"Типы склонений. Алгоритм определения склонения имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе по теме:
«Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного»
Тип: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель: Закреплять знания о типах склонения имен существительных; познакомить с алгоритмом определения склонения имени существительного
Планируемые предметные результаты: научатся определять тип склонения имени существительного; правильно определять тип склонения в косвенных падежах по алгоритму, правильно писать слова с безударной гласной в корне непроверяемой ударением; определять падежи существительных.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Личностные результаты: Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование и материалы:
- Русский язык, 4 класс Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях (Ч.1) В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – М.: Просвещение, 2023 год.
- Интерактивная панель.
- Материалы для создания модели «Три склонения существительных».
- Индивидуальные карточки
- Рабочие листы.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Для того чтобы с хорошим настроением начать урок русского языка, пожелаем друг другу успехов в учении. И мы начинаем нашу работу.
Посмотрите, все ли готово к уроку?
Запишите число, классная работа.
Минутка чистописания. Пропишем соединение букв: пе по пи
Словарная работа.
Прослушайте стихотворение и доскажите последнее слово.
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель иль белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется … (пейзаж)
Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. Сделайте транскрипцию этого слова.
По толковому словарю на странице 152-153 учебника определите значение этого слова.
2. Повторение изученного.
Устный опрос. Дайте определение имени существительного, как части речи. (Существительное – это часть речи, которое отвечает на вопрос кто? или что? И обозначает предмет)
Как изменяется имя существительное? (По числам и падежам)
Какие постоянные признаки имеет существительное? (Род и склонение).
- О каком падеже идет речь?
По презентации повторить.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сегодня вы на уроке вы сами себя будете оценивать. У вас на столах оценочные листы. (За каждое правильно выполненное задание вы будете ставить по 2 баллу, в конце урока будете оценивать себя. Если у вас 1 ошибка ставите 1 б., если 2 и больше то обаллов.).
Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости.
- Объясните её смысл.
(Проживая каждый день, человек узнаёт что-то новое, и накопленные знания делают его более разумным, понимающим, мудрым).
- Очень хотелось бы, чтобы эта пословица стала девизом нашего урока.
1)- Найдите в этом предложении имена существительные. (День, частичку, жизни, мудрости).
- Определите их род и склонение. Кто все правильно сделал ставим 2 балл.
Проверяем на доске.
На предыдущих уроках какую тему мы проходили? (3 склонения имен существительных).
- Как отличить существительные одного склонения от другого? (По роду и окончанию).
Какие существительные относятся к первому склонению?(открываем карточки).
- Постарайтесь определить тему урока. (Склонения имен существительных.)
- Какие цели поставим? (Будем продолжать учиться определять склонение имени существительного. Составим алгоритм определения склонения имени существительного).
4. Актуализация знаний.
1. Интерактивная карточка на Учи.ру. ФГОС поурочно - 2 четверть – Тема: 1,2,3 склонения имен существительных. Определи склонение.
2. Самостоятельное составление алгоритма. Работа в парах.
Посмотрите на вашем столе карточки, распределите их по порядку, в котором мы бы увидели алгоритм наших действий.
Поставить имя существительное в начальную форму |
Определить род |
Выделить окончание |
По роду и окончанию определить склонение |
Проверка на интерактивной панели во вкладке Определи склонение. (на доске меняет порядок алгоритма).
3. Обобщение и систематизация знаний
Работа в парах.
- Сейчас будете работать в парах.
-Пожалуйста, в Рабочем листе Прочитайте рассуждения ученика, найдите и исправьте ошибки».
В предложении «Дым из труб стелется по земле » три имени существительных: дым, труб, земле. Выделяю окончания.
В слове дым окончание нулевое. Это существительное 2склонения.
В слове труб нулевое окончание. Это существительное 2 склонения.
В слове земле окончание е. Это существительное 2 склонения.
- Пожалуйста, поднимите руку, кто выполнил всю работу правильно. Молодцы! (ставим 2 балл.)
-В чём же заключается ошибка ученика? (Не поставил существительные в начальную форму)
- Проверим.
-В чём заключается ошибка?
-С чего надо начинать определение склонения существительного?
-Назовите начальную форму
-Что нужно сделать дальше?
-Составьте алгоритм рассуждения при определении склонения.
6. Физкультурная минутка. Учитель называет имена существительные, а учащиеся определяют их склонение хлопаньем в ладоши, соответственно,
1 скл. – перед лицом, 2 скл. – на уровне груди, 3 скл. – на уровне колен.
Грач, ладонь, ладошка, рука, кисть, плащ, печь, карандаш, юноша.
7. Работа по учебнику.
Откройте учебник. Стр.100. Упр.183.
Прочтите правило. Правильно ли мы с вами составили алгоритм действий.
Теперь применим наши знания на выполнении упражнения 183. (1 балл).
Взаимопроверка.
Дифференцированное задание.
Определи склонение и падеж существительных:
Без кисти ( п, скл.),
по капле ( п, скл.),
с неба ( п, скл.),
о речке ( п, скл.),
после дождя ( п, скл.),
9. Вывод. Учи.ру Интерактивная карточка (Упражнения в определении склонения). ФГОС поурочно-Русский язык-2 четверть-1,2,3 склонение- Домашнее задание – Определяем склонение существительного.
10. Рефлексия
-Ребята, как вы думаете, достигли вы цели урока?
Давайте вернёмся нашему девизу: Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости. Получили вы новые знания?
- Кто из вас безошибочно научился определять склонения имён существительных?
-По каким признакам мы определяем склонение существительных? (По роду и окончанию.)
Какие задания вам больше всего понравились?
-Сейчас, оценим свою работу на уроке.
- 1) Посчитайте количество всех баллов, которые вы заработали при работе на рабочем листе и в тетради, оцените свою работу.
- 2) Оценим аккуратность работы в тетрадях. Кто написал без помарок и ошибок, ставим 2 балл.
От 10 до12 баллов отметка 5
От 7 до 9 баллов отметка 4
От 4 до 6 баллов отметка 3
от 0 до 3 баллов отметка 2
Оцените
Домашняя работа.
Дома вам нужно выучить правило на странице 100, выполнить упр. 186
Интерактивная карточка №12 на Учи.ру
Карточка № 1
Карточки для работы в парах
Поставить имя существительное в начальную форму |
Определить род |
Выделить окончание |
По роду и окончанию определить склонение |
Поставить имя существительное в начальную форму |
Определить род |
Выделить окончание |
По роду и окончанию определить склонение |
Поставить имя существительное в начальную форму |
Определить род |
Выделить окончание |
По роду и окончанию определить склонение |
Карточка № 2
В предложении «Дым из труб стелется по земле» три имени существительных: Дым, труб, земле. Выделяю окончания. В слове дым нулевое окончание. Это существительное 2-го склонения. В слове труб нулевое окончание. Это существительное 2-го склонения. В слове земле окончание -е. Это существительное 2- го склонения. |
Карточка № 2 |
В предложении «По земле стелются клочья тумана» три имени существительных: земле, клочья, тумана. Выделяю окончания. В слове земле окончание – е. Это существительное 2-го склонения. В слове клочья окончание – я. Это существительное 1-го склонения. В слове тумана окончание – а. Это существительное 1-го склонения. |
Карточка № 2 |
В предложении «По земле стелются клочья тумана» три имени существительных: земле, клочья, тумана. Выделяю окончания. В слове земле окончание – е. Это существительное 2-го склонения. В слове клочья окончание – я. Это существительное 1-го склонения. В слове тумана окончание – а. Это существительное 1-го склонения. |
Карточка № 2 |
В предложении «По земле стелются клочья тумана» три имени существительных: земле, клочья, тумана. Выделяю окончания. В слове земле окончание – е. Это существительное 2-го склонения. В слове клочья окончание – я. Это существительное 1-го склонения. В слове тумана окончание – а. Это существительное 1-го склонения. |
Карточка № 2 |
В предложении «По земле стелются клочья тумана» три имени существительных: земле, клочья, тумана. Выделяю окончания. В слове земле окончание – е. Это существительное 2-го склонения. В слове клочья окончание – я. Это существительное 1-го склонения. В слове тумана окончание – а. Это существительное 1-го склонения. |
Приложение 3
Карточка №3 Ф.И.___________________________ Без кисти ( п, скл.), по капле ( п, скл.), с неба ( п, скл.), о речке ( п, скл.), после дождя ( п, скл.), | Карточка №3 Ф.И.___________________________ Без кисти ( скл.), по капле ( скл.), с неба ( скл.), о речке ( скл.), после дождя ( скл.), |
Карточка №3 Ф.И.___________________________ Без кисти ( п, скл.), по капле ( п, скл.), с неба ( п, скл.), о речке ( п, скл.), после дождя ( п, скл.), к дубраве ( п, скл.), над лесом ( п, скл.), у горы ( п, скл.), под землей ( п, скл.) | Карточка №3 Ф.И. __________________________ Без кисти ( п, скл.), по капле ( п, скл.), с неба ( п, скл.), о речке ( п, скл.), после дождя ( п, скл.), к дубраве ( п, скл.), над лесом ( п, скл.), у горы ( п, скл.), под землей ( п, скл.) |
Карточка №3 Ф.И.___________________________ Без кисти ( п, скл.), по капле ( п, скл.), с неба ( п, скл.), о речке ( п, скл.), после дождя ( п, скл.), к дубраве ( п, скл.), над лесом ( п, скл.), у горы ( п, скл.), под землей ( п, скл.) | Карточка №3 Ф.И.__________________________ Без кисти ( п, скл.), по капле ( п, скл.), с неба ( п, скл.), о речке ( п, скл.), после дождя ( п, скл.), к дубраве ( п, скл.), над лесом ( п, скл.), у горы ( п, скл.), под землей ( п, скл.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного".
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного".Цели: закреплять знания о типах склонения имен существительных...
Урок русского языка в 4 классе. "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного"
Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Программа В.П. Канакина, В.Г. Горецкий....

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе по теме: « Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных.»
Конспект урока русского языка "Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных " 4 класс УМК "Школа России" Учебник : Канакина В. П, 4 класс...

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного
Урок русского языка в 4 классе по теме "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного " определяет следующие цели:закреплять знания о типах склонения имён существител...

Конспект урока русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", УМК "Школа России", 4 класс
Конспект урока русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", УМК "Школа России", 4 класс....

Презентация к уроку русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", 4 класс
Презентация к уроку русского языка "Типы склонения. Алгоритм определения склонения имен существительных", 4 класс...

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...