Конспект урока русского языка 3 класс УМК Школа России «Однородные члены предложения. Соединение однородных членов предложения с помощью союзов и, а, но».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока русского языка 3 класс УМК Школа России «Однородные члены предложения. Соединение однородных членов предложения с помощью союзов и, а, но».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_konspekt.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Однородные члены предложения. Соединение однородных членов предложения с помощью союзов и, а, но».

Цели урока:

· Предметные:

· Формировать умение находить в предложении однородные члены.

· Познакомить с союзами и, а, но как средством связи однородных членов.

· Учить правильно ставить запятые между однородными членами, соединенными союзами.

· Метапредметные:

· Познавательные УУД: развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

· Коммуникативные УУД: формировать навыки сотрудничества при работе в парах, группе.

· Регулятивные УУД: учиться определять цель урока, оценивать результат своей работы.

· Личностные:

· Воспитывать интерес к русскому языку, внимательное отношение к слову.

Оборудование:

· Учебник «Русский язык» 3 класс.

· Карточки для индивидуальной и групповой работы.

· Презентация (или интерактивная доска) с заданиями.

· Опорные схемы-памятки.

Ход урока:

1. Организационный момент. Мотивация (2-3 минуты)

· Приветствие. Создание позитивного настроя.

· Актуализация знаний.

· Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Здесь записаны два предложения:

1. В саду росли розы, ромашки, тюльпаны.

2. В саду росли розы и тюльпаны.

· Вопрос: Чем похожи эти предложения? (В обоих перечисляются цветы).

· Вопрос: А чем они отличаются? (В первом слова перечислены через запятую, а во втором между словами стоит маленькое слово «и»).

· Учитель: Сегодня мы узнаем, как маленькие слова-помощники «и», «а», «но» помогают нам строить предложения. И тема нашего урока: «Однородные члены предложения с союзами».

2. Повторение. Целеполагание (5 минут)

· Вопрос: Давайте вспомним, что такое однородные члены предложения?

· (Это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову и являются одним и тем же членом предложения).

· Задание: Найдите в предложениях однородные члены.

· Снег покрыл поля, луга, леса. (Однородные подлежащие? Нет, дополнения).

· Дети пели, танцевали, веселились. (Однородные сказуемые).

· Учитель: Молодцы! А теперь давайте вместе сформулируем цели нашего урока. Что мы должны узнать нового об однородных членах? (Узнать, какие союзы их соединяют, как правильно ставить запятые).

3. Открытие нового знания (15 минут)

Работа с материалом на доске (или в презентации).

· Задание 1. Союз «И».

· Предложения:

1. На столе лежали яблоки и груши.

2. Мы читали интересные и весёлые сказки.

· Вопросы:

· Найдите однородные члены. Какие они? (Яблоки, груши – дополнения; интересные, весёлые – определения).

· Каким словом они соединены? (Союзом и).

· Вывод 1: Союз «и» соединяет однородные члены, которые как бы «дружат», добавляют друг друга.

· Задание 2. Союз «А».

· Предложения:

1. Моя сестра учится в школе, а брат ходит в детский сад.

2. Зимой холодно, а летом тепло.

· Вопросы:

· Найдите однородные члены? (Это целые основы: сестра учится – брат ходит; холодно – тепло). Упростим: Погода зимой холодная, а летняя – тёплая. (Однородные сказуемые: холодная, тёплая).

· Что показывает союз «а»? (Он показывает противопоставление, сравнение).

· Вывод 2: Союз «а» употребляется, когда мы хотим противопоставить или сравнить что-либо.

· Задание 3. Союз «НО».

· Предложения:

1. Медведь большой, но clumsy.

2. Задача была трудная, но интересная.

· Вопросы:

· Найдите однородные члены. (Большой, clumsy – сказуемые; трудная, интересная – определения).

· Что объединяет союз «но»? (Он соединяет признаки, которые как бы «спорят» друг с другом: с одной стороны – один признак, с другой – противоположный, неожиданный).

· Вывод 3: Союз «но» употребляется, когда одно явление или предмет имеют противоположные признаки.

· Составление общей опорной схемы-памятки (вместе с детьми):

Союз что обозначает? Пример

И - Соединение, перечисление. Купили хлеб и молоко.

А - Противопоставление. Небо ясное, а на горизонте туча.

НО - Противопоставление (с оттенком уступки). Дорога дальняя, но лёгкая.

· Знаки препинания: Запятая ставится между однородными членами, если они соединены союзами а, но. Если союз и одиночный, запятая не ставится. Если союз и повторяется, запятая ставится.

4. Первичное закрепление (10 минут)

Работа в парах или группах.

· Задание «Вставь союз». Вставьте подходящие по смыслу союзы (и, а, но). Объясните свой выбор.

1. Солнце светит, _______ не греет.

2. В вазе стояли красные _______ жёлтые розы.

3. Ёж колючий, _______ совсем не страшный.

4. Девочка нарисовала дом _______ дерево.

· Задание «Найди ошибку». Найдите и исправьте ошибки в расстановке запятых.

1. Мы взяли с собой карту, и компас.

2. Птицы улетают на юг, а звери готовятся к зиме.

3. Книга была старая, но очень увлекательная.

Проверка заданий, обсуждение.

5. Физкультминутка (2-3 минуты)

· Учитель: Встали. Называю слова. Если они являются однородными членами (отвечают на один вопрос) – хлопаем в ладоши. Если нет – приседаем.

· Бежать, прыгать, весело. (Два хлопка, присед).

· Синий, красный, красивый. (Три хлопка).

· Лиса, и, волк. (Присед на слове «и»).

6. Самостоятельная работа (5 минут)

Работа по карточкам или в учебнике.

· Задание: Спишите предложения. Подчеркните однородные члены. Вставьте, где нужно, запятые.

1. В лесу мы собирали грибы и ягоды.

2. Днём было солнечно а к вечеру пошёл дождь.

3. Малыш испугался но быстро успокоился.

4. Бабушка связала внуку тёплый шарф и варежки.

7. Итог урока. Рефлексия (3-4 минуты)

· Вопросы:

· С какими союзами, соединяющими однородные члены, мы сегодня познакомились?

· Когда мы ставим запятую перед союзами а, но?

· Когда запятая перед союзом и не ставится?

· Рефлексия: «Светофор».

· Зелёный кружок: Я всё понял, могу объяснить тему товарищу.

· Жёлтый кружок: Я понял тему, но ещё немного тренировки.

· Красный кружок: Мне нужна помощь, я многое не понял.

8. Домашнее задание (1-2 минуты)

· Учебник: выполнить упражнение №... (соответствующее теме).

· Творческое задание (по желанию): Составить 3-4 предложения с однородными членами, используя союзы и, а, но. Можно нарисовать к одному из предложений иллюстрацию.

Пример карточки для самостоятельной работы (упрощенный вариант):

ФИО: _______________________

Задание: Спиши предложения. Вставь подходящие союзы (и, а, но). Подчеркни однородные члены.

1. На небе светило солнце _______ плыли белые облака.

2. Задача была сложная _______ мы её решили.

3. Собака громко лаяла _______ не кусалась.

4. Мама купила в магазине хлеб _______ сок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка 2 класс (Школа России) "Второстепенные члены предложения"

Представлена презентация урока русского языка 2 класс (Школа России)...

Презентация для блиц-опроса на уроке русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения" (программа "Начальная школа XXIвека")

Презентация для блиц-опроса на уроке русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"....

Урок русского языка, 2 класс, Школа России. Главные члены предложения.

Презентация предназначена для изучения новой темы....

Технологическая карта урока по русскому языку, УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс, тема: "Однородные члены предложения"

Цель урока: формирование у обучающихся понятия об «однородных членах предложения»Задачи урока: Дидактические:1. Дать представление об «однородных членах предложения»...