Конспект урока русский язык в 3 классе по теме "Что такое части речи? Повторение. Закрепление"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Данный конспект-технологическая карта поможет вам в разработке собственных уроков русского языка для 3 класса по данной теме
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 442.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ РО «ВПК им. М.А. Шолохова»
специальность Преподавание в начальных классах
Технологическая карта
Урока русского языка,
проводимого в 3-В классе
МБОУ «Вёшенская СОШ»
Разработала студентка 4-н группы
Фомина Юлия Алексеевна
ФИО
Руководитель практики
от колледжа: ___________ Аникеева С. В.
подпись ФИО
Оценка___________ _______________
(подпись рук.пр.)
Оценка за самоанализ___________ _______________
(подпись рук.пр.)
ст. Вёшенская
2025 г.
Технологическая карта урока
Тема: «Что такое части речи? Имя числительное. Повторение. Закрепление»
Цель: создание условий для закрепления знания учащихся о частях речи и развития навыков правильного их использования в речи.
Задачи:
- Образовательная: повторить и закрепить знания о частях речи и их роли в предложении; научить правильному употреблению имен существительных, прилагательных, числительных и местоимений в речи и письме;
- Развивающая: совершенствовать навыки грамотного письма, обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор;
развивать познавательную активность, аналитическое мышление, память, внимание, письменную и устную речь; развивать способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки, высказывать своё мнение;
- Воспитательная: воспитывать аккуратность, прививать интерес к предмету и любовь к русскому языку.
Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал (сигнальные карточки для рефлексии).
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
#1054;рганизационный момент | 1. Приветствие - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Алексеевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. - Присаживайтесь. 2. Проверка рабочих мест - Проверьте все ли у вас готово, на парте должны лежать: ручка, карандаш, линейка, ластик, учебник, тетрадь. 3. Правило посадки - Напомните мне правило посадки. Хорошо. - Давайте сядем правильно: ноги стоят вместе на полу, руки лежат на парте, спина прямая, касается спинки стула. Отлично. | Здороваются, проверяют готовность к уроку, напоминают правило посадки |
#1055;остановка цели, определение темы урока | Ставим цель и определяем тему урока - Ребята, обратите внимание на слайд, что здесь появилось? Давайте прочитаем его и попробуем определить тему и цель нашего урока (на слайде появилось стихотворение) Весёлая грамматика О. Высоцкая Существительное – школа, Встали мы – местоименье, - Ребята, какие части речи выделены в стихотворении? Как вы думаете, почему мы начали наш урок именно с него? (В стихотворении встретили существительное, глагол, местоимение, числительное. Мы будем говорить о частях речи). - Верно, мы будем сегодня работать над частями речи. Спасибо вам за ответы. - А чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам разгадать ребус. У вас на столах лежат чистые листы, можете записывать туда ход своих мыслей. РЕБУС части . Повторение. - Какова же тема нашего урока? Конечно, тема нашего урока «Что такое части речи? Имя числительное. Повторение. Закрепление». - Если в названии темы есть слова повторить, закрепить. Как вы думаете, какова цель нашего урока? Соберите из разбросанных слов фразу/предложение – это и будет целью нашего урока. ЦЕЛЬ: повторить и закрепить знания о частях речи. - Хорошо, спасибо, этой цели мы должны достичь в конце нашего урока. Можем идти дальше. | Определяют тему урока, ставят цель к нему. Беседуют о стихотворении с учителем, отвечают на вопросы. |
#1040;ктуализация знаний | 1. Беседа о частях речи - Почему в русском языке происходит деление на части речи? (Деление слов на части речи в русском языке происходит потому, что каждое слово в предложении играет свою роль. Без любого из них смысл становится неполным или совсем теряется. Части речи — это группы слов, собранные по общим признакам: смыслу и функциям. Одни слова называют предметы, другие описывают, третьи указывают на действия или обеспечивают связь). - Спасибо, отлично. Давайте теперь вспомним немного информации о каждой из частей речи. - Что такое существительное? (Существительное - это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет).
- Что такое имя числительное? (Числительное - самостоятельная часть речи в русском языке, которая обозначает количество предметов или их порядок при счёте).
Некоторые виды числительных и их значение:
- Что такое прилагательное? (Прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая указывает на признак (качество, свойство) предмета, выраженного существительным или местоимением).
- Что такое глагол? (Глагол — это самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета)
- Что такое местоимение? (Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на лицо, предмет, признак или количество, но не называет и не обозначает их).
Местоимения могут соотноситься с разными частями речи, в зависимости от того, на что они указывают:
- Спасибо вам за ответы. Вы больше молодцы, хорошо знаете изученный ранее материал по теме «Части речи». | |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации. | - А теперь мы переходим с вами к практическим заданиям. Откройте свои тетради, запишите число, классная работа. 1. Работа с учебником стр.58 упр. 102 (читаем все задания, устные выполняем устно, письменные письменно). - Ребята, откройте учебник на странице 58. Прочитайте упражнение 102. Выполним его письменно. Кто желает выйти к доске и выполнить его, объясняя всё, что вы пишите. Упражнение 102 Правильный ответ: Автор описал картины, которые можно увидеть в осеннем лесу. Описания автора красочные, образные. Мне понравились сравнения, которые придумал автор: "красные пятачки", "в золотом кораблике", "в гибком блюдце". Второе предложение для ознакомления: - Отлично, присаживайся на своё место, мы с вами выполнили упр.102. - Что мы с вами делали? (Увидели, что прилагательные в предложении связаны с существительными. Внимательно читали художественный текст, анализировали его содержание и языковые особенности, а также правильно определяли связи между словами в предложении.). Спасибо вам за ответы, продолжаем. 2. Работа с учебником стр.58 упр. 103 (читаем все задания, внимательно выполняем их). - Ребята, прочитайте упражнение 103. Выполним его также письменно. Кто желает выйти к доске и выполнить его, объясняя всё, что вы пишите? Ответ на задание: Автор дал тексту такое название, чтобы показать иронию ((это когда говорят одно, а имеют в виду другое, или когда реальность неожиданно противоречит ожиданиям. Например, если на улице идёт дождь, а кто-то говорит: «Какой прекрасный день!», это ирония. Сильное высмеивание) и юмор рассказа). Он назвал зайца храбрым, а тот - трусливый. Подобным образом автор подчеркнул именно трусость зверька. - Спасибо, присаживайся на место. Что мы с вами делали? (находили глаголы в тексте, задавали к ним вопросы). - Вы большие молодцы. А теперь я предлагаю немного размяться. | Выполняют задания из 102-104 из учебника на стр.58-59 |
5. Физкультминутка 11-24 минута | Физкультминутка по теме «Части речи» для 3 класса: Учитель называет слова, а дети определяют часть речи. Существительное - показываем на себя, глагол – изображаем шаги, числительное – считаем на пальцах, местоимение – аккуратно показываем на соседа по парте. Примеры слов: парта, стол, я, тридцать, ты, подарки, мы, они, человек, друг, семь, пятнадцать, учить, думать, слова, уроки, учебник, | Выполняют физкультминутку. |
6. Этап применения знаний и умений в новой ситуации (продолжение) | Упражнение 104 - Ребята, что такое тема текста? (Тема – это заголовок и то, о чем говорится в тексте). - Автор очень интересно рассказал листья, он не столько описал их, сколько перечислил те действия, которые листья "совершают", кажется, что листья всё время находятся в движении. Заголовок: Листопад В глазах рябит - образы сливаются воедино, когда на них смотрят. Кружится голова - потерять способность ясно воспринимать окружающее. Вставим пропущенные буквы:
Месяц сентябрь… Пора пёстрых листьев. Листья летят, кружатся, падают, скачут. Устилают землю и воду таким пёстрым ковром, что в глазах рябит и кружится голова. По всему лесу шорохи, шелесты, шёпоты. Все глаголы употреблены в форме множественного числа, кроме глаголов "кружится" и "рябит", которые стоят в единственном числе. Свои мысли: Осенние листья могут шептаться друг с другом о том, что они видели с высоты своего дерева, могут рассказывать другим листьям о своих соседях-листьях, а могут вспоминать о своей молодости, которая пришлась на летнюю пору. Вариант ответа #2: - Отлично, работаем дальше. | Выполняют упражнение 104 в учебнике на стр.58-59, отвечают на вопросы учителя |
7. Обобщение и систематизация знаний | А теперь, открываем рабочую тетрадь на странице 21. Перед вами тест из 4 заданий, внимательно читаем ВСЕ задания, выполняем тест и сдаем мне тетради с задних парт на проверку.
| Закрепляют знания по пройденной теме, выполняя тест |
Резерв | Распределите слова на группы: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение. Используя одно-два слова из перечисленных, и добавив свои, составьте предложение (при необходимости склоняйте слова: меняйте число, род, лицо, падеж). Слова: Имя существительное: тетрадь, сантиметр, линейка, квадрат, чертёж, здание, платье. Пример предложения: «Я измерил длину тетради линейкой» | Выполняют упражнение, взятое в случае выполнения всех запланированных |
8. Подведение итогов | - Наш урок подходит к концу, поэтому нужно подвести итог, и так:
- Существительное - это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет,, отвечает на вопросы Кто? Что? Существительное связано с глаголом. - Что такое имя числительное? (Числительное - самостоятельная часть речи в русском языке, которая обозначает количество предметов или их порядок при счёте, отвечает на вопросы: «сколько?», «какой?», «который?». - Что такое прилагательное? (Прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая указывает на признак (качество, свойство) предмета, выраженного существительным или местоимением, отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какие? Какое? Прилагательное связано с существительным, поэтому при изменении падежа, числа и рода меняются оба слова) - Что такое глагол? (Глагол — это самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета, отвечает на вопросы : Что делать? Что сделать? Глагол связан с существительным. - Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на лицо, предмет, признак или количество, но не называет и не обозначает их.
- Отлично, молодцы. Давайте вернемся к цели нашего урока. Как вы думаете, мы достигли ее? Что мы для того сделали? - ЦЕЛЬ: повторить и закрепить знания о частях речи. (для достижения цели мы выполнили целый ряд упражнений, выполнили тест для проверки усвоения знаний по теме) | Отвечают на вопросы, подводя итоги урока |
9. Домашнее задание | - Ребята, откройте свои дневники, запишем домашнее задание. - Вашим домашним заданием на следующий урок РЯ, будет подготовиться к словарному диктанту. | Записывают домашнее задание, слушают инструктаж по его выполнению |
10. Рефлексия | - А наш урок подходит к концу, предлагаю провести рефлексию «Закрась одну часть круга» - Ребята, перед вами круг, он разделен на 3 части. Закрасьте ту часть, которая соответствует вашему пониманию материала и настроению по окончании урока. После того как закрасите, поднимите и покажите мне, что у вас получилось. - Ребята, я рада, что вы все поняли. Я благодарю вас за активную деятельность. Спасибо за урок, до свидания! | Оценивают свою работу на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Как связаны части сложноподчиненного предложения"
Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Как связаны части сложноподчиненного предложения", составленный по учебнику Иванова С.В....

План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. \'\' УМК ,, Школа России\'\'
Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации....

Конспект урока по русскому языку. 2 класс.Тема: Что такое части речи?
Тема урока: Что такое части речи?...
Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: "Что такое распространенные и нераспространенные предложения?". УМК "Школа Росии"
Цели деятельности учителя: формирование представления о распространенных и нераспространенных предложениях; формирования навыка различать распространенные и нераспространенные предложения;Планируемые...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...

Конспект урока русского языка 2 класс Общее представление о частях речи
В начальных классах у детей необходимо сформировать чёткое понятие «часть речи» на материале слов, которые составляют их словарный запас и слов, доступных их пониманию. Задачи уч...

Конспект урока русского языка, 2 класс. Тема: Что такое синонимы?
Урок посвящен знакомству с понятием "синонимы". Учащиеся будут работать с текстами, подбирать синонимы к заданным словам и составлятьс ними предложения....
