Урок русского языка по теме: "Имена собственные. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях."
план-конспект урока по русскому языку

Холунина Наталья Николаевна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:


ТЕМА: ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ. БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ,
ОТЧЕСТВАХ И ФАМИЛИЯХ

Цели: развитие умения употреблять большую букву в именах, отчествах и фамилиях; обучение умению отличать имена собственные от нарицательных; обучение умению отличать полные имена от кратких.

Ход урока

I.Орг.момент.

  1. АУТОТРЕНИНГ. ( Э. ГРИГ « ПЕР ГЮНТ», «УТРО»)

ЯРКО СВЕТИТ ОСЕННЕЕ СОЛНЫШКО. ОНО СОГРЕВАЕТ ЗЕМЛЮ СВОИМ ТЕПЛОМ. ПО НЕБУ ПЛЫВЕТ ЛЕГКОЕ ОБЛАЧКО. ВСЕ В ПРИРОДЕ ДЫШИТ,РАСТЕТ. МЫ ТОЖЕ РАСТЕМ. ПОДНИМАЕМСЯ ТИХОНЬКО. МЫ РАССЛАБИЛИСЬ И ПОДГОТОВИЛИСЬ К ВОСПРИЯТИЮ УРОКА.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

      -   ПРЕЖДЕ ЧЕМ МЫ НАЧНЕМ РАБОТАТЬ,НАРИСУЙТЕ НА ПОЛЯХ ЕСЛИ У ВАС           ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ ,ТО СОЛНЫШКО,ЕСЛИ НЕ ОЧЕНЬ,ТО СОЛНЫШКО С ТУЧКОЙ,А ЕСЛИ ПЛОХОЕ,ТО ТУЧКУ.

КАЛЛИГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА.

Н а   д о с к е  з а п и с ь:

в  е  л   о  к  л  в   р  б  о  е  в  о  й

  Дети записывают эти буквы.

– Какое задание можно предложить? (Составить из этих букв слова.)

– Какие слова получились? (Лев, волк, воробей.)

Записать слова, объяснить правописание.

– Что можно сказать об этих словах как о части речи?

 Учащиеся рассказывают все, что знают о существительных.

П р о д о л ж и т ь   и г р у:

д  е  р  л  в  б  ю     е  б  р  з  а     я  з  а  ц

– Какие слова получились? (Верблюд, зебра, заяц.)

Записать слова и подчеркнуть «опасные» места.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

А СЕЙЧАС ПОСМОТРИТЕ НА ЭКРАН(ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ).

Игра «Имена в загадках».

-Отгадайте слова. (Галя, Леонид, Елена, Юля.)

-Что это за слова, что они обозначают?( Это имена)

-Как вы думаете, какая тема нашего урока? 

 

-ПОПРОБУЙТЕ СФОРМУЛИРОВАТЬ ЦЕЛИ НАШЕГО УРОКА. ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И ЧТО УМЕТЬ?

-РЕБЯТА,А КАКИЕ ЗАДАНИЯ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ВЫПОЛНИТЬ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ?

-ХОРОШО,Я ПОСТАРАЮСЬ УЧЕСТЬ ВАШИ ПОЖЕЛАНИЯ

III РАБОТА НАД ТЕМОЙ.

– В каком   случае  слова пишутся с большой буквы? (Если слово стоит в начале предложения.)

– А бывают ли случаи, когда в середине предложения слова пишутся с заглавной буквы?

– Прочитайте предложения, записанные двумя учениками. Кто из них прав?

Я люблю сказки Корнея Ивановича Чуковского.

Я люблю сказки корнея ивановича чуковского.

– Что можете сказать?

Записать правильное предложение.

– Какими бывают имена существительные? (Нарицательными и собственными.)

– С какой буквы пишутся нарицательные существительные? А имена собственные?

 – Вот какую песенку придумали заглавные буквы. Она им так нравится, что они частенько ее распевают.

                Буква обычная выросла вдруг,

                Стала заметно выше подруг,

                Смотрят с почтеньем

                На букву подруги.

                Но почему? За какие заслуги?

                Буква расти не сама захотела,

                Букве поручено важное дело –

                Ставится в слове не зря и не просто

                Буква такого высокого роста.

                Ставится буква у строчки в начале,

                Чтобы начало все замечали.

                Имя, фамилия пишутся с нею,

                Чтобы заметней им быть и виднее,

                Чтобы звучали громко и гордо

                Имя твое, имя улицы, города.

                Буква большая – совсем не пустяк:

                В букве большой уважения знак.

Записать свое имя, отчество и фамилию.

– Что нужно помнить, чтобы правильно написать эти слова?

– Большая буква в именах, отчествах и фамилиях – это орфограмма.

– А вы знаете, почему вас так назвали?

Между живущих людей безымянным никто не бывает

Вовсе: в минуту рождения каждый, и низкий, и знатный,

Имя свое от родителей в дар получает…

Это интересно

Слово имя – очень древнее. Имена – это слова особые. В древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами. Индейцы Америки могли назвать ребенка Уи-Уис, что значит «совенок», или Хома-Хомапи, что означает «утреннее облачко». У древних греков встречались имена Петр, что значило «камень»; Фока – «тюлень»; Хризис – «золото».

Имена давались не только в детстве, но и в зрелом возрасте. При этом «взрослое» имя иногда жило вместе с «детским».

Вот несколько русских имен: Мал, Бел, Кудряш, Черныш. Они даны по внешности человека.

Также давались имена по чертам характера: Умник, Добр, Несмеяна; по месту в семье: Первый, Второй и т. д.; по профессии.

Сейчас имен великое множество. Рождались они и у нас, и в других странах.

– Узнайте у своих родителей, почему они вас так назвали. Что означает ваше имя?

Слово «отчество» переводится с греческого как происхождение по отцу.

Слово «фамилия» на латинском означает «семья».

Физкультминутка.( с использованием интерактивной доски)

– Я буду называть слова, а вы будете приседать, если это имя собственное. А если имя нарицательное, то поднимать руки вверх.

Слова: Маша, дети, кукла, Андреевич, Сергеев, машина, круг, кошка, Ирина и др.

IV РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. (С.43 УПР.76)

V ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

- А СЕЙЧАС КАЖДЫЙ ВЫБЕРЕТ ТО ЗАДАН ИЕ,КОТОРОЕ ХОЧЕТ.

1 УРОВЕНЬ.

-НАПИШИТЕ  3  ЖЕНСКИХ  И 3 МУЖСКИХ ИМЕНИ.

 2 УРОВЕНЬ.

-СПИШИТЕ. ПОСТАВЬТЕ ВМЕСТО ТОЧЕК ИМЕНА, ОТЧЕСТВА, ФАМИЛИИ.

МЕНЯ ЗОВУТ…

МОЮ МАМУ ЗОВУТ…

3 УРОВЕНЬ.

НАПИШИТЕ ФАМИЛИИ,ИМЕНА И ОТЧЕСТВА ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ.

 ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ-…

ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПОЭТ-…

ПЕРВЫЕ В КАЖДОЙ ГРУППЕ ПОДНОСЯТ УЧИТЕЛЮ НА ПРОВЕРКУ. ОСТАЛЬНЫХ ПРОВЕРЯЮТ КОНСУЛЬТАНТЫ.

VI. Итог урока.

– О чем говорили сегодня на уроке?

– Что нового узнали?

-На полях сделайте рисунок солнышка, солнышка с тучкой или тучки. У кого настроение не изменилось? У кого улучшилось? А есть у кого испортилось? Хорошо.

VIII.Домашнее задание: упражнение 77,с.44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе "Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей"

Урок "Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей" - урок исследование, позволяющий первоклассникам самостоятельно, в игровой форме усвоить учебный материал...

Урок русского языка во 2 классе. Тема. Большая буква в именах собственных. Географические названия.

Цель урока: закрепить умение писать имена собственные;развивать орфографическую зоркость;способствовать развитию умения работать в микрогруппах, в парах; воспитывать аккуратность, взаимовыручку, ...

Разработка урока.Тема: Имена собственные. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях.

Разработка урока.Тема: Имена собственные. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях. Цели:   развитие умения употреблять большую букву в именах, отчествах и  фамилиях; учить отличать...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Имена существительные собственные и нарицательные»

Технологическая карта урока на тему «Имена существительные собственные и нарицательные». Предмет: русский язык..  УМК «Начальная школа 21 века»....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе « Имена собственные. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях.»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: « Имена собственные. Большая буква в именах,отчествах и фамилиях.»...

Презентация урока русского языка 2 класс (Школа России) "большая буква в именах собственных"

Представлена презентация урока русского языка 2 класс (Школа России) "большая буква в именах собственных"...