Воспитание любви к природе на уроках русского языка в начальной школе
методическая разработка по русскому языку по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание любви к природе на уроках русского языка в начальной школе

         На современном этапе развития общества проблемы экологии являются одними из наиболее важных. Будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети. По – прежнему актуально звучат слова К.Д.Ушинского : « Странно , что воспитательное влияние природы …так мало оценено в педагогике». Я считаю, что значительная роль в решении вопросов об охране природы должна отводиться школе. Перед каждым учителем стоит серьезная задача : научить детей любить природу , ее богатства, любить Родину. Дети – будущее нашей страны , им беречь и охранять ее. Учитель обязан научить  детей понимать природу , чувствовать ее красоту , читать ее язык, и прививать это необходимо с раннего детства.

     Учитель, обучает, воспитывает и развивает детей . В течении  многих лет преподавания в начальных классах у меня сложилась определенная система приемов воспитания у детей любви к природе, ее охране. Экологическое воспитание и образование успешно проходит через уроки русского языка, где использую загадки, элементы фольклора, словарные слова, кроссворды, диктанты, упражнения, сочинения на экологические темы. Я стараюсь у своих учеников формировать нормы поведения, углублять и систематизировать знания по охране среды , научить видеть красоту природы, понимать ее ценности.

    При повторении знаний о предложении (о видах предложений по интонации, о знаках препинания в конце предложения и т.д.) обязательно использую правдивое высказывание о русской природе художника  Левитана: « Природа не терпит ничего безобразного, и его в ней нет. Посмотрите  , рядом с нами ничего мертвого , все дышит , живет , понимает. Она волнуется в бурю, зябнет в снегу, задумывается спокойным вечерком, отдыхает от солнца , ветров , гроз. Учащиеся читают эти замечательные слова,  отвечают на вопросы учителя и понимают , что Исаак Ильич Левитан по - особому любил русскую природу . Она у него очень красивая и очень русская. Далее обязательно рассматриваем прекрасные  картины художника и делаем вывод о том , что природу необходимо любить и бережно к ней относиться . И как итог, обязательно сочинение  по картине.

  Беседы о русской белоствольной березе использую при различных темах русского языка , особенно при изучении  темы « Имя прилагательное ». Здесь необходимо предложить детям вспомнить стихотворения И.Бунина , Вс. Рождественского , А.Прокофьева. Далее выделяем слова , с помощью которых поэты выражают свое восхищение этим деревом. Дети называют словосочетания: звучный лес, белые березы, тихий дождь алмазных слез, зеленые косы, сказочное дерево, и .т.д.и объясняют их значение. После этого предлагаю им создать образ березы в целом , используя названные словосочетания. На таких ярких примерах дети убеждаются в необходимости использовать имена прилагательные. При изучении темы «Изменение имен прилагательных по падежам» использую предложения такого содержания  : Хороша развесистая , белоствольная , светло – зеленая , веселая …, но еще лучше стройная , кудрявая, круглолистая , сладко – душистая во время цвета , мягко – зеленая… » ( С.Аксаков.) Даю задание: вставить вместо точек названия деревьев; ответить на вопрос, какие отличительные признаки подсказали правильный выбор, обращаю внимание , как писатель точно отбирает слова, чтобы раскрыть прелесть березы и липы.

    Для грамматического разбора мною собрано много предложений , которые своим содержанием помогают воспитывать у детей любовь к природе. Вот некоторые из них :

Кленовые листья повисли на нитях осенней паутины.

Пышным букетом пурпурных цветов выпорхнула стайка снегирей.

Скинуло кафтан зеленый лето.

Замерзший бор шумит среди лазури.

Ученики выделяют образные слова, объясняют их значение , объясняют правописание орфограмм, разбирают слова по составу , определяют род, число ,падеж имен существительных и прилагательных.

 Отдельно  хочется сказать, про фольклорный жанр  Слова из любого фольклорного жанра легко понимаются детьми и очень быстро усваиваются. Это позволяет учителю активизировать деятельность учащихся. Элементы фольклора на уроках русского языка уже с первого класса помогают учащимся в формировании устной и письменной речи, обогащают детский словарь. Воспитывать любовь к природе помогают связанные с этой темой скороговорки, чистоговорки, пословицы ,поговорки, потешки. Они развивают как нестереотипную мыслительную деятельность так и знакомят с историей народа и с  отношением  его к природе с давних времен. Включение элементов  фольклора на уроках русского языка предусматривают  работу  над лексикой , отрабатывают написание по  правилам орфографии и применение этих правил на практике.

  Я стараюсь , чтобы мои ученики учились видеть и любить природу , учились быть ее добрыми хозяевами. Подбирая  тексты для урока о природе, всегда продумываю, как  показать детям красоту текста , его эмоциональность, экспрессивную окраску слов и выражений. В заключении хочу привести прекрасные слова А.Толстого которые часто повторяю на уроках : «Это моя Родина , моя родная земля , мое отечество, в жизни нет горячее, глубже  и священнее чувства , чем любовь к тебе». Любить природу – значит любить Родину. Охранять природу – значит охранять Родину, беречь ее. Я знаю : уроки доброты,  любви к природе не пройдут для моих учеников без следа. А это значит , что больше будет деревьев , птиц , цветов на нашей планете.

                                                            Из опыта работы учителя школы № 213

                                                            Евстигнеевой Татьяны Александровны    

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к природе на уроках русского языка в начальной школе

Данная статья помможет учителям начальной школы  найти материал для подготовки к урокам  русского языка с элементами экологического воспитания....

«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные  упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

Экологическое воспитание на уроках русского языка в начальной школе

Занимательный материал по экологическому воспитаниюю на уроках русского языка...

ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДИНЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья на тему "ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДИНЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ". В статье изложены основные методы воспитания патриотических чувств в детях начал...


 

Комментарии

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УРОКАМ