛАГОЛ? Где мы можем узнать? (в словаре)

Из словаря Сергея Ивановича Ожегова:

Глагол - часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст.вр.), рода (в прош. вр.)

Из словаря Владимира Ивановича Даля:

Глагол - 1. Слово, речь, выражение.

2. Словесная речь человека, разумный говор, язык.

Из этимологического словаря:

Глагол – греческого происхождения, означает «речь»

Какой вывод мы можем сделать? (слово связано со словом речь)

Вы правы, глагол – очень важная часть речи, которая имеет много значений.

Глагол – это одна из самостоятельных частей речи.

В старославянском языке “глагол” означал “слово”, “мысль”, а “глаголить” – “говорить”.

Как вы думаете, правильно ли наши предки словом “глагол” называли любое слово, речь вообще? За что глаголу такая честь? Может быть, эта часть речи самая важная в языке?

Нельзя не согласиться: все части речи – важные для языка слова.

 

я собираюсь вам доказать, что без глагола язык мёртв. 

(Учитель вывешивает картинки: курица, кот, молоко, бабушка)

- О, что это у нас появилось? (Учащиеся называют эти существительные)

- Есть волшебные слова, с помощью которых мы можем оживить эти рисунки. (Учитель вытаскивает сундучок)

- Попробуем!

- Теперь смотрите внимательно. (Учитель вытаскивает подряд слова)

Прыгнула

Разлила

Погладила


- Какие волшебные слова помогли создать нам предложение?

С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает.

 Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным,

но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.

- Глаголы способны оживить, потому что обозначают действие. Давайте посмотрим:

Курица прыгнула на стол – это действие

Разлила молоко – это тоже действие

Бабушка погладила кота – и это действие

- Например, «страдает» разве это действие?

-Действительно, этот глагол обозначает чувство. С помощью глаголов можно рассказать не только о действиях (например, пилить), но и о состоянии человека и природы (например, спать). Передать движение (например, бежать); поведать о чувствах и переживаниях (например, страдать); назвать признак (например, краснеть)

Глаголы также можно разделить на группы по значениям. Давайте рассмотрим это на упр. 147. Прочитайте задание, что нужно сделать?

Вывод: глагол имеет разные группы значений.

Как вы думаете можно ли обойтись без глаголов?

Так какова по вашему роль глаголов в речи??

      По  частоте  употребления  глагол  занимает  2 место  после  имён  существительных.  На  9 тысяч  слов  приходится  2,5  тысячи  глаголов.  

Оживите текст. Читаем карточку, чего не хватает?

. Я читаю список слов. Когда называется глагол, вам нужно присесть. Итак, приготовились.

     

Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.

Что необходимо, чтобы не ошибиться в определении глаголов?

—  Прочитайте предложения.

Кассир продал пассажиру билет на поезд. Кассир продаёт пассажиру билет на поезд. Кассир продаст пассажиру билет на поезд.

—  Чем похожи предложения? Чем они отличаются? (В предложениях говорится об одном и том же. Но в первом случае описывается действие, которое уже произошло, во втором действие, которое происходит в данный момент, в третьем действие, которое будет происходить.)

—  Форма какого слова изменяется при этом? (Глагола.)

—  Что изменяется у глагола? (Время.)

Огромную роль в жизни человека играет время. У всех есть и прошлое, и настоящее,  и будущее. Время есть не только у людей, но и у некоторых слов. Глагол - единственная часть речи, которая умеет изменяться по временам!

- Сколько времен есть у глагола?

Времён у глагола 3: прошедшее, настоящее и будущее.

Работа в парах,

Анализ вопросов, я их пишу на доске, делаем выводы.

С какой частью речи мы работали на уроке? Что мы о ней узнали?

Повтор по паучку!!

Дети заполняют свой паучок самостоятельно.

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? в начальной форме и в предложении является сказуемым.

Изменяется по временам: нв, пв, бв.

Все ли мы узнали о глаголе?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Глагол Вспомним: Будем учиться: Узнаем:

Слайд 4

Значение глаголов в языке и речи. Время глаголов

Слайд 5

В о семнадцат о е марта Кла сс ная р а бота

Слайд 6

Учимся определять глаголы! с . 71 упр. 146 Объясните, по каким признакам вы определили глаголы?

Слайд 7

Из истории церковно - славянской азбуки Глаголь – буква, значением которой является выполнение какого - либо действия или произношение речи. Синонимами буквы - слова глаголь являются: глаголить , говорить, разговор, речь.

Слайд 8

Учимся определять группы глаголов! с . 71 упр. 147 По заданию упражнения определите, какие группы глаголов перечислили? Мяукать , радоваться, бежать, идти, грустить, работать, спросить, ехать, рассказывать, думать, лететь, жужжать, размышлять, строить, говорить, рисовать.

Слайд 9

Учимся определять группы глаголов! Назовите глаголы со значением движения . Мяукать , радоваться, бежать, идти, грустить, работать, спросить, ехать, рассказывать, думать, лететь, жужжать, размышлять, строить, говорить, рисовать.

Слайд 10

Кассир продал пассажиру билет на поезд. Кассир продаёт пассажиру билет на поезд. Кассир продаст пассажиру билет на поезд.

Слайд 11

- Я вчера чудесно провел время : Я пел и плясал, Над книжкой зевал, Цветы собирал, О чуде мечтал.

Слайд 12

- Зато сейчас , в настоящем, Я на работу мчусь, Ну, а там уж я кручусь! Пишу и считаю, черчу и стираю, Очень редко отдыхаю.

Слайд 13

- А в будущем, может быть, В понедельник или в среду Все я брошу и уеду, Сяду в поезд и тогда Посмотрю я города.

Слайд 14

Определите время глагола. Пишу ( прош ./ буд ./ наст .) Видел ( прош ./ буд ./ наст .) Поеду ( прош ./ буд ./ наст .) Съем ( прош ./ буд ./ наст .) Учим ( прош ./ буд ./ наст .) Бежали ( прош ./ буд ./ наст .)

Слайд 15

Поиграем в следователя? Вам необходимо установить личность подозреваемого по приметам (чтобы вам было легче работать, попробуйте расписать действия подозреваемого в три столбика – по временам глагола) Подозреваемый ездил, учится, придумает, взбирался, не боялся, зубрит, читает, будет чертить, исходил, слушает, будет конструировать, изобретет, вникает, обошел, объездил, поднялся.

Слайд 16

Кто из описанных ниже людей может быть подозреваемым? Клавдия Васильевна Ниточкина , бывшая ткачиха, а сейчас пенсионерка, нянчит внучку Людочку . Ихтиандр Ихтиандрович Скороходов, бывший мотоциклист-чемпион, а ныне тренер, работает с молодежью, но собирается на пенсию. Семен Семенович Пирожков, бывший каскадер, сейчас студент кулинарного техникума. Аким Эрнестович Каверзный, в прошлом заядлый турист, сейчас студент, будущий конструктор. Руслан Рашидович Бектимиров , бывший моряк, сейчас поступил в педагогический институт, готовится стать учителем.

Слайд 17

Подведём итоги работы на уроке С какой частью речи работали ? Какие виды работы выполняли с глаголами? Что знаете о глаголе?

Слайд 18

Спасибо за урок! в 4 четверти.



Предварительный просмотр:

Подозреваемый ездил, учится, придумает, взбирался, не боялся, зубрит, читает, будет чертить, исходил, слушает, будет конструировать, изобретет, вникает, обошел, объездил, поднялся.

Настоящее время

Будущее время

Прошедшее время

Кто подходит под описание?

  1. Клавдия Васильевна Ниточкина, бывшая ткачиха, а сейчас пенсионерка, нянчит внучку Людочку.

  1. Ихтиандр Ихтиандрович Скороходов, бывший мотоциклист-чемпион, а ныне тренер, работает с молодежью, но собирается на пенсию.

  1. Семен Семенович Пирожков, бывший каскадер, сейчас студент кулинарного техникума.

  1. Аким Эрнестович Каверзный, в прошлом заядлый турист, сейчас студент, будущий конструктор.

  1. Руслан Рашидович Бектимиров, бывший моряк, сейчас поступил в педагогический институт, готовится стать учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение глаголов в языке и речи" 4 класс

Конспект урока по русскому языку по теме: " Значение глаголов в языке и речи. Роль лаголов в предложении"  4 класс УМК " Школа России "...

Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке и речи"

Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке и речи"...

Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке и речи"

Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке и речи"...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...

Конспект урока русского языка на тему: "Роль глаголов в языке и речи".

Конспект урока русского языка на тему: "Роль глаголов в языке и речи"....