Технологическая карта урока русского языка по теме "Окончание как изменяемая часть слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Данный материал может пригодиться для использования педагогом на уроке русского языка по теме "Окончание как изменяемая часть слова".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Дата:
1 | ФИО | Пестерева Мария Владимировна |
2 | Место работы | МОАУ «Гимназия №6» |
3 | Должность | учитель начальных классов |
4 | Предмет | Русский язык |
5 | Класс | 2 «Б» |
6 | Тема и номер урока в теме | Окончание как изменяемая часть слова |
7 | Базовый учебник | Русский язык, 1ч., В.П. Канакина, В.Г. Горецкий |
8 | Цель урока | формирование умения выделять окончание в слове. |
9 | Задачи | |
- образовательные (формирование познавательных УУД): | формировать представление об окончании как изменяемой части слова; формировать умение отличать форму слова от однокоренных слов; формировать умение применять полученные знания при выполнении заданий. | |
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): | развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение. | |
- развивающие (формирование регулятивных УУД): | содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения. | |
- здоровьесберегающие (формирование регулятивных УУД): | обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения. | |
10 | Тип урока: | Урок овладения новым материалом. |
11 | Формы работы учащихся: | Фронтальная, индивидуальная, парная. |
12 | Необходимое техническое оборудование: | Компьютер, проектор. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОВЛАДЕНИЯ НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ | ||||||||
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятель-ность ученика | Время в мин. | Формируемые УУД | ||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные, личностные | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | I. Мотивация учебной деятельности учащихся | Презента-ция | - Проверьте свою готовность к уроку. - Тихонечко садитесь. - Давайте проверим, всё ли у вас готово для урока. На каждый урок русского языка нужно готовить: пенал, синюю ручку, простой карандаш, ластик, линейку, учебник, рабочую тетрадь. - А сейчас покажите, как нужно правильно сидеть. (1 слайд) - Почему на третьей картинке перечёркнуты предметы? (На уроках мы не достаём игрушки, еду, гаджеты.) - Теперь мы готовы к уроку! | Приветству-ют учителя. | 2 мин | обеспечение организации их учебной деятельности. Эмоционально- положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. | способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |
2 | II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний | Презента-ция | Минутка чистописания. - Ребята, откройте тетради и пропишите букву, которая у вас написана после домашней работы. Практически у всех она разная. Во время письма сидим ровно, следим за посадкой. - Запишите на следующей строке после прописи число, классная работа. Поставьте ударение и подчеркните орфограммы, которые нам встретились. - На прошлых уроках мы с вами проходили темы «Однокоренные слова» и «Корень». - Что же такое корень? Какие слова называют однокоренными? - На следующей строке после надписи «классная работа» запишите два однокоренных слова к слову «небо». Выделите их корень. (2-3 слайд) | Работают в тетрадях (минутка чистописания) Отвечают на вопросы. Работают в тетрадях (минутка чистописания) | 5 мин | работа с информацией, выполнение логических операций сравнения. Анализа, обобщения, использование знако-символических средств. | принимать и сохранять учебную задачу | участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания. |
3 | III. Постановка цели и задач урока. | Презента-ция | - Тема нашего урока – «Окончание как изменяемая часть слова». (4 слайд) - Посмотрите внимательно на слайд и прочитайте слова. Чем они похожи? Чем отличаются? (5 слайд) - Что это? Как называется эта часть слова? Как её обозначить? (6 слайд) - Можно ли назвать эти слова однокоренными? Почему? (Нет) - Что вы заметили? - Как называются эти слова? - Какая у нас возникла проблема? - Какую цель и задачи мы поставим перед собой на этот урок? (7 слайд) Цель: научиться выделять окончание в слове. Задачи: 1) узнать, что такое форма слова и окончание. 2) научиться отличать однокоренные слова от форм слов. 3) научиться применять полученные знания при выполнении заданий. | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. Ставят цель и задачи на урок. | 4 мин | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; | идет управле-ние своей деятельностью, включается волевая саморе-гуляция, ученик контролирует свои действия. | учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию |
4 | IV. Первичное получение знаний с проговарива-нием во внешней речи | Презента-ция | - Скажите, как вы понимаете слово «окончание», что оно значит? - Обратите внимание на слайд: прочитайте задание. Что нужно сделать? Давайте выполним задание вместе: я буду читать вопросы, а вы — отвечать на них. (слайд 8) Что вы заметили? Что изменилось? Что осталось прежним? Смысл слова изменился? (слайд 9) - Правильно, изменилась только та часть слова, которая находится на конце слова, а смысл у всех слов одинаковый, он не изменился. - Прочитайте правило. Как называется новая часть слова? Почему? Какую особенность имеет эта часть слова? Как обозначается окончание? (слайд 10) - Выпишите слова в строку через запятую, выделите у них окончание». (слайд 9) - Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте выполнение задания по образцу. (слайд 11) Если окончание выполнено верно, ставите «+» над словом, если неверно, то «-». - Все справились с заданием? - Молодцы! | Отвечают на вопросы, работают с презентацией. Работают в тетрадях Взаимопроверка работ | 7 мин | работа с информацией, выполнение логических операций сравнения. Анализа, обобщения, использование знако-символических средств. | осмысляют материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. | учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию |
6 | V. Включение в систему знаний и закрепление | Презента-ция | - Мы уже знаем, как называются слова, которые близки по значению и имеют одинаковый корень. Как они называются? (Однокоренные.) - Как называются слова, которые имеют одинаковое значение и одинаковый корень, но разное окончание? - Давайте рассмотрим картинку. Что делает Соня? Из чего она делает печенье? (слайд 12) - Верно! Соня делает печенье из теста. Чем отличается каждое печенье? (Формой.) - Так и есть! Всё печенье сделано из одного и того же теста, но форма у каждого своя. - Прочитайте правило, что такое форма слова? (слайд 13) - Ребята, мы решили первую задачу! (слайд 14) Работа в парах. - А сейчас внимание на слайд. Вам необходимо в парах посоветоваться и найти лишнее слово, определить окончания в словах. (слайд 15) - Не забываем о правилах работы в парах: как мы должны работать? (слайд 16) (обсуждение учащимися в парах, после фронтальное обсуждение с классом –слайд 17) - Как же отличить формы слова от однокоренного слова? (Нужно выяснить значения всех представленных слов. Слово, имеющее близкое к остальным, но не точно такое же значение, — однокоренное. Однокоренное слово не является формой слова.) - Мы решили вторую задачу урока! (слайд 18) | Работают в парах. - Дружно, активно, советоваться, не мешать другим. Отвечают на вопросы | 12 мин | знать, что такое форма слова и окончание. уметь отличать однокоренные слова от форм слов. | умеют коррек-тировать текст, составлять текст из разрозненных предложений. Включение компетенции «Я могу применять свои знания!» | способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
5 | Физминутка | Ребята, давайте встанем рядом со своими партами и проведем физминутку. (слайд 19) | Выполняют физминутку | 1 мин | уметь перек-лючать внима-ние, снять утом-ление мышц. | |||
7 | VI. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) | Карточка - Ребята, у вас на столах лежат карточки, посмотрите на 1 задание, что в нём нужно сделать? - Что нужно сделать во 2 задании? А в 3 задании? - Приступайте к выполнению карточки. Помните, что вы работаете самостоятельно, ни с кем не советуетесь. (слайд 20-21 – 1 задание) (слайд 22-23 – 2, 3 задание) - Проверяем, что у вас получилось. Начинаем с первого задания. - Ребята, с помощью вот таких стикеров вы можете оценить результат выполненных заданий. - Нарисуйте первый стикер, если справились с заданием легко и успешно. - Нарисуйте второй стикер, если было трудно, но вы справились. - Нарисуйте третий стикер, если задание оказалось трудным и для его выполнения нужна помощь. (слайд 24) | Карточка Отвечают на вопросы Взаимопро-верка и проверка по шаблону Оценивают свою деятельность | 10 мин | уметь применять полученные знания при выполнении заданий. | Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения | уметь коррек-тировать текст, составлять текст из разрозненных предложений. | |
8 | Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении | Домашнее задание на карточках. Из задания 2 спишите в тетради текст, выделив в нём все абзацы. | Записывают дом. задание в дневниках | 1 мин | ||||
9 | VII. Рефлексия (подведение итогов занятия) | - Давайте подведём итоги. Все ли задачи мы сегодня решили? Достигли ли мы цели урока? (слайд 25) - Что такое окончание? Что такое форма слова? Как отличить однокоренное слово от формы слова? - Поделитесь своими впечатлениями об уроке, оцените свою работу. - Если на уроке все получилось, и было интересно, поднимите правую руку, если были сложности, то левую. Спасибо за работу. | Подводят итоги урока, анализируют свою деятельность на предмет достижения цели и задач урока. | 3 мин | способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 2 класс, "Повторение написания частей слова", УМК "Начальная школа 21 века".
Тип урока: рефлексияЦель урока: повторение и закрепление изученного материала.Задачи урокаДидактические: организовать работу по повторению правописания частей слова: безударные гласные в корне, непрои...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Окончание как часть слова».
Цель урока: формирование у учащихся представлений об окончании как изменяемой части слова и его роли в формообразовании, умения находить и выделять окончания в словах.Задачи урока:Дидактические:1. Соз...

Технологическая карта урока русского языка «Повторение. Корень как общая часть родственных слов.». УМК «Школа России», 2 класс.
Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: обобщение знаний обучающихся о понятии «корень». Задачи урока:Дидактические: 1. Обобщить и систематизировать знания о п...

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: «Слова разных частей речи. Составление текста по рисунку и опорным словам».
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: «Слова разных частей речи. Составление текста по рисунку и опорным словам»....

Технологическая карта урока русского языка "Корень, приставка, суффикс – значимые части слова." 3 класс
laquo;Школа России», В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. Корень, приставка, суффикс – значимые части слова....
Технологическая карта урока русского языка, УМК "Перспектива", 4 класс, тема: "Слово как часть речи"
Цель урока: формированиеу обучающихся представленияо слове как о части речи, умения определять часть речи по грамматическому значению.Задачи урока:Дидактические:1) дать представление о «граммати...

