Методическая разработка урока по русскому языку «Родительный падеж», 3 класс
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Цель:
-распознавать имя существительное в родительном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении);
- обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных;
-работать с текстом и отдельными предложениями;
-оценивать свои достижения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.26 КБ | |
| 596.33 КБ | |
| 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Родительный падеж
Цель:
-распознавать имя существительное в родительном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении);
- обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных;
-работать с текстом и отдельными предложениями;
-оценивать свои достижения.
Этап урока | Деятельность учителя | Приём |
1.Организ. | Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня утро? Для меня оно необычное! Меня зовут Екатерина Алексеевна, и мне посчастливилось стать вашим проводником в увлекательный мир русского языка. Желаю нам продуктивной работы и отличного настроения! Сядьте те, для кого это утро такое же необычное. | |
2.Целепол. | «Всякое уменье трудом даётся». Ребята, что это такое? Как вы понимаете смысл данной пословицы? (Умения и навыки приобретаются через упорный труд и старания). - Всё верно. - Я думаю, что сегодня перед уроком вы уже успели потрудиться. -Ребята, как вы готовите класс к урокам? (моете доску, наводите порядок на своих рабочих местах, проверяете всё ли есть на партах). Верно? - А у вас есть дежурные в классе? Как вы считаете, перед каждым уроком доска должна быть идеально чистой? - Хотите я вас удивлю? Сегодня в начале урока наша доска будет вся исписана, а к концу урока она должна стать абсолютно чистой. И чтобы это случилось, нам нужно будет очень постараться и активно поработать. - Ну что ж, поехали! Как говорится: от скуки бери дело в руки. -Ребята, объясните, пожалуйста, что это значит? | Удивляй |
- Любите ли вы играть? Предлагаю вам сыграть в игру «Верю, не верю». Если вы считаете, что утверждение верное, то просигнализируйте зеленой карточкой, если неверное, то красной карточкой, а если кто-то из вас сомневается, покажите жёлтую карточку. - Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что? + - Имена существительные могут быть только одушевленными? - - Имена существительные склоняются (изменяются по падежам). + - В русском языке 7 падежей. – - Ребята, а почему вы не согласны с последним утверждением? - Всё правильно! В русском языке 6 падежей и вы уже немного с ними познакомились. - А с каким падежом вы познакомились поближе? (с именительным) - Отлично! Давайте вспомним, какие названия падежей вы ещё помните? (Р., Д., В., Т., П.) - А если посмотреть по порядку, какой падеж идёт после именительного? (родительный) - Верно! Сегодня на уроке мы узнаем больше о родительном падеже. | Верные и неверные утверждения | |
- Посмотрите на доску, что вы видите? (Вопросы) - На эти вопросы нам предстоит ответить по ходу урока: 1.На какие вопросы отвечает имя существительное в родительном падеже? 2. Какое слово-помощник есть у родительного падежа? 3. Почему у сущ-ых в форме родительного падежа два вопроса? 4.С какими предлогами употребляется? 6Каким членом предложения является имя существительное в Р.п.? 7.Как определить в предложении имена существительные в Р.п.? - Сегодня мы не будем писать в тетрадях, на столах у вас есть рабочие листы, в которых мы будем фиксировать ответы на вопросы. - Рассмотрите лист, вверху такие же вопросы, как и на доске, а внизу задания, с которыми мы будем работать на уроке. -Кажется, что работы много, но как говорится в русской пословице «Глаза боятся, а руки делают.» Ребята, а когда так говорят? Вот и мы с вами без дела не сидим, а спешим ответить на интересующие нас вопросы. | ||
-Посмотрите на экран, что вы видите? (Словосочетания) - Верно. - А что ещё можно увидеть внизу экрана? (вопросы) -Догадались какое задание нам предстоит выполнить? (подобрать для каждого словосочетания подходящий вопрос). -Как мы это будем делать? (от главного слово задавать вопрос к зависимому) - Тогда начинаем. Есть желающие выйти к доске? Выполнение упр. (приложение 1) - Ребята, какие вопросы мы подставили? (кого? Чего?) - Можем ли мы сделать какой-то вывод? (Имена существительные в форме Р.п. отвечают на вопросы кого? чего?). - Правильно. Молодцы! Вернёмся к нашей доске, какой вопрос мы можем убрать? - Запишите в свой рабочий лист ответ на этот вопрос. - Ребята, а можем мы сразу на 2 вопроса может ответить? Посмотрите внимательно. (Почему у сущ-ых в форме родительного падежа два вопроса?) - И почему же? (вопрос кого мы задаем к одушевленным сущ-ым, а вопрос чего к неодушевленным) | ||
- Ребята, на 2 вопроса мы уже ответили, но впереди у нас ещё много работы. Она же вам интересна? - Давайте разобьёмся на 3 группы по 4 человека. - Каждой группе я раздам слова, из которых вам нужно будет составить пословицу и подумать, что она обозначает. Подсказка: вы, наверное, уже догадались, что все наши пословицы сегодня о …. Труде. У вас на это будет ровно 1 минута. Выполнение задания. Объяснение пословиц. Прилож.2 -Ребята, как вы думаете, а есть ли в этих пословицах сущ-ые в Р.п.? - Как мы это можем проверить? (задать вопрос)
-Давайте вернемся к списку наших вопросов. На какой из них мы можем ответить? (С какими предлогами…..?) -Верно, ребята. И с какими же? (с предлогами без, из, до). - Отлично! Но это не все предлоги, с которыми употребляются имена сущ-ые в Р.п. - И сейчас мы узнаем, какие ещё есть предлоги, выполнив задание. Когда я готовилась к уроку, мне в интернете попался рассказ одного мальчика. - Посмотрите, чего в нем не хватает? (слов) - У вас на столах лежат карточки с предлогами. Сейчас вы будете читать текст и там, где это необходимо вставлять подходящий по смыслу предлог. -Работать вам предстоит в паре. - Такой же текст есть в ваших рабочих листах. По ходу выполнения задания, вы будете их записывать в предложения. Возможно несколько вариантов предлогов. - Ребята, теперь мы знаем, с какими предлогами употребляются имена существительные в Р.п. Предлагаю вам их записать в рабочие листы. - На какой вопрос мы ответили? Что можно убрать с доски? | Яркое пятно | |
Предлагаю вам немного отвлечься. Я хотела бы рассказать интересную историю. Я живу в рабочем посёлке Лесогорск. Почему же мой посёлок называется Лесогорск? От какого слова образовано это название? Правильно, от слова «лес». Ну и, конечно же, как в любом другом лесу у нас водятся дикие звери. И вот как-то раз к нам на территорию школы пришла самая настоящая лиса со своим лисёнком. Они очень по-хозяйски себя вели: играли на детской площадке, обнюхивали территорию, и никто их не мог прогнать. Частенько приходила в гости к нам рыжая плутовка. Мы даже успели к ней привыкнуть. А она куда-то пропала, наверное, ушла к своим деткам в лес. Необычная история? -Ребята, а каких дикие животные водятся в наших лесах? Каких вы знаете? (лось, кабан, заяц, медведь, волк, лиса и т.д.) - Молодцы! А каких зверей нет в наших лесах? Давайте я начну, а вы продолжите: нет зебры, нет…. (зебру, льва, тигра, бегемота, слона, жирафа и т.д.) - Какую форму существительного вы образовали, отвечая на мой вопрос? (форму родительного падежа) - Ребята, а какое вспомогательное слово я использовала, чтобы задать вам вопрос? (нет) - Отлично! Возвращаюсь к нашей доске, она пока ещё не стала идеально чистой. Можем ли мы убрать какой-то вопрос? (Какое слово-помощник есть у родительного падежа) - Предлагаю это слово-помощник записать в рабочий лист. - На сколько вопросов нам осталось ответить? (на 2). - Сейчас мы узнаем, как определить в предложении имена сущ-ые в Р.п.? - И для того, чтобы нам это было проще сделать, я подготовила алгоритм. Прочитаем его. - Посмотрите на слайд, прочитайте предложение. Осина и без ветра шумит. - Найдите грамматическую основу предложения. (осина шумит) -Какое словосочетание мы здесь можем выделить? (шумит без ветра). - Задайте вопрос от главного слова к зависимому шумит (без чего?) без ветра. Какой падеж будет у слова ветра? (родительный) - По каким признакам мы это поняли? (по вопросу чего и предлогу без). - Ребята, какой ответ мы можем записать на этот вопрос? Следовать алгоритму -Сегодня во время урока мы использовали много пословиц. О чем они были? -Ребята, в вашем посёлке Шатки кроме достопримечательностей есть различные предприятия, на которых трудятся люди. Какие вы знаете? (Хлебзавод, завод Нормалей, зерноперерабатывающий комплекс и т.д.). - Молодцы. А какие профессии вы знаете? - Хорошо. Все эти люди добросовестно относятся к своему труду и стараются качественно выполнить свою работу. - Предлагаю потренироваться в нахождении имён сущ-ых в форме Р.п. в следующих предложениях. - Такие же предложения есть у вас в рабочих листках. - Ребята, а чему мы будем следовать? (алгоритму) - Ребята, вы отлично справились с заданием. На какой вопрос мы можем ответить? -Ребята, в этих предложения нам встретились новые словарные слова: пятница, трамвай, около. - Что такое пятница? (День недели) - А почему его так назвали? (потому что он пятый по счёту) -Какую безударную гласную мы запомним? (и) - Ребята, слово трамвай пришло к нам из Англии, образовалось оно от двух слов, трам – вагон, вай – дорога. - Какую безударную гласную мы запомним? (а) - А написание предлога около очень легко запомнить, ведь оно пишется с тремя буквами о. - Предлагаю составить предложение с новыми словарными словами. (В пятницу около трамвая я встретил друга). - Ребята, вот и остался самый последний вопрос, на который мы не ответили. Давайте его прочитаем. - Каким членом предложения является имя сущ-ое в Р.п.? - Какие две группы членов предложения вы знаете? (главные и второстепенные) - Посмотрите ещё раз на наши предложения, с которыми мы недавно работали. | ||
-Ребята, наш урок подошёл к концу. Я предлагаю нам вспомнить все, что мы узнали и чему научились за это время. - Какая тема у нас была на уроке? (Родительный падеж имён сущ-ых) - Посмотрите, наша доска стала чистой? 1.На какие вопросы отвечает имя существительное в родительном падеже? 2. Какое слово-помощник есть у родительного падежа? 3. Почему у сущ-ых в форме родительного падежа два вопроса? 4.С какими предлогами употребляется? 6Каким членом предложения является имя существительное в Р.п.? 7.Как определить в предложении имена существительные в Р.п.? -Ребята, кто же из вас сможет найти ошибку? - Молодцы! Надеюсь, те знания, которые вы получили сегодня будут хорошим фундаментом для знакомства с остальными падежами. - Перед уроком в коридоре я вам дала билетики, они служат пропуском на выход с урока. Я попрошу вас написать на них свои впечатления, эмоции, может быть вопросы, которые у вас возникли, пожелания. | ||
Ребята, а сейчас я вам скажу «Сделал дело, гуляй смело!» Что это значит? |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я живу в рабочем посёлке Шатки. У нас есть много интересных мест. школы находится памятник Тане Савичевой, девочке блокадного Ленинграда. В честь защитников Родины в годы Великой Отечественной войны сооружён мемориал «Никто не забыт, ничто не забыто». жителей Шатков это святое место. Каждый год 9 мая здесь проходит парад П ________ огня всегда лежат живые еты. __ памятника проводятся экс и _____ гостей нашего посёлка. едалеко ___ мемориала – могила Тани Савичевой.
Я живу в рабочем посёлке Шатки. У нас есть много Около интересных мест. школы находится памятник Тане Савичевой, девочке блокадного Ленинграда. В честь защитников Родины в годы Великой Отечественной войны сооружён мемориал «Никто не забыт, ничто не забыто». жителей Шатков это святое место. Каждый год 9 мая здесь проходит парад П ________ огня всегда лежат живые еты. __ памятника проводятся экс и _____ гостей нашего посёлка. едалеко ___ мемориала – могила Тани Савичевой.
Я живу в рабочем посёлке Шатки. У нас есть много Около интересных мест. школы находится памятник Тане Савичевой, девочке блокадного Ленинграда. В честь защитников Родины в годы Великой Отечественной войны сооружён мемориал «Никто не забыт, ничто не забыто». жителей Шатков это святое место. Каждый год 9 мая здесь проходит парад П ________ огня всегда лежат Для живые еты. __ памятника проводятся экс и _____ гостей нашего посёлка. едалеко ___ мемориала – могила Тани Савичевой.
Я живу в рабочем посёлке Шатки. У нас есть много Около интересных мест. школы находится памятник Тане Савичевой, девочке блокадного Ленинграда. В честь защитников Родины в годы Великой Отечественной войны сооружён мемориал «Никто не забыт, ничто не забыто». жителей Шатков это святое место. Каждый год 9 мая здесь проходит парад П ________ огня всегда лежат Для Вокруг живые еты. __ памятника проводятся экс и _____ гостей нашего посёлка. едалеко ___ мемориала – могила Тани Савичевой.
Я живу в рабочем посёлке Шатки. У нас есть много Около интересных мест. школы находится памятник Тане Савичевой, девочке блокадного Ленинграда. В честь защитников Родины в годы Великой Отечественной войны сооружён мемориал «Никто не забыт, ничто не забыто». жителей Шатков это святое место. Каждый год 9 мая здесь проходит парад П ________ огня всегда лежат Для Вокруг У живые еты. __ памятника проводятся экс и _____ гостей нашего посёлка. едалеко ___ мемориала – могила Тани Савичевой.
Я живу в рабочем посёлке Шатки. У нас есть много Около интересных мест. школы находится памятник Тане Савичевой, девочке блокадного Ленинграда. В честь защитников Родины в годы Великой Отечественной войны сооружён мемориал «Никто не забыт, ничто не забыто». жителей Шатков это святое место. Каждый год 9 мая здесь проходит парад П ________ огня всегда лежат Для Вокруг У живые еты. __ памятника проводятся экс для и _____ гостей нашего посёлка. едалеко ___ мемориала – могила Тани Савичевой.
Я живу в рабочем посёлке Шатки. У нас есть много Около интересных мест. школы находится памятник Тане Савичевой, девочке блокадного Ленинграда. В честь защитников Родины в годы Великой Отечественной войны сооружён мемориал «Никто не забыт, ничто не забыто». жителей Шатков это святое место. Каждый год 9 мая здесь проходит парад П ________ огня всегда лежат Для Вокруг живые еты. __ памятника проводятся экс для и _____ гостей У от нашего посёлка. едалеко ___ мемориала – могила Тани Савичевой.
Алгоритм Подчеркнуть грамматическую 1 2 основу . Выделить словосочетания . От главного слова к зависимому задать вопрос. 3 4 По вопросу и предлогу (если есть) определить падеж .
Осина и без ветра шумит.
Осина и без ветра шумит. 1. Подчеркнуть грамматическую основу.
Осина и без ветра шумит. Шумит без ветра 1. Подчеркнуть 2. Выделить словосочетание. грамматическую основу.
Осина и без ветра шумит. без чего? Шумит без ветра 1. Подчеркнуть грамматическую основу. 2. Выделить 3. От главного слова к зависимому задать вопрос. словосочетание.
Осина и без ветра шумит. без чего? Р.п. Шумит без ветра 1. Подчеркнуть 2. Выделить грамматическую словосочетание. основу. 3. От главного слова 4.По вопросу и к зависимому задать вопрос. предлогу (если есть) определить падеж .
Токарь работает около станка. Водитель трамвая помахал нам из окна. В пятницу спортсмены бегают вокруг стадиона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе
Развивать умения ставить вопросы к словам в предложении; устанавливать действующее лицо или предмет; конструировать предложения из слов; развивать связанную устную речь; продолжать выработку кал...

Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе "Алфавит"
Совершенствование знаний алфавита...
Методическая разработка урока по русскому языку в 1 классе УМК "Гармония" по теме "Собственные имена. Продолжение"
Урок русского языка по теме «Собственные имена. Продолжение».в 1 классе по УМК «Гармония».Материал содержит конспект урока, презентацию, тестовое задание.Урок составлен на основе пособий для учи...

Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России"по теме"Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах". Презентация.
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России", презентация...

Методическая разработка урока по русскому языку для 1 класса «Изложение «Нюсины варежки»
Методическая разработка урока по русскому языку для 1 класса «Изложение «Нюсины варежки» содержит план изложения по русскому языку приуроченного к 23 февраля...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"
Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

