Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися ОВЗ 4 класса (с ЗПР) по теме "Предложение.Части речи"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Аверкина Галина Николаевна

Конспект коррекционно-развивающего занятия 

Класс: 4 класс (учащиеся ОВЗ, ЗПР)

Тема раздела: Работа с текстом. Тема урока: Предложение. Части речи. Цель: Закреплять знания о структуре предложения. Обобщить знания о частях речи, о роли их в предложении. 

Данный материал будет интересен учителям русского языка, логопедам, учителям начальных классов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.1_konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx725.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия учителя Аверкиной Г.Н.

Класс: 4 класс (учащиеся ОВЗ, ЗПР)

VI Раздел: Текст

Тема раздела: Работа с текстом

Тема урока: Предложение. Части речи.

Цель: Закреплять знания о структуре предложения. Обобщить знания о частях речи, о роли их в предложении.

Формирование универсальных учебных действий:

Познавательные:

  • Актуализировать знания о предложении как единице речи;
  • Развивать умения составлять предложения из слов, правильно оформлять предложения на письме.
  • Обобщить знания о частях речи, определять, к какой части речи относится слово, определять грамматические признаки слова (отвечает на вопрос, обозначает предмет/признак/действие, роль в предложении).
  • Развивать навык понимания образных выражений.
  • Закреплять знания о природе, окружающем мире.
  • Сопоставлять  и анализировать информацию.
  • Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения
  • Формулировать выводы.
  • Обогащать словарный запас

Коммуникативные:

  • Развивать умение овладения диалоговой формой речи.
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.  
  • Развивать умение формулировать и задавать вопросы собеседнику.
  • Развивать навык использования их в речи образных выражений.
  • Формировать умение отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
  • Учитывать разные мнения  при работе в паре, договариваться и приходить к общему решению.  

Регулятивные:

  • Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок.
  • Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими
  • Планировать свои действия при выполнении заданий по теме

Личностные:

  • Учить детей, работая с текстом, находить практическое применение информации из литературного источника.
  • Развивать умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку,

Формы работы учащихся на уроке: практическая работа, игры, работа в парах.

Материалы: канцелярские принадлежности, карточки с заданиями, иллюстративный материал, ИКТ (компьютер, доска, презентация).

 Конспект занятия

ХОД ЗАНЯТИЯ

Материалы

1.ОРГ.МОМЕНТ

Логопед: Составьте слово из рассыпанных букв: С Л О О Е Й В Ученик: Слово – «СОЛОВЕЙ»

Л.: Кто такой «соловей»

У.:Соловей – это название птица.

Л.: На какой вопрос отвечает слово «соловей»? Какая часть речи?

У.: Отвечает на вопрос «Кто?», Значит это -существительное. Существительное называет предметы.

Л.: Что делают птицы?

У.: Летают, поют, клюют, птицы – санитары леса.

Л.: Каким термином  называют слова-действия,  отвечающие на вопросы: что делают?, что делать?

У.: Слова,  отвечающие на вопросы: что делают?, что делать? Называют ГЛАГОЛОМ.

Л.: Угадайте по описанию птицу: маленький, коричневый, суетливый, шустрый.

У.: Это – воробей.

Л.: я называла признаки птицы, как она выглядит, благодаря словам-признакам вы угадали. Назовите часть речи, обозначающая признак предмета.

У.: Прилагательное показывает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? Какая? Какие?

Слайд №1

Слайд №2

Показ иллюстрации «Соловей»

Слайд №3

Показ иллюстрации «Воробей»

 

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Л.: Сегодня на занятии мы будем с вами закреплять ваши знания о частях речи и  предложении.

Л.: Посмотрите на доску . На доске написаны названия птиц.

Внизу доски – карточки – глаголы, как каждая из этих птиц поёт. Расположите слова-глаголы напротив названия птицы, которая таким образом поёт. Только сначала, я показываю вам иллюстрацию птицы (или даю послушать пение птицы), затем, вы – называете птицу и – подбираете глагол.

На доске:

Иллюстрация

Название птицы

Глагол

Ласточка

Соловей

Воробей

Кукушка

Жаворонок

Ворон

Петух

В низу доски: глаголы: поёт (заливается), чирикает, кукует, щебечет, кукарекает, каркает, звенит

Итог задания. На доске:

Название птицы

Глагол

Иллюстрация

Ласточка

Щебечет

Иллюстрация

соловей

Поёт, заливается

Иллюстрация

воробей

Чирикает

Иллюстрация

кукушка

Кукует

Иллюстрация

жаворонок

Звенит

Иллюстрация

Ворон

Каркает

Иллюстрация

петух

Кукарекает

Л.: Посмотрите на названия птиц. Назовите в этом списке «лишнюю» птицу.

У.: Петух, так как это – домашняя птица.

Л.: На какие группы можно поделить остальных птицы (не включая петуха)?

У.: Перелетные (ласточка, соловей, жаворонок, кукушка) и зимующие (воробей, ворон) птицы.

Л.: Отгадайте ребус:     Гн    ’’поезд  О

У.: Ответ –«гнездо»

Л.:  Для чего птицы строят гнёзда?

У.: Птицы строят гнёзда для выведения потомства.

Л.: Из каких материалов птицы строят гнёзда? И каким способом?

У.: Птицы строят гнёзда из веточек, пуха, сухой листвы. Носят материалы в клюве.

Л.: Таким образом, строительство гнезда для выведения потомства очень трудная кропотливая работа.

Ваше следующее задание «Собери яйцо». Вам выдаю разрезанное на части фигуру яйца. Соберите детали, чтобы получилось «яйцо».  (работа в парах)

Л.: Какие словосочетания вы можете прочитать на яйце.

У.: «Шустрый воробей», «голосистый петух», «звонкий соловей», «мрачный ворон», «быстрая ласточка», «беззаботная кукушка».

Л.: Слова «шустрый, голосистый, звонкий» являются какой частью речи?

У.:  Эти слова – прилагательные, так как отвечают на вопросы: какой? Какая?

Л.: Для чего нам нужны прилагательные? Какую роль прилагательные играют в нашей речи, в жизни?

У.: Прилагательные описывают предмет, делают наш язык более красочным.

Л.: Я выдаю вам карточку с заданием.

Вставьте слова и словосочетания, которые получились при выполнении предыдущих заданий,  в соответствии со схемой, изображенной на карточке, и у вас получатся предложения.  

Задания в карточке (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Л.: Проверим, что у вас получилось.

У.: (ученики читают получившиеся предложения)

Ответ:

  1. Голосистый петух кукарекает во дворе.
  2. На соседней крыше чирикает шустрый воробей.
  3. Беззаботная кукушка кукует в лесу.
  4. Над крутым берегом реки щебечет быстрая ласточка.
  5. Звонкий соловей заливается в густых зарослях.
  6. На дереве каркает мрачный ворон.

Л.: До того, как вы вписали слова, в карточке были только отдельные слова или словосочетания. А после выполнения задания - получились предложения.

Объясните, что мы называем предложением.

У.: Предложение – это слова, которые связаны друг с другом по смыслу. Предложение – это до конца высказанная мысль.

Л.: Как на письме мы оформляем предложение?

У.: На письме начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку или другой знак по цели высказывания.

Л.: До конца выполните синтаксический разбор получившихся предложений.

Л.: Проверяем первые три предложения.  

ФИЗМИНУТКА:

Встали дружно – потянулись.

Раз прогнулись,

Два – прогнулись.

Дружно сели,

Дружно встали.

Голова устала то же

Голове сейчас поможем

Наклоняем вперед-назад.

Раз-два, раз-два –

Думай, думай, голова.

Глазки закрываем,

До пяти считаем.

Открываем и моргаем. (раз-два-три)

И работать продолжаем.

Л.: выполните рисунок по точкам-цифрам. Начиная от цифры 1 и заканчивая самой большой цифрой.

(учащиеся выполняют задания)

Л.: Контур какой птицы у вас получился?

У.: Получился контур СОРОКИ.

Л.: Посмотрите на иллюстрацию этой птицы.

Л.: Для вас новое задание: Здесь текст о сороке. Расставьте точки так, чтобы получились предложения.

Текст:

По тропе осторожно ступал волк неожиданно застрекотала сорока птица громким криком предупредила обитателей леса об опасности.

Л.: Проверяем, что у нас получилось.

У.: По тропе осторожно ступал волк. Неожиданно застрекотала сорока. Птица громким криком предупредила обитателей леса об опасности.

Л.: Спишите. Выполните синтаксический разбор первого предложения. Подпишите название части речи над словами в предложении.

Далее – проверка выполнения синтаксического разбора

Л.: Сорока - необычная птица. У нее - много прозвищ. Как вы думаете, от чего сорока получила прозвище «сорока-стрекотуха»

У.: Сороку так прозвали, так как она громким голосом стрекочет, сообщая лесу о надвигающейся опасности. Характер у сороки пугливый, близко к себе человека в лесу не подпустит. Улетая от опасности, сорока своим громким стрекотанием переполошит весь лес, предупреждая обитателей о неожиданной опасности. Поэтому сороку и величают «Стрекотухой»

Л.: Как вы думаете, от чего сорока получила прозвище «сорока-воровка»?

У.: Сорока получила прозвище «сорока-воровка» из-за того, что ей нравятся блестящие предметы. Сорока их утаскивает в своё гнездо.

Л.: Как вы думаете, из-за чего сорока получила прозвище «сорока-белобока»?

У.: Белобока, потому что по бокам перышки у сороки совсем белые. Голова и крылья черные. Хвост тоже черный, длинный и прямой, как стрела.

Л.: Какую стишок -потешку родители поют детям про «сороку-белобоку»?

У.:

Сорока-сорока, 
Сорока-белобока.
Кашку варила, 
Деток кормила.
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости на двор-
Кашицу на стол.

Этому дала,
Этому дала
Этому дала,
А этому не дала.
Он по воду не ходил,
Дрова не рубил,
Печки не топил,
Каши не варил.

Л.: Слышали ли вы выражение «Сорока на хвосте принесла»? В каких случаях человек использует фразу «Сорока на хвосте принесла»

У.: Люди давно заприметили такую особенность поведения сороки: перелетать с места на место и громко часто стрекотать, то есть новость разносить «Волк идет! Волк идет!» Хвост у сороки длинный, поэтому и сравнили, что новости сорока на хвосте носит

 Человек же  использует фразу: «Сорока на хвосте принесла» в том случае, если хочет  скрыть источник информации. То есть, человек не хочет говорить от кого узнал какую-то новость.

-Откуда ты это знаешь?

-Сорока на хвосте принесла.

Л.: Считается, что сорока сплетница и разносит новости по лесу. Возможно, это мнение связано с тем, что крикливое стрекотание сорок не очень приятное на слух для человека. В быту человека сравнивают с сорокой, если он много громко говорит или сплетничает. А на самом деле, в лесу сорока своим криком предупреждает об опасности.  

Л.: Итак, ответьте на вопрос:

-Как выглядит сорока?

У: У сороки длинный клюв и хвост, она черного цвета с белыми боками.

Л.: Какие прозвища есть у нее?

У.:  Сороку называют: «Сорока-белобока», «сорока-стрекотуха», потому что у нее белые бока и пронзительный стрекочущий голос.

Л.: Чем питаются сороки?

У.: Сороки клюют ягоды и фрукты, семена растений, могут поймать маленького зверька (например, мышку).

Л.: Сороки зимующие или перелетные птицы?

У.: Осенью сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам. В южные края длиннохвостые трещотки от нас не улетают. Зимой птицы перебираются ближе к людям. Рядом с человеком сытнее и теплее. С приближением весны птицы перелетают обратно в леса.

Слайд №4

Показ иллюстраций.

Прослушивание голоса птицы.

Слайд №5

Слайд №6

См.ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Слайд №7

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20251007_222308.jpg

Выдаются карточки с заданием. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Слайд №8

Слайд №9

Выдаются карточки с рисунком по точкам

Слайд №10

Показ иллюстрации сороки

Прослушивание аудиозаписи – стрекотание сорок

Постановка вопроса ученикам.

Если ученик не знает ответа, то на слайде - тексты для того, чтобы ученики  нашли ответ в тексте.

(См.ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Показ-выполнение пальчиковой гимнастики под потешку

Обобщение знаний о сороке

3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Л.: Что такое предложение?

У.: Предложение – это группа слов, связанных друг с другом по смыслу. В предложении мысль высказана до конца.

Л.: Мы закрепляли знания о существительных, прилагательных и глаголах. Расскажите об этих частях речи.

У.: Существительное отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, обозначает названия предметов, предложении часто бывает подлежащим, дополнением или обстоятельством.

Глагол – отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЮТ?, обозначает действие предметов, в предложении является – сказуемым.

Прилагательное – часть речи отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? Обозначает признак предмета, в предложении – определение.

Л.: Что нового, необычного вы узнали о сороке? (ученики делятся впечатлениями)

Л: Какие образные выражения, связанные с сорокой вам запомнились?

У: «Сорока на хвосте принесла»

Человек же  использует фразу в том случае, если хочет  скрыть источник информации. То есть, человек не хочет говорить от кого узнал какую-то новость.

Например:

-Откуда ты это знаешь?

-Сорока на хвосте принесла.

Л.: За чем человек в речи использует сравнения , образные выражения?

У.: Сравнения делают речь красивой. Образные выражения помогают представить ситуацию и предмет, о которых идет речь. Например: в быту человека сравнивают с сорокой, если он много громко говорит или сплетничает.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20251007_224227.jpg           C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20251007_222308.jpg   

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец: Голосистый петух кукарекает во дворе.

  1.                 крыше чирикает                          __________.

  1.                                       кукушка                                                    лесу.

  1.              крутым берегом реки                            быстрая  _______________.

  1. Звонкий ____________                                          зарослях.

  1.                   дереве каркает                               _______________.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Сорока - необычная птица. У нее - много прозвищ: " Сорока-белобока", "Сорока- стрекотуха", "Сорока-воровка".

От чего сорока получила прозвище «Cорока-стрекотуха» .

Характер у сороки пугливый, близко к себе человека в лесу не подпустит. Улетая от опасности, сорока своим громким стрекотанием переполошит весь лес, предупреждая обитателей о неожиданной опасности. Поэтому сороку и величают «Стрекотухой».

От чего сорока получила прозвище «Cорока-воровка»?

Своё прозвище "сорока-воровка" птица получила за то, что  очень любит всё яркое, блестящее. В гнезде сороки можно найти  блестящую пуговицу, бусинки,  даже чайную ложечку.

Почему сороку называют  «Cорокой-белобокой»?

Белобока, потому что по бокам перышки у сороки совсем белые. Голова, крылья и хвост черные.

В каких случаях человек использует фразу «Сорока на хвосте принесла»

Люди давно заприметили такую особенность поведения сороки: перелетать с места на место и громко часто стрекотать, то есть новость разносить: «Волк идет! Волк идет!»

Хвост у сороки длинный, поэтому и сравнили, что новости сорока на хвосте носит.

Человек же  использует фразу: «Сорока на хвосте принесла» в том случае, если хочет  скрыть источник информации. То есть человек не хочет говорить, от кого узнал какую-то новость.

- От куда ты это знаешь?

- Сорока на хвосте принесла.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Сороки строят сразу несколько гнезд, а потом выбирают из них лучшее. В этом гнезде скоро появляются пять или восемь яиц, которые насиживает самочка. Через три недели из яиц вылупляются маленькие птенцы. Родители целый день без передышки кормят малышей гусеницами, мошками, жуками и комарами. Кроме насекомых сороки клюют ягоды и фрукты, семена растений, могут поймать маленького зверька.

Осенью сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам. В южные края длиннохвостые трещотки от нас не улетают. Зимой птицы перебираются ближе к людям. Рядом с человеком сытнее и теплее. С приближением весны птицы перелетают обратно в леса.

Заместитель директора по УР ______________ Настас  Е.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"

представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...

Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"

Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....

Коррекционно-развивающее интегрированное занятие во 2 речевом классе "Планета Дружба"

Интегрированное занятие логопед-психолог-учитель как вариант работы с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС...

Конспект логопедического подгруппового занятия для учащихся 1 класса по профилактике нарушений письменной речи.

Тема: звуковой и слоговой анализ слов.Цель: развитие навыков звукового и слогового анализа словЗадачи: -совершенствование умения делить слова на слоги;-развитие умения соотносить количество слогов с к...

Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год.

Индивидуальная рабочая  программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса  с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебны...

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия на тему "Антонимы"

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия по курсу коррекционно-развивающей области «Курс коррекционно-развивающих занятий с учителем-логопедом» в рамках АООП ТНР 5.1 для об...

Наглядный материал к конспекту коррекционно-развивающего подгруппового занятия "Антонимы".

Цель занятия: совершенствовать навыки правильного распознавания, подбора и употребления слов-антонимов в речи; совершенствовать словарь обучающихся путем развития умения подбирать слова – антони...