Методическая разработка урока по русскому языку «Родительный падеж», 3 класс
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Шлейникова Екатерина Алексеевна

Цель:

-распознавать имя существительное в родительном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении);

- обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных;

-работать с текстом и отдельными предложениями;

-оценивать свои достижения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_kopiya.docx32.26 КБ
PDF icon rabochiy_list_3.pdf596.33 КБ
Файл roditelnyy_padezh.pptx1.7 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Родительный падеж

Цель:

-распознавать имя существительное в родительном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении);

- обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных;

-работать с текстом и отдельными предложениями;

-оценивать свои достижения.

Этап урока

Деятельность учителя

Приём

1.Организ.

Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня утро? Для меня оно необычное!

Меня зовут Екатерина Алексеевна, и мне посчастливилось стать вашим проводником в увлекательный мир русского языка. Желаю нам продуктивной работы и отличного настроения!

Сядьте те, для кого это утро такое же необычное.

2.Целепол.

 «Всякое уменье трудом даётся». Ребята, что это такое? Как вы понимаете смысл данной пословицы? (Умения и навыки приобретаются через упорный труд и старания).

- Всё верно.

- Я думаю, что сегодня перед уроком вы уже успели потрудиться.

-Ребята, как вы готовите класс к урокам? (моете доску, наводите порядок на своих рабочих местах, проверяете всё ли есть на партах). Верно?

- А у вас есть дежурные в классе?  Как вы считаете, перед каждым уроком доска должна быть идеально чистой?

- Хотите я вас удивлю? Сегодня в начале урока наша доска будет вся исписана, а к концу урока она должна стать абсолютно чистой. И чтобы это случилось, нам нужно будет очень постараться и активно поработать.

- Ну что ж, поехали! Как говорится: от скуки бери дело в руки.

-Ребята, объясните, пожалуйста, что это значит?

Удивляй

- Любите ли вы играть? Предлагаю вам сыграть в игру «Верю, не верю». Если вы считаете, что утверждение верное, то просигнализируйте зеленой карточкой, если неверное, то красной карточкой, а если кто-то из вас сомневается, покажите жёлтую карточку.

- Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что? +

- Имена существительные могут быть только  одушевленными? -

 - Имена существительные склоняются (изменяются по падежам). +

- В русском языке 7 падежей. –

- Ребята, а почему вы не согласны с последним утверждением?

- Всё правильно! В русском языке 6 падежей и вы уже немного с ними познакомились.

- А с каким падежом вы познакомились поближе?  (с именительным)

- Отлично! Давайте вспомним, какие названия падежей вы ещё помните? (Р., Д., В., Т., П.)

- А если посмотреть по порядку, какой падеж идёт после именительного? (родительный)

- Верно! Сегодня на уроке мы узнаем больше о  родительном падеже.

Верные и неверные утверждения

- Посмотрите на доску, что вы видите? (Вопросы)

- На эти вопросы нам предстоит ответить по ходу урока:

1.На какие вопросы отвечает имя существительное в родительном падеже?

2. Какое слово-помощник есть у родительного падежа?

3. Почему у сущ-ых в форме родительного падежа два вопроса?

4.С какими предлогами употребляется?

6Каким членом предложения является имя существительное в Р.п.?

7.Как определить в предложении имена существительные в Р.п.?

- Сегодня мы не будем писать в тетрадях, на столах у вас есть рабочие листы, в которых мы будем фиксировать ответы на вопросы.

- Рассмотрите лист, вверху такие же вопросы, как и на доске, а внизу задания, с которыми мы будем работать на уроке.

-Кажется, что работы много, но как говорится в русской пословице «Глаза боятся, а руки делают.» Ребята, а когда так говорят? Вот и мы с вами без дела не сидим, а спешим ответить на интересующие нас вопросы.

-Посмотрите на экран, что вы видите? (Словосочетания)

- Верно.

- А что ещё можно увидеть внизу экрана? (вопросы)

-Догадались какое задание нам предстоит выполнить? (подобрать для каждого словосочетания подходящий вопрос).

-Как мы это будем делать? (от главного слово задавать вопрос к зависимому)

- Тогда начинаем. Есть желающие выйти к доске?

Выполнение упр. (приложение 1)

- Ребята, какие вопросы мы подставили? (кого? Чего?)

- Можем ли мы сделать какой-то вывод? (Имена существительные в форме Р.п. отвечают на вопросы кого? чего?).

- Правильно. Молодцы! Вернёмся к нашей доске, какой вопрос мы можем убрать?

- Запишите в свой рабочий лист ответ на этот вопрос.

- Ребята, а можем мы сразу на 2 вопроса может ответить? Посмотрите внимательно. (Почему у сущ-ых в форме родительного падежа два вопроса?)

- И почему же? (вопрос кого мы задаем к одушевленным сущ-ым, а вопрос чего к неодушевленным)  

- Ребята, на 2 вопроса мы уже ответили, но впереди у нас ещё много работы. Она же вам интересна?

- Давайте разобьёмся на 3 группы по 4 человека.

- Каждой группе я раздам слова, из которых вам нужно будет составить пословицу и подумать, что она обозначает. Подсказка: вы, наверное, уже догадались, что все наши пословицы сегодня о …. Труде. У вас на это будет ровно 1 минута.

Выполнение задания. Объяснение пословиц. Прилож.2

-Ребята, как вы думаете, а есть ли в этих пословицах сущ-ые в Р.п.?

- Как мы это можем проверить? (задать вопрос)

 

-Давайте вернемся к списку наших вопросов. На какой из них мы можем ответить? (С какими предлогами…..?)

-Верно, ребята. И с какими же? (с предлогами без, из, до).

- Отлично! Но это не все предлоги, с которыми употребляются имена сущ-ые в Р.п.

- И сейчас мы узнаем, какие ещё есть предлоги, выполнив задание.

Когда я готовилась к уроку, мне в интернете попался рассказ одного мальчика.

- Посмотрите, чего в нем не хватает? (слов)

- У вас на столах лежат карточки с предлогами. Сейчас вы будете читать текст и там, где это необходимо вставлять подходящий по смыслу предлог.

-Работать вам предстоит в паре.

- Такой же текст есть в ваших рабочих листах. По ходу выполнения задания, вы будете их записывать в предложения.  

Возможно несколько вариантов предлогов.

- Ребята, теперь мы знаем, с какими предлогами употребляются имена существительные в Р.п. Предлагаю вам их записать в рабочие листы.

- На какой вопрос мы ответили? Что можно убрать с доски?

Яркое пятно

Предлагаю вам немного отвлечься.

Я хотела бы рассказать интересную историю. Я живу в рабочем посёлке Лесогорск.

Почему же мой посёлок называется Лесогорск? От какого слова образовано это название?

Правильно, от слова «лес». Ну и, конечно же, как в любом другом лесу у нас водятся дикие звери. И вот как-то раз к нам на территорию школы пришла самая настоящая лиса со своим лисёнком. Они очень по-хозяйски себя вели: играли на детской площадке, обнюхивали территорию, и никто их не мог прогнать. Частенько приходила в гости к нам рыжая плутовка. Мы даже успели к ней привыкнуть. А она куда-то пропала, наверное, ушла к своим деткам в лес.

Необычная история?

-Ребята, а каких дикие животные водятся в наших лесах? Каких вы знаете? (лось, кабан, заяц, медведь, волк, лиса и т.д.)

- Молодцы! А каких зверей нет в наших лесах? Давайте я начну, а вы продолжите: нет зебры, нет…. (зебру, льва, тигра, бегемота, слона, жирафа и т.д.)

- Какую форму существительного вы образовали, отвечая на мой вопрос? (форму родительного падежа)

- Ребята, а какое вспомогательное слово я использовала, чтобы задать вам вопрос? (нет)

- Отлично! Возвращаюсь к нашей доске, она пока ещё не стала идеально чистой. Можем ли мы убрать какой-то вопрос? (Какое слово-помощник есть у родительного падежа)

- Предлагаю это слово-помощник записать в рабочий лист.

- На сколько вопросов нам осталось ответить? (на 2).

- Сейчас мы узнаем, как определить в предложении имена сущ-ые в Р.п.?

- И для того, чтобы нам это было проще сделать, я подготовила алгоритм. Прочитаем его.

- Посмотрите на слайд, прочитайте предложение.

Осина и без ветра шумит.

- Найдите грамматическую основу предложения. (осина шумит)

-Какое словосочетание мы здесь можем выделить? (шумит без ветра).

- Задайте вопрос от главного слова к зависимому шумит (без чего?) без ветра. Какой падеж будет у слова ветра? (родительный)

- По каким признакам мы это поняли? (по вопросу чего и предлогу без).

- Ребята, какой ответ мы можем записать на этот вопрос?  Следовать алгоритму

-Сегодня во время урока мы использовали много пословиц. О чем они были?

-Ребята, в вашем посёлке Шатки кроме достопримечательностей есть различные предприятия, на которых трудятся люди. Какие вы знаете? (Хлебзавод, завод Нормалей, зерноперерабатывающий комплекс и т.д.).

- Молодцы. А какие профессии вы знаете?

- Хорошо. Все эти люди добросовестно относятся к своему труду и стараются качественно выполнить свою работу.

- Предлагаю потренироваться в нахождении имён сущ-ых в форме Р.п. в следующих предложениях.

- Такие же предложения есть у вас в рабочих листках.

- Ребята, а чему мы будем следовать? (алгоритму)

- Ребята, вы отлично справились с заданием.

На какой вопрос мы можем ответить?

-Ребята, в этих предложения нам встретились новые словарные слова: пятница, трамвай, около.

- Что такое пятница? (День недели)

- А почему его так назвали? (потому что он пятый по счёту)

-Какую безударную гласную мы запомним? (и)

- Ребята, слово трамвай пришло к нам из Англии, образовалось оно от двух слов, трам – вагон, вай – дорога.

- Какую безударную гласную мы запомним? (а)

- А написание предлога около очень легко запомнить, ведь оно пишется с тремя буквами о.

- Предлагаю составить предложение с новыми словарными словами. (В пятницу около трамвая я встретил друга).

- Ребята, вот и остался самый последний вопрос, на который мы не ответили. Давайте его прочитаем.

- Каким членом предложения является имя сущ-ое в Р.п.?

- Какие две группы членов предложения вы знаете? (главные и второстепенные)

- Посмотрите ещё раз на наши предложения, с которыми мы недавно работали.

-Ребята, наш урок подошёл к концу.

Я предлагаю нам вспомнить все, что мы узнали и чему научились за это время.

- Какая тема у нас была на уроке? (Родительный падеж имён сущ-ых)

- Посмотрите, наша доска стала чистой?

1.На какие вопросы отвечает имя существительное в родительном падеже?

2. Какое слово-помощник есть у родительного падежа?

3. Почему у сущ-ых в форме родительного падежа два вопроса?

4.С какими предлогами употребляется?

6Каким членом предложения является имя существительное в Р.п.?

7.Как определить в предложении имена существительные в Р.п.?

-Ребята, кто же из вас сможет найти ошибку?

- Молодцы! Надеюсь, те знания, которые вы получили сегодня будут хорошим фундаментом для знакомства с остальными падежами.

- Перед уроком в коридоре я вам дала билетики, они служат пропуском на выход с урока. Я попрошу вас написать на них свои впечатления, эмоции, может быть вопросы, которые у вас возникли, пожелания.

Ребята, а сейчас я вам скажу «Сделал дело, гуляй смело!» Что это значит?


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка Родительный падеж имён существительных

Слайд 2

Я живу в рабочем посёлке Шатки. У нас есть много интересных мест. школы находится памятник Тане Савичевой, девочке блокадного Ленинграда. В честь защитников Родины в годы Великой Отечественной войны сооружён мемориал «Никто не забыт, ничто не забыто». жителей Шатков это святое место. Каждый год 9 мая здесь проходит парад П ________ огня всегда лежат живые еты. __ памятника проводятся экс и _____ гостей нашего посёлка. едалеко ___ мемориала – могила Тани Савичевой.

Слайд 3

Я живу в рабочем посёлке Шатки. У нас есть много Около интересных мест. школы находится памятник Тане Савичевой, девочке блокадного Ленинграда. В честь защитников Родины в годы Великой Отечественной войны сооружён мемориал «Никто не забыт, ничто не забыто». жителей Шатков это святое место. Каждый год 9 мая здесь проходит парад П ________ огня всегда лежат живые еты. __ памятника проводятся экс и _____ гостей нашего посёлка. едалеко ___ мемориала – могила Тани Савичевой.

Слайд 4

Я живу в рабочем посёлке Шатки. У нас есть много Около интересных мест. школы находится памятник Тане Савичевой, девочке блокадного Ленинграда. В честь защитников Родины в годы Великой Отечественной войны сооружён мемориал «Никто не забыт, ничто не забыто». жителей Шатков это святое место. Каждый год 9 мая здесь проходит парад П ________ огня всегда лежат Для живые еты. __ памятника проводятся экс и _____ гостей нашего посёлка. едалеко ___ мемориала – могила Тани Савичевой.

Слайд 5

Я живу в рабочем посёлке Шатки. У нас есть много Около интересных мест. школы находится памятник Тане Савичевой, девочке блокадного Ленинграда. В честь защитников Родины в годы Великой Отечественной войны сооружён мемориал «Никто не забыт, ничто не забыто». жителей Шатков это святое место. Каждый год 9 мая здесь проходит парад П ________ огня всегда лежат Для Вокруг живые еты. __ памятника проводятся экс и _____ гостей нашего посёлка. едалеко ___ мемориала – могила Тани Савичевой.

Слайд 6

Я живу в рабочем посёлке Шатки. У нас есть много Около интересных мест. школы находится памятник Тане Савичевой, девочке блокадного Ленинграда. В честь защитников Родины в годы Великой Отечественной войны сооружён мемориал «Никто не забыт, ничто не забыто». жителей Шатков это святое место. Каждый год 9 мая здесь проходит парад П ________ огня всегда лежат Для Вокруг У живые еты. __ памятника проводятся экс и _____ гостей нашего посёлка. едалеко ___ мемориала – могила Тани Савичевой.

Слайд 7

Я живу в рабочем посёлке Шатки. У нас есть много Около интересных мест. школы находится памятник Тане Савичевой, девочке блокадного Ленинграда. В честь защитников Родины в годы Великой Отечественной войны сооружён мемориал «Никто не забыт, ничто не забыто». жителей Шатков это святое место. Каждый год 9 мая здесь проходит парад П ________ огня всегда лежат Для Вокруг У живые еты. __ памятника проводятся экс для и _____ гостей нашего посёлка. едалеко ___ мемориала – могила Тани Савичевой.

Слайд 8

Я живу в рабочем посёлке Шатки. У нас есть много Около интересных мест. школы находится памятник Тане Савичевой, девочке блокадного Ленинграда. В честь защитников Родины в годы Великой Отечественной войны сооружён мемориал «Никто не забыт, ничто не забыто». жителей Шатков это святое место. Каждый год 9 мая здесь проходит парад П ________ огня всегда лежат Для Вокруг живые еты. __ памятника проводятся экс для и _____ гостей У от нашего посёлка. едалеко ___ мемориала – могила Тани Савичевой.

Слайд 9

Алгоритм Подчеркнуть грамматическую 1 2 основу . Выделить словосочетания . От главного слова к зависимому задать вопрос. 3 4 По вопросу и предлогу (если есть) определить падеж .

Слайд 10

Осина и без ветра шумит.

Слайд 11

Осина и без ветра шумит. 1. Подчеркнуть грамматическую основу.

Слайд 12

Осина и без ветра шумит. Шумит без ветра 1. Подчеркнуть 2. Выделить словосочетание. грамматическую основу.

Слайд 13

Осина и без ветра шумит. без чего? Шумит без ветра 1. Подчеркнуть грамматическую основу. 2. Выделить 3. От главного слова к зависимому задать вопрос. словосочетание.

Слайд 14

Осина и без ветра шумит. без чего? Р.п. Шумит без ветра 1. Подчеркнуть 2. Выделить грамматическую словосочетание. основу. 3. От главного слова 4.По вопросу и к зависимому задать вопрос. предлогу (если есть) определить падеж .

Слайд 15

Токарь работает около станка. Водитель трамвая помахал нам из окна. В пятницу спортсмены бегают вокруг стадиона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе

Развивать умения ставить вопросы к словам в предложении; устанавливать действующее лицо или предмет; конструировать предложения из слов; развивать связанную устную речь; продолжать выработку кал...

Методическая разработка урока по русскому языку в 1 классе УМК "Гармония" по теме "Собственные имена. Продолжение"

Урок русского языка  по теме «Собственные имена. Продолжение».в 1 классе по УМК «Гармония».Материал содержит конспект урока, презентацию, тестовое задание.Урок составлен на основе пособий для учи...

Методическая разработка урока по русскому языку для 1 класса «Изложение «Нюсины варежки»

Методическая разработка  урока по русскому языку для 1 класса  «Изложение «Нюсины варежки» содержит план изложения по русскому языку приуроченного к 23 февраля...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...