Урок русского языка в 4 классе, тема:"Обобщение изученных знаний о глаголе".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Заремба Галина Ивановна

В помощь учителю начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_obobshchenie_izuchennyh_znaniy_o_glagole.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4  «В» классе

Построен на основе деятельностного подхода.

Тема урока: Обобщение изученных знаний о глаголе.

Цель урока: повторить, углубить и расширить знания учащихся о глаголе.

Задачи урока:

I. Предметные

1. Систематизировать и закреплять умение писать безударные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

2. Развивать орфографическую зоркость, т.е. умение видеть орфограмму в предлагаемом языковом материале.

3. Учить применять орфографические знания в повседневной жизни.

II. Метапредметные

1. Познавательные УУД:

- закреплять умение представлять информацию в виде алгоритма;

- формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.

2. Регулятивные УУД:

- формировать умение концентрировать внимание;

- закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.

3. Коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в группе, в паре;

- учить представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы.

III. Личностные результаты

1. Формировать положительную мотивацию к обучению.

2. Создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету.

Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточки-задания, физкультминутка.

 

 

Содержание деятельности.

Этапы урока.

Действия учителя

Действия ученика

УУД (Л, Р, П, К)

или оформл доски

  1. Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята и здравствуйте гости нашего урока. Вы спросите: зачем я здороваюсь с вами, ведь я уже здоровалась. А разве плохо лишний раз пожелать друг другу здоровья?

Сегодня у нас необычный урок, ведь сегодня приехали на вас посмотреть учителя из других школ, поэтому вы сегодня покажите всё, что вы знаете и умеете.

-А начнём мы наш урок вот с такой песни: «Матушка-земля» (слушаем) https://rus.hitmotop.com/song/77861351 

-Как вы думаете, какая будет подтема нашего урока?

-О Родине.

Давайте попробуем найти в тексте этой песни слова- синонимы.

-Матушка-Земля –Святая Русь.

-А теперь найдём антонимы

- Святая Русь – занозушка

-Почему мы эти слова можем считать антонимами?

-Матушка-Земля, Святая Русь –это родное, близкое сердцу, а занозушка – это лишнее, ненужное.

-Как вы думаете, почему мы сегодня говорим на эту тему:Земля-матушка, Русь, Родина?

-Завтра, 22 апреля отмечается День земли. Изначально он назывался День Матери Земли.

- Подберите пожалуйста эпитеты к слову Русь.

- Державная, Православная, Могучая.

_Откуда эти строчки?

- Из литературного чтения Стихотворение Никитина «Русь»

-Кто может прочитать строчки из этого стихотворения?

- Читают Пелагея и Ангелина.

Символом нашей Родины является русская белоствольная берёза. Я предлагаю вам одеть берёзку в листочки, ведь с каждым днём становится теплее и они вот –вот появятся, для этого напишите на листочках слова- действия предметов, которые вы адресуете нашей Родине, что должна делать наша Родина?(Расти, развиваться, богатеть. Зеленеть, радоваться, веселиться,прирастать,мудреть, умнеть,строиться, крепнуть, светиться, хорошеть)

Чтобы узнать тему нашего урока послушайте стихотворение-загадку.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в саду растёт.

- О какой части речи говорится в этом стихотворении? (о глаголе).

- Тема нашего урока: «Обобщение и систематизация знаний о глаголе»

Проявление интереса к материалу изучения. Вступают в диалог.




Прогноз по ключевым словам

Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний о глаголе»

Синонимы-антонимы

Связь с жизнью

Межпредметная связь

Дерево предсказаний

Загадка. Проблемная ситуация.

Определение темы урока, постановка цели.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II . Актуализация знаний

Постановка цели

- Так какую цель урока мы поставим?

-Цель урока: Обобщить изученные знания о глаголе.

Работа в тетради

Число.

Классная работа.

- Минута чистописания. Пишем чисто и красиво.

- А сейчас проведём словарную работу. Запишите слова и вставьте пропущенные буквы.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте по образцу. Поставьте оценку карандашом. Снова поменяйтесь тетрадями, посмотрите, какая у вас оценка и поднимите смайлик.

- Посмотрите на доску. Здесь записан ряд слов:

светить, греть, Родина, появляться, пригревать, пробуждаться, природа, распускаться, щебетать, край, готовить, родимый.

-Какие слова здесь лишние?

- Что вы можете сказать о глаголах? (н.ф.)

- Поставьте в форму:

Светить (н.вр., 2л., ед.ч)

Греть (пр.вр., 3 л, мн.ч.)

Появляться (буд.вр, 1 л, ед.ч)

Готовить (н.вр., 3 л., мн.ч.)

- Образуйте от остальных слов глаголы в н.ф.

_ А сейчас поработаем в группах. Сейчас вы будете разведчиками. Ведь нашу Родину надо охранять. А разведчики умеют тексты шифровать и расшифровывать. У вас на партах шифр, отгадайте, какие глаголы   там спрятаны  и определите время глаголов. Проверяем и оцениваем работу своей группы, поднимаем смайлики.

-Ещё одно задание для группы. Задание от платформы учи.ру.  запишите правильно словосочетания, где нужен ь знак в сочетании –тся, и где не нужен. Работаем. file:///C:/Users/Омич/Downloads/Урок%20139.%20Закрепление1.pdf

 

-Проверяем по образцу. Есть ли у вас ошибки? Оцените работу своей группы.

Учащиеся подписывают в тетради число и «Кл.работа»

.

Записывают число, кл. работа, чистописание.

Парная работа

Анализируют, делят на столбики, объясняют свой выбор.

Родина, природа, край, родимый.

Светить (н.вр., 2л., ед.ч) светишь

Греть (пр.вр., 3 л, мн.ч.) греют

Появляться (буд.вр, 1 л, ед.ч) появлюсь

Готовить (н.вр., 3 л., мн.ч.) готовят

Работа в группах.

Шифр – глобальные компетенции.

Самооценка

Задание от учи.ру

Самооценка группы

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

IV Обобщение и систематизация знаний

При каких условиях мы научимся правильно употреблять глаголы в своей речи?

Повторение теоретической части

- Давайте вспомним все, что мы знаем о глаголе.

Поиграем в игру «Вопрос-ответ»

* Часть речи;

* обозначает действие предмета;

* отвечает на вопросы…;

* изменяются глаголы по числам, лицам, временам, а в прошедшем – по родам;

* имеет начальную форму и личную форму;

* глаголы спрягаются;

* сочетания - тся, - ться;

* в предложении чаще бывает сказуемым.

- Вы показали, что теоретические знания имеете, сейчас проверим ваши знания на практике.

-Необходимо хорошо знать правила, упражняться в изменении и словообразовании.

Дети задают друг другу вопросы, отвечают на поставленные вопросы.

игра «Вопрос-ответ»

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция ;

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

V. Применение знаний и умений в новой ситуации

Активизация деятельности

Письмо от Незнайки

(Приём Какография – письмо с ошибками)

Межпредметная связь

Активизация деятельности, воспитательный аспект – спасение рыбок, спасение природы

Творческая работа

Постановка знаков препинания

Физминутка

Задание от тёти( Связь с жизнью)

Проблемная ситуация

Работа с учебником

Воспитательный аспект-Доброта ко всему живому.

Связь с жизнью, традиции. Работа со словарём.

Задание 1.  Почтальон принёс письма. Эти письма от Незнайки. Прочитайте текст.

- Грамотно написан текст? Найдите ошибки.

- О чём говорится в этом тексте?

- Какое название ему можно дать? Зарождается рассвет. (Раннее утро)

-Найдите в тексте олицетворение.

Как вы понимаете:

«Озеро дымится белым паром»

«Котелок бормочет на огне»

«Спугнуть рассвет»

-В каком времени употреблены глаголы в тексте?

-Замените используемые глаголы глаголами в прошедшем времени, запишите получившийся текст.

1-2 группа – 1 частьhttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/26/s_5bd306f03608f/978425_7.png

3-4 группа – 2 часть

Всю ночь огонь костра то разгораится, то гаснет. Листва берез висит тихо, роса стекаит по белым стволам. В тишине зарождаится рассвет. Озеро дымится белым паром. Еще все спит: спит вода, спит рыба, спят птицы и только совы летают у костра. Котелок бормочет на огне. Мы говорим шепотом: боимся спугнуть рассвет.

( По Паустовскому К.)

- Зачитайте свои тексты.

- Что вы знаете о глаголах прошедшего времени?

- Какое умение отрабатывали, выполняя данное задание?

Работа в группах

Правила работы в группе

  1. Каждый высказывает свое мнение.
  2. Каждый выслушивает мнение товарища.
  3. Каждый умеет защищать свой выбор.
  4. Придя к общему мнению, умейте его доказать.

Умей не только слушать, но и слышать

Задание по группам

Первое задание для групп.

—Это спасение рыбок. Смотрите: было наводнение, вода ушла, а рыбки так и остались плескаться на берегу. Нужно срочно их спасти. У нас есть аквариумы. Поместите рыбок в нужный аквариум. (1 и 2 спряжение)

1 группа

Морфологический разбор глагола – сверкала.

2 группа

Образуй от данных слов глаголы трёх времён.
Настоящее время Прошедшее время Будущее время
Игра – ___________ ____________ __________
Обида – ___________ ___________ ____________
Зелёный –__________ __________ __________

  1. группа

1.Образуйте с помощью приставок новые глаголы от слова говорить 
При проверке называют глагол, объясняют его значение.

2. Подберите синонимы к слову – говорить.

4 группа
— Прочитайте стихотворение И.Токмаковой:
Зябн…т осинка
Дрож…т на ветру
Стын…т на солнышке
Мёрзн…т в жару.
З а д а н и я.
1.Вставьте гласные в окончания глаголов, обоснуйте свой ответ
2. Что вы можете сказать об этом предложении?
3. Расставьте знаки.
4. Назовите слова с безударными гласными в корне.
Физкультминутка.

Если я называю глагол настоящего времени – хлопаем, если прошедшего топаем, если будущего- прыгаем.

Проверка результатов работы всех групп

- А это задание привезла нам из своей школы Ачканова Светлана Анатольевна, тётя Артёма Логинова, она говорит, что у неё ребята не могли его сделать, вот хочет проверить, а вы можете сделать его без ошибок?

Раскрой скобки. Сделай вывод.

(не)взял, (не)съел, ( не)принес, (не) умел, (не) расцвел, (не)навидел.

Работа по учебнику стр.115 упр 243

Будьте добры ко всему, кто слабей!

Как вы считаете, а вы добрые?

А много ли на свете добрых людей?

-скажите, какой православный праздник был вчера?

Пасха.

Что делают по традиции в этот день?

Вы, наверное, ходили, собирали сладости, яйца?

И люди вам их давали, потому что у нас много добрых людей и это наша традиция. А скажите, что же означает слово: традиция?

Посмотрим, что написано в толковом словаре?

Учащиеся находят ошибки и доказывают правильность написания, действуя по алгоритму

- н.ф – спряжение

- время, число, лицо

- окончание

-зарождается рассвет, спит вода, котелок бормочет, боимся спугнуть рассвет.

- над озером спустился туман

- вода в котелке кипит

- не нарушить покой

Развитие читательской грамотности

Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

Ср.р - - о

Ж.р. - -а

М.р. - -

Мн.ч - -и

- Отработка умения изменять временную форму глагола. Правильно писать окончания глаголов. Развитие речи. Орфографическую зоркость.


-Повторить правила работы в группе.

Самостоятельная работа в группах.

Формулировка ответа.








Объяснять, заявлять, болтать, лепетать и др.



Защита групп (опора на алгоритм, доказывают, обосновывают свои ответы).

Другие группы могут задать уточняющие вопросы.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

VI. Контроль усвоения знаний.

Собери мозаику – отвечая правильно на поставленные вопросы, учащиеся открывают одно окошечко, за другим. При этом на слайде открывается картинка с надписью «МОЛОДЦЫ!»

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, аргументируя и доказывая правильность своего ответа.

.

VII. Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия (метод «Закончи фразу»)

- На доске записаны 3 незаконченные фразы:

  

У меня сегодня получилось…

Мне сегодня было трудно…

Мне понравилось…

- Вспомните обо всем, что было на уроке, и закончите фразы.

 - Желающие закончить первую фразу…

- Кто с ними согласны, поднимите руки! Я рада за вас!

- 2 фразу… Кто его поддерживает? Не переживайте, мы еще поработаем по этой теме, и у вас, тоже, все получится!

- 3 фразу… Кто солидарен с ними?

 

- Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали!

Д.З.

Выписать из словарика 5 слов(существительных или прилагательных), а затем образовать от каждого из них 3 временные формы глагола.

СЛАЙД 10

- Молодцы! Всем спасибо за урок!

 

     Дети сообщают, что у них получилось на уроке, что

нет, и что больше всего понравилось.

 

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»

Урок открытия новых знаний. Технологии проблемного диалога, продуктивного чтения...

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Закрепление изученного о глаголе"

Данный урок русского языка является уроком обобщения и систематизации знаний по теме «Глагол».Методическая цель: использование технологии сотрудничества для формирования универсальных учебных действий...

урок русского языка 3 класс. Тема: «Обобщение знаний о падежах»

Данное учебное занятие в курсе русского языка относится к разделу «Имя сеществительное»....

Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: "Обобщение знаний об имени прилагательном". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение полученных знаний об имени прилагательном как части речи, закрепление навыка определения рода, числа и падежа имен прилагательных.Планируемые результаты: Пре...