Конспект урока « Словесный конструктор. Значение, употребление и написание приставок »
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка во 2 классе. Предметные цели направлены на формирование умения выделять приставку в слове, образовывать слова с помощью приставок, а также на закрепление ранее изученных орфографических правил.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 143.22 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Выполнила: Реутская Людмила Адамовна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сланцевская средняя общеобразовательная школа №6»
учитель начальных классов
русский язык
класс: 2
Тема и номер урока в теме: « Словесный конструктор. Значение, употребление и написание приставок »
(третий урок)
УМК «Гармония», М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык». Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2019г.
Цель урока: создать условия для успешного формирования у учащихся умения конструировать слова из заданных частей слова и соотносить произношение и написание приставок; способствовать формированию и развитию УУД.
Планируемые результаты:
личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности,
формировать ценностное отношение к совместной деятельности;
предметные: формировать умения выделять приставку в слове, образовывать слова с помощью приставок;
обнаруживать орфограммы в приставках ;
метапредметные: составлять слова из заданных элементов, наблюдать за группами слов и высказывать
предположения, способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство
товарищества, взаимопомощи, учитывать различные мнения и координировать различные
позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.
Тип урока: открытие нового знания.
Используемые технологии: системно – деятельностный подход (работа в парах, группах), проблемного обучения,
частично- поисковый метод (работа с информацией); информационно-
коммуникативные технологии (презентация).
Оборудование: учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка.2 класс», тетрадь – задачник
№3, опорные таблицы «Состав слова, «Приставки», словарь, карточки для каждой группы, АРМ, презентация к уроку, мультимедийная техника, листы самооценки.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | Методические комментарии | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||
I. | Организационный момент. Цель: проверка готовности. | -Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, надеюсь, что и сегодняшний урок принесет вам радость открытий. | Приветствуют друг друга и учителя улыбкой. | Приветствие учителя. Эмоциональное вхождение в урок. | ||||||||||||||||||||||||||||||
II. III IV | Актуализация знаний. Цель: активизировать мыслительные операции. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Открытие нового знания. Цель: построение проекта выхода из затруднения. | - Ребята, посмотрите внимательно на слайд. У нас гости из предыдущего урока. Все ли у них в порядке? - Какая часть слова должна быть первой? - Что вы уже знаете о приставке? - Что в слове главное? - Какой секрет корней вы знаете? - Что такое суффикс? - Что такое окончание? - Молодцы! Эти знания пригодятся нам сегодня на уроке. - Отгадайте загадку. Соберу красивый дом, Разберу его потом. Уберу я до поры Все детали для игры. - Что это? (Конструктор…) - Ребята, как вы понимаете смысл слова «конструктор»? Что оно обозначает? (Конструктор – это тот, кто конструирует что-либо; набор частей, деталей, из которых дети строят разные сооружения.) - Вам приходилось собирать что-нибудь из деталей конструктора? - Как вы понимаете выражение «словесный конструктор»? Что это такое? (Набор из частей слова.) - Итак, какая же тема нашего урока? (Строение слова.) - Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке? ( Будем наблюдать за составом слов и учиться конструировать слова. Совершать «открытия». ) Работа с учебником. Упражнение в словообразовании №515. - Откройте учебник. Найдите упражнение №515. Прочитайте задание. - Рассмотрите картинки и представьте себя на месте того, кто нарисован. - Добавив к корню -хож- приставки, данные в учебнике, ответьте на вопрос: «Ты что делаешь?» ( Перехожу, прихожу, подхожу, обхожу, захожу, выхожу, отхожу, вхожу, ухожу.) - Запишите получившиеся слова.
(корень –хож- )
(имеют разное значение ) - Какая часть делает их разными по значению? (приставка) - Выделите приставки. Работа в паре. - Вспомните основные правила работы в паре. - Понаблюдаем за написанием приставок. Перечитайте слова с опорой на ударение. - Если буквы в приставке такие же, как и звуки, ставим +, если другие -. Проверка. Итог. -Что вы заметили? (В некоторых приставках есть орфограммы: безударных гласных и парных согласных.) -В каких же приставках есть безударные гласные, в написании которых можно допустить ошибку? Назовите. (……) Создание проблемной ситуации. - Можем ли проверить написание приставок? (Не получается.) - Что же делать? (Надо запомнить.) - Давайте создадим справочник приставок. - Как вы понимаете значение слова справочник? (…) - Зачитайте в толковом словаре. -Давайте разберем слово справочник по составу. Назовите однокоренные слова. (Справочный, справились, справка…) - Выделите корень. Назовите суффиксы. - Для чего нам нужен такой справочник? (Для правильного написания приставок в словах.) -Молодцы! Отдохнем. | Высказывают своё мнение, аргументируют его. Отвечают на вопросы. Отгадывают загадку. Отвечают. Делятся жизненным опытом. Конструируют слова. Находят, читают, сравнивают, анализируют, делают выводы. Вступают в диалог с учителем.
Работают в тетради. Наблюдают, как приставки меняют значения слов, соотносят эти изменения с заменой приставок. Вспоминают правила работы в паре. Наблюдают за написанием приставок. Отвечают. Делают выводы, создают речевые высказывания. Называют приставки. Ученики предлагают свои версии. Поиск информации. Ученик работает на доске. | (Регулятивные УУД)
Повторение знаний, ранее усвоенных учебных действий, необходимых для «открытия нового знания». Организовать формулировку темы и цели урока учащимися. Развивать умение принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные УУД) Организует подводящий диалог. Организовать работу по умению сравнивать, анализировать, делать выводы. ( Познавательные УУД)
Организует побуждающий диалог. Организовать работу в паре. (коммуникативные УУД) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Физ. Минутка. | Карусели, карусели! | Выполняют физические упражнения. | Организация физ. минутки. (Личностные УУД) | |||||||||||||||||||||||||||||||
V | Первичное закрепление. Цель: запись нового знания в виде опорного сигнала. | Работа в ТПО №516 - Заполните справочник приставок. Расположите приставки, как указано в задании, в том порядке, в котором называют их значения, отмечая опасности письма.
Итог. Проверка по слайду. | Собирают «коллекцию» приставок русского языка, вносят их в свой справочник, наблюдают за написанием приставок, группируют их в зависимости от используемой буквы гласного (о или а), запоминают написание. | Организация работы с учебным пособием. | ||||||||||||||||||||||||||||||
VI | Самостоятельная работа. Цель: развитие способности самостоятельно использовать сформированные умения и навыки. | Работа с учебником. Упр. №517 Дифференцированная работа . Задание. - Продолжим конструировать слова. 1в. – Запишите семью слов с приставками к слову летит, выделите приставки, отметьте орфограммы. 2 в. – Запишите семью слов с приставками к слову бегу, выделите приставки, отметьте орфограммы. Над словами укажите звуки приставок. Летит Вы от за при у до в пере под с Бегу -Проверим. Какие слова получились у 2 варианта. Зачитайте. -Что интересного вы заметили? (Приставки меняют значение слова. Одни звуки совпадают, другие-нет. Есть орфограмма безударного гласного и парного согласного. ) - Что получилось у 2 варианта? Зачитайте. Что заметили? (Нет орфограмм согласных в приставках.) - Можно ли писать приставки так, как слышишь? Сделайте вывод. ( Приставки, как слышишь писать нельзя. Есть орфограммы.) - Проверим , совпадает ли наш вывод с выводом авторов учебника (стр.110) - Зачитайте. (Совпадает.) - Значит, мы сделали правильный вывод. - Могут ли приставки дружить с разными корнями? (Да.) Работа с предложением. - Выберите приставки, которые можно употребить с корнем -ключ- и устно закончите предложение: Мы …ключим свет. - Посмотрите внимательно на экран и подумайте, как правильно нужно произносить слова… - Где можно узнать об этом? (Словарь трудностей, учебник стр.146) - Запомните: выключить. - При других приставках ударение после этого корня: включим … - Запишите предложение со словом включим, выделите приставку, корень, поставьте ударение. Итог. Зачитайте советы авторов учебника на стр.109. | Конструируют слова с помощью приставок и предложенных корней. Наблюдают над звучанием и написанием приставок. Наблюдают за тем, как приставки меняют значение слов. Самоанализ. Самоконтроль. Делают выводы, создают речевые высказывания. Узнают важные сведения и советы авторов учебника. Наблюдают за постановкой ударения, запоминают. Поиск информации. | Осознание орфографических проблем в приставках. (Познавательные, регулятивные УУД) Утверждение полученных знаний и уточнение новых сведений через чтение правила в учебнике. Организует работу по поиску информации. | ||||||||||||||||||||||||||||||
VII | Включение нового знания в систему знаний . Цель: конструирование слов, наблюдение над ролью и написанием приставок. | Работа в группах. Задание группам. (Командиры получают в конвертах.) - Из 4 слов составить одно, взяв у каждого определенную часть слова. Объяснить значение получившегося слова. 1гр.
2гр.
3гр.
Проверка. Итог. Самооценка. - Оцените работу группы светофориком. - Желтый цвет - вы работали дружно, но у вас не все получалось. Зеленый цвет - вы работали дружно, и у вас все получилось! Красный, значит, в следующий раз все получится. | Обсуждают ранее изученные сведения, работают в группе, проверяют ответы друг друга. Конструируют слова из частей, наблюдают за значением слов. Представитель от группы зачитывает получившееся слово и объясняет его значение.
| Организует работу в группах. Учит сотрудничать со сверстниками. (Коммуникативные УУД) Упражнение в словообразовании. Углубление сформированных компетенций. Учит оценивать работу группы. | ||||||||||||||||||||||||||||||
VIII | Информация о домашнем задании. | Упр. №520, выучить правило стр. 110, пополнять справочник приставками. | Инструктаж по выполнению домашнего задания. | |||||||||||||||||||||||||||||||
IX. | Итог урока. Рефлексия. Цель: за - фиксировать новое содержание урока. | -Чему мы сегодня учились на уроке? - С помощью чего мы конструировали слова? - Какую новую «тайну» русского языка мы открыли? - Все ли мы знаем про слова? - Завтра на уроке мы продолжим работу и нам предстоит ещё много нового узнать. -А теперь, оцените свою работу. (Лист самооценки.) Определи степень достигнутых результатов.
| - Конструировать слова, правильно писать. - С помощью приставки. - Мы узнали, что приставка меняет значение слова, образует новые слова. Надо помнить правописание приставок. Самооценка. | Слушает ответы учащихся. Подводит итог урока. Учит детей самоанализу и самооценке. (Личностные УУД) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение, употребление и написание суффиксов 2 класс Гармония
Значение, употребление и написание суффиксов...

Конспект урока русского языка "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных". 4 класс
Конспект урока русского языка "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных". 4 класс...

Конспект урока по теме «Значение и употребление имен прилагательных в речи» (УМК «Школа России», 3 класс)
Цели урока: повторение и обобщение знаний об имени прилагательном как о части речи; отработка умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именами существительными; р...

«Значение, употребление и написание приставок» («Словесный конструктор»)
Я показываю конструктор.-Что это? Кто играл? В чём принцип конструктора? (соединение, присоединение деталей и получение чего-то нового)-Как думаете, какое отношение может иметь конструктор к нашему ур...

Конспект урока русского языка «Значение и употребление имени прилагательного в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тема: «Значение и употребление имени прилагательного в речи» Цели деятельности учителя: формирование условий для ознакомления учащихся со словами, обозначающих признаки предметов, отв...

Конспект урока по теме "Значение и употребление глагола в речи" (УМК "Школа России", 3 класс")
Цели деятельности учителя: формирование понятия о глаголе как части речи; углубление и расширение знаний о глаголе как части речи; распознавание глаголов среди других частей речи.Планируемые результат...
Конспект урока по теме "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о глаголе, совершенствование навыков распознавать глаголы среди других частей речи и правильного употребления глаголов в письменной и устной речи....






