Урок русского языка по теме: "Имена собственные. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях."
план-конспект урока по русскому языку
.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 66.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ. БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ,
ОТЧЕСТВАХ И ФАМИЛИЯХ
Цели: развитие умения употреблять большую букву в именах, отчествах и фамилиях; обучение умению отличать имена собственные от нарицательных; обучение умению отличать полные имена от кратких.
Ход урока
I.Орг.момент.
- АУТОТРЕНИНГ. ( Э. ГРИГ « ПЕР ГЮНТ», «УТРО»)
ЯРКО СВЕТИТ ОСЕННЕЕ СОЛНЫШКО. ОНО СОГРЕВАЕТ ЗЕМЛЮ СВОИМ ТЕПЛОМ. ПО НЕБУ ПЛЫВЕТ ЛЕГКОЕ ОБЛАЧКО. ВСЕ В ПРИРОДЕ ДЫШИТ,РАСТЕТ. МЫ ТОЖЕ РАСТЕМ. ПОДНИМАЕМСЯ ТИХОНЬКО. МЫ РАССЛАБИЛИСЬ И ПОДГОТОВИЛИСЬ К ВОСПРИЯТИЮ УРОКА.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
- ПРЕЖДЕ ЧЕМ МЫ НАЧНЕМ РАБОТАТЬ,НАРИСУЙТЕ НА ПОЛЯХ ЕСЛИ У ВАС ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ ,ТО СОЛНЫШКО,ЕСЛИ НЕ ОЧЕНЬ,ТО СОЛНЫШКО С ТУЧКОЙ,А ЕСЛИ ПЛОХОЕ,ТО ТУЧКУ.
КАЛЛИГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА.
Н а д о с к е з а п и с ь:
в е л о к л в р б о е в о й
Дети записывают эти буквы.
– Какое задание можно предложить? (Составить из этих букв слова.)
– Какие слова получились? (Лев, волк, воробей.)
Записать слова, объяснить правописание.
– Что можно сказать об этих словах как о части речи?
Учащиеся рассказывают все, что знают о существительных.
П р о д о л ж и т ь и г р у:
д е р л в б ю е б р з а я з а ц
– Какие слова получились? (Верблюд, зебра, заяц.)
Записать слова и подчеркнуть «опасные» места.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
А СЕЙЧАС ПОСМОТРИТЕ НА ЭКРАН(ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ).
Игра «Имена в загадках».
-Отгадайте слова. (Галя, Леонид, Елена, Юля.)
-Что это за слова, что они обозначают?( Это имена)
-Как вы думаете, какая тема нашего урока?
-ПОПРОБУЙТЕ СФОРМУЛИРОВАТЬ ЦЕЛИ НАШЕГО УРОКА. ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И ЧТО УМЕТЬ?
-РЕБЯТА,А КАКИЕ ЗАДАНИЯ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ВЫПОЛНИТЬ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ?
-ХОРОШО,Я ПОСТАРАЮСЬ УЧЕСТЬ ВАШИ ПОЖЕЛАНИЯ
III РАБОТА НАД ТЕМОЙ.
– В каком случае слова пишутся с большой буквы? (Если слово стоит в начале предложения.)
– А бывают ли случаи, когда в середине предложения слова пишутся с заглавной буквы?
– Прочитайте предложения, записанные двумя учениками. Кто из них прав?
Я люблю сказки Корнея Ивановича Чуковского.
Я люблю сказки корнея ивановича чуковского.
– Что можете сказать?
Записать правильное предложение.
– Какими бывают имена существительные? (Нарицательными и собственными.)
– С какой буквы пишутся нарицательные существительные? А имена собственные?
– Вот какую песенку придумали заглавные буквы. Она им так нравится, что они частенько ее распевают.
Буква обычная выросла вдруг,
Стала заметно выше подруг,
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело –
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак.
Записать свое имя, отчество и фамилию.
– Что нужно помнить, чтобы правильно написать эти слова?
– Большая буква в именах, отчествах и фамилиях – это орфограмма.
– А вы знаете, почему вас так назвали?
Между живущих людей безымянным никто не бывает
Вовсе: в минуту рождения каждый, и низкий, и знатный,
Имя свое от родителей в дар получает…
Это интересно
Слово имя – очень древнее. Имена – это слова особые. В древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами. Индейцы Америки могли назвать ребенка Уи-Уис, что значит «совенок», или Хома-Хомапи, что означает «утреннее облачко». У древних греков встречались имена Петр, что значило «камень»; Фока – «тюлень»; Хризис – «золото».
Имена давались не только в детстве, но и в зрелом возрасте. При этом «взрослое» имя иногда жило вместе с «детским».
Вот несколько русских имен: Мал, Бел, Кудряш, Черныш. Они даны по внешности человека.
Также давались имена по чертам характера: Умник, Добр, Несмеяна; по месту в семье: Первый, Второй и т. д.; по профессии.
Сейчас имен великое множество. Рождались они и у нас, и в других странах.
– Узнайте у своих родителей, почему они вас так назвали. Что означает ваше имя?
Слово «отчество» переводится с греческого как происхождение по отцу.
Слово «фамилия» на латинском означает «семья».
Физкультминутка.( с использованием интерактивной доски)
– Я буду называть слова, а вы будете приседать, если это имя собственное. А если имя нарицательное, то поднимать руки вверх.
Слова: Маша, дети, кукла, Андреевич, Сергеев, машина, круг, кошка, Ирина и др.
IV РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. (С.43 УПР.76)
V ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
- А СЕЙЧАС КАЖДЫЙ ВЫБЕРЕТ ТО ЗАДАН ИЕ,КОТОРОЕ ХОЧЕТ.
1 УРОВЕНЬ.
-НАПИШИТЕ 3 ЖЕНСКИХ И 3 МУЖСКИХ ИМЕНИ.
2 УРОВЕНЬ.
-СПИШИТЕ. ПОСТАВЬТЕ ВМЕСТО ТОЧЕК ИМЕНА, ОТЧЕСТВА, ФАМИЛИИ.
МЕНЯ ЗОВУТ…
МОЮ МАМУ ЗОВУТ…
3 УРОВЕНЬ.
НАПИШИТЕ ФАМИЛИИ,ИМЕНА И ОТЧЕСТВА ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ.
ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ-…
ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПОЭТ-…
ПЕРВЫЕ В КАЖДОЙ ГРУППЕ ПОДНОСЯТ УЧИТЕЛЮ НА ПРОВЕРКУ. ОСТАЛЬНЫХ ПРОВЕРЯЮТ КОНСУЛЬТАНТЫ.
VI. Итог урока.
– О чем говорили сегодня на уроке?
– Что нового узнали?
-На полях сделайте рисунок солнышка, солнышка с тучкой или тучки. У кого настроение не изменилось? У кого улучшилось? А есть у кого испортилось? Хорошо.
VIII.Домашнее задание: упражнение 77,с.44
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 1 классе "Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей"
Урок "Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей" - урок исследование, позволяющий первоклассникам самостоятельно, в игровой форме усвоить учебный материал...
Урок русского языка во 2 классе. Тема. Большая буква в именах собственных. Географические названия.
Цель урока: закрепить умение писать имена собственные;развивать орфографическую зоркость;способствовать развитию умения работать в микрогруппах, в парах; воспитывать аккуратность, взаимовыручку, ...
Разработка урока.Тема: Имена собственные. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях.
Разработка урока.Тема: Имена собственные. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях. Цели: развитие умения употреблять большую букву в именах, отчествах и фамилиях; учить отличать...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Имена существительные собственные и нарицательные»
Технологическая карта урока на тему «Имена существительные собственные и нарицательные». Предмет: русский язык.. УМК «Начальная школа 21 века»....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе « Имена собственные. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях.»
Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: « Имена собственные. Большая буква в именах,отчествах и фамилиях.»...

Презентация урока русского языка 2 класс (Школа России) "большая буква в именах собственных"
Представлена презентация урока русского языка 2 класс (Школа России) "большая буква в именах собственных"...

Конспект урока русского языка по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"
Урок "открытия" новых знаний....

