Окончание как изменяемая часть слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Мурзабаева Анара Бухарбаевна

УМК "Школа России" Канакина В.П. Горецкий В.Г. 2 класс Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект Урока69.2 КБ

Предварительный просмотр:

  

Проект  УРОКА

ФИО (полностью)

Мурзабаева Анара Бухарбаевна

Место работы

МОУ «СОШ №62»

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

2 д

Тема и номер урока в теме

Окончание как изменяемая часть слова №43

Предметная программа и её автор

УМК «Школа России» Канакина В.П. Горецкий В.Г.

Цель и  предполагаемый результат

Предметный: иметь представление об окончании как изменяемой части слова и его роли в словообразовании, уметь находить и выделять окончание как часть слова; понимание понятия «форма слова».

Метапредметный:

П-умение работать с информацией, используя работу со словарём;

     умение анализировать языковой материал, обобщать полученные   результаты, доказывать своё мнение;

     умение ставить перед собой цель под руководством учителя.

Р-умение ставить перед собой учебную задачу (под руководством учителя), планировать свою деятельность;

     умение принимать и удерживать учебную задачу в течение всего урока;

    умение осуществлять контроль своих действий.

К-умение высказывать своё мнение, слушать и понимать других;

     умение работать в статической группе, взаимодействовать с партнёром.

Личностный:сознание себя частью коллектива, своей значимости в процессе открытия нового знания;

                               формирование познавательного интереса к новому учебному материалу.

Тип урока

Открытия нового знания

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Учебная (проблемная) задача

Деятельность ученика, учителя

(приемы, организующие деятельность; конкретные задания для обучающихся, формулировка вопросов)

Средства

Результат

(Пр -предметный;

 П -позн., К -коммун., Р -регул., Л -личностный.)

Коррекционная работа

1

2

3

4

5

Организационно – мотивационный  блок

1.Самоопределе-ние к деятель-ности         Организацион-ный момент

2.Актуализация знаний

3.Формулирова-ние темы урока через разгадывание кроссворда.

Вот звонок нам дал сигнал.

Поработать час настал.

Так что, время не теряем

И работать начинаем.

- Садитесь за парты.

-Сегодня на уроке мы поговорим о том, из чего состоят слова. Для этого нам понадобится кое-что вспомнить.

(На доске написаны слова «лесник, лесной, лесочек, перелесок.)

-Прочитайте слова.

-Как мы можем назвать их одним словом?

-Однокоренными (родственными).

-Почему мы можем назвать эти слова однокоренными?

-У них есть общая часть, и они близки по смыслу.

-Найдём и выделим корень в этих словах.

- Что вы помните об этой части слова «корень»?

- Это главная часть в слове, в которой заключено значение слова. Без корня слова не бывает.

-Ребята, как вы думаете, слово состоит только из корня, или в нём могут быть и другие какие-то части?

- Кроме корня в слове есть ещё буквы, значит, наверное, есть ещё какие-то части.

- А хотите узнать?

- Сегодня мы познакомимся с новой для вас частью слова. Как она называется, вы узнаете, разгадав кроссворд.

- Разгадывать кроссворд вы будете в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.

Вспоминают правила.

(Дети получают листочки с кроссвордами на парты и разгадывают их в парах.)

- Проверим, как пары справились с заданием. (Каждая пара по очереди зачитывает загадку и называет отгадку. Выходят к доске вывешивают отгадки.)

- Какое слово получилось из первых букв отгадок?

-Окончание    

Листы с кроссвордами

Листы с отгадками

Л- самоопределение; регулятивные: целеполагание;              К- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

К- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;                 П- логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

К-умение взаимодействовать с партнёром, учебное сотрудничество (через работу в статических группах).

Р-самоконтроль и коррекция.

Коррекция

коммуникативных

навыков. Создание

эмоционального

настроя на работу,

привлечение

внимания.

Коррекция

эмоционально-

волевой сферы.

Развитие

самостоятельности,

умения организовать

свое рабочее место

Развитие зрительного

восприятия и

внимания,

активизация словаря,

развитие

познавательного

интереса.

Положительный

настрой на работу.

Понимание и

усвоение учебной

задачи.

Информационно- аналитический блок

4.Постановка учебной задачи.

  1. Поиск ответов на поставленные вопросы.

Поиск решения проблемной ситуации.

  1. Формулирова-ние правила.

7. Физкульт-минутка

8.Первичное закрепление. Отработка понятия «форма слова».

- Окончание и есть та новая часть слова, которую мы будем сегодня изучать.

-Окончание – это очень важная часть слова. Как вы думаете, что мы обязательно должны о ней знать?

- Нужно знать, где находится окончание в слове.

- Нужно знать, как обозначают окончание в слове.                                

 - Нужно знать, зачем нужно окончание.                                                                                                            (На доске учитель вешает плакат с  тремя вопросами:

Что такое окончание?

Где стоит окончание в слове?

Зачем  нужно окончание?

На эти три вопроса мы постараемся найти ответы.

- На какой из вопросов мы можем попытаться ответить уже сейчас?

- На второй вопрос: «Где стоит окончание в слове?»

Раз эта часть слова называется окончание, то и стоит оно, наверное, в конце слова.

-Верно. Окончание стоит на конце слова.

Продолжим искать ответы на оставшиеся вопросы.

-Недавно я побывала в планетарии. Там нам показали письмо от инопланетян. Учёные пытались прочесть его, но не всё в нём поняли. Давайте поможем учёным. Вот это письмо. (Дети читают текст)

Люди планеты Земля. Пишут вам жители далёкой планеты. Мы часто пролетаем мимо Земля. Ваша планета очень красивая. Мы хотим прилететь на Земля. Но не знаем, сможем ли мы жить на Земля?

- Ребята, всё ли понятно в этом письме?

-Нет

- Почему?

- Потому что не все слова связаны друг с другом, а мы знаем, что в предложениях слова должны быть связаны по смыслу.              

Давайте попробуем связать слова друг с другом. Что нужно для этого сделать?

- У слова «Земля» надо поменять последние буквы, концовку слова.

- Правильно. Нужно поменять окончание у слова «Земля». Давайте исправим текст.

(Дети читают текст, исправляя ошибки у слова «Земля» меняются окончания.)

- Что мы меняли: само слово или только его окончания?

- Само слово не менялось. Менялось лишь окончание.

- Выпишите слово Земля в его разных формах.

Дети выписывают: Земля, мимо Земли, на Землю, на Земле.

-Выделим общую часть слова – корень.

- Назовите ту часть слова, которая всё время менялась.

- Я, и, ю, е.

Это и есть окончание. Выделяют окончание квадратиком.

Ребята, а зачем мы меняли окончания?

- Для связи слов в предложении.

- Какие значения может иметь слово «земля»? Давайте заглянем в толковый словарь.

- Дети читают по толковому словарю.

- Можем ли мы сказать, что слово «земля» многозначное?

Да

Надеюсь, мы помогли учёным в работе с письмом.

- Что же мы узнали об окончании? Расскажите по плану, сделав правильный выбор.

Уберите неверный ответ и оставьте верный.

1.Окончание – это изменяемая / неизменяемая часть слова.

2.Окончание стоит в начале / в середине / в конце слова.

3.Окончание служит для связи слов в предложении / для образования новых слов.

4.Окончание в слове обозначают дугой / квадратиком.

(Задание на листочках. Дети читают вопросы и выбирают верный ответ.)

- Откройте учебники на странице 62. Прочитаем вывод в учебнике и сравним его с нашим выводом.

- Вывод в учебнике совпал с нашим выводом.

Физминутка

Буратино - потянулся,

Раз - нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

- Выполним упражнение № 90 из учебника (устно).                                          Формы какого слова даны в каждой группе?                                                                - Дети читают: Берёзу, берёзы, берёзой, о берёзе, берёзами, берёзам – это не разные слова, Это всё формы одного слова «берёза».

- Слово одно – а формы разные. Для чего они нужны?

- Для связи слов в предложении.

Листы с текстом у каждого ученика

Толковый словарь

Р- целеполагание;  К-постановка вопросов;               П -общеучебные -  самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

П- логические

доказательство.

 

Р- планирование, прогнозирование;   П- моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;          К- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

П-общеучебные  работа с информацией через использование толкового словаря

Р-контроль, оценка, коррекция;    

П- общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; К-управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Развитие зрительного

и слухового внимания, зрительной

памяти.

Коррекция и развитие

речи (добиваюсь

полных ответов)

Развитие слухового и

зрительного

восприятия и

внимания.

Развитие

пространственной

ориентации в тетради.

Развитие мелкой

моторики рук

Здоровьесбережение,

профилактика

нарушений осанки и

зрения; снятие

статического

напряжения, развитие

общей моторики,

коррекция движений.

Оценочно- рефлексивный блок

9.Самостоятель-ная работа

10.Домашнее задание

11.Рефлексия (подведение итога урока).

 - Поработаем самостоятельно. Спишите текст. Дополните предложения недостающими окончаниями, употребив слово лиса в разных формах.

В норе лис_. У лис_ пушистый хвост. Про лис_ есть много сказок. Мы любуемся лис_.

- Проверим, как вы справились с самостоятельной работой. Зачитайте свой текст и назовите окончания у слова лиса.

- У кого возникли затруднения?

Дома вы будете выполнять аналогичное задание. Упражнение № 91 В нём нужно будет выделить окончания у слова  зима.

- Как вы это будете делать? Как найдёте окончание?

- Я посмотрю на слово. Та часть в слове, которая  всё время меняется, и есть окончание.

Давайте вернёмся к тем вопросам, на которые мы хотели найти ответы на уроке. Нашли ли мы ответы на эти вопросы? (Да.) Давайте ещё раз на них ответим.

На доске висит  плакат с  тремя вопросами:

Что такое окончание?

Где стоит окончание в слове?

Зачем  нужно окончание?

- Что запомнилось вам на уроке?

Продолжите предложения:

«Теперь я знаю….»

«Теперь я умею…»

Что показалось на уроке трудным?

Хотели бы вы познакомиться с другими частями слов?

Об этом мы поговорим на дальнейших уроках.

 Лист с заданием у каждого ученика.

Р-контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Л- самоопределение.

К-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;    

П-  рефлексия;    

Л-смыслообразование.

Развитие

пространственной

ориентации в тетради

.

Развитие мелкой

моторики рук

Развитие и коррекция

внимания.

Приложение

Загадки для кроссворда

1. Весной сажают,

Летом поливают,

Пропалывают, тяпают,

А осенью выкапывают.

2. Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи,

Там меня ищи.

3. Летом – в огороде

Свежий и зелёный.

А зимою – в бочке

Крепкий и солёный.

4.Ранним утром у школьных ворот

Собирается шумный …

  1. Они ходят и стоят,

  О времени нам говорят.

6. Круглый, круглый,

Сладкий, сладкий,

С полосатой кожей гладкой.

А разрежешь – посмотри:

Красный, красный

Он внутри.

7.Режем мы и вырезаем,

Маме шить мы помогаем.

  1. И не снег, и не лёд,  

А серебром деревья уберёт.

9. Зеленая красавица
В лесу растет, всем нравится.
Лапы ее колкие
Усыпаны иголками.

Отгадки:

  1. Овощи
  2. Капуста
  3. Огурец
  4. Народ
  5. Часы
  6. Арбуз
  7. Ножницы
  8. Иней
  9. Ель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 3-ем классе " Изменяемая часть слова - окончание"

Методическая разработка урока по русскому языку в 3-ем классе по программе "Школа России"....

«Окончание – изменяемая часть слова»,

Задачи и цели урока:1.Формировать представление об окончании и основе.2. Ввести в познавательную деятельность и активный словарь учащихся термины: окончание, нулевое окончание, разные формы одного ито...

Окончание – изменяемая часть слова.

Окончания не образуют новое слово, а меняет его форму....

Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении»

Конспект урока по русскому языку по теме «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении» + презентация...

Конспект урока "Окончание как изменяемая часть слова".

Конспект урока "Окончание как изменяемая часть слова"....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Окончание как изменяемая часть слова"

Данный материал может пригодиться для использования педагогом на уроке русского языка по теме "Окончание как изменяемая часть слова"....