"Типы склонений. Алгоритм определения склонения имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Конспект урока по русскому языку, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_tipy_skloneniy.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по теме:

«Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного»

Тип: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель: Закреплять знания о типах склонения имен существительных; познакомить с алгоритмом определения склонения имени существительного

Планируемые предметные результаты: научатся определять тип склонения имени существительного; правильно определять тип склонения в косвенных падежах по алгоритму, правильно писать слова с безударной гласной в корне непроверяемой ударением; определять падежи существительных.

Метапредметные УУД: 

Познавательные:  самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия  и его результата   с заданным эталоном; оценивание качества   и уровня усвоения материала;

коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем   и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера; 

Личностные результаты: Нравственно-этическое оценивание усваиваемого  содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор  на основе  социальных и личностных ценностей.

Оборудование и материалы:

  • Русский язык, 4 класс Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях (Ч.1) В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – М.: Просвещение, 2023 год.
  • Интерактивная панель.
  • Материалы для создания   модели «Три склонения существительных».
  • Индивидуальные карточки
  • Рабочие листы.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Для того чтобы с хорошим настроением начать урок русского языка, пожелаем друг другу успехов в учении. И мы начинаем нашу работу.

Посмотрите, все ли готово к уроку?

Запишите число, классная работа.

Минутка чистописания. Пропишем соединение букв:  пе по пи

 Словарная работа.

Прослушайте стихотворение и доскажите последнее слово.

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель иль белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется … (пейзаж)

Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. Сделайте транскрипцию этого слова.

По толковому словарю на странице 152-153 учебника определите значение этого слова.

2. Повторение изученного.

Устный опрос. Дайте определение имени существительного, как части речи. (Существительное – это часть речи, которое отвечает на вопрос кто? или что? И обозначает предмет)

Как изменяется имя существительное?   (По числам и падежам)

Какие постоянные признаки имеет существительное? (Род и склонение).

- О каком падеже идет речь?

По презентации повторить.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сегодня вы на уроке вы сами себя будете оценивать. У вас на столах оценочные листы.  (За каждое правильно выполненное задание вы будете ставить по 2 баллу, в конце урока будете оценивать себя. Если у вас 1 ошибка ставите 1 б., если 2 и больше то обаллов.).

Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости.

- Объясните её смысл.

(Проживая каждый день, человек узнаёт что-то новое, и накопленные знания делают его более разумным, понимающим, мудрым).

- Очень хотелось бы, чтобы эта пословица стала девизом нашего урока.

1)- Найдите в этом предложении имена существительные. (День, частичку, жизни, мудрости).

- Определите их род и склонение. Кто все правильно сделал ставим 2 балл.

Проверяем на доске.

На предыдущих уроках какую тему мы проходили? (3 склонения имен существительных).

- Как отличить существительные одного склонения от другого? (По роду и окончанию).

Какие существительные относятся к первому склонению?(открываем карточки).

- Постарайтесь определить тему урока. (Склонения имен существительных.)

- Какие цели поставим? (Будем продолжать учиться определять склонение имени существительного. Составим алгоритм определения склонения имени существительного).

4. Актуализация знаний.

1. Интерактивная карточка на Учи.ру. ФГОС поурочно - 2 четверть – Тема: 1,2,3 склонения имен существительных.   Определи склонение.

2. Самостоятельное составление алгоритма. Работа в парах.

Посмотрите на вашем столе карточки, распределите их по порядку, в котором мы бы увидели алгоритм наших действий.

Поставить имя существительное в начальную форму

Определить род

Выделить окончание

По роду и окончанию определить склонение

Проверка на интерактивной панели во вкладке Определи склонение. (на доске меняет порядок алгоритма).

3. Обобщение и систематизация знаний

Работа в парах.

- Сейчас будете работать в парах. 

-Пожалуйста, в Рабочем листе  Прочитайте рассуждения ученика, найдите  и исправьте ошибки».

В предложении «Дым из  труб стелется по земле »  три  имени существительных: дым, труб, земле. Выделяю окончания.

В слове дым окончание нулевое. Это существительное 2склонения.

 В слове труб нулевое окончание.  Это  существительное 2 склонения.

 В слове земле окончание е. Это существительное 2 склонения.

- Пожалуйста, поднимите руку, кто выполнил всю работу правильно. Молодцы! (ставим 2 балл.)

-В чём же заключается ошибка ученика?  (Не поставил существительные в начальную форму)

- Проверим.

-В чём заключается ошибка?

-С чего надо начинать определение склонения существительного?

-Назовите начальную форму

-Что нужно сделать дальше?

-Составьте алгоритм рассуждения при определении склонения.

6. Физкультурная минутка.  Учитель называет имена существительные, а учащиеся определяют их склонение хлопаньем в ладоши, соответственно,

1 скл. – перед лицом, 2 скл. – на уровне груди, 3 скл. – на уровне колен.

Грач, ладонь, ладошка, рука, кисть, плащ, печь, карандаш, юноша.

7. Работа по учебнику.

Откройте учебник. Стр.100. Упр.183.

Прочтите правило. Правильно ли мы с вами составили алгоритм действий.

Теперь применим наши знания на выполнении упражнения 183. (1 балл).

Взаимопроверка.

Дифференцированное задание.

Определи склонение   и падеж существительных:

Без кисти (       п,      скл.),

по капле (       п,      скл.),  

с неба (       п,      скл.),

о речке (       п,      скл.),  

после дождя (       п,      скл.),  

9. Вывод. Учи.ру  Интерактивная карточка (Упражнения в определении склонения). ФГОС поурочно-Русский язык-2 четверть-1,2,3 склонение- Домашнее задание – Определяем склонение существительного.

10. Рефлексия

-Ребята, как вы думаете, достигли вы  цели урока?

Давайте вернёмся нашему девизу: Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости. Получили вы новые знания?

- Кто из вас безошибочно  научился определять склонения имён существительных?

-По каким признакам мы определяем  склонение существительных?   (По роду и окончанию.)

Какие задания вам больше всего понравились?

-Сейчас, оценим свою работу на уроке.

- 1) Посчитайте количество всех баллов, которые вы заработали при работе на рабочем листе и в тетради, оцените свою работу.

- 2) Оценим аккуратность работы в тетрадях. Кто написал без помарок и ошибок, ставим 2 балл.

От 10 до12  баллов отметка 5

От 7  до 9 баллов отметка 4

От 4 до 6  баллов  отметка 3

от 0 до 3 баллов отметка 2

Оцените

Домашняя работа.

Дома вам нужно выучить правило на странице 100, выполнить упр.  186

Интерактивная карточка №12 на Учи.ру

Карточка № 1

Карточки для работы в парах

Поставить имя существительное в начальную форму

Определить род

Выделить окончание

По роду и окончанию определить склонение

Поставить имя существительное в начальную форму

Определить род

Выделить окончание

По роду и окончанию определить склонение

Поставить имя существительное в начальную форму

Определить род

Выделить окончание

По роду и окончанию определить склонение

Карточка № 2

В предложении «Дым из труб стелется по земле» три имени существительных: Дым, труб, земле.

Выделяю окончания. В слове дым нулевое окончание. Это существительное 2-го склонения.

В слове труб нулевое окончание. Это существительное 2-го склонения.

В слове земле окончание -е. Это существительное 2- го склонения.

Карточка № 2

В предложении «По земле стелются клочья тумана» три имени существительных: земле, клочья, тумана.

Выделяю окончания. В слове земле окончание – е. Это существительное 2-го склонения.

В слове клочья окончание – я. Это существительное 1-го склонения.

В слове тумана окончание – а. Это существительное 1-го склонения.

Карточка № 2

В предложении «По земле стелются клочья тумана» три имени существительных: земле, клочья, тумана.

Выделяю окончания. В слове земле окончание – е. Это существительное 2-го склонения.

В слове клочья окончание – я. Это существительное 1-го склонения.

В слове тумана окончание – а. Это существительное 1-го склонения.

Карточка № 2

В предложении «По земле стелются клочья тумана» три имени существительных: земле, клочья, тумана.

Выделяю окончания. В слове земле окончание – е. Это существительное 2-го склонения.

В слове клочья окончание – я. Это существительное 1-го склонения.

В слове тумана окончание – а. Это существительное 1-го склонения.

Карточка № 2

В предложении «По земле стелются клочья тумана» три имени существительных: земле, клочья, тумана.

Выделяю окончания. В слове земле окончание – е. Это существительное 2-го склонения.

В слове клочья окончание – я. Это существительное 1-го склонения.

В слове тумана окончание – а. Это существительное 1-го склонения.

Приложение  3

Карточка №3

Ф.И.___________________________

Без кисти (       п,      скл.),

по капле (       п,      скл.),  

с неба (       п,      скл.),

о речке (       п,      скл.),  

после дождя (       п,      скл.),  

Карточка №3

Ф.И.___________________________

Без кисти (       скл.),

по капле (        скл.),  

с неба (      скл.),

о речке (     скл.),  

после дождя (      скл.),  

Карточка №3

Ф.И.___________________________

Без кисти (       п,      скл.),

по капле (       п,      скл.),  

с неба (       п,      скл.),

о речке (       п,      скл.),  

после дождя (       п,      скл.),  

к дубраве (       п,      скл.),

над лесом (       п,      скл.),  

у горы  (       п,      скл.),  

под землей (       п,      скл.)

Карточка №3

Ф.И. __________________________

Без кисти (       п,      скл.),

по капле (       п,      скл.),  

с неба (       п,      скл.),

о речке (       п,      скл.),  

после дождя (       п,      скл.),  

к дубраве (       п,      скл.),

над лесом (       п,      скл.),  

у горы  (       п,      скл.),  

под землей (       п,      скл.)

Карточка №3

Ф.И.___________________________

Без кисти (       п,      скл.),

по капле (       п,      скл.),  

с неба (       п,      скл.),

о речке (       п,      скл.),  

после дождя (       п,      скл.),  

к дубраве (       п,      скл.),

над лесом (       п,      скл.),  

у горы  (       п,      скл.),  

под землей (       п,      скл.)

Карточка №3

Ф.И.__________________________

Без кисти (       п,      скл.),

по капле (       п,      скл.),  

с неба (       п,      скл.),

о речке (       п,      скл.),  

после дождя (       п,      скл.),  

к дубраве (       п,      скл.),

над лесом (       п,      скл.),  

у горы  (       п,      скл.),  

под землей (       п,      скл.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного".

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного".Цели: закреплять знания о типах склонения имен существительных...

Урок русского языка в 4 классе. "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного"

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.  Программа В.П. Канакина, В.Г. Горецкий....

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе по теме: « Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных.»

Конспект урока русского языка "Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных " 4 класс  УМК "Школа России" Учебник : Канакина В. П, 4 класс...

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного

Урок русского языка в 4 классе по теме "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного " определяет следующие цели:закреплять знания о типах склонения имён существител...

Конспект урока русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", УМК "Школа России", 4 класс

Конспект урока русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", УМК "Школа России", 4 класс....

Презентация к уроку русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", 4 класс

Презентация к уроку русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", 4 класс...

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...