Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися ОВЗ 4 класса (с ЗПР) по теме "Предложение.Части речи"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)
Конспект коррекционно-развивающего занятия
Класс: 4 класс (учащиеся ОВЗ, ЗПР)
Тема раздела: Работа с текстом. Тема урока: Предложение. Части речи. Цель: Закреплять знания о структуре предложения. Обобщить знания о частях речи, о роли их в предложении.
Данный материал будет интересен учителям русского языка, логопедам, учителям начальных классов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 725.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия учителя Аверкиной Г.Н.
Класс: 4 класс (учащиеся ОВЗ, ЗПР)
VI Раздел: Текст
Тема раздела: Работа с текстом
Тема урока: Предложение. Части речи.
Цель: Закреплять знания о структуре предложения. Обобщить знания о частях речи, о роли их в предложении.
Формирование универсальных учебных действий:
Познавательные:
- Актуализировать знания о предложении как единице речи;
- Развивать умения составлять предложения из слов, правильно оформлять предложения на письме.
- Обобщить знания о частях речи, определять, к какой части речи относится слово, определять грамматические признаки слова (отвечает на вопрос, обозначает предмет/признак/действие, роль в предложении).
- Развивать навык понимания образных выражений.
- Закреплять знания о природе, окружающем мире.
- Сопоставлять и анализировать информацию.
- Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения
- Формулировать выводы.
- Обогащать словарный запас
Коммуникативные:
- Развивать умение овладения диалоговой формой речи.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
- Развивать умение формулировать и задавать вопросы собеседнику.
- Развивать навык использования их в речи образных выражений.
- Формировать умение отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
- Учитывать разные мнения при работе в паре, договариваться и приходить к общему решению.
Регулятивные:
- Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок.
- Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими
- Планировать свои действия при выполнении заданий по теме
Личностные:
- Учить детей, работая с текстом, находить практическое применение информации из литературного источника.
- Развивать умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку,
Формы работы учащихся на уроке: практическая работа, игры, работа в парах.
Материалы: канцелярские принадлежности, карточки с заданиями, иллюстративный материал, ИКТ (компьютер, доска, презентация).
Конспект занятия
ХОД ЗАНЯТИЯ | Материалы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.ОРГ.МОМЕНТ Логопед: Составьте слово из рассыпанных букв: С Л О О Е Й В Ученик: Слово – «СОЛОВЕЙ» Л.: Кто такой «соловей» У.:Соловей – это название птица. Л.: На какой вопрос отвечает слово «соловей»? Какая часть речи? У.: Отвечает на вопрос «Кто?», Значит это -существительное. Существительное называет предметы. Л.: Что делают птицы? У.: Летают, поют, клюют, птицы – санитары леса. Л.: Каким термином называют слова-действия, отвечающие на вопросы: что делают?, что делать? У.: Слова, отвечающие на вопросы: что делают?, что делать? Называют ГЛАГОЛОМ. Л.: Угадайте по описанию птицу: маленький, коричневый, суетливый, шустрый. У.: Это – воробей. Л.: я называла признаки птицы, как она выглядит, благодаря словам-признакам вы угадали. Назовите часть речи, обозначающая признак предмета. У.: Прилагательное показывает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? Какая? Какие? | Слайд №1 Слайд №2 Показ иллюстрации «Соловей» Слайд №3 Показ иллюстрации «Воробей»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ Л.: Сегодня на занятии мы будем с вами закреплять ваши знания о частях речи и предложении. Л.: Посмотрите на доску . На доске написаны названия птиц. Внизу доски – карточки – глаголы, как каждая из этих птиц поёт. Расположите слова-глаголы напротив названия птицы, которая таким образом поёт. Только сначала, я показываю вам иллюстрацию птицы (или даю послушать пение птицы), затем, вы – называете птицу и – подбираете глагол. На доске:
В низу доски: глаголы: поёт (заливается), чирикает, кукует, щебечет, кукарекает, каркает, звенит Итог задания. На доске:
Л.: Посмотрите на названия птиц. Назовите в этом списке «лишнюю» птицу. У.: Петух, так как это – домашняя птица. Л.: На какие группы можно поделить остальных птицы (не включая петуха)? У.: Перелетные (ласточка, соловей, жаворонок, кукушка) и зимующие (воробей, ворон) птицы. Л.: Отгадайте ребус: Гн ’’поезд О У.: Ответ –«гнездо» Л.: Для чего птицы строят гнёзда? У.: Птицы строят гнёзда для выведения потомства. Л.: Из каких материалов птицы строят гнёзда? И каким способом? У.: Птицы строят гнёзда из веточек, пуха, сухой листвы. Носят материалы в клюве. Л.: Таким образом, строительство гнезда для выведения потомства очень трудная кропотливая работа. Ваше следующее задание «Собери яйцо». Вам выдаю разрезанное на части фигуру яйца. Соберите детали, чтобы получилось «яйцо». (работа в парах) Л.: Какие словосочетания вы можете прочитать на яйце. У.: «Шустрый воробей», «голосистый петух», «звонкий соловей», «мрачный ворон», «быстрая ласточка», «беззаботная кукушка». Л.: Слова «шустрый, голосистый, звонкий» являются какой частью речи? У.: Эти слова – прилагательные, так как отвечают на вопросы: какой? Какая? Л.: Для чего нам нужны прилагательные? Какую роль прилагательные играют в нашей речи, в жизни? У.: Прилагательные описывают предмет, делают наш язык более красочным. Л.: Я выдаю вам карточку с заданием. Вставьте слова и словосочетания, которые получились при выполнении предыдущих заданий, в соответствии со схемой, изображенной на карточке, и у вас получатся предложения. Задания в карточке (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Л.: Проверим, что у вас получилось. У.: (ученики читают получившиеся предложения) Ответ:
Л.: До того, как вы вписали слова, в карточке были только отдельные слова или словосочетания. А после выполнения задания - получились предложения. Объясните, что мы называем предложением. У.: Предложение – это слова, которые связаны друг с другом по смыслу. Предложение – это до конца высказанная мысль. Л.: Как на письме мы оформляем предложение? У.: На письме начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку или другой знак по цели высказывания. Л.: До конца выполните синтаксический разбор получившихся предложений. Л.: Проверяем первые три предложения. ФИЗМИНУТКА:
Л.: выполните рисунок по точкам-цифрам. Начиная от цифры 1 и заканчивая самой большой цифрой. (учащиеся выполняют задания) Л.: Контур какой птицы у вас получился? У.: Получился контур СОРОКИ. Л.: Посмотрите на иллюстрацию этой птицы. Л.: Для вас новое задание: Здесь текст о сороке. Расставьте точки так, чтобы получились предложения. Текст: По тропе осторожно ступал волк неожиданно застрекотала сорока птица громким криком предупредила обитателей леса об опасности. Л.: Проверяем, что у нас получилось. У.: По тропе осторожно ступал волк. Неожиданно застрекотала сорока. Птица громким криком предупредила обитателей леса об опасности. Л.: Спишите. Выполните синтаксический разбор первого предложения. Подпишите название части речи над словами в предложении. Далее – проверка выполнения синтаксического разбора Л.: Сорока - необычная птица. У нее - много прозвищ. Как вы думаете, от чего сорока получила прозвище «сорока-стрекотуха» У.: Сороку так прозвали, так как она громким голосом стрекочет, сообщая лесу о надвигающейся опасности. Характер у сороки пугливый, близко к себе человека в лесу не подпустит. Улетая от опасности, сорока своим громким стрекотанием переполошит весь лес, предупреждая обитателей о неожиданной опасности. Поэтому сороку и величают «Стрекотухой» Л.: Как вы думаете, от чего сорока получила прозвище «сорока-воровка»? У.: Сорока получила прозвище «сорока-воровка» из-за того, что ей нравятся блестящие предметы. Сорока их утаскивает в своё гнездо. Л.: Как вы думаете, из-за чего сорока получила прозвище «сорока-белобока»? У.: Белобока, потому что по бокам перышки у сороки совсем белые. Голова и крылья черные. Хвост тоже черный, длинный и прямой, как стрела. Л.: Какую стишок -потешку родители поют детям про «сороку-белобоку»? У.:
Л.: Слышали ли вы выражение «Сорока на хвосте принесла»? В каких случаях человек использует фразу «Сорока на хвосте принесла» У.: Люди давно заприметили такую особенность поведения сороки: перелетать с места на место и громко часто стрекотать, то есть новость разносить «Волк идет! Волк идет!» Хвост у сороки длинный, поэтому и сравнили, что новости сорока на хвосте носит Человек же использует фразу: «Сорока на хвосте принесла» в том случае, если хочет скрыть источник информации. То есть, человек не хочет говорить от кого узнал какую-то новость. -Откуда ты это знаешь? -Сорока на хвосте принесла. Л.: Считается, что сорока сплетница и разносит новости по лесу. Возможно, это мнение связано с тем, что крикливое стрекотание сорок не очень приятное на слух для человека. В быту человека сравнивают с сорокой, если он много громко говорит или сплетничает. А на самом деле, в лесу сорока своим криком предупреждает об опасности. Л.: Итак, ответьте на вопрос: -Как выглядит сорока? У: У сороки длинный клюв и хвост, она черного цвета с белыми боками. Л.: Какие прозвища есть у нее? У.: Сороку называют: «Сорока-белобока», «сорока-стрекотуха», потому что у нее белые бока и пронзительный стрекочущий голос. Л.: Чем питаются сороки? У.: Сороки клюют ягоды и фрукты, семена растений, могут поймать маленького зверька (например, мышку). Л.: Сороки зимующие или перелетные птицы? У.: Осенью сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам. В южные края длиннохвостые трещотки от нас не улетают. Зимой птицы перебираются ближе к людям. Рядом с человеком сытнее и теплее. С приближением весны птицы перелетают обратно в леса. | Слайд №4 Показ иллюстраций. Прослушивание голоса птицы. Слайд №5 Слайд №6 См.ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Слайд №7 Выдаются карточки с заданием. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Слайд №8 Слайд №9 Выдаются карточки с рисунком по точкам Слайд №10 Показ иллюстрации сороки Прослушивание аудиозаписи – стрекотание сорок Постановка вопроса ученикам. Если ученик не знает ответа, то на слайде - тексты для того, чтобы ученики нашли ответ в тексте. (См.ПРИЛОЖЕНИЕ 3) Показ-выполнение пальчиковой гимнастики под потешку Обобщение знаний о сороке | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Л.: Что такое предложение? У.: Предложение – это группа слов, связанных друг с другом по смыслу. В предложении мысль высказана до конца. Л.: Мы закрепляли знания о существительных, прилагательных и глаголах. Расскажите об этих частях речи. У.: Существительное отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, обозначает названия предметов, предложении часто бывает подлежащим, дополнением или обстоятельством. Глагол – отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЮТ?, обозначает действие предметов, в предложении является – сказуемым. Прилагательное – часть речи отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? Обозначает признак предмета, в предложении – определение. Л.: Что нового, необычного вы узнали о сороке? (ученики делятся впечатлениями) Л: Какие образные выражения, связанные с сорокой вам запомнились? У: «Сорока на хвосте принесла» Человек же использует фразу в том случае, если хочет скрыть источник информации. То есть, человек не хочет говорить от кого узнал какую-то новость. Например: -Откуда ты это знаешь? -Сорока на хвосте принесла. Л.: За чем человек в речи использует сравнения , образные выражения? У.: Сравнения делают речь красивой. Образные выражения помогают представить ситуацию и предмет, о которых идет речь. Например: в быту человека сравнивают с сорокой, если он много громко говорит или сплетничает. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Образец: Голосистый петух кукарекает во дворе.
- крыше чирикает __________.
- кукушка лесу.
- крутым берегом реки быстрая _______________.
- Звонкий ____________ зарослях.
- дереве каркает _______________.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сорока - необычная птица. У нее - много прозвищ: " Сорока-белобока", "Сорока- стрекотуха", "Сорока-воровка".
От чего сорока получила прозвище «Cорока-стрекотуха» .
Характер у сороки пугливый, близко к себе человека в лесу не подпустит. Улетая от опасности, сорока своим громким стрекотанием переполошит весь лес, предупреждая обитателей о неожиданной опасности. Поэтому сороку и величают «Стрекотухой».
От чего сорока получила прозвище «Cорока-воровка»?
Своё прозвище "сорока-воровка" птица получила за то, что очень любит всё яркое, блестящее. В гнезде сороки можно найти блестящую пуговицу, бусинки, даже чайную ложечку.
Почему сороку называют «Cорокой-белобокой»?
Белобока, потому что по бокам перышки у сороки совсем белые. Голова, крылья и хвост черные.
В каких случаях человек использует фразу «Сорока на хвосте принесла»
Люди давно заприметили такую особенность поведения сороки: перелетать с места на место и громко часто стрекотать, то есть новость разносить: «Волк идет! Волк идет!»
Хвост у сороки длинный, поэтому и сравнили, что новости сорока на хвосте носит.
Человек же использует фразу: «Сорока на хвосте принесла» в том случае, если хочет скрыть источник информации. То есть человек не хочет говорить, от кого узнал какую-то новость.
- От куда ты это знаешь?
- Сорока на хвосте принесла.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Сороки строят сразу несколько гнезд, а потом выбирают из них лучшее. В этом гнезде скоро появляются пять или восемь яиц, которые насиживает самочка. Через три недели из яиц вылупляются маленькие птенцы. Родители целый день без передышки кормят малышей гусеницами, мошками, жуками и комарами. Кроме насекомых сороки клюют ягоды и фрукты, семена растений, могут поймать маленького зверька.
Осенью сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам. В южные края длиннохвостые трещотки от нас не улетают. Зимой птицы перебираются ближе к людям. Рядом с человеком сытнее и теплее. С приближением весны птицы перелетают обратно в леса.
Заместитель директора по УР ______________ Настас Е.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"
представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...
Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"
Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....
Коррекционно-развивающее интегрированное занятие во 2 речевом классе "Планета Дружба"
Интегрированное занятие логопед-психолог-учитель как вариант работы с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС...
Конспект логопедического подгруппового занятия для учащихся 1 класса по профилактике нарушений письменной речи.
Тема: звуковой и слоговой анализ слов.Цель: развитие навыков звукового и слогового анализа словЗадачи: -совершенствование умения делить слова на слоги;-развитие умения соотносить количество слогов с к...
Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год.
Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебны...

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия на тему "Антонимы"
Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия по курсу коррекционно-развивающей области «Курс коррекционно-развивающих занятий с учителем-логопедом» в рамках АООП ТНР 5.1 для об...

Наглядный материал к конспекту коррекционно-развивающего подгруппового занятия "Антонимы".
Цель занятия: совершенствовать навыки правильного распознавания, подбора и употребления слов-антонимов в речи; совершенствовать словарь обучающихся путем развития умения подбирать слова – антони...









