Конспект урока « Словесный конструктор. Значение, употребление и написание приставок »
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Реутская Людмила Адамовна

Урок русского языка во 2 классе. Предметные цели направлены на формирование  умения  выделять приставку в слове, образовывать слова с помощью приставок, а также на закрепление ранее изученных орфографических правил.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx143.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   

                                                                                   КОНСПЕКТ УРОКА

Выполнила: Реутская Людмила Адамовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сланцевская средняя общеобразовательная школа №6»

учитель начальных классов

русский язык

класс: 2

     Тема и номер урока в теме: « Словесный конструктор. Значение, употребление   и написание приставок »                    

                                                                                              (третий урок)

УМК «Гармония», М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык». Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2019г.

 Цель урока: создать условия для успешного формирования  у учащихся умения  конструировать слова  из заданных частей слова и соотносить произношение и написание приставок;  способствовать  формированию и развитию УУД.

 

 Планируемые результаты:

     личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности,

                       формировать ценностное отношение к совместной деятельности;                                                                

          предметные: формировать умения  выделять приставку в слове, образовывать слова с помощью приставок;
                      обнаруживать орфограммы в приставках ;

     метапредметные:  составлять слова из заданных элементов,  наблюдать за группами слов и высказывать

                                      предположения, способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство        

                                          товарищества, взаимопомощи,  учитывать различные мнения и координировать различные        

                                       позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.

   Тип урока: открытие нового знания.

    Используемые технологии:  системно – деятельностный подход (работа в парах, группах), проблемного обучения,      

                                                 частично- поисковый метод (работа с информацией); информационно-  

                                                 коммуникативные технологии (презентация).

 Оборудование: учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко  «К тайнам нашего языка.2 класс», тетрадь – задачник  

                            №3, опорные таблицы «Состав слова, «Приставки», словарь, карточки для каждой группы,  АРМ,                                                                      презентация к уроку, мультимедийная техника, листы самооценки.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

урока

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности

ученика

Методические

комментарии

1

2

3

4

5

I.

Организационный момент.

Цель: проверка готовности.

-Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, надеюсь, что и сегодняшний урок принесет вам радость открытий.

Приветствуют друг друга и учителя улыбкой.

Приветствие учителя.  Эмоциональное вхождение в урок.

II.

III

IV

Актуализация знаний.

Цель: активизировать мыслительные операции.

Постановка цели и задач урока.  Мотивация учебной деятельности.

Открытие нового знания.

Цель: построение проекта выхода из затруднения.

- Ребята, посмотрите внимательно на слайд. У нас гости из предыдущего урока.  Все ли  у них в порядке?

- Какая часть слова должна быть первой?

- Что вы уже знаете о приставке?

- Что в слове главное?

- Какой секрет корней вы знаете?

- Что такое суффикс?

- Что такое окончание?

- Молодцы! Эти знания пригодятся нам сегодня на уроке.

- Отгадайте загадку.

 Соберу красивый дом,

                    Разберу его потом.

                    Уберу я до поры

                    Все детали для игры.

- Что это?  (Конструктор…)

- Ребята, как вы понимаете смысл слова «конструктор»? Что оно обозначает? (Конструктор – это тот, кто конструирует что-либо; набор частей, деталей, из которых дети строят разные сооружения.)

- Вам приходилось собирать что-нибудь из деталей конструктора?

- Как вы понимаете выражение «словесный конструктор»? Что это такое?

 (Набор из частей слова.)

- Итак, какая же тема нашего урока? (Строение слова.)

- Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?

 ( Будем наблюдать за составом слов и учиться конструировать слова. Совершать «открытия». )

Работа с учебником.

Упражнение в словообразовании  №515.

- Откройте учебник. Найдите упражнение №515.  Прочитайте задание.

- Рассмотрите картинки и представьте себя на месте того, кто нарисован.

 -  Добавив  к корню -хож-  приставки, данные в учебнике, ответьте на вопрос:    «Ты что делаешь?»

       ( Перехожу, прихожу, подхожу, обхожу, захожу, выхожу, отхожу, вхожу, ухожу.)

- Запишите получившиеся  слова.  

  • - Одинаковые или разные слова?
  • - Какая часть в словах делает их похожими по значению?

(корень –хож- )

  • - Как вы докажете, что это разные слова ?

(имеют разное значение )

- Какая часть делает их разными по значению? (приставка)

- Выделите приставки.

Работа в паре.

- Вспомните основные правила работы в паре.

- Понаблюдаем за написанием приставок. Перечитайте слова с опорой на ударение.

- Если буквы в приставке  такие же,  как и

звуки, ставим +, если другие  -.

Проверка. Итог.

-Что вы заметили?

(В некоторых  приставках есть орфограммы: безударных  гласных  и парных согласных.)

 -В каких же приставках есть безударные гласные, в написании которых можно допустить ошибку? Назовите.

(……)

Создание проблемной ситуации.

- Можем ли проверить написание приставок?

 (Не получается.)

- Что же делать? (Надо запомнить.)

- Давайте создадим справочник приставок.

- Как вы понимаете  значение слова справочник?

(…)

- Зачитайте в толковом словаре.

-Давайте разберем слово справочник по составу. Назовите однокоренные слова. (Справочный, справились, справка…)             - Выделите корень. Назовите суффиксы.

- Для чего нам нужен такой справочник?

(Для правильного написания приставок в словах.)

-Молодцы! Отдохнем.

Высказывают своё мнение, аргументируют его.

Отвечают на вопросы.

Отгадывают загадку.

Отвечают.

Делятся жизненным опытом.

Конструируют слова.

Находят, читают, сравнивают, анализируют, делают выводы. Вступают в диалог с учителем.

 

Работают в тетради.

Наблюдают, как приставки меняют значения слов, соотносят эти изменения с заменой приставок.

 Вспоминают правила работы в паре.

Наблюдают за написанием приставок.

Отвечают.

Делают выводы, создают речевые высказывания.

Называют приставки.

Ученики предлагают свои версии.

Поиск информации.

Ученик работает на доске.

(Регулятивные УУД)

 

Повторение знаний, ранее усвоенных учебных действий, необходимых для «открытия нового знания».

Организовать формулировку темы и цели урока учащимися. Развивать умение принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные УУД)

Организует подводящий диалог.

Организовать работу по  умению сравнивать, анализировать, делать выводы.

( Познавательные УУД)

 

Организует побуждающий диалог.

Организовать работу в паре. (коммуникативные УУД)

Физ. Минутка.

Карусели, карусели!
Мы с тобою в лодку сели
И по -е-ха-ли!..

Выполняют физические упражнения.

Организация  физ. минутки.

(Личностные УУД)

V

Первичное закрепление.

Цель: запись нового знания в виде опорного сигнала.

Работа в ТПО №516

- Заполните справочник приставок. Расположите  приставки,  как указано в задании, в том порядке, в котором называют их значения, отмечая опасности письма.

  • движение вокруг чего-то;
  • движение через что-то;
  • движение внутрь;
  • приближение к чему-то;
  • удаление от чего-то;
  • движение наружу.

 Итог.

 Проверка по слайду.

Собирают «коллекцию» приставок русского языка, вносят их в свой справочник, наблюдают за написанием приставок, группируют их в зависимости от используемой буквы гласного (о или а), запоминают написание.

Организация работы с учебным пособием.

VI

Самостоятельная работа.

Цель: развитие способности самостоятельно использовать сформированные умения и навыки.

Работа с  учебником. Упр. №517

Дифференцированная работа .

Задание.

- Продолжим  конструировать слова.

1в. – Запишите  семью слов с приставками к слову летит, выделите приставки, отметьте орфограммы.

2 в. – Запишите  семью слов с приставками к слову бегу, выделите приставки, отметьте орфограммы.  Над словами укажите звуки приставок.

Летит

Вы от за при у до в пере под с

Бегу

-Проверим. Какие слова получились у 2 варианта. Зачитайте.

-Что интересного вы заметили?

(Приставки меняют значение слова. Одни звуки совпадают, другие-нет. Есть орфограмма безударного гласного и парного согласного. )

- Что получилось у 2 варианта? Зачитайте.

Что заметили?

(Нет орфограмм согласных в приставках.)

- Можно ли писать приставки так, как слышишь? Сделайте вывод.

( Приставки, как слышишь писать нельзя. Есть  орфограммы.)

- Проверим , совпадает ли наш вывод с выводом авторов учебника (стр.110)

- Зачитайте.

(Совпадает.)

- Значит, мы сделали правильный вывод.

- Могут ли приставки дружить с разными корнями?  (Да.)

Работа с предложением.

- Выберите приставки, которые можно употребить с корнем -ключ- и устно закончите предложение:

Мы …ключим свет.

- Посмотрите внимательно на экран и   подумайте, как правильно нужно произносить слова…

- Где можно узнать об этом? (Словарь трудностей, учебник стр.146)

- Запомните: выключить.

- При других приставках ударение после этого корня: включим …

- Запишите   предложение со  словом включим, выделите приставку, корень, поставьте ударение.

Итог. Зачитайте советы авторов учебника на стр.109.

Конструируют слова с помощью приставок и предложенных корней.

Наблюдают над звучанием и написанием приставок.

Наблюдают за тем, как приставки меняют значение слов.

Самоанализ. Самоконтроль.

Делают выводы, создают речевые высказывания.

Узнают важные сведения и советы авторов учебника.

Наблюдают за постановкой ударения, запоминают.

Поиск информации.

Осознание орфографических проблем в приставках.

(Познавательные, регулятивные УУД)

Утверждение

 полученных знаний и уточнение новых сведений через чтение правила в учебнике.

Организует работу по поиску информации.

VII

Включение нового знания в систему знаний .

Цель: конструирование слов, наблюдение над ролью и написанием приставок.

Работа в группах.

Задание группам. (Командиры получают в конвертах.)

- Из 4 слов составить одно, взяв у каждого определенную часть слова. Объяснить значение получившегося слова.

1гр.

приставка

корень

суф-фикс

окон-чание

новое

слово

поход

слово

лисица

сосна

пословица

2гр.

приставка

корень

суф-фикс

окончание

новое слово

постарался

дарит

ветерок

стол

подарок

3гр.

приставка

корень

суффикс

окон-чание

новое слово

мяч

школа

лесник

звонок

школьник

Проверка. Итог.

Самооценка.

- Оцените работу группы светофориком.

- Желтый цвет - вы работали дружно,  но у вас не все получалось. Зеленый цвет - вы работали дружно, и у вас все получилось! Красный, значит, в следующий раз все получится.

Обсуждают ранее изученные сведения, работают в группе, проверяют ответы друг друга.

Конструируют слова из частей, наблюдают за значением слов.


Представитель от группы зачитывает получившееся  слово и объясняет его значение.

 

Организует работу в группах. Учит сотрудничать со сверстниками. (Коммуникативные УУД)

Упражнение в словообразовании. Углубление сформированных компетенций.

Учит оценивать работу группы.

VIII

Информация о домашнем задании.

Упр. №520, выучить правило стр. 110, пополнять справочник приставками.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

IX.

Итог урока.

Рефлексия.

Цель: за -           фиксировать новое содержание урока.

-Чему мы сегодня учились на уроке?

- С помощью чего мы конструировали    слова?

- Какую новую «тайну» русского языка мы открыли?

- Все ли мы знаем про слова?

- Завтра на уроке мы продолжим  работу   и нам предстоит ещё много нового узнать.

-А теперь, оцените свою работу.

(Лист самооценки.)

Определи степень достигнутых результатов.

 

Результат деятель-ности

Да

Нет

   Не уверен

1.Я могу находить приставки в словах

 

 

 

2. Я могу образовы-вать новые слова при помощи приставок.

 

 

 

3. Я могу правильно писать приставки.

 

 

 


- Конструировать слова, правильно писать.

- С помощью приставки.

- Мы узнали, что приставка меняет значение слова, образует новые слова. Надо помнить правописание приставок.

Самооценка.


Слушает  ответы учащихся. Подводит итог урока.         Учит детей самоанализу и самооценке.

(Личностные УУД)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение, употребление и написание суффиксов 2 класс Гармония

Значение, употребление и написание суффиксов...

Конспект урока русского языка "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных". 4 класс

Конспект урока русского языка "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных". 4 класс...

Конспект урока по теме «Значение и употребление имен прилагательных в речи» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели урока:  повторение и обобщение знаний об имени прилагательном как о части речи; отработка умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именами существительными; р...

«Значение, употребление и написание приставок» («Словесный конструктор»)

Я показываю конструктор.-Что это? Кто играл? В чём принцип конструктора? (соединение, присоединение деталей и получение чего-то нового)-Как думаете, какое отношение может иметь конструктор к нашему ур...

Конспект урока русского языка «Значение и употребление имени прилагательного в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Значение и употребление имени прилагательного в речи» Цели деятельности учителя: формирование условий для ознакомления учащихся со словами, обозначающих признаки предметов, отв...

Конспект урока по теме "Значение и употребление глагола в речи" (УМК "Школа России", 3 класс")

Цели деятельности учителя: формирование понятия о глаголе как части речи; углубление и расширение знаний о глаголе как части речи; распознавание глаголов среди других частей речи.Планируемые результат...

Конспект урока по теме "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о глаголе, совершенствование навыков распознавать глаголы среди других частей речи и правильного употребления глаголов в письменной и устной речи....