Урок русского языка в 4 классе, тема:"Обобщение изученных знаний о глаголе".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
В помощь учителю начальных классов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 «В» классе
Построен на основе деятельностного подхода.
Тема урока: Обобщение изученных знаний о глаголе.
Цель урока: повторить, углубить и расширить знания учащихся о глаголе.
Задачи урока:
I. Предметные
1. Систематизировать и закреплять умение писать безударные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.
2. Развивать орфографическую зоркость, т.е. умение видеть орфограмму в предлагаемом языковом материале.
3. Учить применять орфографические знания в повседневной жизни.
II. Метапредметные
1. Познавательные УУД:
- закреплять умение представлять информацию в виде алгоритма;
- формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.
2. Регулятивные УУД:
- формировать умение концентрировать внимание;
- закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.
3. Коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в группе, в паре;
- учить представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы.
III. Личностные результаты
1. Формировать положительную мотивацию к обучению.
2. Создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточки-задания, физкультминутка.
Содержание деятельности. Этапы урока. | Действия учителя | Действия ученика | УУД (Л, Р, П, К) или оформл доски |
| -Здравствуйте, ребята и здравствуйте гости нашего урока. Вы спросите: зачем я здороваюсь с вами, ведь я уже здоровалась. А разве плохо лишний раз пожелать друг другу здоровья? Сегодня у нас необычный урок, ведь сегодня приехали на вас посмотреть учителя из других школ, поэтому вы сегодня покажите всё, что вы знаете и умеете. -А начнём мы наш урок вот с такой песни: «Матушка-земля» (слушаем) https://rus.hitmotop.com/song/77861351 -Как вы думаете, какая будет подтема нашего урока? -О Родине. Давайте попробуем найти в тексте этой песни слова- синонимы. -Матушка-Земля –Святая Русь. -А теперь найдём антонимы - Святая Русь – занозушка -Почему мы эти слова можем считать антонимами? -Матушка-Земля, Святая Русь –это родное, близкое сердцу, а занозушка – это лишнее, ненужное. -Как вы думаете, почему мы сегодня говорим на эту тему:Земля-матушка, Русь, Родина? -Завтра, 22 апреля отмечается День земли. Изначально он назывался День Матери Земли. - Подберите пожалуйста эпитеты к слову Русь. - Державная, Православная, Могучая. _Откуда эти строчки? - Из литературного чтения Стихотворение Никитина «Русь» -Кто может прочитать строчки из этого стихотворения? - Читают Пелагея и Ангелина. Символом нашей Родины является русская белоствольная берёза. Я предлагаю вам одеть берёзку в листочки, ведь с каждым днём становится теплее и они вот –вот появятся, для этого напишите на листочках слова- действия предметов, которые вы адресуете нашей Родине, что должна делать наша Родина?(Расти, развиваться, богатеть. Зеленеть, радоваться, веселиться,прирастать,мудреть, умнеть,строиться, крепнуть, светиться, хорошеть) Чтобы узнать тему нашего урока послушайте стихотворение-загадку. - Тема нашего урока: «Обобщение и систематизация знаний о глаголе» | Проявление интереса к материалу изучения. Вступают в диалог.
Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний о глаголе» Синонимы-антонимы Связь с жизнью Межпредметная связь Дерево предсказаний Загадка. Проблемная ситуация. Определение темы урока, постановка цели. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
II . Актуализация знаний Постановка цели | - Так какую цель урока мы поставим? -Цель урока: Обобщить изученные знания о глаголе. Работа в тетради Число. Классная работа. - Минута чистописания. Пишем чисто и красиво. - А сейчас проведём словарную работу. Запишите слова и вставьте пропущенные буквы. - Поменяйтесь тетрадями, проверьте по образцу. Поставьте оценку карандашом. Снова поменяйтесь тетрадями, посмотрите, какая у вас оценка и поднимите смайлик. - Посмотрите на доску. Здесь записан ряд слов: светить, греть, Родина, появляться, пригревать, пробуждаться, природа, распускаться, щебетать, край, готовить, родимый. -Какие слова здесь лишние? - Что вы можете сказать о глаголах? (н.ф.) - Поставьте в форму: Светить (н.вр., 2л., ед.ч) Греть (пр.вр., 3 л, мн.ч.) Появляться (буд.вр, 1 л, ед.ч) Готовить (н.вр., 3 л., мн.ч.) - Образуйте от остальных слов глаголы в н.ф. _ А сейчас поработаем в группах. Сейчас вы будете разведчиками. Ведь нашу Родину надо охранять. А разведчики умеют тексты шифровать и расшифровывать. У вас на партах шифр, отгадайте, какие глаголы там спрятаны и определите время глаголов. Проверяем и оцениваем работу своей группы, поднимаем смайлики. -Ещё одно задание для группы. Задание от платформы учи.ру. запишите правильно словосочетания, где нужен ь знак в сочетании –тся, и где не нужен. Работаем. file:///C:/Users/Омич/Downloads/Урок%20139.%20Закрепление1.pdf
-Проверяем по образцу. Есть ли у вас ошибки? Оцените работу своей группы. | Учащиеся подписывают в тетради число и «Кл.работа» . Записывают число, кл. работа, чистописание. Парная работа Анализируют, делят на столбики, объясняют свой выбор. Родина, природа, край, родимый. Светить (н.вр., 2л., ед.ч) светишь Греть (пр.вр., 3 л, мн.ч.) греют Появляться (буд.вр, 1 л, ед.ч) появлюсь Готовить (н.вр., 3 л., мн.ч.) готовят Работа в группах. Шифр – глобальные компетенции. Самооценка Задание от учи.ру Самооценка группы | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. |
IV Обобщение и систематизация знаний | При каких условиях мы научимся правильно употреблять глаголы в своей речи? Повторение теоретической части - Давайте вспомним все, что мы знаем о глаголе. Поиграем в игру «Вопрос-ответ» * Часть речи; * обозначает действие предмета; * отвечает на вопросы…; * изменяются глаголы по числам, лицам, временам, а в прошедшем – по родам; * имеет начальную форму и личную форму; * глаголы спрягаются; * сочетания - тся, - ться; * в предложении чаще бывает сказуемым. - Вы показали, что теоретические знания имеете, сейчас проверим ваши знания на практике. | -Необходимо хорошо знать правила, упражняться в изменении и словообразовании. Дети задают друг другу вопросы, отвечают на поставленные вопросы. игра «Вопрос-ответ» | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция ; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
V. Применение знаний и умений в новой ситуации Активизация деятельности Письмо от Незнайки (Приём Какография – письмо с ошибками) Межпредметная связь Активизация деятельности, воспитательный аспект – спасение рыбок, спасение природы Творческая работа Постановка знаков препинания Физминутка Задание от тёти( Связь с жизнью) Проблемная ситуация Работа с учебником Воспитательный аспект-Доброта ко всему живому. Связь с жизнью, традиции. Работа со словарём. | Задание 1. Почтальон принёс письма. Эти письма от Незнайки. Прочитайте текст. - Грамотно написан текст? Найдите ошибки. - О чём говорится в этом тексте? - Какое название ему можно дать? Зарождается рассвет. (Раннее утро) -Найдите в тексте олицетворение. Как вы понимаете: «Озеро дымится белым паром» «Котелок бормочет на огне» «Спугнуть рассвет» -В каком времени употреблены глаголы в тексте? -Замените используемые глаголы глаголами в прошедшем времени, запишите получившийся текст. 1-2 группа – 1 часть 3-4 группа – 2 часть Всю ночь огонь костра то разгораится, то гаснет. Листва берез висит тихо, роса стекаит по белым стволам. В тишине зарождаится рассвет. Озеро дымится белым паром. Еще все спит: спит вода, спит рыба, спят птицы и только совы летают у костра. Котелок бормочет на огне. Мы говорим шепотом: боимся спугнуть рассвет. ( По Паустовскому К.) - Зачитайте свои тексты. - Что вы знаете о глаголах прошедшего времени? - Какое умение отрабатывали, выполняя данное задание? Работа в группах Правила работы в группе
Умей не только слушать, но и слышать Задание по группам Первое задание для групп. —Это спасение рыбок. Смотрите: было наводнение, вода ушла, а рыбки так и остались плескаться на берегу. Нужно срочно их спасти. У нас есть аквариумы. Поместите рыбок в нужный аквариум. (1 и 2 спряжение) 1 группа Морфологический разбор глагола – сверкала. 2 группа Образуй от данных слов глаголы трёх времён.
1.Образуйте с помощью приставок новые глаголы от слова говорить 2. Подберите синонимы к слову – говорить. 4 группа Если я называю глагол настоящего времени – хлопаем, если прошедшего топаем, если будущего- прыгаем. Проверка результатов работы всех групп - А это задание привезла нам из своей школы Ачканова Светлана Анатольевна, тётя Артёма Логинова, она говорит, что у неё ребята не могли его сделать, вот хочет проверить, а вы можете сделать его без ошибок? Раскрой скобки. Сделай вывод. (не)взял, (не)съел, ( не)принес, (не) умел, (не) расцвел, (не)навидел. Работа по учебнику стр.115 упр 243 Будьте добры ко всему, кто слабей! Как вы считаете, а вы добрые? А много ли на свете добрых людей? -скажите, какой православный праздник был вчера? Пасха. Что делают по традиции в этот день? Вы, наверное, ходили, собирали сладости, яйца? И люди вам их давали, потому что у нас много добрых людей и это наша традиция. А скажите, что же означает слово: традиция? Посмотрим, что написано в толковом словаре? | Учащиеся находят ошибки и доказывают правильность написания, действуя по алгоритму - н.ф – спряжение - время, число, лицо - окончание -зарождается рассвет, спит вода, котелок бормочет, боимся спугнуть рассвет. - над озером спустился туман - вода в котелке кипит - не нарушить покой Развитие читательской грамотности Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. Ср.р - - о Ж.р. - -а М.р. - - Мн.ч - -и - Отработка умения изменять временную форму глагола. Правильно писать окончания глаголов. Развитие речи. Орфографическую зоркость. -Повторить правила работы в группе. Самостоятельная работа в группах. Формулировка ответа. Объяснять, заявлять, болтать, лепетать и др. Защита групп (опора на алгоритм, доказывают, обосновывают свои ответы). Другие группы могут задать уточняющие вопросы. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. |
VI. Контроль усвоения знаний. | Собери мозаику – отвечая правильно на поставленные вопросы, учащиеся открывают одно окошечко, за другим. При этом на слайде открывается картинка с надписью «МОЛОДЦЫ!» | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, аргументируя и доказывая правильность своего ответа. | . |
VII. Рефлексия учебной деятельности | Рефлексия (метод «Закончи фразу») - На доске записаны 3 незаконченные фразы:
У меня сегодня получилось… Мне сегодня было трудно… Мне понравилось… - Вспомните обо всем, что было на уроке, и закончите фразы. - Желающие закончить первую фразу… - Кто с ними согласны, поднимите руки! Я рада за вас! - 2 фразу… Кто его поддерживает? Не переживайте, мы еще поработаем по этой теме, и у вас, тоже, все получится! - 3 фразу… Кто солидарен с ними?
- Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали! Д.З. Выписать из словарика 5 слов(существительных или прилагательных), а затем образовать от каждого из них 3 временные формы глагола. СЛАЙД 10 - Молодцы! Всем спасибо за урок!
| Дети сообщают, что у них получилось на уроке, что нет, и что больше всего понравилось.
| Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку 3 класс тема:обобщение изученного о глаголе (урок -путешествие)
Обобщение изученного о глаголе...

Урок русского языка . 4 класс.Тема: «Обобщение знаний о безударных падежных окончаниях существительных»
Урок рефлексии....

Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»
Урок открытия новых знаний. Технологии проблемного диалога, продуктивного чтения...

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Закрепление изученного о глаголе"
Данный урок русского языка является уроком обобщения и систематизации знаний по теме «Глагол».Методическая цель: использование технологии сотрудничества для формирования универсальных учебных действий...

урок русского языка 3 класс. Тема: «Обобщение знаний о падежах»
Данное учебное занятие в курсе русского языка относится к разделу «Имя сеществительное»....

Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: "Обобщение знаний об имени прилагательном". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: обобщение полученных знаний об имени прилагательном как части речи, закрепление навыка определения рода, числа и падежа имен прилагательных.Планируемые результаты: Пре...
Конспект урока по русскому языку 2 класс Тема: Обобщение изученного материала. Разделительный мягкий знак.
Обобщение изученного материала. Разделительный мягкий знак....

