Технологическая карта урока русского языка по теме "Окончание как изменяемая часть слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Пестерева Мария Владимировна

Данный материал может пригодиться для использования педагогом на уроке русского языка по теме "Окончание как изменяемая часть слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okonchanie_kak_izmenyaemaya_chast_slova.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Дата:

1

ФИО

Пестерева Мария Владимировна

2

Место работы

МОАУ «Гимназия №6»

3

Должность

учитель начальных классов

4

Предмет

Русский язык

5

Класс

2 «Б»

6

Тема и номер урока в теме

Окончание как изменяемая часть слова

7

Базовый учебник

Русский язык, 1ч., В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

8

Цель урока

формирование умения выделять окончание в слове.

9

Задачи

- образовательные (формирование познавательных УУД):

формировать представление об окончании как изменяемой части слова; формировать умение отличать форму слова от однокоренных слов; формировать умение применять полученные знания при выполнении заданий.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение.

- развивающие (формирование регулятивных УУД):

содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

- здоровьесберегающие (формирование регулятивных УУД):

обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

10

Тип урока:

Урок овладения новым материалом.

11

Формы работы учащихся:

Фронтальная, индивидуальная, парная.

12

Необходимое техническое оборудование:

Компьютер, проектор.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОВЛАДЕНИЯ НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятель-ность ученика

Время в мин.

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

I. Мотивация учебной деятельности учащихся

Презента-ция

- Проверьте свою готовность к уроку.

- Тихонечко садитесь.

- Давайте проверим, всё ли у вас готово для урока. На каждый урок русского языка нужно готовить: пенал, синюю ручку, простой карандаш, ластик, линейку, учебник, рабочую тетрадь.

- А сейчас покажите, как нужно правильно сидеть. (1 слайд)

- Почему на третьей картинке перечёркнуты предметы? (На уроках мы не достаём игрушки, еду, гаджеты.)

- Теперь мы готовы к уроку!

Приветству-ют учителя.

2 мин

обеспечение организации их учебной деятельности. Эмоционально- положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

2

II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

Презента-ция

Минутка чистописания.

- Ребята, откройте тетради и пропишите букву, которая у вас написана после домашней работы. Практически у всех она разная. Во время письма сидим ровно, следим за посадкой.

- Запишите на следующей строке после прописи число, классная работа. Поставьте ударение и подчеркните орфограммы, которые нам встретились.

- На прошлых уроках мы с вами проходили темы «Однокоренные слова» и «Корень».

- Что же такое корень? Какие слова называют однокоренными?

- На следующей строке после надписи «классная работа» запишите два однокоренных слова к слову «небо». Выделите их корень. (2-3 слайд)

Работают в тетрадях (минутка чистописания)

Отвечают на вопросы.

Работают в тетрадях (минутка чистописания)

5 мин

работа с информацией, выполнение логических операций сравнения. Анализа, обобщения, использование знако-символических средств.

принимать и сохранять учебную задачу

участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

3

III. Постановка цели и задач урока.

Презента-ция

- Тема нашего урока – «Окончание как изменяемая часть слова». (4 слайд)

- Посмотрите внимательно на слайд и прочитайте слова. Чем они похожи? Чем отличаются? (5 слайд)

- Что это? Как называется эта часть слова? Как её обозначить? (6 слайд)

- Можно ли назвать эти слова однокоренными? Почему? (Нет)

- Что вы заметили?

- Как называются эти слова?

- Какая у нас возникла проблема?

- Какую цель и задачи мы поставим перед собой на этот урок? (7 слайд)

Цель: научиться выделять окончание в слове.

Задачи:

1) узнать, что такое форма слова и окончание.

2) научиться отличать однокоренные слова от форм слов.

3) научиться применять полученные знания при выполнении заданий.

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы.

Ставят цель и задачи на урок.

4 мин

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

идет управле-ние своей деятельностью, включается волевая саморе-гуляция, ученик контролирует свои действия.

учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию

4

IV. Первичное получение знаний с проговарива-нием во внешней речи

Презента-ция

- Скажите, как вы понимаете слово «окончание», что оно значит?

- Обратите внимание на слайд: прочитайте задание. Что нужно сделать?

Давайте выполним задание вместе: я буду читать вопросы, а вы — отвечать на них. (слайд 8)

Что вы заметили? Что изменилось? Что осталось прежним? Смысл слова изменился? (слайд 9)

- Правильно, изменилась только та часть слова, которая находится на конце слова, а смысл у всех слов одинаковый, он не изменился.

- Прочитайте правило. Как называется новая часть слова? Почему? Какую особенность имеет эта часть слова? Как обозначается окончание? (слайд 10)

- Выпишите слова в строку через запятую, выделите у них окончание». (слайд 9)

- Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте выполнение задания по образцу. (слайд 11)

Если окончание выполнено верно, ставите «+» над словом, если неверно, то «-».

- Все справились с заданием?

- Молодцы!

Отвечают на вопросы, работают с презентацией.

Работают в тетрадях

Взаимопроверка работ

7 мин

работа с информацией, выполнение логических операций сравнения. Анализа, обобщения, использование знако-символических средств.

осмысляют материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию

6

V. Включение в систему знаний и закрепление

Презента-ция

- Мы уже знаем, как называются слова, которые близки по значению и имеют одинаковый корень. Как они называются? (Однокоренные.)

- Как называются слова, которые имеют одинаковое значение и одинаковый корень, но разное окончание?

- Давайте рассмотрим картинку. Что делает Соня? Из чего она делает печенье? (слайд 12)

- Верно! Соня делает печенье из теста. Чем отличается каждое печенье? (Формой.)

- Так и есть! Всё печенье сделано из одного и того же теста, но форма у каждого своя.

- Прочитайте правило, что такое форма слова? (слайд 13)

- Ребята, мы решили первую задачу! (слайд 14)

Работа в парах.

- А сейчас внимание на слайд. Вам необходимо в парах посоветоваться и найти лишнее слово, определить окончания в словах. (слайд 15)

- Не забываем о правилах работы в парах: как мы должны работать? (слайд 16)

(обсуждение учащимися в парах, после фронтальное обсуждение с классом –слайд 17)

- Как же отличить формы слова от однокоренного слова? (Нужно выяснить значения всех представленных слов. Слово, имеющее близкое к остальным, но не точно такое же значение, — однокоренное. Однокоренное слово не является формой слова.)

- Мы решили вторую задачу урока! (слайд 18)

Работают в парах.

- Дружно, активно, советоваться, не мешать другим.

Отвечают на вопросы

12 мин

знать, что такое форма слова и окончание.

уметь отличать однокоренные слова от форм слов.

умеют коррек-тировать текст, составлять текст из разрозненных предложений.

Включение компетенции «Я могу применять свои знания!»

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

5

Физминутка

Ребята, давайте встанем рядом со своими партами и проведем физминутку. (слайд 19)

Выполняют физминутку

1 мин

уметь перек-лючать внима-ние, снять утом-ление мышц.

7

VI. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Карточка

- Ребята, у вас на столах лежат карточки, посмотрите на 1 задание, что в нём нужно сделать?

- Что нужно сделать во 2 задании? А в 3 задании?

- Приступайте к выполнению карточки. Помните, что вы работаете самостоятельно, ни с кем не советуетесь.

(слайд 20-21 – 1 задание)

(слайд 22-23 – 2, 3 задание)

- Проверяем, что у вас получилось. Начинаем с первого задания.

- Ребята, с помощью вот таких стикеров вы можете оценить результат выполненных заданий.

- Нарисуйте первый стикер, если справились с заданием легко и успешно.

- Нарисуйте второй стикер, если было трудно, но вы справились.

- Нарисуйте третий стикер, если задание оказалось трудным и для его выполнения нужна помощь. (слайд 24)

Карточка

Отвечают на вопросы

Взаимопро-верка и проверка по шаблону

Оценивают свою деятельность

10 мин

уметь применять полученные знания при выполнении заданий.

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

уметь коррек-тировать текст, составлять текст из разрозненных предложений.

8

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Домашнее задание на карточках.

Из задания 2 спишите в тетради текст, выделив в нём все абзацы.

Записывают дом. задание в дневниках

1 мин

9

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Давайте подведём итоги. Все ли задачи мы сегодня решили? Достигли ли мы цели урока? (слайд 25)

- Что такое окончание? Что такое форма слова? Как отличить однокоренное слово от формы слова?

- Поделитесь своими впечатлениями об уроке, оцените свою работу.

- Если на уроке все получилось, и было интересно, поднимите правую руку, если были сложности, то левую.

Спасибо за работу.

Подводят итоги урока, анализируют свою деятельность на предмет достижения цели и задач урока.

3 мин

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 2 класс, "Повторение написания частей слова", УМК "Начальная школа 21 века".

Тип урока: рефлексияЦель урока: повторение и закрепление изученного материала.Задачи урокаДидактические: организовать работу по повторению правописания частей слова: безударные гласные в корне, непрои...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Окончание как часть слова».

Цель урока: формирование у учащихся представлений об окончании как изменяемой части слова и его роли в формообразовании, умения находить и выделять окончания в словах.Задачи урока:Дидактические:1. Соз...

Технологическая карта урока русского языка «Повторение. Корень как общая часть родственных слов.». УМК «Школа России», 2 класс.

Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: обобщение знаний обучающихся о понятии «корень». Задачи урока:Дидактические: 1. Обобщить и систематизировать знания о п...

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: «Слова разных частей речи. Составление текста по рисунку и опорным словам».

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: «Слова разных частей речи. Составление текста по рисунку и опорным словам»....

Технологическая карта урока русского языка "Корень, приставка, суффикс – значимые части слова." 3 класс

laquo;Школа России», В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. Корень, приставка, суффикс – значимые части слова....

Технологическая карта урока русского языка, УМК "Перспектива", 4 класс, тема: "Слово как часть речи"

Цель урока: формированиеу обучающихся представленияо слове как о части речи, умения определять часть речи по грамматическому значению.Задачи урока:Дидактические:1) дать представление о «граммати...