Конспект урока русский язык в 3 классе по теме "Что такое части речи? Повторение. Закрепление"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Фомина Юлия Алексеевна

Данный конспект-технологическая карта поможет вам в разработке собственных уроков русского языка для 3 класса по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_urkoa_russkiy_yazyk_v_3_klasse.docx442.21 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ РО «ВПК им. М.А. Шолохова»

специальность Преподавание в начальных классах

Технологическая карта

Урока русского языка,

проводимого в 3-В классе

МБОУ «Вёшенская СОШ»

Разработала студентка 4-н группы

Фомина Юлия Алексеевна

ФИО

Руководитель практики

от колледжа: ___________ Аникеева С. В.

подпись ФИО

Оценка___________ _______________

(подпись рук.пр.)

Оценка за самоанализ___________ _______________

(подпись рук.пр.)

ст. Вёшенская

2025 г.


Технологическая карта урока

Тема: «Что такое части речи? Имя числительное. Повторение. Закрепление»

Цель: создание условий для закрепления знания учащихся о частях речи и развития навыков правильного их использования в речи.

Задачи:

  • Образовательная: повторить и закрепить знания о частях речи и их роли в предложении; научить правильному употреблению имен существительных, прилагательных, числительных и местоимений в речи и письме;
  • Развивающая: совершенствовать навыки грамотного письма, обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор;

развивать познавательную активность, аналитическое мышление, память, внимание, письменную и устную речь; развивать способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки, высказывать своё мнение;

  • Воспитательная: воспитывать аккуратность, прививать интерес к предмету и любовь к русскому языку.

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал (сигнальные карточки для рефлексии).

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

#1054;рганизационный момент

1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Алексеевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

- Присаживайтесь.

2. Проверка рабочих мест

- Проверьте все ли у вас готово, на парте должны лежать: ручка, карандаш, линейка, ластик, учебник, тетрадь.

3. Правило посадки

- Напомните мне правило посадки. Хорошо.

- Давайте сядем правильно: ноги стоят вместе на полу, руки лежат на парте, спина прямая, касается спинки стула. Отлично.

Здороваются, проверяют готовность к уроку, напоминают правило посадки

#1055;остановка цели, определение темы урока

Ставим цель и определяем тему урока

- Ребята, обратите внимание на слайд, что здесь появилось? Давайте прочитаем его и попробуем определить тему и цель нашего урока (на слайде появилось стихотворение)

Весёлая грамматика

О. Высоцкая

Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным
весёлый
Новый школьный день пришёл.

Встали мы – местоименье,
Бьёт числительное
семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.

- Ребята, какие части речи выделены в стихотворении? Как вы думаете, почему мы начали наш урок именно с него? (В стихотворении встретили существительное, глагол, местоимение, числительное. Мы будем говорить о частях речи).

- Верно, мы будем сегодня работать над частями речи. Спасибо вам за ответы.

- А чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам разгадать ребус. У вас на столах лежат чистые листы, можете записывать туда ход своих мыслей.

РЕБУС

C:\Users\User\Downloads\что такое.png C:\Users\User\Downloads\что такое.png части C:\Users\User\Downloads\речи.png. Повторение. C:\Users\User\Downloads\закрепление

- Какова же тема нашего урока? Конечно, тема нашего урока «Что такое части речи? Имя числительное. Повторение. Закрепление».

- Если в названии темы есть слова повторить, закрепить. Как вы думаете, какова цель нашего урока? Соберите из разбросанных слов фразу/предложение – это и будет целью нашего урока.

ЦЕЛЬ: повторить и закрепить знания о частях речи.

- Хорошо, спасибо, этой цели мы должны достичь в конце нашего урока. Можем идти дальше.

Определяют тему урока, ставят цель к нему.

Беседуют о стихотворении с учителем, отвечают на вопросы.

#1040;ктуализация знаний

1. Беседа о частях речи

- Почему в русском языке происходит деление на части речи? (Деление слов на части речи в русском языке происходит потому, что каждое слово в предложении играет свою роль. Без любого из них смысл становится неполным или совсем теряется.

Части речи — это группы слов, собранные по общим признакам: смыслу и функциям. Одни слова называют предметы, другие описывают, третьи указывают на действия или обеспечивают связь).

- Спасибо, отлично. Давайте теперь вспомним немного информации о каждой из частей речи.

- Что такое существительное? (Существительное - это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет).

  • На какие вопросы отвечает эта часть речи? (Кто? Что?)
  • С какой частью речи связан? (Существительное связано с глаголом)

- Что такое имя числительное? (Числительное - самостоятельная часть речи в русском языке, которая обозначает количество предметов или их порядок при счёте).

  • На какие вопросы отвечает эта часть речи? (Числительные отвечают на вопросы: «сколько?», «какой?», «который?».)

Некоторые виды числительных и их значение:

  • Количественные. Отвечают на вопрос «сколько?» и могут выражать количество предметов (три ручки, два друга, десять кустов) или отвлечённое число (два, пятнадцать, полтораста, двести).
  • Порядковые. Отвечают на вопрос «который?» и обозначают порядок предметов при счёте (первый, двадцатый, сотый).
  • Собирательные. Отвечают на вопрос «сколько?» и обозначают несколько предметов как одно целое (двое, трое).
  • Дробные. Обозначают дробные числа и дробное количество (одна пятая пирога).

- Что такое прилагательное? (Прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая указывает на признак (качество, свойство) предмета, выраженного существительным или местоимением).

  • На какие вопросы отвечает эта часть речи? (Какой? Какая? Какие? Какое?)
  • С какой частью речи связан? (Прилагательное связано с существительным, поэтому при изменении падежа, числа и рода меняются оба слова)

- Что такое глагол? (Глагол — это самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета)

  • На какие вопросы отвечает эта часть речи? (Что делать? Что сделать?)
  • С какой частью речи связан? (Глагол связан с существительным )

- Что такое местоимение? (Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на лицо, предмет, признак или количество, но не называет и не обозначает их).

  • На какие вопросы отвечает эта часть речи? (В зависимости от того, какую часть речи заменяет местоимение, оно отвечает на вопросы:
  • Существительное — «кто?», «что?» (он, мы, ты, я).
  • Прилагательное — «какой?», «чей?», «который?» (ваш, некоторый, этот).
  • Числительное — «сколько?» (несколько, столько).
  • С какой частью речи связано?

Местоимения могут соотноситься с разными частями речи, в зависимости от того, на что они указывают:

  1. Указывающие на предмет — соотносятся с именами существительными и выполняют в предложении функции таких же членов предложения, как и существительные (я, ты, он, они, себя и другие).
  2. Указывающие на признак — соотносятся с прилагательными и выполняют в предложении функции прилагательных, то есть являются согласованными определениями (мой, мой, ваш, чей, который и другие).
  3. Указывающие на обобщённое количество — соотносятся с числительными (сколько, столько, сколько-нибудь, несколько, нисколько).

- Спасибо вам за ответы. Вы больше молодцы, хорошо знаете изученный ранее материал по теме «Части речи».

4. Применение знаний и умений в новой ситуации.

- А теперь мы переходим с вами к практическим заданиям.

Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.

1. Работа с учебником стр.58 упр. 102 (читаем все задания, устные выполняем устно, письменные письменно).

- Ребята, откройте учебник на странице 58. Прочитайте упражнение 102. Выполним его письменно. Кто желает выйти к доске и выполнить его, объясняя всё, что вы пишите.

Упражнение 102

Правильный ответ:

Автор описал картины, которые можно увидеть в осеннем лесу. Описания автора красочные, образные. Мне понравились сравнения, которые придумал автор: "красные пятачки", "в золотом кораблике", "в гибком блюдце".

C:\Users\User\Downloads\

Второе предложение для ознакомления:

- Отлично, присаживайся на своё место, мы с вами выполнили упр.102.

- Что мы с вами делали? (Увидели, что прилагательные в предложении связаны с существительными. Внимательно читали художественный текст, анализировали его содержание и языковые особенности, а также правильно определяли связи между словами в предложении.). Спасибо вам за ответы, продолжаем.

2. Работа с учебником стр.58 упр. 103 (читаем все задания, внимательно выполняем их).

- Ребята, прочитайте упражнение 103. Выполним его также письменно. Кто желает выйти к доске и выполнить его, объясняя всё, что вы пишите?

Ответ на задание:

Автор дал тексту такое название, чтобы показать иронию ((это когда говорят одно, а имеют в виду другое, или когда реальность неожиданно противоречит ожиданиям. Например, если на улице идёт дождь, а кто-то говорит: «Какой прекрасный день!», это ирония. Сильное высмеивание) и юмор рассказа).

Он назвал зайца храбрым, а тот - трусливый. Подобным образом автор подчеркнул именно трусость зверька.

C:\Users\User\Downloads\

- Спасибо, присаживайся на место. Что мы с вами делали? (находили глаголы в тексте, задавали к ним вопросы).

- Вы большие молодцы. А теперь я предлагаю немного размяться.

Выполняют задания из 102-104 из учебника на стр.58-59

5. Физкультминутка 11-24 минута

Физкультминутка по теме «Части речи» для 3 класса:

Учитель называет слова, а дети определяют часть речи.

Существительное - показываем на себя, глагол – изображаем шаги, числительное – считаем на пальцах, местоимение – аккуратно показываем на соседа по парте.

Примеры слов: парта, стол, я, тридцать, ты, подарки, мы, они, человек, друг, семь, пятнадцать, учить, думать, слова, уроки, учебник,

Выполняют физкультминутку.

6. Этап применения знаний и умений в новой ситуации (продолжение)

Упражнение 104

- Ребята, что такое тема текста? (Тема – это заголовок и то, о чем говорится в тексте).

- Автор очень интересно рассказал листья, он не столько описал их, сколько перечислил те действия, которые листья "совершают", кажется, что листья всё время находятся в движении.

Заголовок: Листопад

В глазах рябит - образы сливаются воедино, когда на них смотрят.

Кружится голова - потерять способность ясно воспринимать окружающее.

Вставим пропущенные буквы:

Месяц сентябрь… Пора пёстрых листьев. Листья летят, кружатся, падают, скачут. Устилают землю и воду таким пёстрым ковром, что в глазах рябит и кружится голова. По всему лесу шорохи, шелесты, шёпоты.

Все глаголы употреблены в форме множественного числа, кроме глаголов "кружится" и "рябит", которые стоят в единственном числе.

Свои мысли:

Осенние листья могут шептаться друг с другом о том, что они видели с высоты своего дерева, могут рассказывать другим листьям о своих соседях-листьях, а могут вспоминать о своей молодости, которая пришлась на летнюю пору.

Вариант ответа #2:

- Отлично, работаем дальше.

Выполняют упражнение 104 в учебнике на стр.58-59, отвечают на вопросы учителя

7. Обобщение и систематизация знаний

А теперь, открываем рабочую тетрадь на странице 21. Перед вами тест из 4 заданий, внимательно читаем ВСЕ задания, выполняем тест и сдаем мне тетради с задних парт на проверку.

C:\Users\User\AppData\Local\Packages\\TempState\C74D97B01EAE257E44AA9D5BADE97BAF\Изображение WhatsApp 2025-10-01 в C:\Users\User\AppData\Local\Packages\\TempState\C74D97B01EAE257E44AA9D5BADE97BAF\Изображение WhatsApp 2025-10-01 в

Закрепляют знания по пройденной теме, выполняя тест

Резерв

Распределите слова на группы: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение. Используя одно-два слова из перечисленных, и добавив свои, составьте предложение (при необходимости склоняйте слова: меняйте число, род, лицо, падеж).

Слова: Имя существительное: тетрадь, сантиметр, линейка, квадрат, чертёж, здание, платье.
Имя прилагательное: небольшой, красивый, точный.
Имя числительное: четыре, двадцать один.
Местоимение: я, мы, вы, ты.

Пример предложения: «Я измерил длину тетради линейкой»

Выполняют упражнение, взятое в случае выполнения всех запланированных

8. Подведение итогов

- Наш урок подходит к концу, поэтому нужно подвести итог, и так:

  • Над какой темой работали на уроке? Ответ: «Что такое части речи? Имя числительное. Повторение. Закрепление».
  • О каких частях речи мы говорили сегодня? (Имя сущ., прил., числительное, глагол, местоимение).
  • Какие знания о них вы закрепили?

- Существительное - это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет,, отвечает на вопросы Кто? Что? Существительное связано с глаголом.

- Что такое имя числительное? (Числительное - самостоятельная часть речи в русском языке, которая обозначает количество предметов или их порядок при счёте, отвечает на вопросы: «сколько?», «какой?», «который?».

- Что такое прилагательное? (Прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая указывает на признак (качество, свойство) предмета, выраженного существительным или местоимением, отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какие? Какое? Прилагательное связано с существительным, поэтому при изменении падежа, числа и рода меняются оба слова)

- Что такое глагол? (Глагол — это самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета, отвечает на вопросы : Что делать? Что сделать? Глагол связан с существительным.

- Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на лицо, предмет, признак или количество, но не называет и не обозначает их.

  • Что делали? Какие знания закрепляли? (определяли связь существительных и прилагательных в предложениях, находили и выписывали глаголы в тексте, определяли их число, задавали к ним вопросы, озаглавливали текст, определяли его тему, высказывали собственное мнение, анализировали текст, беседовали о его содержании.)

- Отлично, молодцы. Давайте вернемся к цели нашего урока. Как вы думаете, мы достигли ее? Что мы для того сделали?

- ЦЕЛЬ: повторить и закрепить знания о частях речи. (для достижения цели мы выполнили целый ряд упражнений, выполнили тест для проверки усвоения знаний по теме)

Отвечают на вопросы, подводя итоги урока

9. Домашнее задание

- Ребята, откройте свои дневники, запишем домашнее задание.

- Вашим домашним заданием на следующий урок РЯ, будет подготовиться к словарному диктанту.

Записывают домашнее задание, слушают инструктаж по его выполнению

10. Рефлексия

- А наш урок подходит к концу, предлагаю провести рефлексию

«Закрась одну часть круга»

- Ребята, перед вами круг, он разделен на 3 части. Закрасьте ту часть, которая соответствует вашему пониманию материала и настроению по окончании урока. После того как закрасите, поднимите и покажите мне, что у вас получилось.

;n=13

- Ребята, я рада, что вы все поняли. Я благодарю вас за активную деятельность. Спасибо за урок, до свидания!

Оценивают свою работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Как связаны части сложноподчиненного предложения"

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Как связаны части сложноподчиненного предложения", составленный по учебнику Иванова С.В....

План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. \'\' УМК ,, Школа России\'\'

Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации....

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: "Что такое распространенные и нераспространенные предложения?". УМК "Школа Росии"

Цели деятельности учителя: формирование представления о распространенных и нераспространенных предложениях; формирования навыка различать распространенные и нераспространенные предложения;Планируемые...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...

Конспект урока русского языка 2 класс Общее представление о частях речи

В начальных классах у детей необходимо сформировать чёткое понятие «часть речи» на материале слов, которые составляют их словарный запас и слов, доступных их пониманию. Задачи уч...

Конспект урока русского языка, 2 класс. Тема: Что такое синонимы?

Урок посвящен знакомству с понятием "синонимы". Учащиеся будут работать с текстами, подбирать синонимы к заданным словам и составлятьс  ними предложения....