Патриотическое воспитание на уроках русского языка в начальной школе
презентация к уроку по русскому языку (3 класс)
Наше время – время смены ценностных ориентиров. Разрушается духовное единство общества, стираются жизненные ориентиры подрастающего поколения, происходит стирание традиционных моральных норм и нравственных установок.
Как остановить распространение равнодушного эгоизма, немотивированной агрессии, неуважительного отношения к истории, к нашей стране, власти? Как найти путь к разуму и сердцам наших детей? Научить патриотизму невозможно, но найти предпосылки можно для патриотического знания и определения целей и выводов.
Гражданами не рождаются, ими становятся. И школа имеет прямую возможность влиять на становление личности учащегося, формированию у него патриотических чувств.
Именно уже в начальной школе необходимо создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 860.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность заявленной темы Наше время – время смены ценностных ориентиров. Разрушается духовное единство общества, стираются жизненные ориентиры подрастающего поколения, происходит стирание традиционных моральных норм и нравственных установок. Как остановить распространение равнодушного эгоизма, немотивированной агрессии, неуважительного отношения к истории, к нашей стране, власти? Как найти путь к разуму и сердцам наших детей? Научить патриотизму невозможно, но найти предпосылки можно для патриотического знания и определения целей и выводов. Гражданами не рождаются, ими становятся. И школа имеет прямую возможность влиять на становление личности учащегося, формированию у него патриотических чувств. Именно уже в начальной школе необходимо создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.
Работа по данному вопросу должна стать составной частью урока. Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но одним из самых приемлемых, для осуществления гражданско – патриотического воспитания, является урок русского языка. Где, как не на уроке родного языка, прививать детям любовь к нему, вырабатывать у ребят внимание к своей и чужой речи, развивать её культуру. А через знание языка воспитывать у учащихся любовь к Родине. Учебники русского языка для начальных классов содержат немало упражнений, включающих задания, способствующих гражданско-патриотическому воспитанию.
Роль учебника русского языка в воспитании учащихся 1. Воспитательная функция учебника: воспитание лингвистического мировоззрения, нравственных качеств, опыта эмоционально – ценностных отношений и поведения. 2. Реализация функции: ценностно – ориентированные тексты, личная значимость текстов. Чтобы учебник сыграл свою воспитательную роль, он должен быть интересен ученику, написан образным, эмоциональным языком, носить диалоговый характер.
Личностные результаты при изучении русского языка. Основные направления воспитательной работы: Патриотическое воспитание Гражданское воспитание Духовно – нравственное воспитание Эстетическое воспитание Физическое воспитание, формирование культуры здоровья Трудовое воспитание Экологическое воспитание
Ресурсы для реализации воспитательного потенциала урока: Слово учителя (разные виды монолога и диалога) Учебник и другие компоненты УМК: рабочая тетрадь, наглядные пособия, мультимедийный диск и т.д.) Дидактический материал учителя Текст и работа с текстом
Патриотическое воспитание на уроках русского языка Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе. Уже на этапе обучения грамоте, при работе с «Азбукой» и на уроках письма в 1 классе уделяется большое внимание работе со словом. Через словарную работу у детей формируются такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «гражданин», «подвиг», «государственные символы». В ходе диалога учащиеся приходят к осознанию того, что патриотизм - это любовь к Родине, любовь активная, действенная, стремление своими силами укрепить ее могущество.
Патриотизм для младшего школьника начинается со знания и уважения своей семьи, школы, улицы, города. С букварного периода можно использовать задания творческого и поискового характера: расскажи о своей семье, ее традициях, семейных реликвиях, профессиях родителей; узнай, кто такие предки, составь родословную своей семьи. Каждый урок русского языка можно начинать с пословиц и поговорок, которые могут служить нравственными ориентирами для детей. Например: Жить - Родине … Человек без Родины, что соловей без … Родина – мать, умей за нее … Нет в мире краше Родины … Родина любимая, что мать … Приемы работы с пословицами различны: подобрать пропущенные слова, обсуждение с детьми смысл пословиц, подбор синонимичных или противоположных по смыслу пословиц и фразеологизмов к ним, пояснение конкретных исторических условий, в которых русский народ их создал, объяснение значений устаревших слов, использование словарей или собственный читательский опыт, наблюдение за оттенками значений слов, решение проблемных ситуаций и т.д. Пословицы о Родине
Упражнения, направленные на воспитание патриотических чувств Прочитай стихотворение. Расскажи, что изображено на гербе России. Напиши стихотворение, используя слова для справок, вставь пропущенные слова. Герб России. У ______ величавой На гербе ______ двуглавый, Чтоб на _____ на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и ________. Он - ________ дух свободный. Слова для справок: орел, России, запад, мудрый, гордый.
Упражнения, направленные на воспитание патриотических чувств Прочитай стихотворение, напиши по памяти. Придумай свое стихотворение, в котором отрази основные цвета Российского флага. Флаг России. Белый цвет- березка. Синий -неба цвет. Красная полоска - Солнечный рассвет.
Требования к отбору текстов: Решение определённых грамматических/лексических задач Работа над пониманием Тексты должны нести воспитательный заряд Тексты должны быть невелики по размеру (особенно в начальной школе), интересны, соответствовать возрастным возможностям учащихся Работа с текстом
Например, отрывок из рассказа Ушинского. “ Наше отечество , наша родина - матушка Россия . Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.” ( К.Д.Ушинский ) Вначале работаем над содержанием, над понятиями “Отечество”, “Родина”, “Россия”. Затем, включаем задания по русскому языку. Можно ли данный набор предложений назвать текстом? Почему? Какие предложения по цели высказывания встречаются в тексте? И др.
Прочитайте текст. Озаглавьте его. («Русская земля») Земля у нас Русская, а рода мы славянского, от славных людей пошли. Со времен Кия прошло много лет. Возмужали славяне. Жили вольно и бесстрашно, как птицы. Деревень у них было без счету и городов много. Тыном от зверья отгораживались, а больших крепостей не ставили. Могучему доброму народу кого бояться? Заморские гости называли Русскую землю Гардариком, страной городов. Имя это прилагалось не только к Киевской Руси, но и к Псковской, Новгородской, Муромской землям. Были города, были и князья. Память и летопись сохранили имя мудрого князя Гостомысла. (В.Бахревский) Что узнали из летописи? Выпишите из текста имена собственные. Найдите продложение с однородными членами предложения.
Новые виды работы по русскому языку Коммуникативная ситуация. Представьте себе, что вы оказались на отдыхе в лагере. Новые знакомые интересуются, откуда вы приехали. « Расскажите о достопримечательностях своего посёлка так, чтобы ребята из других городов захотели побывать у вас». Учащиеся делятся на команды: каждая представляет своё место. Время регламентируется. Проект. Создание аудиогида. (Аудиогид – устный текст для аудиозаписи по музею, одним из экспонатов которого является памятник (здание, картина…) Задача – описать объект так, чтобы он стал понятным вашим сверстникам. Записать аудиозапись составленного текста. Фотоколлаж «Россия вчера, сегодня и завтра». Задание: через фотоколлаж и подписи к нему выразить своё отношение, понимание к России прошлого, настоящего и будущего.
Воспитание патриотизма - это неустанная работа по развитию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Таким образом, на плечи современного учителя ложится львиная доля ответственности за воспитание детей – будущих патриотов, но, главное, людей думающих и чувствующих. Ведь патриот – очень ёмкое понятие. Это человек, открытый развитию, воспитанию доброте, сердечности – то есть обладающий важнейшими личностными качествами. Именно они становятся опорой в формировании гражданской позиции человека знающего, адекватного, умеющего найти свои, истинные ориентиры в жизни. Особенность нашей работы такова, что мы сеем зёрна разума и доброты, а прорастают они ещё не скоро. Но если после наших уроков дети станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, то мы можем считать свою задачу выполненной. Заключение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любви к природе на уроках русского языка в начальной школе
Данная статья помможет учителям начальной школы найти материал для подготовки к урокам русского языка с элементами экологического воспитания....

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы.
Статья дает понять, что воспитание патриотизма у школьников – одна из главных задач нашего дня. Что, именно в начальных классах дети должны понять, как это важно любить свой...

Экологическое воспитание на уроках русского языка в начальной школе
Занимательный материал по экологическому воспитаниюю на уроках русского языка...
Патриотическое воспитание на уроке русского языка
Патриотическое воспитание на уроке русского языка...

Воспитание интереса к русскому языку в начальной школе
Воспитание интереса к русскому языку в начальной школе...