Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Джандар Зухра Мосовна

      Статья дает понять, что воспитание патриотизма у школьников – одна из главных задач нашего дня. Что, именно в начальных классах дети должны понять, как это важно любить свой народ, гордиться его прошлым и настоящим, чувствовать свою ответственность за то, каким будет его будущее. Поэтому воспитание патриотизма через уроки русского языка и литературы является актуальным направлением работы учителя начальных классов.  В статье приведены примеры произведений литературного чтения, на примере которых есть возможность сформировать у учащихся чувство любви и патриотизма к родной стране.  Представлены виды работ с пословицами на уроках русского языка. Высказано, что через пробуждение интереса к русскому языку и литературе,  через формирование представления о его богатстве и выразительных возможностях, можно прививать чувство гордости и любви к родине, стремление изучать ее историю и стать хранителем и продолжателем ее традиций.

 

                                                                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_patrioticheskoe_vospitanie.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы.

Патриотизм-это главное.  

Без этого России пришлось бы забыть

 и о национальном достоинстве,

 и даже о национальном суверенитете.

В.В.Путин.

      Воспитание патриотизма у школьников – одна из главных задач нашего дня. ФГОС  начального общего образования предусматривает главной целью «духовно-нравственное развитие личности обучающихся». Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе по ФГОС строится, в частности, «вокруг оценки сформированности основ гражданской идентичности - чувства гордости за свою Родину.

      Именно в начальных классах дети должны понять, как это важно любить свой народ, гордиться его прошлым и настоящим, чувствовать свою ответственность за то, каким будет его будущее. Поэтому воспитание патриотизма через уроки русского языка и литературы является актуальным направлением работы учителя начальных классов.                                                                                          

       Учебники литературного чтения щедро утоляют потребность ребенка любить родную страну. В былинах о русских богатырях: «Ильины три поездочки»; «Илья Муромец выходит на свободу» мы видим отражение народных идеалов: патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости.                                                

Богатый материал для формирования чувства патриотизма представлен  в отрывках летописей, в текстах житийной литературы, в отрывках из древнерусских повестей: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда…»; «И вспомнил Олег коня своего…»; «Первопечатник Иван Федоров» «Начали братья эти составлять славянскую азбуку…»; «Садко» (отрывок); «Повесть о Петре и Февронии» (отрывок); «Житие Сергия Радонежского» (отрывок).

         Обсуждение подвигов князей, полководцев, живших многие века назад, о защите русских земель от набегов врагов, просмотр слайдов, выразительное чтение изучаемых произведений, словарная работа, иллюстрации к историческим событиям, составление диалогов исторических персонажей,  позволяют учащимся ярче представить эпизоды из нашей давней истории и формирует у них чувство гордости за Родину и за свой народ. 

        Одним из самых глубоких патриотических чувств человека является любовь к родной природе. Таинственный и загадочный мир растений, птиц, зверей в таких произведениях как: А. Пушкин «Люблю тебя, Петра творенье…»; Ф. Тютчев. «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»; А. Фет. «Учись у них - у дуба, у берёзы…», «Бабочка»; Плещеев «Дети и птичка»; И. Козлов., «Вечерний звон»; В. Бенедиктов. «Москва»; С. Дрожжин. «Родине»,  И. Бунин «Матери»; А. Жигулин «О, Родина!...»; Н. Рубцов. «Тихая моя  родина», «Сентябрь» создает ощущение единства, целостности и гармонии. Вместе с тем работа над лирическим образом природы формирует у младших школьников собственное понимание жизненных ценностей. Видеть чарующую прелесть пейзажных зарисовок, чувствовать их неповторимость, с любовью относиться к красоте, постигать тайны звука и цвета учат произведения:  И. Никитина «Русь»; И. Сурикова «Детство»; М. Пришвина «Моя Родина»; А. Платонова «Цветок на земле», «Еще мама».

           Ярко выражено отношение народа к Родине в пословицах. Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни. Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Они становятся добрыми помощниками при изучении нового материала, при закреплении, способствуют расширению словарного запаса у детей и воспитывают высокое чувство к родной земле. Основная работа с пословицами – это раскрытие их смысла прямого, переносного значения, заучивание пословиц.

- Ж…ть-Родине служ.ть.                           - Герой умирает, а слава его ж.вет.

- Сам погибай, а товарищ. выруч.й.          -  Ж.знь правде посвещ.й.

При изучении произведений военной тематики целесообразно проводить нетрадиционные уроки: уроки мужества - «Дни воинской славы», «Штурм зимнего дворца», «Легенды расскажут, какими мы были»; устные журналы- «Что значит быть патриотом сегодня?», «О подвиге, о доблести, о славе», «Истоки русской революции»; литературно-музыкальные композиции- «Всем тем, кто ушел в бессмертие и победил…», «Завтра была война», «Песни революции»,  обладающие большим эмоциональным воздействием, чем традиционный урок.

Одним из важнейших направлений в патриотическом воспитании детей в школе является изучение русского языка. Русский язык, как учебный предмет уникален, так как несёт чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Каждый урок русского языка, какой бы темы он ни касался, - это непременно экскурс в историю родного языка, разговор об исключительном богатстве его ресурсов.

Чтобы сформировать у младшего школьника чувство патриотизма, т.е любовь к своей Родине и своему народу, гордость, желание продолжать традиции своего народа, необходимо показать богатство и разнообразие языка, привить любовь к русскому языку, научить детей понимать и анализировать отдельные языковые явления и факты, выработать у них внимание к своей и чужой речи.

В речи, чтобы убедить в чем-либо собеседника,  прибегаем к помощи пословиц: ссылаемся на них, подкрепляем ими свои мысли. Именно в них ярко выражено отношение народа к Родине: возвышается честность, правдивость, мужество, осуждаются малодушие, трусость. В работе используем следующие виды упражнений в работе с пословицами: 1)объединить по смыслу; 2)использовать в речевой ситуации; 3)сгруппировать по тематике о Родине; 4)подобрать по заданной тематике; примером к последнему заданию может служить такая подборка пословиц:    

- Глупа та птица, которой гнездо свое не мило;  – Дома и стены помогают;

- Где сосна выросла, там она и красна;             – Своя земля и в горести мила.

- Без корня и полынь не растет.           – Родина мать - умей за нее постоять.

               С первых дней учёбы в школе начинается патриотическое воспитание. Через словарную работу формируем у детей такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг», «воин-освободитель». Учащихся подводим к осознанию того, что патриотизм - это любовь к Родине, любовь активная, действенная, стремление своими силами укрепить ее могущество. Виды упражнений в работе с пословицами можно использовать и в работе с со словарными словами.

         Каждый год, начиная новый учебный год, мы проводим в своих классах урок Гражданственности. Знакомим учащихся с такими понятиями, как «гражданин», «патриот», «правительство», «государственные символы» и др. Ребята узнают о  том, что значит жить по законам своей страны, быть преданным ей. Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности - соблюдение этических и коммуникативных норм. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка: как могут обратиться к вашим родителям разные люди? Составьте предложения с разными обращениями; Составьте побудительное предложение со словами «Будьте добры». «Будьте любезны». Спишите, устраняя неоправданное повторение выделенного слова; Укажите ошибки в употреблении местоимений и т.д. В разделе «Слово и предложение» по теме «Виды предложений по цели высказывания» можно дать задание составить предложения на патриотическую тематику.  

        Использование  текстов, влияющих на понимание нравственных жизненных ценностей, при изучении любого языкового материала, оказывается хорошим подспорьем при формировании чувств патриотизма.

        Таким образом, через пробуждение интереса к русскому языку и литературе,  через формирование представления о его богатстве и выразительных возможностях прививаем чувство гордости и любви к родине, стремление изучать ее историю и стать хранителем и продолжателем ее традиций.

Список литературы:

  1. Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение. - 2011.
  2. Введенская Л.А., Наш родной язык. Пособие для учителя начальных классов.- М.: Просвещение, 2007г.
  3. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Волгоград: Учитель, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта. Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературы в начальной школе.

В статье рассматриваются различные виды игровых форм обучения, которые учитель может использовать в своей практике на уроках русского языка и литературы в начальной школе....

«Формирование орфографического навыка на уроках русского языка и литературы»

       До сегодняшнего дня в нашей стране одним из «больших» мест нашей школы остается недостаточная грамотность учащихся, причина кроется не только в трудностях русск...

Развитие творческой активности детей на уроках русского языка и литературы

Выявление творческих способностей учащихся.Создание ситуаций успеха.Задания для развития творческого мышления учащихся....

Воспитание интереса к мордовской культуре на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

Прививая детям интерес к мордовской культуре, мы углубляем, развиваем у них чувство патриотизма, понятие о том, как должна быть дорога каждому человеку Родина, как ее надо беречь, укреплять, защищать....

Нравственное воспитание на уроках адыгейского языка и литературы

Нравственное воспитание на уроках адыгейского языка и литературыавтор Чич Фатима Зауровна...

Патриотическое воспитание на уроке русского языка

Патриотическое воспитание на уроке русского языка...

«Роль уроков русского языка и литературы в воспитании толерантного сознания и поведения учащихся»

Данная статья - примеры  работы по воспитанию толерантного сознания и поведения учащихся на уроках русского языка и литературы....